|
Последний недостаток наиболее существенный, так как в работе А. А. Новикова (1981 г.) была показана зависимость спортивных результатов борцов не от одного или двух, а от целого ряда показателей. Если какой-либо показатель достигает наибольшей величины, это неизбежно сказывается на каком-то другом показателе, что в конечном итоге отрицательно влияет на спортивный результат.
Наличие нескольких публикаций, специально посвященных комплексной оценке технико-тактического мастерства борцов, свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы, а с другой — о том, что проблема эта решена далеко не полностью.
Точную обобщенную оценку числовых значений критериев технико-тактического мастерства найти сложно, и причины этого следующие:
во-первых, каждый из критериев имеет единицу измерения (чаще всего условную). Поэтому прямо сум-
|
|
мировать количественные значения критериев технико-тактического мастерства конкретного борца нельзя;
во-вторых, очень редко бывает, когда числовые значения всех критериев технико-тактического мастерства борца максимальны. Гораздо чаще один из критериев у того или иного борца лучше, чем у других, а остальные несколько хуже.
Предлагается следующий вариант выведения комплексной оценки (по В. М.
Зациорскому). Он заключается в том, что составляется так называемая стандартная
шкала Т. В этой шкале среднее значение критерия приравнивается к 50
очкам, а стандартное отклонение от средней — к 10 очкам:
_
X — X
T = 50 + 10 ——————— .
где T — числовое значение критерия борца;
X — значение критерия борца;
_
X — средняя величина;
— стандартное отклонение. |
|
Величина критериев и комплексная оценка технико-тактического
мастерства членов сборной юношеской команды Ленинграда
по вольной борьбе
Борцы
|
Критерии
|
эффектив- ность
|
активность
|
результа- тивность
|
вероятность атаки
|
разносто- ронность
|
сумма всех оценок
|
комплексная оценка
|
1-й
|
38,6
|
45,3
|
62,7
|
46,8
|
43,5
|
236,9
|
47,4
|
2-й
|
53,3
|
54,7
|
38,6
|
39,5
|
43,5
|
229,6
|
45,9
|
3-й
|
38,6
|
42,3
|
31,6
|
38,4
|
43,5
|
194,4
|
38,9
|
4-й
|
42,7
|
51,3
|
54,8
|
53,2
|
56,5
|
258,5
|
51,7
|
5-й
|
46,7
|
58,7
|
52,2
|
53,2
|
56,5
|
267,3
|
53,5
|
6-й
|
67,1
|
59,0
|
48,7
|
55,3
|
69,5
|
299,6
|
59,9
|
7-й
|
40,2
|
49,0
|
35,5
|
39,5
|
43,5
|
207,7
|
41,5
|
8-й
|
46,7
|
22,0
|
66,2
|
61,6
|
30,5
|
227,0
|
45,4
|
9-й
|
46,7
|
54,3
|
47,8
|
41,6
|
56,5
|
246,9
|
49,4
|
10-й
|
64,6
|
58,3
|
55,3
|
45,8
|
56,5
|
280,5
|
56,1
|
11-й
|
46,7
|
49,7
|
51,8
|
74,2
|
43,5
|
265,9
|
53,2
|
12-й
|
67,1
|
54,0
|
55,3
|
47,9
|
56,5
|
280,8
|
56,2
|
|
В таблице приведены обобщенные данные о числовых значениях критериев технико-тактического мастерства членов сборной юношеской команды Ленинграда по вольной борьбе. В предпоследней графе таблицы можно видеть суммы всех оценок, а в последней дифференцированный показатель технико-тактического мастерства обследованной группы борцов.
|
|
Предлагаемая система определения комплексной оценки технико-тактического мастерства борцов даст тренеру четкое, конкретное представление об этом, наиболее важной, стороне подготовленности спортсменов. В то же время такая система состоит из серии несложных математических вычислений и поэтому ее можно широко применять на практике. |