Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

аппарата пэлана к пациенту в первые 3 — 5 мин сила тока не превышает 125 мкА при частоте 850 Гц, а как только спортсмен почувствует состояние комфорта, психолог или тренер начинает сеанс гипносуггестии, чтобы скорее вызвать у него состояние сна или подобия сна. При этом используются словесные воздействия.

По мере углубления споподобного состояния у спортсмена следует постепенно увеличивать частоту тока до 1000 — 1200 Гц и силу его до 300 — 350 мкА. Одновременно с этим акцент в словесных формулах нужно делать на формирование и углубление сноподобного состояния и перевод его в сон.

После отключения прибора должно проводиться словесное внушение, направленное сначала на закрепление эффекта восстановления, а затем на возвращение спортсмена в состояние бодрствования. Длительность сеанса психорегуляции составляет 20 — 30 мин.

Обучение спортсменов методам вербальной гипносуггестии удобно

 

проводить в форме практических и теоретических занятий. На теоретических занятиях поясняется психофизиологический смысл сноподобного состояния (релаксации), объясняются механизмы возникновения тех или иных ощущений, разбираются причины неудачных действий. Практические занятия проходят под руководством психолога или тренера, а затем спортсмены переходят к самостоятельным занятиям.

С целью скорейшего восстановления работоспособности борцов очень удобно занятия по восстановлению проводить сразу по окончании тренировки. Описанный комплекс методов вербальной суггестии в сочетании с центральной анальгезией лучше применять в промежутках между тренировками или перед сном. Исследования показали, что применение комплексного метода через 1 — 1,5 ч после тренировочного занятия позволяет не только восстановить, по и во многих случаях повысить работоспособность спортсменов уже к следующей тренировке, проводимой в этот же день.

 

 

НОВЫЙ МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ
ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ БОРЦОВ

   
Ю. Г. Коджаспиров, доцент, мастер
спорта СССР, Москва
 

Одна из острейших проблем подготовки квалифицированных борцов — управление эмоциональным состоянием спортсменов перед соревнованиями. Практика показывает, что с приближением ответственных соревнований, как правило, усиливается трудноуправляемое эмоциональное волнение, мешающее многим борцам показать мастерство и добиться высокого результата, к которому они потенциально готовы. Из-за этого талантливые и подающие надежды спортсмены нередко проигрывают не только равному, но и более слабому сопернику.

Эмоциональное перевозбуждение спортсменов накануне соревнований проявляется чаше всего в форме стартовой лихорадки или стартовой апатии.

Стартовая лихорадка — это преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Борец при этом выглядит чрезмерно возбужденным, проявляет излишнюю

 

физическую и психическую активность, отличается повышенной тревожностью, беспокойством, суетливостью, неустойчивостью настроения, раздражительностью, капризностью, упрямством. Он с трудом засыпает, спит неспокойно. У спортсмена учащается сердцебиение, возникает ненужное мышечное напряжение и т.д.

Стартовая лихорадка появляется обычно за несколько дней до ответственных соревнований, сопровождается большим напрасным расходом физической и психической энергии и истощает силы спортсмена еще до начала соревнования.

Стартовая апатия — это в противоположность стартовой лихорадке преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Борец при этом теряет интерес к соревнованию, становится безынициативным, вялым, подавленным, сопливым. У него ослабляются процессы восприятия явлений и реагирования на внешние раздражители, ухудшается координа-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

ция движений, особенно при сложных технических действиях, снижаются точность, показатели силовой и скоростной регулировки. Приемы борец выполняет нестабильно, некоторые движения невольно делает преждевременно. Он начинает допускать ошибки, которые давно не делал.

Состояние стартовой лихорадки или стартовой апатии перед ответственными соревнованиями возникает независимо от воли спортсмена и очень трудно поддается произвольной регуляции.

Спортсмен часто не может избавиться от плохого настроения, вызвать у себя эмоциональный подъем и уверенность в своих силах. Опытному турнирному бойцу ценой большого волевого напряжения порой удается подавить или скрыть от постороннего взгляда некоторые внешние (мимические и звуковые) проявления чувств, но причины, вызвавшие эти чувства, ему без помощи психотерапии устранить обычно не удается. Более того, при активном волевом подавлении подвластных сознанию внешних проявлений чувств действие факторов, породивших эти чувства, может усилиться. В таких случаях эмоция, как говорят психологи, «загоняется внутрь» и еще больше нарушает процессы, происходящие в организме, и ход подготовки спортсмена к соревнованиям.

Иначе говоря, подавить сильное предстартовое волнение путем воздействия на механизм внутреннего активного торможения довольно сложно.

Гораздо более перспективный метод борьбы с предстартовым стрессом — преодоление его на основе механизма внешнего торможения путем возбуждения у спортсмена новых чувств, порождаемых, например, специально подобранной функциональной музыкой. В этом случае новые, вызываемые музыкой, эмоции незаметно отвлекают спортсмена от тягостных предстартовых переживаний, избавляют его от излишних затрат энергии и других отрицательных последствий сильного волнения.

Применение функциональной музыки перед соревнованиями целесообразно как при стартовой лихорадке, так и при стартовой апатии. И в том и в другом случае с целью предупреждения нервного срыва воздвигается своеобразный спасительный для спортсмена музыкальный заслон. Бо-

 

рец, осознанно или неосознанно, будет стремиться укрыться за ним от мучительного предстартового волнения, и это его стремление облегчит задачу.

В подобных случаях передаваемые музыкой эмоции могут ощущаться спортсменом и как наслаждение красотой мелодии, и как форма устранения возбуждения или подавленности, форма эмоциональной разрядки, психического облегчения и т. д.

Для профилактики эмоционального перевозбуждения перед соревнованиями используют функциональную музыку нескольких экспериментально разработанных нами видов, в совокупности называемых предстартовой музыкой. Цель применения ее — избавить спортсмена от стартовой лихорадки или стартовой апатии и незаметно подвести его к состоянию боевой готовности.

Предстартовая музыка включает три вида, названных в соответствии с назначением: отвлекающая, расслабляющая и вдохновляющая музыка.

Лучше всего отвлекающая, расслабляющая и вдохновляющая музыка воспринимается тогда, когда спортсмен находится в удобном положении, сидит или лежит с закрытыми глазами. В таком состоянии пассивного бодрствования мозг слушателя особенно чувствителен к музыке и передаваемой ею информации.

Отвлекающая музыка. Цель применения этой музыки — отвлечь спортсмена от тягостных и мучительных предстартовых переживаний и вызвать у него приятные или нейтральные мысли, тематически не связанные с предстоящими соревнованиями. Рациональная продолжительность сеанса отвлекающей музыки примерно 25 мин.

При подборе произведений для сеанса отвлекающей музыки необходим индивидуальный подход. Надо найти те музыкальные произведения, которые оставляют у спортсмена наилучшее впечатление. Обычно они входят в число любимых или очень нравящихся ему сочинений, невольно привлекают внимание и незаметно вытесняют из сознания тягостные мысли и переживания.

Круг таких музыкальных произведений выявляется предварительно путем социологического опроса, беседы, специальных наблюдений и т. д. Если

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

это не сделано, можно использовать самые популярные, яркие и привлекательные музыкальные сочинения. Однако индивидуальный подход в подобной ситуации все же дает наибольший эффект, поскольку он позволяет учитывать особенности нервной деятельности и запросы спортсмена. При выборе произведений для использования в качестве отвлекающей музыки следует не прямолинейно навязывать борцу диаметрально противоположное настроение, а создавать его незаметно, плавно и постепенно. В начале сеанса (6 — 8 мин) характер и содержание музыки должны более или менее соответствовать эмоциональному состоянию слушателя, ибо, гармонично вписавшись в него, эта музыка впоследствии вызовет у слушателя необходимые перемены.

По данным наших исследований, при стартовой лихорадке в начале сеанса успешнее отвлекает и вызывает чувство облегчения бравурная, энергичная музыка, а при стартовой апатии — музыка грустная, печальная. Если же музыка явно не соответствует настроению спортсмена, она нередко раздражает и ухудшает предстартовое состояние.

Сами испытуемые объясняют это тем, что вначале им приятнее находить в музыке созвучие своему настроению, благодаря которому как бы растворяется и угасает избыток эмоционального напряжения. Тогда они охотнее и легче поддаются последующей музыкальной коррекции их психического состояния.

Незаметно овладев вниманием слушателя в самом начале сеанса, отвлекающая музыка начинает постепенно направлять его функциональную деятельность в сторону необходимых изменений.

Через 6 — 8 мин после начала сеанса при стартовой лихорадке- спортсмену предлагают слушать произведения, успокаивающие нервную систему, а при стартовой апатии грустные и печальные мелодии заменяются лирическими песнями спокойного характера, вызывающими несколько более светлое и оптимистическое настроение.

В конце сеанса в обоих случаях спортсмену полезно послушать 3 — 5 мин шуточные произведения, музыкальные пародии и юморески, ибо юмор помогает быстрее и успешнее освободить сознание слушателя от предстартового волнения,

 

Темп отвлекающей музыки при стартовой лихорадке постепенно замедляется от аллегро1 до модерато2 или даже до анданте3. При стартовой апатии преимущественно используются мелодии, исполняемые в медленном темпе, а последними — произведения, исполняемые в темпе анданте.

Важными свойствами отвлекающей музыки являются оригинальность, необычность и вариативность, поддерживающие высокий тонус восприятия. Надежные композиционные средства возбуждения интереса и привлечения непроизвольного внимания слушателя — динамические контрасты, оттягивание ожидаемого и неожиданность развития в предлагаемой мелодии. Они создаются сочетанием элементов повтора с экспозицией нового музыкального материала, разнообразными способами его изменения, развития, трансформации. Даже едва различимая пауза или ослабление звучности могут заинтриговать слушателя, направить его внимание на возникновение выразительного мелодического оборота. Оттягивание Ожидаемого развития музыкальной темы возбуждает любопытство слушателя, вынуждает его томиться в неизвестности. Непредвиденное отклонение от ожидаемого развития закономерно вызывает у слушателя ориентировочную реакцию, автоматически привлекает его внимание и усиливает необходимое сопереживание, отвлекающее от предстартового волнения.

По окончании сеанса отвлекающей музыки полезно сделать 15 — 20-минутный перерыв, чтобы спортсмен побыл в одиночестве. После этого можно приступать к сеансу расслабляющей музыки.

Расслабляющая музыка. Задача расслабляющей музыки — дальше уменьшать предстартовое волнение с помощью стимуляции мышечного расслабления. При этом воздействие расслабляющей музыки усиливается обратным влиянием мышечного расслабления на состояние центральной нервной системы. Сигнальные нервные импульсы направляются как от мозга к мышцам, так и от мышц к мозгу. Чем больше расслаблены мыш-


1 Быстрый темп.

2 Умеренный темп.

3 Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу.

 
Library   63   Up


Contents

 

Home
 

цы, тем меньше возбуждающих импульсов идет от них к головному мозгу. Поэтому мозг еще больше успокаивается и улучшаются условия для отдыха и восстановления сил спортсмена.

Оптимальная продолжительность сеанса расслабляющей музыки при стартовой лихорадке — около 20 мин, а при стартовой апатии — 10 — 12 мин.

Программа расслабляющей музыки составляется из задушевных лирических произведений с нежной, связно льющейся мелодией, вызывающей непроизвольное расслабление нервно-мышечной системы. В нее включаются музыкальные сочинения с плавным, неторопливым развитием составляющих тему мотивов, со спокойными ритмом и темпом исполнения.

Расслабляющая музыка характеризуется негромким звучанием, в ней нет резких перепадов силы звука и скорости музыкального движения. Вокальные произведения могут гармонично перемежаться с инструментальными.

В музыкальных сочинениях этой программы отсутствуют сложные аранжировки, они легки и доступны для восприятия. В нее целесообразно включать лирические и народные мелодии напевного характера, медленные вальсы, а также записи звуков природы: шелеста зеленых дубрав, негромкого курлыканья журавлей, дождевой капели, плеска набегающих на берег волн и т. п. Все это незаметно вызывает расслабление.

Успешно сочетаются с музыкой этого сеанса и соответствующие расслабляющие приемы психорегулирующей тренировки.

Наиболее приемлемые темпы исполнения произведений, выбранных в качестве расслабляющей музыки, — это анданте, адажио1, граве2, ленто3, ларгетто4 и ларго5.

По окончании сеанса расслабляющей музыки делается 60-минутный перерыв (для отдыха, приема пищи или других нужд), последнюю треть

 


1 Умеренно медленный темп, несколько медленнее анданте, но быстрее граве.

2 Важно, степенно, серьезно, несколько торжественно и поэтому почти всегда медленно.

3 Медленный, несколько более скорый. чем ларго.

4 Немного быстрее, чем ларго.

5 Самый медленный темп, в нем обычно пишется музыка величавая, торжественная или скорбная.

 

которого полезно посвятить небольшой прогулке на свежем воздухе с беседой на посторонние темы.

Затем наступает пора вдохновляющей музыки, предназначенной для решения очередной задачи предстартовой профилактики.

Вдохновляющая музыка. Задача вдохновляющей музыки — вызвать психологический настрой на победу в предстоящем соревновании. Эта музыка помогает спортсмену обрести чувство уверенности в себе с минимальной затратой нервно-психической энергии и настраивает его на проявление в состязаниях максимума возможностей.

Целесообразная продолжительность сеанса вдохновляющей музыки — 20 — 25 мин.

Музыкальная стимуляция состояния боевой готовности перед началом соревнования существенно усиливается с помощью слов, содержащихся в текстах специально подобранных музыкальных произведений, и соответствующих им художественных образов. Причем чем ярче образы, тем сильнее они действуют.

В это время на фоне негромкой и приятной инструментальной музыки тренер или психолог может сказать небольшую напутственную речь или можно провести мобилизующую часть психорегулирующей тренировки.

Без этих вставок в качестве вдохновляющей музыки следует использовать вокально-инструментальные произведения, написанные на героико-патриотические темы, бодрые спортивные или военные песни и марши. Эти сочинения, отражая реальную действительность, воспевают спортивные достижения или военные подвиги, действия в похожих, психологически сложных или опасных условиях людей неунывающих, волевых, сильных духом, самоотверженных и целеустремленных.

Вдохновляющая музыка насыщается впечатляющими спортивными сюжетами, прославляющими любовь к Родине, спортивное мужество, стойкость, непоколебимость, неукротимую напористость.

Являясь носителем общественно значимых эстетических ценностей, такая музыка возбуждает у слушателя активный эмоциональный отклик, инициирует его психику.

Каждое произведение, используемое в качестве вдохновляющей музы-

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

ки, вызывает в сознании слушателя соответствующие образы. Слушатель воспринимает образы мужественного, героического, связывая их с собственным жизненным опытом и выделяя при этом признаки сходства и подобия.

По отзывам испытуемых, достойный подражания герой музыкального произведения становится в этот момент олицетворением идеала, возбуждает спортивное вдохновение и энергию.

Под влиянием топкого внушения предстартовые сомнения в победе начинают рассеиваться, уступая место уверенности в себе и вере в успех. Нередко сеансы вдохновляющей музыки содействовали тому, что испытуемые выигрывали у равных, а нередко и у более сильных соперников, которым они раньше проигрывали. Так, воздействуя на чувства, а затем на сознание, мобилизуя волю, вдохновляющая музыка вызывает специфическую активность борца перед соревнованием. Наиболее приемлемы произведения вдохновляющей музыки, исполняемые в темпах модерато, состенуто1, кон мото2, аллегретто3 и аллегро.

В конце сеанса вдохновляющей


1 Сосредоточенно и ритмически точно выдерживая темп (обычно умеренный).

2 Подвижный темп.

3 Умеренно быстрый темп.

 

музыки целесообразно использовать произведения с четким ритмом, примерно соответствующим ритму предстоящей соревновательной деятельности. Это вызовет у борца хороший предстартовый настрой, поможет ему мысленно представить себе технику, ритм и структуру соревновательных действий и приемов.

Сеанс вдохновляющей музыки обычно завершается за 30 — 40 мин до выступления. После небольшого перерыва спортсмен приступает к разминке, заканчивающейся за несколько минут до выхода на ковер, В эти несколько минут тренер может дать ему последние напутствия.

Разминку желательно сопровождать музыкой врабатывания. Эта музыка поможет более эффективно решить задачи разминки и настроить двигательный аппарат спортсмена на ритм предстоящих соревнований.

Чтобы воздействие музыки не снижалось, в полном объеме сеанс предстартовой музыки следует использовать лишь перед самыми ответственными схватками спортсмена (1 — 2 раза за все время соревнований).

Иногда в перерыве между схватками, если есть необходимость, можно дать борцу послушать лишь предстартовую музыку отдельных видов, чтобы создать благоприятные условия для компенсации затрат сил и восстановления работоспособности спортсмена.

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПАРНОЙ БАНИ
В ПРЕДСОРЕВНОВATEЛЬНОМ МИКРОЦИКЛЕ
ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ

   
В. В. Шиян, кандидат
педагогических наук,
В. М. Невзоров, заслуженный
мастер спорта, Москва
 

Парная баня — одно из традиционно используемых борцами вспомогательных средств подготовки к соревнованиям. Однако вопросы, связанные с применением парной бани в тренировочном микроцикле, разработаны слабо. Это объясняется прежде всего тем, что большинство исследователей считали парную баню только средством быстрого снижения веса спортсмена в период непосредственной подготовки к соревнованиям.

 

С целью оценки влияния парной бани на организм спортсмена был проведен эксперимент. У десяти спортсменов высокого класса утром после дня отдыха определяли содержание мочевины. Во второй половине дня все спортсмены находились в парной бане в течение 3 ч. За это время испытуемые посетили парное отделение бани 4 — 5 раз и находились в нем в среднем около 10 мин при каждом заходе. Влияние парной

Library   65   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало