|  | Последний недостаток наиболее существенный, так как в работе А. А. Новикова (1981 г.) была показана зависимость спортивных результатов борцов не от одного или двух, а от целого ряда показателей. Если какой-либо показатель достигает наибольшей величины, это неизбежно сказывается на каком-то другом показателе, что в конечном итоге отрицательно влияет на спортивный результат. Наличие нескольких публикаций, специально посвященных комплексной оценке технико-тактического мастерства борцов, свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы, а с другой — о том, что проблема эта решена далеко не полностью. Точную обобщенную оценку числовых значений критериев технико-тактического мастерства найти сложно, и причины этого следующие: во-первых, каждый из критериев имеет единицу измерения (чаще всего условную). Поэтому прямо сум- |  | мировать количественные значения критериев технико-тактического мастерства конкретного борца нельзя; во-вторых, очень редко бывает, когда числовые значения всех критериев технико-тактического мастерства борца максимальны. Гораздо чаще один из критериев у того или иного борца лучше, чем у других, а остальные несколько хуже. 
Предлагается следующий вариант выведения комплексной оценки (по В. М. 
Зациорскому). Он заключается в том, что составляется так называемая стандартная 
шкала Т. В этой шкале среднее значение критерия приравнивается к 50 
очкам, а стандартное отклонение от средней — к 10 очкам:                             
_X — X
 T = 50 + 10 ——————— .
 
  где  T — числовое значение критерия борца; 
X — значение критерия борца;  _ 
		X — средняя величина;  
		 — стандартное отклонение. |  | 
	
		|   Величина критериев и комплексная оценка технико-тактическогомастерства членов сборной юношеской команды Ленинграда
 по вольной борьбе
   
| Борцы | Критерии |  
| эффектив- ность | активность | результа- тивность | вероятность атаки | разносто- ронность | сумма всех оценок | комплексная оценка |  
| 1-й | 38,6 | 45,3 | 62,7 | 46,8 | 43,5 | 236,9 | 47,4 |  
| 2-й | 53,3 | 54,7 | 38,6 | 39,5 | 43,5 | 229,6 | 45,9 |  
| 3-й | 38,6 | 42,3 | 31,6 | 38,4 | 43,5 | 194,4 | 38,9 |  
| 4-й | 42,7 | 51,3 | 54,8 | 53,2 | 56,5 | 258,5 | 51,7 |  
| 5-й | 46,7 | 58,7 | 52,2 | 53,2 | 56,5 | 267,3 | 53,5 |  
| 6-й | 67,1 | 59,0 | 48,7 | 55,3 | 69,5 | 299,6 | 59,9 |  
| 7-й | 40,2 | 49,0 | 35,5 | 39,5 | 43,5 | 207,7 | 41,5 |  
| 8-й | 46,7 | 22,0 | 66,2 | 61,6 | 30,5 | 227,0 | 45,4 |  
| 9-й | 46,7 | 54,3 | 47,8 | 41,6 | 56,5 | 246,9 | 49,4 |  
| 10-й | 64,6 | 58,3 | 55,3 | 45,8 | 56,5 | 280,5 | 56,1 |  
| 11-й | 46,7 | 49,7 | 51,8 | 74,2 | 43,5 | 265,9 | 53,2 |  
| 12-й | 67,1 | 54,0 | 55,3 | 47,9 | 56,5 | 280,8 | 56,2 |    | 
	
		| В таблице приведены обобщенные данные о числовых значениях критериев технико-тактического мастерства членов сборной юношеской команды Ленинграда по вольной борьбе. В предпоследней графе таблицы можно видеть суммы всех оценок, а в последней дифференцированный показатель технико-тактического мастерства обследованной группы борцов. |  | Предлагаемая система определения комплексной оценки технико-тактического мастерства борцов даст тренеру четкое, конкретное представление об этом, наиболее важной, стороне подготовленности спортсменов. В то же время такая система состоит из серии несложных математических вычислений и поэтому ее можно широко применять на практике. |