Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

К 70-ЛЕТИЮ РАЗВИТИЯ ДЗЮДО В СССР

 

 
   
И. В. Саланин, кандидат
педагогических наук,
Великолукский филиал МОГИФКа,
А. М. Ларионов, ГДОИФК
 

Развитие дзюдо в России качалось с организации в 1914 г. во Владивостоке кружка при спортивном обществе, где занималось около 50 человек, преимущественно студенты и учащиеся старших классов мужской гимназии и коммерческого училища.

Основоположник этой борьбы — страстный энтузиаст Василий Сергеевич Ощепков.

После русско-японской войны с группой подростков он был направлен царским правительством в Японию учиться японскому языку. В токийской школе, где подростки овладевали японским и английским языками, проходили также практические занятия по дзюдо.

В. С. Ощепков оказался способным учеником, быстро осваивал основы дзюдо и скоро стал заметно выделяться среди сверстников. Он решил заняться дзюдо по-настоящему и в 1908 г., выдержав вступительные испытания, поступил в институт Кодекам, хотя продолжал учиться в школе. Совмещать учебу в институте и в школе было исключительно трудно. Тем не менее за 5 лет В. С. Ощепков сумел изучить японский и английский языки и пройти полный курс обучения борьбе дзюдо в Кодокане.

Из дзюдо в Японии сделан культ, и успех русского в этом виде спорта был явлением выдающимся. Японцы допускали иностранцев в институт только при условии, что они выдержат вступительное испытание, которое требовало большой силы воли и самообладания. В дни приема, которые устанавливались заранее, в присутствии всего состава института желающий поступить на обучение обязан был явиться в зал, где проходили занятия по дзюдо. На центральном месте вблизи татами восседал глава института Дзигаро Кано. Соблюдая установленный этикет, поступающий должен был низким поклоном, обращенным к Кано, выразить желание поступить учиться. Кано выбирал одного из мастеров черного пояса (высший класс дзюдо-

 

истов) в соперники поступающему. Борьба на татами продолжалась до тех пор, пока поступающий в неравной схватке не терял сознание. После этого его выносили во двор и обливали холодной водой. На следующий день в установленное время он опять должен был прийти в тот же зал и поклоном подтвердить неизменность своего желания учиться. Только в этом случае его принимали в институт или подвергали повторному испытанию.

За высокие спортивные достижения единственный из всех иностранцев В. С. Ощепков был награжден черным поясом второй инструкторской ступени института Кодокан. По этому случаю в одной из японских газет промелькнуло сообщение о том, что, наконец, русский медведь добился исполнения своего желания.

Идея создания единой системы самозащиты родилась у талантливого японца Дзигаро Кано (1860 — 1938}. В течение нескольких лет он изучал на практике существовавшие системы самозащиты (в Японии их было более 40) и, выбрав из них три наиболее популярные — «дзюу-дзюцу», «тензинсиниорю», «киторю», приступил к отбору наиболее эффективных приемов для новой системы. Затем вместе с немецким врачом Эрвином Бельтцем (в то время преподавателем Токийского университета) он разработал и обосновал указания, касающиеся механики и анатомо-физиологического воздействия отобранных приемов на организм человека.

Все отобранные приемы он разбил на две группы. В одну из них вошли броски, болевые приемы и удушающие захваты на земле, в другую — удары руками и ногами, болевые приемы и удушающие захваты в стойке. Приемы первой группы стали элементами японской национальной борьбы. В § 1 правил борьбы было сказано, что соревнования по дзюдо заключаются в борьбе, исход которой решается броском из стойки или соответствующим приемом в партере, что борьба в стойке заключается в бросках, не связанных с падени-

Library   87   Up


Contents

 

Home
 

ем ради приема, а борьба лежа на ковре — в приемах удержания противника спиной на ковре, удушающих захватах и захватах рук с целью перегиба локтевого сустава в обратном сгибу направлении.

Все приемы дзюдо были одинаково пригодны как для спортивной, так и для рукопашной схватки. Спортивная схватка становилась прекрасным средством физического развития и одновременно средством совершенствования техники выполнения приемов, тактического мастерства, прививала спортсмену решительность, смелость, хладнокровие, т. е. способствовала выработке качеств, обеспечивающих успех в рукопашной схватке.

В соответствии с уровнем спортивного мастерства спортсменов существовало семь ступеней. Отличительным знаком каждой ступени был пояс определенного цвета: белый (низшая ступень, по-нашему разряд), далее желтый, оранжевый, зеленый, синий, коричневый и черный. Черный пояс низшей ступени соответствовал 1-му Дану и далее по восходящей доходил до 10-го Дана. Борцов, имевших 10 Данов, до недавнего времени было всего лишь трое. Право присвоения звания мастера черного пояса предоставлялось только комиссии. При этом к спортсменам требования предъявлялись довольно жесткие. Например, чтобы получить синий пояс, владелец зеленого пояса должен был победить трех обладателей синего пояса подряд, не сходя с татами.

Так была создана более совершенная система дзюдо, которая вскоре стала системой физического воспитания в Японии, но до этого представители этой системы в схватках победили приверженцев других систем.

Дзюдо в переводе на русский язык означает путь к гибкости, к эластичности, к мягкости.

Токийский институт дзюдо Кодокан был открыт в 1882 г. Здесь осваивалась новая система и готовились кадры для распространения ее внутри страны. Позже, по предложению Дзигаро Кано, дзюдо ввели во всех учебных заведениях Японии в качестве обязательной дисциплины.

В начале XX в. дзюдо распространилось во многих странах мира. Однако только в 1956 г. была основана Международная федерация дзюдо (ФИД) и в Токио состоялся первый чемпионат мира. В 1964 г. дзюдо

 

впервые было включено в программу олимпийских игр.

Теперь продолжим рассказ о развитии дзюдо в дореволюционной России и в СССР.

В 1913 г. В. С. Ощепков вернулся на Родину и был назначен на должность военного переводчика во Владивостоке. В 1914 г. при местном обществе спорта он создал кружок дзюдо, а вскоре начал преподавать этот вид борьбы и слушателям Восточного института. В 1916 г. состоялись первые соревнования по дзюдо во Владивостоке, а с 1917 г. начали проводиться международные соревнования. 16 июня 1917 г. воспитанники В. С. Ощепкова в зале Владивостокского общества спорта встретились с прибывшими из Японии во главе с тренером Хидетоси Томабеци учащимися высшего коммерческого училища. В этих соревнованиях принимал участие и В. С. Ощепков. В последующие годы стали регулярными встречи с моряками иностранных судов различных стран. В период с 1927 по 1931 г. их организовывал один из первых учеников В. С. Ощепкова В. Г. Кузовлев.

Кружок дзюдо существовал до 1920 г., действовал даже в условиях иностранной интервенции. Руководители партийных органов Приморья во время интервенции большое внимание уделяли физической подготовке отрядов народной милиции, сыгравших большую роль в борьбе с белогвардейскими бандами и с интервентами. Под руководством большевиков во Владивостокском спортивном обществе с группой народной милиции три раза в неделю проводились занятия, на которых изучались приемы дзюдо, обезоруживания, владения холодным оружием. В. С. Ощепков не прекращал занятия с любителями дзюдо в этом клубе и одновременно вел сокращенный курс самозащиты и свободной борьбы в отрядах народной милиции.

С 1920 по 1925 г. В. С. Ощепков находился в Китае, где работал переводчиком в советском посольстве. В конце 1925 г. он возвратился из Китая во Владивосток и снова организовал кружок дзюдо, а в 1926 г. Приморский совет физической культуры впервые в Советском Союзе организовал 6-месячные курсы подготовки инструкторов и тренеров дзюдо. В январе 1927 г. эти курсы окончили всего 9 человек: Дюков, Кол-

 
Library   88   Up


Contents

 

Home
 

кий, Кудрин, Задков, Шедеркин, Халтурин, Кузовлёв, Жамков, Косицин (командир знаменитого партизанского отряда лесгафтовцев в годы Великой Отечественной войны).

В том же 1927 г. В. С. Ощепков был переведен в Новосибирск. Продолжая работать переводчиком, он организовал занятия дзюдо с командирами штаба Сибирского военного округа, с сотрудниками общества «Динамо» и в школе милиции. Ведя педагогическую работу, В. С. Ощепков следил по литературным источникам за развитием дзюдо в Японии и странах Западной Европы. Во многом ему помогало знание японского и английского языков. Кроме того, в процессе педагогической, работы по спортивному и прикладному дзюдо он вносил новые элементы, все больше отходил от канонов японской системы, стремясь усовершенствовать дзюдо.

В конце 1929 г. по приглашению инспектора физической подготовки и спорта Красной Армии Б. А. Кальпуса В: С. Ощепков прибыл в Москву. Б. А. Кальпус знал, что в Европе большой популярностью пользуется японская система самозащиты джиу-джитсу и что рабочие — спортсмены различных стран, входящие в спортивный интернационал, уделяют ей большое внимание и даже соревнуются с целью использования приемов в стычках с полицейскими. Ему стало известно, что в штабе Сибирского военного округа есть военный переводчик, который отлично владеет системой дзюдо, созданной японцами вместо устаревшей системы самозащиты джиу-джитсу. В конце 1929 г. он добивается перевода В. С. Ощепкова в Москву для участия в разработке нового раздела рукопашного боя без оружия для РККА- Ко времени прибытия В. С. Ощепкова в Москву в армии действовало временное руководство по штыковому бою, утвержденное начальником штаба РККА Б. Шапошниковым 29 марта 1929 г. Руководством были точно определены организация и проведение подготовки, программа и время обучения, основные приемы штыкового боя, содержание тренировки и материальное обеспечение, В отношении других элементов рукопашного боя была лишь ссылка на наставление по физической подготовке, которое еще не было разработано. Такое положение объяснялось тем, что в области штыкового

 

боя мы располагали большим количеством высококвалифицированных специалистов (Т. И. Климов, А. Б. Нечаев, Ю. К. Мордовин, К. Т. Булочко, Ю. Т. Хозиков и др.), которые в короткий срок сумели обеспечить армию не только руководством по штыковому бою, но и методическими пособиями.

В. С. Ощепкову предстояло быстро решить весьма сложные вопросы. В первую очередь надо было разработать комплекс боевых приемов боя без оружия как самостоятельную часть рукопашного боя, создать методическую документацию с описанием техники и организации обучения, приступить к подготовке кадров для обучения в войсках.

Уже в конце декабря 1929 г. по указанию Кальпуса в ЦДКА были организованы 2-месячные курсы инструкторов из начальствующего состава РККА. В. С. Ощепкова назначили инструктором спортивного сектора для руководства этими курсами. В программу курсов входили броски, рычаги, удары руками и ногами, удушения, приемы защиты невооруженного против вооруженного винтовкой, револьвером, приемы рукопашной схватки двоих невооруженных. Слушателям, закончившим курсы, предстояло организовать обучение рукопашному бою в частях РККА всех родов войск в соответствии с наставлением по рукопашному бою, выпущенным в 1930 г. В том же году начальник штаба РККА утвердил разработанное управлением штаба «Руководство по физической подготовке РККА», определившее организацию и методику рукопашного боя. На изучение приемов обезоруживания и борьбы невооруженного с невооруженным затрачивалось около трети времени, отведенного на изучение рукопашного боя.

В начале 1931 г. управление штаба РККА издало «Физические упражнения в РККА». В этом методическом пособии содержался комплекс приемов боя без оружия, разработанный В. С. Ощепкопым, который предстояло осваивать всему личному составу армии. Описание каждого приема сопровождалось иллюстрациями. В соответствии с ним инструктировали командиров и организовывали занятия с воинами Красной Армии. Основой разработанного комплекса явились важнейшие элементы рукопашного боя всех существовавших

 
Library   89   Up


Contents

 

Home
 

видов, начиная от французского и английского бокса, китайской «уши» и кончая приемами борьбы различных стилей. Приемы и комбинации состояли из наиболее эффективных элементов, проверенных в боях во время гражданской войны в Приморье. Были учтены также новые требования тактики современной войны, главным из которых являлась пригодность приемов не только для боя в траншеях, но и для наземного рукопашного боя. Проникнутый чувством большой ответственности за порученное дело, В. С. Ощепков писал: «Для бойцов и командиров Рабоче-Крестьянской Красной Армии освоение приемов искусства дзюдо должно стать боевой задачей дня, ибо Красная Армия, защищая границы единственного в мире государства трудящихся, не может отставать от возможных врагов своих ни в техническом вооружении, ни в физической подготовленности» (из письма во Всесоюзный совет физической культуры, апрель 1934 г.). Этим он руководствовался во всей своей деятельности, работая не только в армии, но и с допризывной молодежью.

Многие положения боя без оружия, разработанные В. С. Ощепковым, не утратили значения и в настоящее время.

В 1930 г. В. С. Ощепков начал преподавать на кафедре борьбы Государственного центрального института физической культуры (ГЦИФК). В то же время он продолжал вести занятия по дзюдо в Центральной высшей школе рабоче-крестьянской милиции и с командным составом РККА. В декабре 1930 г. в журнале «Физкультактивист» (№ 23 и 24) была опубликована статья, в которой предлагалось включить в комплекс ГТО приемы обезоруживания, борьбы невооруженного против вооруженного различным оружием и т. д. Нормы ГТО II ступени по самозащите и дзюдо разрабатывал ГЦИФК. В частности, для участия в разработке норм по самозащите и был приглашен в институт В. С. Ощепков, разработавший комплекс приемов рукопашного боя для РККА.

Теоретической основой самозащиты комплекса ГТО II ступени стали следующие документы, подготовленные В. С. Ощепковым: принципиальная схема элементов самозащиты; сам комплекс приемов, конспект учебной дисциплины; правила спортивных

 

соревнований по советской борьбе вольного стиля. Все элементы самозащиты он разбил на три раздела: подготовительный, спортивный и военно-прикладной. Норма комплекса ГТО по самозащите состояла из 39 отдельных приемов и комбинаций.

К началу 1932/33 учебного года В. С. Ощепков разработал конспект новой учебной дисциплины дзюдо, содержавший краткие исторические сведения о самозащите. В нем давались сведения о европейских и восточных системах и было определено место самозащиты в советской системе физического воспитания. Но главное в конспекте — подробное описание техники выполнения приемов и комбинаций, включенных в нормы ГТО II ступени, а также организации и методики проведения занятий. Этот конспект был тогда единственным пособием для преподавателей и инструкторов.

В первых правилах вольной борьбы, разработанных в 1932 г. В. С. Ощепковым, было много общего с правилами национальной японской борьбы дзюдо, но были и принципиальные отличия, которые изменяли и само содержание борьбы. В соответствии с этими правилами бороться можно было на обычном борцовском ковре, в костюме, состоящем из куртки и трусов (вместо халата и брюк), на ноги разрешалось надевать борцовки с мягкой подошвой. При борьбе лежа допускалось применение рычагов не только на локтевой сустав, но и на голеностопный и запястный суставы, исключались удушающие захваты. В соответствии с этими правилами вводились весовые категории. Продолжительность схватки ограничивалась 5 мин. В целом эти правила во многом походили на правила современной борьбы самбо.

В декабре 1932 г. президиум Всесоюзного совета физической культуры СССР утвердил комплекс ГТО II ступени. В связи с этим возникла необходимость перестройки работы всех вузов и техникумов физической культуры. Были пересмотрены программы по физической культуре и установлены учебные нормативы. Для студенток IV курса вузов ввели сдачу норматива по боевому разделу самозащиты, а мужчины теперь должны были овладевать всем комплексом самозащиты, входящим в норму.

Тогда же возникла острая необходимость в подготовке кадров для обу-

 
Library   90   Up


Contents

 

Home
 

чения самозащите членов гражданских организаций в воинов Красной Армии, в связи с чем вся тяжесть подготовки легла на ГЦИФК. С 1 сентября 1932 г. в ГЦИФКе была введена новая учебная дисциплина — дзюдо. Студенты, которые избрали в качестве специальности борьбу вольного стиля, были подготовлены к тренерской работе. Одновременно существовали курсы подготовки преподавателей физкультурных учебных заведений для обучения студентов самозащите.

С 1934 г. в ГЦИФКе был создан спортивный факультет со специальностью «борьба». На факультете готовились тренеры высокой квалификации. Среди окончивших институт по специальности «дзюдо» и спортивный факультет по специальности «вольная борьба» было немало таких, кто всю жизнь посвятил развитию спортивной борьбы: Галковский, Сагатальян, Харлампиев, Васильев, Школьников, Турин, Будзинский и многие другие воспитанники В. С. Ощепкова.

В. С. Ощепков хорошо понимал, что многое в дзюдо устарело и существует только из-за привязанности японцев к национальным традициям. Преподавая в СССР борьбу, сохранившую японское название «дзюдо», В. С. Ощепков и его ученики значительно изменили и модернизировали ее. Наряду с пособиями и

 

правилами по борьбе В. С. Ощепков оставил более 400 кадров фото- и киносъемки, где сам демонстрировал приемы самозащиты, спортивную и прикладную борьбу дзюдо. На тренировках он не мыслил себя вне борьбы, постоянно был на ковре и многократно показывал ученикам приемы. 70 лет прошло с тех пор, как начала развиваться в нашей стране борьба дзюдо, более 50 лет назад начала культивироваться в Советском Союзе вольная борьба, признанная международным видом спорта с основанием в 1966 г. Международной любительской федерации дзюдо. Основы создания ее заложил В. С. Ощепков, который владел японской национальной борьбой дзюдо, решительно пошел на ломку всего устаревшего в ней и стал вводить новые элементы, устанавливать новые правила и этим самым создавать совершенно новый вид борьбы, чем обеспечил фундамент для подготовки советских спортсменов-дзюдоистов, являющихся сильнейшими в мире после дзюдоистов Японии. Его по праву можно считать и родоначальником борьбы самбо, ослопу которой составили упражнения и приемы самозащиты л дзюдо, а также правила соревнований, разработанные В. С. Ощепковым еще в начале 30-х годов.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В СССР


БУРЯТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА

   
С. В. Калмыков, кандидат
педагогических наук,
Св. В. Калмыков, судья
республиканской категории,
Улан-Удэ
 

Бурятская национальная борьба возникла в глубокой древности как средство самозащиты и искусство рукопашного боя.

Соревнования по бурятской борьбе проводились в основном по большим праздникам {календарным, обрядовым). В них участвовали сильнейшие представители селений, уездов. Опытные борцы целенаправленно готовили себя к тяжелым испытаниям, соблюдали жесткий режим и

 

специальную диету, выполняли разнообразные физические упражнения

Основная масса трудового народа воспринимала соревнования по борьбе как средство демонстрации силы, удали, ловкости, мастерства. Кроме того, борьба была своеобразным зрелищем, отдыхом и всегда привлекала много людей.

Борцы выходили в круг без рубах и головных уборов, босыми или в кожаной обуви. Поединок считался вы-

Library   91   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало