Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В заключение необходимо заметить, что использовать рассмотренные здесь водолечебные факторы для восстановления и повышения функцио-

 

нального состояния борцов нужно в комплексе с другими средствами восстановления. Тогда эффективность их будет выше.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ


НАУЧНЫЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
ПОНЯТИЯ «МОДЕЛЬ СПОРТСМЕНА»

   
Р. А. Пилоян, кандидат
педагогических наук, Москва
 

В последнее время в научно-методической литературе о спортивной борьбе широко распространены близкие понятия «модель», «модель борца», «модельные характеристики борца» и т. п. Это свидетельствует о выходе нашей отрасли знаний на качественно новую ступень. Но поскольку у специалистов нет единства а понимании сущности категории «модель», необходимо решить как минимум четыре вопроса:

1.   Откуда и почему этот термин появился в спортивной науке?

2.   Что кроется за ним?

3.    Каково место категории «модель» в процессе подготовки борное?

4.   Что нового дает тренерам понятие «модель»?

Термин «модель» специалисты спорта заимствовали из физиологии, психологии, кибернетики после того, как стало очевидным, что все названные науки изучают явления, очень близкие к тому, что имеет место при подготовке спортсменов высокой квалификации. Организм, психика человека, автоматические устройства, под. готовка спортсмена — эти явления объединяет то, что все они, по сути, имеют отношение к процессам управления сложными объектами. Причем управление осуществляется за счет механизма обратной связи и на основе моделей будущего.

Заимствование знаний из смежных наук — факт отрадный. Однако заимствованию должна предшествовать глубокая проработка вопроса. Иначе оно будет чисто формальным. Нечто подобное произошло и с понятием «модель». По существу, сложилась такая ситуация, когда специа-

 

листы, не договорившись о том, что же кроется за понятием «модель», стали активно использовать его. Все сходятся на мысли, что модель — это образ или идеальное подобие процесса, А вот какого именно процесса, не совсем ясно. Так, выдающийся тренер легкоатлетов В. М. Дьячков сводит смысловую сторону понятия «модель» к явлению, именуемому в психологии установкой. Большая часть специалистов понимают подмоделью характеристики спортсмена. Несколько дальше пошел С. В. Суряхин. Он считает, что модель помимо характеристик спортсмена включает характеристики противников и наиболее целесообразные формы ведения борьбы с ними.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «модель», необходимо обратиться к работам Н. Л. Бернштейна и П. К. Анохина. Они первыми в мире обнаружили, что целенаправленный двигательный акт человек осуществляет благодаря особому механизму опережающего отражения. Суть его сводится И тому, что до момента реализации действия в центральной нервной системе человека формируется модель (точна» копня) того, что будет сделано. Они включает представление о том, какие мышцы, какие части тела будут участвовать в действии, каковы скорость, сила, амплитуда перемещения их и т. п. Данная модель нужна для того, чтобы корректировать движения человека по ходу выполнения действия и тем самым помочь ему успешно завершить это действие.

Теперь представим, что действие выполняется не а облегченных усло-

Library   69   Up


Contents

 

Home
 

виях, а в борьбе с противником, когда тот сопротивляется. Что же при этом модель? Конечно же она должна усложниться и вобрать в себя помимо характеристик собственных движений борца характеристики ситуации, ответных действий противника и многое другое. Одним словом, модель должна отражать содержание процесса спортивного противоборства в целом, а не отдельных элементов.

Этот вывод вызывает далеко идущие последствия. Становится очевидной неправомерность понятия «модель спортсмена», поскольку понятие «модель спортивного противоборства» не только шире, но и точнее. Более того, при этом ставится заслон против попыток результаты любых измерений в области спорта называть модельными характеристиками. К числу таковых могут быть отнесены лишь показатели, полученные при исследовании деятельности спортсменов высшей квалификации в условиях соревнований или в условиях, моделирующих соревнования. Главное же заключается в том, что модельные характеристики спортивного противоборства недостаточно представлять в виде средних величин: следует указывать диапазон величин этих характеристик, при котором сохранится эффективность действия или всей деятельности спортсмена. Дело в том, что все характеристики спортивного противоборства очень тесно взаимосвязаны. Изменение хотя бы одной из них вызывает изменения других. Вспомним, например, Мехико. Там уменьшение парциального давления кислорода потребовало повышения специальной выносливости борцов, а по существу, расширения диапазона величин характеристик, определяющих ее.

 

Рассмотрев содержательную сторону понятия «модель», обратимся к другому, не менее важному, вопросу, связанному с выяснением места этого понятия в процессе подготовки спортсмена. В различных схемах, отражающих сущность процесса тренировки, не нашлось пока места категории «модель». А найти его необходимо хотя бы для того, чтобы тренеры знали, как, где и когда использовать достижения науки, а также могли отличить полезную информацию от бесполезной.

Чтобы отыскать место категории «модель» в индивидуальной подготовке спортсмена, рассмотрим информационную структуру этого процесса, под которой обычно понимают особенности обмена информацией между его участниками. Взглянем на рисунок и проследим, каким образом замыслы тренера воплощаются в конкретный результат действий ученика.

На основе информации, поступающей от спортсмена, организаторов и научных сотрудников, тренер (тренерский совет) принимает решение. Оно может касаться как процесса подготовки в целом (например, четырехлетняя подготовка к олимпийским играм), так и отдельных компонентов (например, задачи одной тренировки). Допустим, что принято решение подготовить победителя олимпийских игр в конкретной весовой категории. Реализация этого решения начинается с построения модели спортивного противоборства. Это значит, что тренер (тренерский совет) должен как можно больше знать о том, какие требования предъявят к бор-

 

 

Информационная структура процесса индивидуальной подготовки борца

 

61974-27.jpg

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

цу конкретной весовой категории олимпийские игры.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что в сознании каждого тренера существует модель спортивного противоборства. Чем опытнее тренер, тем полнее модель. Однако модель, которую имеет тренер, качественная. Известно много выдающихся тренеров, которые подготовили спортсменов высшей квалификации, ориентируясь на такую модель спортивного противоборства. Но при сегодняшней конкуренции сделать это становится все трудней и трудней. Возникла острая необходимость создания количественной модели спортивного противоборства. В решении этой задачи основная нагрузка ложится на научных сотрудников.

Теперь вернемся к рисунку и представим, что есть качественно-количественная модель спортивного противоборства на уровне олимпийских игр. Теперь необходимо сравнить данные о текущем состоянии спортсмена с моделью спортивного противоборства. Наличие рассогласования и является основой для составления программы действия, которая реализуется на учебно-тренировочных занятиях. Информация об изменениях, которые происходят со спортсменом под влиянием педагогических воздействий, по каналам обратной связи поступает к тренеру (тренерскому совету). Она соотносится с моделью спортивного противоборства и служит основой для корректирования программы действий. Таковы информационная структура процесса тренировки и место категории «модель» в нем.

Что же принципиально нового получает тренер благодаря предложенной трактовке понятия «модель»? Во-первых, модель спортивного противоборства служит ориентиров при подготовке спортсмена вообще. Во-вторых, она позволяет не только направлять тренировку на то, чтобы превзойти противника в большинстве характеристик (что не всегда возможно), но и строить подготовку с учетом его недостатков. И, наконец,

 

в-третьих, модель спортивного противоборства может быть использована как инструмент прогнозирования перспективности спортсмена и отбора, поскольку благодаря ей тренеры будут знать, каковы условия протекания борьбы, какие требования они предъявляют к борцу. Причем в отличие от обычных критериев отбора модель спортивного противоборства значительно расширяет представление о том, какой спортсмен перспективен, какой нет, поскольку она не исключает возможности достижения одного и того же результата спортсменами с абсолютно разными характеристиками. Чем совершеннее модель, тем легче будет выбрать верное направление процесса тренировки, выявить перспективных спортсменов. Выводы:

1.  Содержанием понятия «модель» следует считать отраженное в центральной нервной системе специалиста в виде количественных и качественных характеристик представление о спортивном противоборстве.

2.  К числу модельных характеристик следует относить лишь показатели, полученные при исследовании деятельности спортсменов высшей квалификации в условиях соревнований или в условиях, моделирующих соревнования.

3.       Модельные характеристики спортивного противоборства должны быть представлены не в виде средних величин, а с указанием диапазона их изменений, в рамках которого сохраняется эффективность действий спортсмена или деятельности в целом.

4.   Модель спортивного противоборства является ориентиром, который позволяет тренеру отбирать спортсменов, а также планировать, осуществлять и корректировать учебно-тренировочный процесс.

5.   Задача научных сотрудников — дополнять качественные характеристики модели спортивного противоборства количественными данными, что позволит вносить в процесс подготовки спортсменов научную строгость и объективность.

 
Library   71   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало