Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОРЦОВ


СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРЦОВ

 
   
Д. П. Некрасов, доктор
медицинских наук,
Ю. Б. Никифоров, кандидат
педагогических наук
 

Работоспособность играет огромную роль в реализации функциональных и технико-тактических возможностей борцов. В ходе тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов накапливается утомление, которое может привести к нежелательным последствиям, вплоть до переутомления и перетренированности.

Решая задачу восстановления психической работоспособности, следует помнить, что она снижается раньше, чем физическая работоспособность. Поэтому важно своевременно выявить начало снижения психической работоспособности и принять меры к восстановлению ее.

Чаще всего снижение психической работоспособности борцов проявляется в плохом настроении, в повышенной раздражительности, в нарушениях сна, в нежелании тренироваться и т. п. Все это может сопровождаться ухудшением реакции, снижением скорости принятия решения, ухудшением памяти, внимания и многих других психических качеств. Иногда спортсмены долго не могут отделаться от неприятных воспоминаний о прошедших событиях (например, о поражении в соревнованиях или в контрольной схватке) или с тревогой думают о возможных событиях (о проигрыше а предстоящих соревнованиях) В т. п. При этом нерационально растрачивается психическая энергия и может снизиться физическая работоспособность.

С целью восстановления психической работоспособности могут применяться как чисто психологические меры воздействия, в первую очередь связанные с внушением, так и различ-

 

ные аппаратурные методы. В статье приводятся такие методы, которые успешно зарекомендовали себя в практике подготовки дзюдоистов высокого класса.

Самым простым и доступным методом восстановления психической работоспособности спортсмена является внушение в состоянии бодрствования. Это обычно беседа со спортсменом, в ходе которой ему мягко, ненавязчиво разъясняют причины снижения работоспособности и предлагают пути устранения этих причин. Здесь нужно иметь в виду несколько моментов. Во-первых, необходимо создать условия для выхода эмоции. Спортсмен должен излить свои чувства и ощутить облегчение. Во-вторых, у него нужно сформировать новый очаг возбуждения, предложить ему новую тему, чтобы отвлечь от навязчивых мыслен. В-третьих, борец должен поверить в себя и на этой основе выработать определенную тактику поведения.

Например, один из борцов находился в подавленном состоянии после неудачно проведенной контрольной схватки. Его постоянно угнетала мысль о том, что в команду могут взять другого, а он не будет участвовать в долгожданных соревнованиях. При этом борец часто вспоминал негативные моменты схватки (излишнюю суету, прямолинейность, невнимательность, из-за которой он попался на прием) и сетовал на то, что мог легко избежать их, но почему-то не сделал этого. Такие мысли долго не давали уснуть, что, в свою очередь, сильно раздражало его.

Спортсмена попросили рассказать о том, что его волнует, и он эмоцио-

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

нально высказал все это. Затем ему внушалось, что результат схватки не окажет решающего влияния на отбор в команду, что спортсмен имеет высокие и стабильные результаты на самых ответственных соревнованиях года и гораздо более высокий авторитет среди членов тренерского совета, чем его соперник, а чтобы этот авторитет укрепить, спортсмен должен в оставшиеся до соревнования дни тренироваться с полной самоотдачей и доказать случайность неудачи.

После такой беседы борец стал гораздо спокойнее, у него появилось желание тренироваться, и он стал много и целеустремленно работать, довольно легко перенося высокие тренировочные нагрузки. Кроме того, у борца нормализовался сон и заметно улучшилось настроение.

Другим методом восстановления психической работоспособности является словесное гипносуггестивное воздействие. Этот метод состоит в словесном воздействии тренера, психолога или другого лица на спортсмена с целью вызвать у него состояние, подобное сну, при котором процессы восстановления будут протекать намного эффективнее, чем в состоянии бодрствования или обычного сна.

Особенностью применения данного метода является то, что спортсмен все делает сам, а психолог или тренер лишь помогает ему. Внушение следует проводить в естественной, спокойной манере, не прибегая к дополнительным искусственным приемам, которые будут мешать созданию нужного контакта.

Очень важно, чтобы слова произносились отчетливо, а вся речь была ритмичной. Большое значение имеют паузы, так как спортсмен должен не только услышать команды, но и среагировать на них, для чего, естественно, нужно время. Если дается указание «расслабить мышцы рук», то после этого надо подождать, пока спортсмен попробует выполнить задание. Только затем продолжают внушение. Громкость голоса может меняться, но опыт показывает, что не следует громко произносить слова, особенно на стадии расслабления.

Существует несколько этапов внушения.

Фиксация на позе. Дается указание принять наиболее удобную позу для последующего формирования состояния расслабления. Если спорт-

 

смен лежит, то ничто не должно мешать дыханию, сдавливать мышцы и т. п. Если спортсмен сидит, то важно, чтобы он мог максимально расслабить все мышцы. Руки должны удобно лежать на коленях или подлокотниках кресла.

Фиксация внимания на словах лица, осуществляющего психорегуляцию. Используют установку следующего содержания: «Закройте глаза и думайте только о моих словах... Вы слушаете мои слова, мой голос и отдыхаете... отдыхаете, испытывая приятное расслабление... Другие слова к звуки вас не отвлекают. Все внимание направлено только на мой голое и мои слова...» (Отточия после фраз означают паузы.)

Формирование состояния расслабления мышц тела. Примерный текст этого этапа психорегуляции: «Мышцы тела расслабляются, приятный покой во всем теле... Никаких посторонних мыслей, только покой и расслабление». Далее важно провести внушение, последовательно акцентируя внимание на расслаблении отдельных групп мышц. Нами было выявлено, что наиболее удобно давать команды к последовательному расслаблению мышечного аппарата начиная с мышц лица. Для достижения большего успеха можно сначала дать команду «Напрячь все тело!» и затем приступить к расслаблению. Бывает очень полезно ненадолго переключить внимание спортсмена на тип «вечернего» дыхания. Для этого предлагается дышать так, чтобы выдох продолжался вдвое дольше вдоха. Через 1 — 2 мин начинают непосредственное внушение, направленное на последовательное расслабление мышц лица, затем шеи, спины, рук, живота, ног. Формула внушения примерно следующая; «Мышцы лица расслабляются... больше расслабление... Мышцы отдыхают, расслабляются мышцы шеи... спины... живота... Мышцы рук расслабляются... Хороший, спокойный отдых...»

Внушение чувства тяжести — следующий этап формирования общего состояния расслабления. Так как некоторые спортсмены считают это чувство неестественным и внутренне ему противятся, можно сказать: «Мышцы отдыхают... наполняются энергией... становятся сильными... тяжелеют... наливаются силой...» и т. д. Как правило, ощущение тяжести вызывают сначала в руках, затем в

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

ногах. Практика показала ненужность излишней детализации, и поэтому нет смысла внушать тяжесть сначала в правой руке, затем в левой. Можно сразу дать установку: «Руки тяжелеют... Тяжесть в руках нарастает... усиливается... Руки тяжелые...» Та же схема подходит и для вызова чувства тяжести в ногах.

Внушение чувства тепла надо проводить с учетом подготовленности каждого спортсмена и температурных условий помещения. Так, если в помещении прохладно, то вызвать тепло в конечностях очень трудно и лучше этого не делать. Если условия благоприятны, то, логически развивая состояние расслабления, можно давать установку на появление чувства тепла, например: «Руки постепенно тяжелеют... Они начинают теплеть... Все больше и больше теплеют руки, приятное тепло струится вниз по рукам, в кончики пальцев...» Аналогично вызывается ощущение тепла в ногах.

Ощущение дремотного чувства — наиболее ответственный этап гетерорегуляции. Как правило, к этому моменту спортсмен достаточно хорошо расслаблен. Поэтому речь психолога, осуществляющего внушение, должна быть тише, чем на предыдущих этапах, а паузы между фразами длиннее. Пользуются такой формулой: «все тело расслаблено... Весь организм отдыхает... Полный покой... Легкое приятное дремотное чувство охватывает вас... больше... больше... Никаких мыслей, только мои слова... мой голос... Вы слушаете мой голос... мои слова и отдыхаете...»

Здесь, по существу, переломный момент всего процесса психорегуляции. Можно или углубить развитие состояния, подобного сну, или, наоборот, решать другие актуальные задачи. Не следует добиваться, чтобы спортсмен уснул. Наоборот, он должен находиться в спокойном, расслабленном состоянии и слушать слова внушения.

Если ставится задача восстановить работоспособность, то целесообразно сказать следующее: «Мои слова не будут звучать некоторое время. Вы будете отдыхать, находясь в приятном расслабленном состоянии, в котором наиболее эффективно восстанавливается ваша работоспособность». Пауза после этого может длиться 3 — 5 мин.

Если необходимо провести внуше-

 

ние, чтобы снять нервное напряжение, настроить на предстоящую спортивную деятельность, речь должна быть замедленной, формулировки ясными и точными. Очень часто несоблюдение этого требования резко ухудшает эффект восприятия и вызывает совершенно необоснованное разочарование в методе.

Когда состояние выраженной расслабленности необходимо вызвать для того, чтобы обучить спортсмена навыкам саморегуляции, следует помнить о важности последовательного наращивания какого-либо эффекта. Так, например, будет ошибкой повторять 4 — 5 раз: «Моя правая рука тяжелая». Лучше сказать: «Правая рука начинает немного тяжелеть... Тяжесть постепенно увеличивается... Все больше, больше тяжесть в руке... Тяжесть в руке возрастает... усиливается...» и, наконец, как итог: «Правая рука тяжелая».

После выполнения задач психорегуляции спортсмену надо вернуться к обычному состоянию бодрствования, причем за 1 — 2 мин. Однако принцип постепенности также должен соблюл даться. Не следует сразу давать команду: «Открыть глаза!» Лучше сначала подчеркнуть, что эффект от психорегуляции получен, состояние улучшилось, формируемый навык закрепился. Затем надо сформулировать последовательность восстановления состояния бодрствования и удержания в памяти необходимой информации, например: «Сейчас я начну считать, и при счете «три» вы откроете глаза... Настроение и самочувствие сразу после этого и в последующем будут хорошими... Вы хорошо запомнили все, что слышали, все усвоили и готовы к нужной деятельности». Не стоит бояться некоторой примитивности словесных формул: в данной ситуации это не самое главное. Решающее значение имеет четкость формулировок.

При счете «раз» дается установка о том, что исчезает чувство тяжести и тепла. При счете «два» рекомендуется изменить характер дыхания. В частности, глубокий вдох должен сопровождаться резким выдохом. Голос лица, проводящего внушение, приобретает эмоциональную окраску, становится бодрым и энергичным. Если все указания выполняются спортсменом четко, можно дать команду «три», если нет, то вторая стадия несколько затягивается.

 
Library   59   Up


Contents

 

Home
 

Эффект психорегуляции оценивается как по эффективности последующей спортивной деятельности и поведению, так и на основании психофизиологического обследования, когда изучаются показатели психической работоспособности, перцептивные и сенсомоторные, а также показатели высших психических функций.

Продолжительность внушенного сна-отдыха может быть различной, но желательно, чтобы все процедуры от момента внушения до пробуждения длились не меньше 10 мин. Даже такой сон бывает иногда полезен в перерывах между схватками. Внушенный сон-отдых между тренировками длится 40 — 60 мин.

Чрезвычайно полезно использовать внушение сна с последующим переводом в естественный сон, когда для этого есть время и соответствующие условия. Это значительно повышает эффект сна, помогает бороться с бессонницей, снижает невротические явления. После внушения чувства покоя и расслабления спокойным, очень тихим голосом врач или психолог говорит: «Сонливость все больше и больше... Желание спать нарастает, усиливается... Хочется спать... спать. спать...»

Произнеся слово «спать», надо постепенно от констатации состояния перейти к его внушению. Если это получается, то следует закрепить эффект: «Вы спите хорошим восстановительным сном, все подчинено восстановлению, отдыху... Организм отдыхает, отдыхают мозг, нервы, мышцы... Мой голос больше не будет звучать... Вы спите хорошим естественным сном». Наутро желательно без посторонних выяснить, как спал спортсмен, что ему мешало, оценить работоспособность и поддержать заинтересованность спортсмена в данном методе восстановления.

Аппаратурные методы восстановления психической работоспособности. Применения только словесных методов психорегуляции в ряде случаев недостаточно. Среди ведущих причин этого можно выделить недостаточную внушаемость спортсмена, неумение пользоваться методами гетеро- или ауторегуляции, отсутствие условий для применения их *, значительное


* Это обстоятельство играет немаловажную роль, так как гипносуггестию можно эффективно проводить в специально оборудованном помещении, имеющем хорошую звукоизоляцию и минимум усло-

 

снижение работоспособности или, наоборот, слишком высокое нервно-психическое напряжение, неверие в эффективность словесных методов воздействия.

В этих случаях большую помощь оказывают аппаратурные методы восстановления, в частности формирование сноподобного состояния методами электроанальгезии.

Физиологические основы восстановительных механизмов центральной анальгезии заключаются в том, что благодаря воздействию подобранных по форме и частоте импульсных токов на центральную нервную систему в ней формируются участки распространяющейся депрессии (Э. М. Каструбин и др., 1979). В результате снижается тонизирующее действие коры на нижележащие подкорковые образования, прежде всего гипоталамус. Следствием этого является уменьшение силы воздействия восходящих активирующих импульсов с подкорковых центров на кору, в первую очередь на лобные отделы. Кроме того, образуется своего рода физиологический блок для поступающей извне информации.

Использование центральной анальгезии создает оптимальные условия для процессов саморегуляции в коре головного мозга, обеспечивает нейровегетативную защиту жизненно важных функций организма при различных стрессовых состояниях (Л. С. Персианинов и др., 1978).

Для центральной анальгезии применяются приборы отечественного производства пэлана (прибор электроанальгезии) или лэнар (лечебный электронаркоз).

Большинство спортсменов при проведении сеансов электроанальгезии испытывают приятные ощущения покоя, тепла в конечностях, отмечают облегчение, исчезновение неприятных переживаний и навязчивых мыслей. Лишь немногие жалуются на неприятные ощущения. Если жалобы повторяются, процедуру лучше не проводить. В среднем для восстановления психической работоспособности бывает достаточно 20 — 30 мин.

Центральную анальгезию хорошо сочетать со словесными методами восстановления. Такой комплекс наиболее эффективен. Применяется он следующим образом. После подключения


вий комфорта, включая тепло, свежий воздух и т. п.

 
Library   60   Up


Contents

 

Home
 

аппарата пэлана к пациенту в первые 3 — 5 мин сила тока не превышает 125 мкА при частоте 850 Гц, а как только спортсмен почувствует состояние комфорта, психолог или тренер начинает сеанс гипносуггестии, чтобы скорее вызвать у него состояние сна или подобия сна. При этом используются словесные воздействия.

По мере углубления споподобного состояния у спортсмена следует постепенно увеличивать частоту тока до 1000 — 1200 Гц и силу его до 300 — 350 мкА. Одновременно с этим акцент в словесных формулах нужно делать на формирование и углубление сноподобного состояния и перевод его в сон.

После отключения прибора должно проводиться словесное внушение, направленное сначала на закрепление эффекта восстановления, а затем на возвращение спортсмена в состояние бодрствования. Длительность сеанса психорегуляции составляет 20 — 30 мин.

Обучение спортсменов методам вербальной гипносуггестии удобно

 

проводить в форме практических и теоретических занятий. На теоретических занятиях поясняется психофизиологический смысл сноподобного состояния (релаксации), объясняются механизмы возникновения тех или иных ощущений, разбираются причины неудачных действий. Практические занятия проходят под руководством психолога или тренера, а затем спортсмены переходят к самостоятельным занятиям.

С целью скорейшего восстановления работоспособности борцов очень удобно занятия по восстановлению проводить сразу по окончании тренировки. Описанный комплекс методов вербальной суггестии в сочетании с центральной анальгезией лучше применять в промежутках между тренировками или перед сном. Исследования показали, что применение комплексного метода через 1 — 1,5 ч после тренировочного занятия позволяет не только восстановить, по и во многих случаях повысить работоспособность спортсменов уже к следующей тренировке, проводимой в этот же день.

 

 

НОВЫЙ МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ
ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ БОРЦОВ

   
Ю. Г. Коджаспиров, доцент, мастер
спорта СССР, Москва
 

Одна из острейших проблем подготовки квалифицированных борцов — управление эмоциональным состоянием спортсменов перед соревнованиями. Практика показывает, что с приближением ответственных соревнований, как правило, усиливается трудноуправляемое эмоциональное волнение, мешающее многим борцам показать мастерство и добиться высокого результата, к которому они потенциально готовы. Из-за этого талантливые и подающие надежды спортсмены нередко проигрывают не только равному, но и более слабому сопернику.

Эмоциональное перевозбуждение спортсменов накануне соревнований проявляется чаше всего в форме стартовой лихорадки или стартовой апатии.

Стартовая лихорадка — это преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Борец при этом выглядит чрезмерно возбужденным, проявляет излишнюю

 

физическую и психическую активность, отличается повышенной тревожностью, беспокойством, суетливостью, неустойчивостью настроения, раздражительностью, капризностью, упрямством. Он с трудом засыпает, спит неспокойно. У спортсмена учащается сердцебиение, возникает ненужное мышечное напряжение и т.д.

Стартовая лихорадка появляется обычно за несколько дней до ответственных соревнований, сопровождается большим напрасным расходом физической и психической энергии и истощает силы спортсмена еще до начала соревнования.

Стартовая апатия — это в противоположность стартовой лихорадке преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Борец при этом теряет интерес к соревнованию, становится безынициативным, вялым, подавленным, сопливым. У него ослабляются процессы восприятия явлений и реагирования на внешние раздражители, ухудшается координа-

Library   61   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало