|
виях, а в борьбе с противником, когда тот сопротивляется. Что же при этом модель? Конечно же она должна усложниться и вобрать в себя помимо характеристик собственных движений борца характеристики ситуации, ответных действий противника и многое другое. Одним словом, модель должна отражать содержание процесса спортивного противоборства в целом, а не отдельных элементов.
Этот вывод вызывает далеко идущие последствия. Становится очевидной неправомерность понятия «модель спортсмена», поскольку понятие «модель спортивного противоборства» не только шире, но и точнее. Более того, при этом ставится заслон против попыток результаты любых измерений в области спорта называть модельными характеристиками. К числу таковых могут быть отнесены лишь показатели, полученные при исследовании деятельности спортсменов высшей квалификации в условиях соревнований или в условиях, моделирующих соревнования. Главное же заключается в том, что модельные характеристики спортивного противоборства недостаточно представлять в виде средних величин: следует указывать диапазон величин этих характеристик, при котором сохранится эффективность действия или всей деятельности спортсмена. Дело в том, что все характеристики спортивного противоборства очень тесно взаимосвязаны. Изменение хотя бы одной из них вызывает изменения других. Вспомним, например, Мехико. Там уменьшение парциального давления кислорода потребовало повышения специальной выносливости борцов, а по существу, расширения диапазона величин характеристик, определяющих ее.
|
|
Рассмотрев содержательную сторону понятия «модель», обратимся к другому, не менее важному, вопросу, связанному с выяснением места этого понятия в процессе подготовки спортсмена. В различных схемах, отражающих сущность процесса тренировки, не нашлось пока места категории «модель». А найти его необходимо хотя бы для того, чтобы тренеры знали, как, где и когда использовать достижения науки, а также могли отличить полезную информацию от бесполезной.
Чтобы отыскать место категории «модель» в индивидуальной подготовке спортсмена, рассмотрим информационную структуру этого процесса, под которой обычно понимают особенности обмена информацией между его участниками. Взглянем на рисунок и проследим, каким образом замыслы тренера воплощаются в конкретный результат действий ученика.
На основе информации, поступающей от спортсмена, организаторов и научных сотрудников, тренер (тренерский совет) принимает решение. Оно может касаться как процесса подготовки в целом (например, четырехлетняя подготовка к олимпийским играм), так и отдельных компонентов (например, задачи одной тренировки). Допустим, что принято решение подготовить победителя олимпийских игр в конкретной весовой категории. Реализация этого решения начинается с построения модели спортивного противоборства. Это значит, что тренер (тренерский совет) должен как можно больше знать о том, какие требования предъявят к бор-
Информационная структура процесса индивидуальной подготовки борца |
|