Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-
ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЗЮДОИСТОВ

 
   
В. С. Дахновский, А. В. Еганов
 

Даже поверхностный анализ технико-тактической подготовленности советских дзюдоистов, участвовавших в чемпионате мира 1983 г., показывает, что они по-прежнему отстают от лидеров мирового дзюдо — японских борцов, особенно в весовых категориях 71, 78 иг, свыше 95 кг, абсолютной. Яркую и динамичную борьбу с применением разнообразных технических действий и комбинаций продемонстрировал лишь воспитанник майкопской школы Тлецери. Некоторое утешение — хорошие потенциальные возможности молодых спортсменов Дивисенко (95 кг) и Песняка (86 кг). Но первый после убедительных побед . над ведущими европейским и дзюдоистами (Нойройтером, ФРГ; Вашоном, Франция) оказался беспомощным в схватке с дебютантом сборной ГДР Дрешелем, не выигравшим до этого ни одного крупного турнира, Песняк же недооценил способности чеха Пуркарта и лишился возможности бороться за медаль.

Так как арсенал технико-тактических действий ведущих борцов (членов национальных сборных команд) на протяжении многих лет пополняется незначительно, основное внимание следует уделять расширению его у юных и молодых спортсменов в соответствии с современным уровнем развития дзюдо.

Молодые спортсмены должны уметь проводить в стойке 2 — 3 приема с высокой оценкой (вазаари, ипон), причем активно создавать выгодную ситуацию, а не ждать, пока она возникнет.

Молодым борцам также необходимо уметь с высокой надежностью выполнять связки-приемы стоя-лежа, заканчивать их проведением удушающего или болевого приема либо удержания, что убедительно продемонстрировали на чемпионате мира японские тяжеловесы Ямасита и Сайто.

Кроме того, у молодых спортсменов необходимо вырабатывать способность навязывать противнику оп-

 

ределенный ритм колебаний тела рывками, сбиваниями, заведениями, чтобы они могли своевременно использовать оптимальные для выполнения «коронных» приемов фазы перемещения тела противника. Такую способность на чемпионате мира показали Тлецери (60 кг) и Наканиси (71 кг).

В период подготовки к важным соревнованиям следует изучать наиболее сильных противников, искать способы нейтрализации их основных технических действий и, если позволяет собственный технический арсенал, готовить контрприемы. На Олимпиаде-80, используя именно «домашние заготовки», Ван де Балле стал чемпионом, хотя до этого он трижды проигрывал своему основному противнику Хубулури. На чемпионате мира результаты плодотворной подготовительной работы блестяще продемонстрировал Дрешель (ГДР) в финальной схватке с Дивисенко, каждое атакующее действие которого ожидалось и успешно парировалось. Очень важно также эффективно атаковать до последних минут схватки. Для этого нужна высокая специальная выносливость, чего так не хватало на чемпионате мира некоторым нашим борцам: Бекташеву, Дивисенко, Xабарели, Намгалаури.

Учитывая все это, мы проанализировали подготовленность ближайшего резерва сборной команды — юниоров. Под наблюдение в 1980 г, были взяты сильнейшие борцы 17 лет, составившие относительно однородную группу. Из лих 42 человека удалось наблюдать на протяжении 3 лет.

Отдельные компоненты технико-тактического мастерства борцов сопоставлялись на основе показателей, зарегистрированных на чемпионатах СССР среди юниоров. Это исключало влияние различий в мотивации соревновательной деятельности: на каждом таком турнире определялся ранг борцов и соответственно их тренеров в сборной команде страны. Регистрация технических дейст-

Library   72   Up


Contents

 

Home
 

вий во всех схватках чемпионатов СССР позволила достаточно полно охарактеризовать технико-тактическую подготовленность молодых борцов и наблюдать за динамикой ее на протяжении 3 лет. Результаты, полученные в ходе наблюдения, обрабатывались с помощью ЭВМ. Определен вклад каждого показателя в спортивный результат.

Было установлено, что в 17 лет у дзюдоистов выделяется семь основных факторов, общий вклад которых в результат, достигаемый спортсменом, составляет 69,5%.

В первый фактор, названный фактором атаки в борьбе лежа, были включены показатели, отражающие характер и качество схватки в этом положении (объем соревновательной и эффективной техники, надежность атаки и преследования в борьбе лежа после бросков из стойки, а также спортивный результат). Вклад этого фактора в результат деятельности дзюдоиста наибольший — 21,8%.

Во втором факторе наиболее значимыми показателями были надежность и эффективность защитных действий в борьбе лежа, а также объем эффективной техники, применявшейся в этом положении. Поэтому второй фактор был назван фактором защиты в борьбе лежа. Вклад его в результат деятельности спортсмена составлял 14%. Остальные пять факторов, вклад которых в достигнутый результат составил 33,7%, включали показатели, характеризующие возможности дзюдоистов в борьбе стоя: активность (интервал атаки), комбинационность, количество контратак, надежность атакующих и защитных действий, объем эффективной техники, разносторонность (умение атаковать в обе стороны).

Таким образом, показателями, в наибольшей мере содействующими достижению высокого результата 17-летними дзюдоистами, являются эффективность, надежность и разнообразие атакующих и защитных действий в борьбе лежа и умение переходить к ней от борьбы в стойке, используя связки приемов. Качество выполнения, разнообразие и надежность приемов атаки и контратаки в стойке, а также темп ведения борьбы в этом возрасте стоят на втором месте по значимости, в то время как в объеме технико-тактических действий взрослых дзюдоистов им принадлежит ведущее место.

 

Исследование факторов соревновательной деятельности юниоров на чемпионате СССР через год позволило обнаружить определенные изменения показателей технико-тактической подготовленности. Оказалось, что успехи дзюдоистов 18 лет также определяются прежде всего показателями, характеризующими действия их при борьбе лежа (качество и разнообразие оцененных приемов, их надежность, умение переходить от борьбы стоя к борьбе лежа). Но за год спортсмены успевают пополнить арсенал техники борьбы в стойке, а потому спортивный результат 18-летних дзюдоистов уже меньше зависит от эффективности борьбы лежа. В дальнейшем эта тенденция становится более явной, что показал анализ результатов участия в чемпионате СССР юниоров 19 лет.

Результаты анализа соревновательной деятельности юниоров вызывают вопрос: почему в арсенале тактико-технических действий юниоров 17 лет со стажем занятий дзюдо 3 — 4 года столь резко преобладают приемы борьбы лежа? Вопрос вполне закономерный. Арсенал техники ведущих взрослых дзюдоистов таков, что они могут успешно бороться как лежа, так и в стойке. Поэтому даже сильнейшие юниоры способны на равных бороться со взрослыми дзюдоистами обычно только через 2 — 3 года после выхода из юниорского возраста. К тому же они, как правило, существенно отстают от взрослых борцов и в скоростно-силовой подготовленности.

Вероятно, приемы, проводимые в стойке (в частности, броски через спину, подхваты, передние и задние подножки), которые технически сложнее приемов борьбы лежа, дзюдоисты 12 — 17 лет должны изучать старательнее. В то же время юниорам необходимо повышать уровень скоростно-силовой подготовленности, что облегчит им освоение современной техники борьбы в стойке.

Диспропорцию в умении дзюдоистов бороться лежа и в стойке в возрасте 17 — 19 лет, как правило, полностью устранить не удается. Выйдя из юниорского возраста, молодые дзюдоисты, владеющие в основном приемами борьбы лежа, не могут добиться успеха в схватках с опытными борцами. Для освоения новых приемов и комбинаций, а также для выработки умения проводить приемы

 
Library   73   Up


Contents

 

Home
 

в обе стороны требуется немало времени. На эту перестройку не у всех тренеров и борцов хватает терпения и сил. К тому же нередко молодые дзюдоисты поступают в институты или призываются на военную службу. В результате ученики и тренеры теряют связи, что в еще большей степени усложняет рост технического

 

мастерства молодых одаренных борцов.

Таким образом, пробелы в технической подготовке дзюдоистов-юношей очень трудно восполнить в юниорском возрасте, что мешает молодым спортсменам быстро прогрессировать после выхода из этого возраста.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ И УЧЕТ СРЕДСТВ
ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

   
В. А. Никуличев, мастер спорта
СССР, Москва
 

Как известно, средства тренировки распределяются на группы в зависимости от степени воздействия на общую и специальную подготовленность спортсмена. Все упражнения подразделяются на общеподготовительные (ОПУ), специально-подготовительные (СПУ) и соревновательные (СУ). В то же время на практике иногда очень трудно определить, какая часть выполненной работы направлена на совершенствование той или иной стороны подготовленности спортсмена, так как большинство средств тренировки воздействует на подготовленность борца комплексно и одни и те же упражнения можно отнести либо к группе средств СП, либо к группе средств ОФП.

Установлено, что высокий уровень функциональных возможностей, достигнутый путем         использования средств ОФП (бег, моделирующий соревновательную схватку), не всегда удается реализовать в специфических условиях спортивной борьбы. Это явление известно в литературе как отрицательный «перенос» тренированности, когда совершенствование физических качеств в одном виде деятельности отрицательно влияет на подготовленность спортсмена в избранном виде.

Относить тренировочные упражнения к той или иной группе (ОПУ, СПУ, СУ) необходимо с учетом одного, наиболее существенного, признака, а не нескольких. Основных признаков классификации тренировочных средств четыре.

1) специализированность, т. е. мера сходства тренировочного средства с соревновательным упражнением

 

(специфическая и неспецифическая нагрузка);

2)    направленность, которая проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного двигательного качества (аэробная, смешанная, анаэробная гликолитическая и алактатная, анаболическая);

3)     координационная сложность, влияющая на тренировочный эффект (повышенная, средняя, «алая);

4)   величина воздействия на организм спортсмена (максимальная, большая, средняя, малая).

Критерии специфичности тренировочных упражнений разработал И. П. Ратов (1971). На первое место по значимости он ставит ритмическую структуру движений, далее направленность усилий, а затем величину усилий, которая может варьировать более значительно.

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру традиционных взглядов на структуру тренировочных средств в спортивной борьбе. Поэтому возникает необходимость научно обосновать рациональную структуру средств, как общеразвивающих, так и специальных.

С целью выработки единого подхода к анализу тренировочных нагрузок рекомендуется руководствоваться определенной классификацией тренировочных средств, пригодной как для индивидуального, так и для группового учета этих средств.

За основу деления тренировочных средств принимается соответствие двигательной структуры упражнения двигательной структуре, свойственной соревновательной деятельности.

Library   74   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало