|
зойдясь в разные стороны света, они начали девиг (танец орла). Пока они танцевали, колебалась черная земля. Тевене-Моге посмотрел на хана Кавынды. Бедра его были похожи на две горы, а спина похожа была на огромный овраг. Они сшиблись, как две скалы, схватились, как два быка. Неизвестно, сколько лет пронеслось в борьбе: зиму узнавали по инею, лето узнавали по росе. Хан Кавынды хотел ударить Тевене ногой (произвести подсечку. —
Пояснение сделано автором О. О.) и забросить в небо, но Тевене был увертлив, как коршун. И вот из-под мышек хана начала падать пена хлопьями величиной с овцу.
— Что это с тобой? — спросил Тевене-Моге.
— Когда разгуляется тело мужчины, бывает так! Теперь держись кулугур!
Скоро кожа Тевене-Моге стала красной.
— Что это стало с тобой? Даже рукам горячо! — крикнул хан Кавынды.
— Когда разыгрывается кровь мужчины, бывает так! Теперь берегись, кулугур! — Он схватил хана ловкой железной хваткой и над черными тучами потащил, под белыми облаками закружил и так его бросил (свалил) на землю, что гром пронесся по небу, толчки прошли по земле» (Тувинские народные сказки. М.: Наука, 1971). Такими и мы видим борцов в сказках и легендах.
Культура предков тувинцев сохранилась для нас не только в устном народном творчестве. На территории Тувы находится абсолютное большинство памятников древнетюркской (енисейской) письменности. Остатки древних городищ, горных выработок, многие тысячи курганов, обелиски, сохранившиеся до наших дней, говорят о существовании на территории современной Тувы самобытной цивилизации.
По сравнению с другими видами борьбы «хуреш» имеет некоторые отличительные особенности.
Ареной для поединков служит ровное место.
Нет весовых категорий, потому что перед молниеносным выполнением приема и хитроумной уловкой физическая сила и масса борца не имеют существенного значения.
Число участников должно быть кратным четырем — 16, 32, 64, 128, так как в результате каждого круга должно оставаться четное число борцов, чтобы до конца оно делилось на два.
Своеобразна и жеребьевка, которая проводится следующим образом. На одинакового размера листочках пишутся фамилия, имя, отчество и другие данные борца. Листочки свертывают трубочкой и опускают в крутящийся барабан. Затем судей-секундантов распределяют парами, которые перед каждой схваткой подходят к главному судейскому столу и вытаскивают бумажки из барабана
|
|
по очереди. Так составляются пары борцов. Это повторяется после каждого круга, пока не останутся два борца.
Если встречаются два брата или сын с отцом в предварительных схватках, то им дают возможность сначала встретиться с другими борцами; между собой они могут встретиться только в финале.
В начале схватки и после победы исполняется «девиг» — особый ритуал борца-хурешиста, выполняемый перед схваткой как своеобразная разминка, лик торжества после победы и как подготовка к следующему поединку.
Соревнования открываются исполнением ритуала «девиг» всеми борцами под аккомпанемент народной песни «Догээ баары».
Ритуал начинается тремя хлопками по бедрам, чередующимися по внешней и внутренней стороне. Это символизирует, что мужчина состязается в трех видах: в борьбе, стрельбе, скачках.
Хлопки производятся не прямыми, а слегка вогнутыми ладонями, пальцы которых прижаты друг к другу.
Борец, вызванный на схватку, символически поправляет свою форму и, изображая взлетающую птицу, подбегает к своему судье-секунданту, касается правой рукой его правого плеча, а поднятой левой рукой приветствует зрителей, переступая своеобразно с ноги на ногу, делает круговое движение по заходу солнца. Сделав три ритмичных шага, меняет руку и плечо, останавливается по правую сторону от судьи-секунданта, с достоинством ожидая своего соперника. После выполнения ритуала соперником начинается второй этап ритуала: борцы ритмичными движениями рук, ног и головы подражают парящим орлам, демонстрируя красоту телосложения, движений и формы, продвигаются к месту схватки. Хлопают ладонями по внутренней и внешней стороне бедер два раза, как бы «говоря», что мы с тобой вдвоем будем вести честную спортивную борьбу. Этими хлопками заканчивается второй этап ритуала, после чего борцы приветствуют друг друга рукопожатием, и начинается схватка.
Схватку борцов в сказках описывают так: «Два молодца схватились в борьбе, словно столкнулась черная скала с белой скалой. Они боролись так, что горы превращались в равнины, а равнины — в крутые яры, боролись до того, что сухие степи превращались в реки и озера, а реки и озера — в сухие степи. Подняли такую пыль, что птица не могла найти своего гнезда, мать не могла найти своего грудного ребенка, корова не могла найти своего теленка. Улучив момент, Моге ловкой хваткой поднял своего противника и понес над кудрявыми деревьями, под кудрявыми облаками, бросил так, что вско-
|
|