Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

О ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ

 
   
С. В. Калмыков, кандидат
педагогических наук,
З. Ф. Халтагарова, Св. В. Калмыков,
А. Е. Павлов, мастер спорта СССР,
Улан-Удэ
 

В соответствии с тестом PWC170 при педалировании велоэргометра основная нагрузка приходится на ноги спортсмена. Однако в ходе тренировочной и соревновательной деятельности борца функционируют все мышцы.

В связи с этим нам представлялось интересным изучить физическую работоспособность борцов различной квалификации при педалировании на вслоэргометре руками и ногами.

Методика проведения исследования заключалась в следующем. Спортсмены вращали педали велоэргометра вначале руками, а затем (через 2 — 3 дня) ногами. Они дважды выполняли 5-минугные упражнения с интервалом между ними 3 мни. на отечественном велоэргометре ВЭ-2, оснащенном дополнительным приспособлением для педалирования руками.

Величина первой нагрузки подбиралась с учетом характера работы рук или ног.

 

Важное условие проведения теста PWC170 — достижение в конце первого и второго сеансов частоты сердечных сокращении (ЧСС) 100 — 120 и 140 — 160 уд/мин соответственно (разница должна быть не менее 40 уд/мин). Частота сердечных сокращений регистрировалась электрокардиографом ЭК 1T-03 м. Величина PWC170 рассчитывалась по известной формуле (В. Л. Карпман и др., 1969).

Всего было обследовано 36 спортсменов, которых разделили на три группы в соответствии с квалификацией (I разряд, кандидат в мастера и мастер спорта). Наивысший относительный показатель работоспособности при педалировании руками был равен 27 кг/мин на 1 кг веса спортсмена, а при педалировании ногами — 30 кг/мин. Средние показатели PWC170 на 1 кг веса тела при работе руками и ногами у мастеров спорта составили 19,7 и 22,3 кг/мин, у кандидатов в мастера спорта — 19,2 и 21, у перворазрядников — 18,6 и 20,6 кг/мин соответственно.

 

ОБ ОПЕРАТИВНОМ МЫШЛЕНИИ
ДЗЮДОИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
УДЕРЖАНИЙ

   
Г. Г. Ратишвили, кандидат
биологических наук,
Г. Л. Какичашвили, мастер спорта СССР, Тбилиси
 

При выполнении удержаний входе единоборства очень часто возникают сложные ситуации прежде всего из-за попыток противника предпринять ответные действия. В такой ситуации перед атакующим борцом встает задача достичь конечного результата, которую можно решить одним из трех способов. Первый способ — продолжать удерживать противника, не внося какие-либо коррективы. Второй способ заключается в том, что атакующий борец, продол-

 

жая удержание, вносит изменения в Свои действия. И, наконец, при третьем способе атакующий борец переключается на выполнение другого Варианта удержания.

В связи с тем что решение задачи первым способом не требует изменения технического состава действия, а статье рассматриваются особенности реализации второго и третьего способов решения задачи. В основе этих способов лежит умение спортсмена правильно и своевременно решать

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

тактико-технические задачи, возникающие при попытках противника уйти от удержания путем контратак.

Надежность выполнения удержаний зависит от многих факторов, в том числе от оперативности мышления дзюдоистов. Поэтому было решено провести экспериментальное исследование оперативности мышления дзюдоистов с различным уровнем мастерства при решении специфических задач, а затем сравнительный анализ полученных результатов.

При разработке тестовых задач мы исходили из положения о том, что оперативное мышление — это процесс и при исследовании его особенностей целесообразно учитывать взаимосвязь процессов оценки ситуации и принятия решения. При непосредственной подготовке тестов принимались во внимание технические особенности разработанного при нашем участии автоматического устройства для исследования оперативности мышления спортсменов. Были отсняты специальные диафильмы, иллюстрирующие различные моменты противоборства при попытках противника уйти от удержания. Двенадцать диафильмов смонтировали в единую пленку. Каждый диафильм состоял из шести связанных между собой кадров двух типов: вводных и основных. Вводные кадры позволяли испытуемому создать представление о характере предварительных действий, предшествовавших переходу к удержанию, и одновременно охарактеризовать стартовую динамическую ситуацию, приведшую к удержанию.

Переход к удержанию в борьбе дзюдо возможен в результате выполнения бросков, переворачиваний и прорывов. Поэтому в различные диафильмы в качестве вводных были включены кадры с изображением от одной до пяти ситуаций, детализирующих названные предварительные действия. Основные кадры диафильма показывали процесс создания проблемной (контрольной) ситуации, в которой испытуемому предстояло найти нужное решение, т. е. эти кадры содержали определенное количество «рабочей» информации (в отличие от

 

вводных кадров, не имевших ее). Последний кадр каждого диафильма представлял проблемную ситуацию, и испытуемому надо было ответить на два вопроса: 1. Что хочет сделать атакованный борец? 2. Что необходимо предпринять в данной ситуации атакующему, чтобы не позволить противнику уйти от удержания? Ответы на эти два вопроса давали возможность выявить, насколько быстро и правильно испытуемый оценивает ситуации и принимает решения.

Анализ информационной структуры тестов позволил подразделить все задачи на определенные и не совсем определенные. К определенным задачам отнесли такие, которые характеризовались не менее чем тремя основными кадрами, т. е. 50% общего числа кадров. Кроме того, при классификации тестов учитывалась возможность выдачи одного или нескольких правильных ответов. Таким образом, были получены четыре типа тестовых задач:

определенные с однозначным ответом (№ 2 и 10);

определенные с неоднозначным ответом (№ 1 и 3);

не совсем определенные с однозначным ответом (№ 4 и 5);

не совсем определенные с неоднозначным ответом (№ 7, 8, 9 и 11).

С целью решения основной задачи исследования были проведены лабораторные эксперименты с тремя группами спортсменов. Первую группу составили 14 мастеров спорта высшей квалификации, вторую — 16 дзюдоистов среднего уровня мастерства (кандидаты в мастера спорта, перворазрядники), третью — 17 юношей-разрядников второго и третьего года обучения.

Полученные результаты позволяют заключить, что оперативность мышления дзюдоистов при выполнении удержаний зависит от уровня спортивного мастерства. Применение предлагаемой методики исследования оперативного мышления в процессе учебно-тренировочных занятий может содействовать развитию тактического мышления борца.

 
Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало