Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

 

О ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА БОРЦОВ
С РАЗЛИЧНЫМИ МАНЕРАМИ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА

 

 
   
П. А. Рожков, Спорткомитет СССР
 

При составлении модельных характеристик, проведении контрольных испытаний (тестов), выборе средств и методов тренировки, при определении объема тренировочных нагрузок индивидуальные особенности спортсменов, склонность их к той или иной манере ведения поединка, наиболее сильные стороны подготовленности не учитываются.

В статье предпринята попытка обосновать дифференцированную методику совершенствования мастерства борцов с наиболее типичными манерами (игровая, силовая к темповая) ведения поединка, при разработке которой индивидуальные особенности спортсмена учитывались. Возможность и целесообразность применения такой методики проверены в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участке борцы 17 — 19 лет, кандидаты в мастера спорта СССР, Эксперимент проводился в отделении классической борьбы комплексной ШВСМ МГСПС, расположенной на базе ГЦОЛИФКа, при непосредственном участии старшего тренера Ф. Ф. Бабинича, тренеров В. В. Березняка и А. К. Морозова. Выбор возрастного диапазона борцов и этапа подготовки, отличавшегося углубленной тренировкой, объясняется тем, что судить с большой степенью достоверности о способностях борца, в частности успешно прогнозировать индивидуальную манеру ведения соревновательного поединка, можно только после нескольких лет занятий борьбой. Вместе с тем маловероятно, что за это время борцы высокой квалификации могут существенно поднять уровень мастерства.

В ходе педагогического эксперимента исследовались две группы борцов; экспериментальная и контрольная (восемь человек в каждой). Эксперимент проводился с сентября 1982 по май 1983 г. и начался с изучения физических, психических и морфологических особенностей борцов путем разностороннего тестирования и выявления специфических особенностей технике - тактического мастерства

 

спортсменов во время соревнований. Это позволило составить предварительный прогноз предрасположенности борцов к той или иной манере ведения поединка. Так, три борца экспериментальной группы были отнесены к числу тех, кто наиболее предрасположен вести схватки в игровой манере. Об этом свидетельствовали коэффициент Т (5,04 — 5,26), характеризующий силу и чувствительность нервной системы (В. Д. Небылицин), хорошие показатели времени простой (143,9 — 152,7 мс) и сложной (195,0 — 207,6 мс) двигательных реакций на тактильный раздражитель, реакции на движущийся объект (0,44 — 0,64 мс), чувства времени (2,45 — 4,29 мс), оперативного мышления (среднее число ходов — 7,45 — 8,01, среднее время выполнения одного задания — 4,7 — 5,6 с), скорости приема и переработки информации (1,21 — 1,37 бит/с), переключения внимания (36,3 — 51,3 с), высокий уровень скоростных и скоростно-силовых качеств и небольшие показатели отношения длины туловища и ширины плеч к длине тела {соответственно 30,2±0,9 и 28,1±1,6), длины туловища к длине ног (58,3±2,7). Также были выявлены борцы, склонные к силовой и темповой манерам ведения поединка.

После распределения спортсменов по группам, тестирования, изучения особенностей технико-тактического мастерства в соревновательной деятельности, предварительного прогнозирования манеры ведения поединка были выявлены недостатки каждого борца. В этом нам помогли характеристики сильнейших борцов Советского Союза с различными манерами ведения поединка. Эти характеристики при проведении эксперимента использовались в качестве модельных.

Учебно-тренировочный процесс экспериментальной и контрольной групп вели в соответствии с планом, при составлении которого были учтены требования программы для школ высшего спортивного мастерства,

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

групп спортивного совершенствования. Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой методике. В опытной группе тренировочный процесс корректировали и оптимизировали, во-первых, с учетом индивидуальных особенностей борцов и данных предварительного прогноза индивидуальной манеры ведения соревновательного поединка и, во-вторых, на основе дифференцированного подхода к выбору средств и методов технико-тактической и физической подготовки борцов различных манер, позволяющего раскрыть потенциальные возможности спортсменов.

Так, основными средствами совершенствования мастерства борцов игровой манеры ведения поединка были следующие средства:

совершенствование умения экспромтом проводить атакующие действия с учетом особенностей создавшейся ситуации, использовать ошибки соперника, сосредоточиваясь на встречных и ответных контратаках;

пополнение арсенала технико-тактических действий;

совершенствование способности творчески, оригинально действовать в различных ситуациях, возникающих в ходе поединка;

в схватке по заданию совершенствование умения проводить атакующие действия комбинационно, используя различные способы тактической подготовки: вызов, двойной обман, обратный вызов, повторную атаку.

При совершенствовании общей и специальной подготовленности особое внимание обращалось на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств. В учебно-тренировочный процесс включались комплексы упражнений, разработанные В. И. Рудницким (1972).

Борцы-силовики совершенствовали умение использовать хорошее физическое развитие: вести схватки на ближней дистанции, выполнять технические действия при плотных захватах, применяя выведение из равновесия и сковывание. С этой целью проводились 3-минутные учебно-тренировочные схватки (восемь схваток с перерывом в 1 мин) при следующей схеме заданий*:


* Схема заданий учебно-тренировочной схватки и содержание круговой тренировки разработаны тренерским коллективом сборной команды СССР по классической борьбе.

 

работа на захват рук — 1,5 мин + 1,5 мин;

швунги с напором (сбить в партер) — 3 мин;

удержание в «петле» (завоевание активной позиции) — 3 мин;

борьба в партере (выполнить технические действия) — 3 мин;

броски без сопротивления при различных захватах — 3 мин;

борьба в обоюдном захвате «крест» (выполнить технические действия) — 3 мин;

удержание и уход с моста (после бросков) — 1,5 + 1,5 мин;

обоюдная борьба — 3 мин.

При совершенствовании общей и специальной физической подготовленности большая часть времени отводилась на развитие силовой выносливости. В процесс подготовки включались различные варианты круговых тренировок, продолжительность которых регламентировалась. Так, на базовом этапе подготовки использовался комплекс упражнений: отжимание на брусьях — 15 раз;

отжимание от пола из упора лежа — 20 раз;

рывок штанги — 5 раз (70% максимального веса);

взятие штанги на грудь — 5 раз (70% максимального веса);

упражнение с гантелями (имитация движений рук в борьбе) — 20 раз;

«скручивание» штанги (имитация начального движения броска назад скручиванием) — 20 раз;

выпрыгивание с гирей из положения полуприседа — 10 раз.

Эти задания выполнялись 5 раз.

В соревновательном периоде комплекс упражнений при круговых тренировках менялся: включались упражнения для тренировки различных групп мышц в движениях, напоминающих отдельные ситуации борьбы, и упражнения, отражающие специфику борьбы.

Для схваток борцов-темповиков характерны высокая двигательная активность и насыщенность технико-тактическими действиями. При совершенствовании мастерства этих спортсменов отрабатывались способность вести поединок от начала до конца в высоком темпе, непрерывно проводя атакующие действия, и умение правильно выполнять технические действия в условиях утомления. В ходе учебно-тренировочного процесса этим борцам давали такие задания: выполнить техническое дей-

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

стене а конца тренировочного поединка, в последние 3 мин интервальной тренировки, при слабом сопротивлении партнера, в конце тренировочного занятия, предпринять атакующие действия, используя повторную атаку, ложные действия, выведение из равновесия, вести тренировочные поединки в высоком темпе со сменой партнеров. Для повышения функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процесс подготовки включали бег (равномерный и с небольшими ускорениями, кроссы, бег 3 x 800 м, тестовый бег 6 мин со спуртами, имитирующий модели соревновательного поединка).

Целенаправленная коррекция, основанная на учете не только степени подготовленности спортсменов опытной группы, но и предрасположенности их к определенной манере ведения соревновательного поединка, привела к существенным изменениям изучавшихся параметров. Сравнение показателей соревновательной деятельности борцов, зафиксированных в начале и в конце эксперимента, позволило определить эффективность дифференцированной методики совершенствования мастерства спортсменов Из показателен соревновательной деятельности, характеризующих технико-тактическое мастерство борцов, нами использовались показатели, разработанные в отделе теории и методики спортивных единоборств ВНИИФКа (заведующий А. А. Новиков): коэффициенты надежности атаки и защиты, технической подготовленности, активности по мнению судей, продолжительность интервалов между атаками и успешными атаками.

Уровень технико-тактического мастерства спортсменов обеих групп до проведения педагогического эксперимента был одинаковый. У борцов экспериментальной группы были не-

 

сколько лучше показатели надежности атаки, короче интервалы между атаками и успешными атаками, а у борцов контрольной группы были выше показатели надежности защиты, технической подготовленности и активности по мнению судей. После эксперимента выявилось улучшение всех показателей соревновательной деятельности спортсменов обеих групп, что говорит о росте технико-тактического мастерства. Однако техннко-тактическое мастерство борцов экспериментальной группы возросло более значительно, что подтверждается повышением различных показателей у борцов обеих групп: коэффициента надежности атаки — на 17,7 и 3,3%, коэффициента надежности защиты — на 19,2 и 1,7%, коэффициента технической подготовленности — на 25 и 4,4%, коэффициента активности по мнению судей, — на 17,6 и 11,5%. Интервал между атаками борцы экспериментальной и контрольной групп уменьшили на 13 и 12,8%, между успешными атаками — на 27 и 6,5%. Такой существенный рост показателей соревновательной деятельности обусловлен улучшением различных компонентов.

Результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

манеру ведения соревновательного поединка можно прогнозировать на основе учета степени физической подготовленности, психофизиологических показателей и морфологических особенностей борцов;

методика совершенствования мастерства, учитывающая предрасположенность борцов к определенной манере ведения соревновательного поединка, значительно эффективнее общепринятой. Она предполагает дифференцированный подход к выбору средств и методов подготовки.

 

 

НАУЧИСЬ САМ — НАУЧИ ДРУГА

   
С. А. Преображенский,
заслуженный тренер СССР, Москва
 

Это специальный раздел для юных, только начинающих свой путь в спорте и приступающих к изучению основ техники борьбы.

В спортивной борьбе очень много приемов, с помощью которых, затратив меньше усилий, удается до-

 

биться желаемой победы. Борцы знают: чем менее техничен спортсмен, чем меньше приемов он знает, тем труднее ему победить в схватке, даже если он очень силен физически. Это правило распространяется на все виды борьбы, развиваемые и

Library   34   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало