Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ РЕГЛАМЕНТА СОРЕВНОВАНИЙ ПО БОРЬБЕ

 
   
Б. М. Рыбалко, заслуженный тренер
СССР, А. М. Шахлай
 

Борьба, как атлетический вид спорта, предъявляет особые требования к физической подготовленности спортсменов, прежде всего к специальной скоростно-силовой выносливости.

Актуальность рассматриваемого в статье вопроса предопределена тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к уменьшению времени поединков и правила соревнований предъявляют ряд требований, касающихся активизации соревновательной деятельности спортсменов.

С введением последних изменений в регламент соревнований возросла роль функциональной подготовленности борца, так как он должен проводить схватки в активном, наступательном стиле от начала до конца, полностью выкладываясь в каждом поединке. Даже незначительная пассивность, особенно в условиях субъективного судейства, может привести к поражению. Поэтому система подготовки борцов должна совершенствоваться на качественно новой основе и при значительной интенсификации учебно-тренировочного процесса,

В ходе работы предстояло решить дне задачи:

разработать методику общей оценки тренировочной в соревновательной деятельности борцов;

обосновать практические рекомендации, направленные на интенсификацию учебно-тренировочного процесса.

Необходимость разработки упомянутой методики вызвана тем, что вопрос оценки тренировочной и соревновательной деятельности борцов решен не полностью. Кроме того, интенсивность деятельности борца оценивается числом выполненных приемов, соотношением числа реальных попыток выполнить технические действия и числа выполненных действий, числом приемов, проведенных в единицу времени. Полноты информации о содержательной стороне борцовского поединка эти показатели не обеспечивают. Так, в ходе поединка

 

борец может получить какое-то количество баллов за выполненные технические действия, а затем растерять это преимущество в результате наказания за пассивность. К тому же при таком подходе не оцениваются многие целенаправленные действия, значимость которых не вызывает сомнения.

При разработке методики оценки двигательной деятельности борца мы исходили из того, что действия спортсменов в соревновательном поединке классифицируются на активные и пассивные. С целью выявления конкретного содержания этих действий был проведен опрос 88 ведущих специалистов по борьбе: заслуженных тренеров СССР, республик и высококвалифицированны;; спортсменов.

Обработка полученных данных показала, что в настоящее время наряду с приемами нападения (переводы, сваливания, броски), контрприемами, выходами наверх и вставаниями из партера в стойку, дожиманиями и пр. к активным действиям относятся реальные попытки выполнить технические действия, территориальное преимущество, перемещения по ковру вперед и в стороны, захваты и перехваты с целью выполнения приемов, а также способы тактической подготовки действии (выведение из равновесия, повторная атака, угроза и др.).

Можно принести немало примеров, когда на соревнованиях самого высокого ранга именно благодаря таким действиям спортсмены одерживали победы или добивались решающего перелома в ходе поединка. Названные элементы техники необходимо тщательно изучать, так как они способствуют не только достижению преимущества над соперником, но и формированию активного, наступательного стиля ведения поединка спортсменами.

Пассивными действиями считаются уклонения от атак, сковывание и отталкивание противника, отступление, стояние на месте, выжидание, защита, удержание захвата, выход за

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

ковер и т. д. Такие действия в современной борьбе не допускаются, и правилами соревнований предусмотрено наказание спортсменов вплоть до снятия их со схватки.

Второй этап в разработке методики — это регистрация временных параметров упомянутых элементов борцовской схватки. Она дает ценную информацию о структуре, интенсивности поединка, о соотношении активных и пассивных действий.

В качестве регистрирующего устройства использовались стандартный самопишущий прибор и пульт управления записью, а в настоящее время для этой цели разработан усовершенствованный электронный прибор (Б. М. Рыбалко, М. П. Сасин, А. М. Шахлай, 1984). Метод имеет высокую надежность (коэффициент корреляции — 0,89) и информативность, доступен широкому кругу тренеров и дает возможность одновременно регистрировать действия двух борцов. При активных действиях борца кнопка на приборе нажимается и удерживается в этом положении до окончания действий, а если борец пассивен, кнопка отпускается и самописец регистрирует продолжительность пассивных действий.

При практическом использовании разработанной методики на тренировках и соревнованиях, в том числе на VIII летней Спартакиаде народов СССР и на VIII летней Спартакиаде БССР, а также на чемпионате мира 1983 г., получены интересные данные. Так, например, на Спартакиаде народов СССР продолжительность активных действий борцов в весовой категории до 48 кг составила 126,4 ±23,5 с, в весовой категории до 52 кг — 127±18,2 с, в весовой категории до 57 кг — 120,3±22,7 с. В среднем продолжительность активных действий всех борцов составила 111,7 с, т. е. 30,8% времени схватки. Следовательно, около 70% времени поединка уходило на пассивную борьбу. Лучшие индивидуальные показатели борцов весовой категории до 48 кг — 177 с (49%), до 52 кг — 170 с (47,2%), тяжелого веса — 132 с (36,6%). На первенстве мира лучшие индивидуальные показатели были у Сергея и Анатолия Белоглазовых (158 и 154 с; 43,8 и 42,7% времени схватки), А. Фадзаева (152 с; 42,2%), а из иностранных борцов у болгарина Е. Камберова и американца Д. Шульца (148 с; 41,1%), японца

 

X. Тамиямы (153 с; 42,5), Ким Чер Хвана из КНДР (157 с; 43,6%). Абсолютно лучшего результата достиг болгарский борец В. Йорданов (212 с; 58,8%).

Анализ полученных данных подтвердил, что многие борцы не владеют современным стилем ведения поединка, не могут использовать потенциальные возможности. Такой показатель активности некоторых борцов свидетельствует, очевидно, о низкой выносливости.

Предлагаемая методика не только позволяет определять интенсивность соревновательных схваток и тренировочных занятий, но и дает возможность ставить перед спортсменами конкретные задачи и получать информацию о выполнении этих задач, а следовательно, корректировать напряженность учебно-тренировочного процесса, программировать ход предстоящего поединка с учетом характера задач тренировки или качеств предполагаемого противника.

Сочетание в процессе тренировочных занятий наступательных действий различной продолжительности и рациональных пауз между ними содействует повышению уровня специальной выносливости, расширению диапазона двигательных возможностей спортсмена, совершенствованию умения менять темп и манеру ведения поединка с учетом особенностей конкретных ситуаций.

Интенсифицировать учебно-тренировочный процесс (вторая задача исследования) можно путем совершенствования структуры недельного микроцикла, для чего необходимо изменить распределение нагрузочных и разгрузочных дней, а также соотношение продолжительности работы и отдыха на каждом тренировочном занятии. Очевидно, настало время более широко внедрять на учебно-тренировочных сборах трехразовые тренировки (сокращать продолжительность и улучшать организацию занятий). Особую значимость приобретают восстановление и контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью спортсмена.

Необходимо также учесть, что в связи со значительным сокращением времени поединка борцов повышаются требования к анаэробным системам энергоснабжения организма. Каждое задание на занятиях необходимо выполнять с повышенной напряженностью. Это должно стать об-

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

щим методическим правилом каждого спортсмена и тренера. Только при этом условии у спортсмена будет вырабатываться необходимый стереотип высокоинтенсивной работы.

Анализ научно-методической литературы, анкетный опрос ведущих специалистов, педагогические наблюдения на соревнованиях и тренировках, анализ планов подготовки к соревнованиям дают основания утверждать, что такая перестройка идет крайне медленно.

Хотя варианты построения недельных микроциклов в период подготовки борцов к ответственным соревнованиям различны, но 70% тренеров распределяют основные нагрузки на три дня подряд (чаще всего 3-й, 4-й и 5-й дни недели). По мнению их, такая схема моделирует участие борцов в соревнованиях и способствует выработке у них стереотипа соревновательной деятельности. Однако при таком построении микроцикла спортсмены не успевают восстановиться и подготовиться к последующей высокоинтенсивной работе. Это подтверждается научными данными. Так, установлено, что после больших анаэробных нагрузок аэробная работоспособность восстанавливается через 9 — 11 ч, скоростные качества — через 27 — 30 ч, а анаэробные функции — через 50 — 60 ч (Г. С. Туманян, 1982). Поэтому после больших тренировочных нагрузок анаэробной направленности должны следовать тренировки аэробного характера.

Сказанное подтверждает сложность затронутого вопроса и требует безотлагательного научного обоснования проблемы построения микроциклов на ответственных этапах подготовки спортсменов к соревнованиям.

Недостаточно высокая интенсивность тренировочного процесса — результат того, что пока еще мало изучен вопрос о продолжительности выполнения тренировочных заданий и отдыха между ними. Так, например, во время учебно-тренировочных сборов на 50 занятиях исследовалась продолжительность выполнения тренировочных заданий на ковре и отдыха между ними. Было установлено, что при работе в стойке из всего числа заданий 34% составляли 5-минутные тренировочные задания, 28% — 10-минутные, 2% — 4-минутные. На тренировочные схватки в соответствии с регламентом соревнований на этих занятиях ушло 36% времени. При ра-

 

боте в партере 60% всех заданий составили          3-минутные задания, 36,6% — 2-минутные, 3,4% — 4 минутные. Отдых между тренировочными заданиями продолжался 1 — 2 мин, 3-минутные задания в стойке борцы выполняли 6 — 8 раз, в партере — 2 — 4 раза, 5-минутные — соответственно 4 — 5 раз и 2 — 4 раза, а 10-минутные — 2 — 3 раза.

Таким образом, в большинстве случаев интенсивность тренировок борцов была низкой, что не способствовало совершенствованию анаэробных систем энергоснабжения. Было также установлено, что на тренировках борцов недооценивается метод серийного выполнения заданий, который позволяет повышать интенсивность путем уменьшения продолжительности выполнения заданий (В. М. Зациорский, 1976).

С целью обоснования некоторых практических рекомендаций, направленных на интенсификацию учебно-тренировочного процесса, проводились экспериментальные исследования. В ходе эксперимента оценивались внешние (по предложенной выше методике) и внутренние (по частоте сердечных сокращений — ЧСС) показатели интенсивности работы. Сначала была определена интенсивность тренировочных заданий, которые выполнялись сериями. В соответствии с рекомендациями (А. М. Зеленцов, 1969; А. А. Шепилов, 1970, и др.) на отдых после выполнения задания отводили 1,5 — 2 мин, а после выполнения серии заданий — 6 — 10 мин. Число серий превышало 4 (по рекомендации В. Д. Мазниченко, 1976).

В эксперименте приняли участие 40 спортсменов, перед которыми ставилась задача проводить учебно-тренировочные схватки с активным сопротивлением до перевода соперника в партер. За время одной тренировки борцы проводили три серии из трех таких схваток. Схватки продолжались 1, 2 и 3 мин. Анализ показал, что самая высокая интенсивность тренировочной работы в схватках продолжительностью 1 мин, самая низкая — в 3-минутных схватках.

При оценке внутренних показателей нагрузки выявлено, что наибольшие изменения ЧСС произошли при выполнении 2-мипутпых заданий, а минимальные — при выполнении заданий продолжительностью 1 мин.

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

Причем при выполнении 1-минутных заданий первой серии ЧСС была меньше, чем при выполнении заданий продолжительностью в 2 и 3 мин, а после выполнения аналогичных заданий последней серии, наоборот, наиболее высокой.

Полученные данные имеют важное педагогическое значение, так как показывают, что для повышения интенсивности тренировочного процесса и совершенствования анаэробных возможностей организма, а также выработки умения выкладываться в короткий срок и мобилизоваться на решение двигательной задачи (выполнить прием) целесообразно давать борцам 1 — 2-минутные тренировочные задания. Использование заданий продолжительностью 3 мин и более содействует совершенствованию аэробной системы энергообеспечения организма.

В спортивной практике одним из основных средств совершенствования скоростно-силовой выносливости являются тренировочные схватки. Однако во время тренировочных схваток физическая, физиологическая и особенно психологическая напряженность ниже, чем при схватках соревновательных. Поэтому роль методических приемов, направленных на повышение интенсивности тренировочных поединков, возрастает.

В литературе описаны некоторые методы совершенствования специальной выносливости борца посредством тренировочных схваток (Н. Г. Кулик, 1967; А. Н. Ленц, В. В. Громыко, 1973; А. Г. Бурындин, Ю. А. Максимов, 1977). Однако таких работ мало, и информативность их часто недостаточна.

В целом литературные данные свидетельствуют о том, что специальную выносливость борца необходимо совершенствовать путем увеличения или уменьшения продолжительности схваток.

На наш взгляд, такие рекомендации не полностью раскрывают возможности борцовского поединка как средства выработки специальной выносливости. Мы разработали рекомендации, касающиеся повышения интенсивности схваток с помощью целевых установок и тактических заданий. Предлагаются следующие направления и содержащиеся в них установки:

варьирование темпа схватки, при котором целевые установки могут за-

 

ключаться в проведении отдельных отрезков поединка в заданном темпе (например, борьба в максимально высоком темпе на протяжении последних 30 с первого и второго периодов поединка);

достижение поставленной цели на заданном отрезке схватки. Например, в начале каждой минуты борцу необходимо первому выполнить оцениваемое техническое действие или выиграть по баллам последнюю минуту в первом и втором периодах схватки, выиграть на туше в течение первых 30 с в первом периоде и т. п.;

использование зоны пассивности. Например, борец должен заставить противника выйти за ковер или бороться в зоне пассивности на протяжении определенного времени;

активность действий (без выполнения приемов). Например, задание заключается в том, что борец в течение определенного времени ведет наступательную борьбу, не применяя приемы.

Эффективность предложений была проверена в ходе эксперимента с участием 18 борцов. Условия эксперимента состояли в том, что первоначально была оценена интенсивность тренировочных схваток с общей установкой бороться в максимально высоком темпе (установка А), а затем со следующими тактическими заданиями:

бороться в максимально высоком темпе в последние 3 с первого и второго периодов поединка (задание Б);

в начале каждой минуты первому выполнить оцениваемое техническое действие (задание В);

выиграть на туше в течение первых 30 с в первом и втором периодах схватки (задание Г);

заставить противника выйти за ковер или бороться в зоне пассивности на протяжении последних 30 с первого и второго периодов схватки (задание Д);

вести активную борьбу, не применяя приемы, на протяжении последних 30 с первого и второго периодов поединка (задание Е).

Как показали результаты исследований, активные действия в схватках с общей установкой (А) продолжались в первом периоде 38,7±3,26 с, а во втором — 24,5±3,53 с. В схватках с тактическими заданиями и установками Б, В, Г, Д, Е время активных действий в первом периоде составило соответственно 47,3±3,52; 48,9±

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
 

±2,76; 48,7±3,34; 47,5±3,44 В 49,2±3,21 с, а во втором периоде — 33,7±3,12; 31,8±3,34; 32,9±3,08; 60,3±3,62; 30,7±3,35 и 31,7±3,87 с.

Регистрация ЧСС в схватках подтвердила полученные результаты, так как показатели ЧСС в схватках с конкретными целевыми установками были выше в обоих периодах. В расчете на 10 с ЧСС в первом периоде а схватках с установкой А составила 29,1±1,13, с установками Б, В, Г, Д, Б — 30,6±1,03; 30,5±1,2; 30,7±1,27; 30,4±1,08; 30,8±1,23, а во втором периоде — соответственно 30,2±1,06; 31,6±1,08; 31,4±1,02; 31,5±1,08; 31,6±1,16; 31,5±1,04.

Полученные данные говорят о том, что поединки с целевыми установками и тактическими заданиями различной направленности проводятся интенсивнее, чем схватки с общей установкой.

Использование целевых установок на учебно-тренировочных занятиях показало, что они также значительно повышают эмоциональность в напряженность поединка, вырабатывают у спортсменов умение мобилизоваться на выполнение конкретных заданий, совершенствуют способность искать дополнительные резервы достижения цели.

Экспериментально проверялись и другие пути интенсификации учебно-тренировочного процесса. Так, существенно влияет на интенсивность тренировочных занятий установление onределенных условий выполнения заданий. Выявлено, что самая низкая интенсивность при обоюдной борьбе, затем в порядке возрастания идут борьба после захвата, односторонняя борьба, а при борьбе после захвата с лимитом времени интенсивность наиболее высокая.

 

При исследовании выполнения тренировочных заданий с партнерами различного веса к неодинаковой квалификации выявлено: интенсивность тренировки борца тем выше, чем ниже вес и квалификация партнера. Это подтвердила комплексная оценка активности и ЧСС.

Таким образом, на основании полученных экспериментальных данных можно сделать следующие выводы:

1.   Последние изменения правил соревнований предъявляют повышенные требования к функциональной подготовленности спортсменов и требуют значительной интенсификации учебно-тренировочного процесса.

2.   Система подготовки борцов совершенствуется крайне медленно, что отчасти объясняется недостатками действующей методики оценки тренировочной и соревновательной деятельности.

3.   Предлагаемая методика оценки двигательной деятельности борцов дает возможность определять временные параметры активных и пассивных действий и на этой основе управлять интенсивностью тренировочных занятий. Используя эту информацию, можно вырабатывать современный наступательный стиль ведения поединка, расширять двигательные возможности спортсменов, программировать ход поединка с учетом особенностей подготовки предполагаемых противников или задач тренировки.

4.    Учебно-тренировочный процесс можно интенсифицировать путем рационального распределения нагрузки в микроциклах, улучшения режима работы и отдыха при выполнении тренировочных заданий, а также путем установления условий выполнения заданий и применения целевых установок.

 

 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

   
О. П. Юшков, кандидат
педагогических наук, В. П. Гладков
 

Чтобы следить за развитием основных физических качеств борцов вольного стиля на различных этапах подготовки, необходимо систематически оценивать их физическую подготовленность.

Однако, как показал анализ литературы, еще не найден единый мето-

 

дический подход к оценке физической подготовленности, который давал бы возможность сравнивать физическую подготовленность борцов различной квалификации и наблюдать за развитием физических качеств каждого из них.

С целью решения этой проблемы

Library   53   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало