Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тодики оценки возможности достижения успеха в соревнованиях; в основе этой методики лежит метод сравнительного анализа представлений: «спортсмен о себе — тренер о спортсмене». Она позволяет судить о состоянии готовности борца к предстоящим выступлениям, характеризует общую направленность на овладение спортивной деятельностью борцом. Кроме того, она позволяет найти рассогласования в направленности подготовительного процесса между спортсменом и его тренером и в соответствии с этим скорректировать дальнейшую работу.

 

Несложность в овладении данной методикой, особенно если ограничиться сравнительным анализом расхождений ранговых оценок отдельных факторов у тренера и спортсмена, позволяет рекомендовать ее тренерам в качестве инструмента самостоятельных исследований. Путем многократного ее использования можно контролировать эффективность воздействия на необходимые стороны подготовки борца. Изменение отдельных факторов позволит получить более подробную информацию по интересующим сторонам подготовки (например, по технико-тактическому мастерству).

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


ЧТО ТАКОЕ «ХУРЕШ»?

   
О. Ч. Ондар, судья всесоюзной категории, Кызыл
 
61975-32.jpg

 

Тувинский борец по «хурешу» и его секундант

 

В октябре 1984 года самая молодая автономная республика в Советском Союзе — Тува отметила 40-летие добровольного вхождения в состав братской семьи народов СССР. Тува имеет определенные традиции в развитии физической культуры и спорта, связанные с климатогеографическими особенностями, которые весьма своеобразны.

В Советской Туве, как и в других республиках нашей страны, культивируются национальные виды спорта и игры. Через века до наших дней прошла самобытная борьба «хуреш» с неповторимым ритуалом, богатейшими приемами и разнообразными захватами. Тувинская борьба «хуреш» — самый древний, любимый национальный вид спорта. Где бы ни проходили соревнования по борьбе «хуреш», туда всегда стремились стар и млад.

«Хуреш» славится с давних времен своими традициями. Традиции «хуреша» передаются из поколения в поколение.

О борьбе «хуреш» слагались и слагаются песни, легенды. В тувинском фольклоре многие темы посвящены борьбе «хуреш». В большинстве тувинских сказок Моге (борец) — человек, обладающий доброй душой, сильным духом и горячим сердцем. Обычно в борце воплощены такие сочетания качеств: могучее и красивое телосложение, добрая душа, сильный и волевой характер. Моге-борец умеет постоять за себя и за свой народ. Он беспощаден к врагам народа, непримирим ко всякой несправедливости.

«...И вот в длинной желтой степи каждый натянул на себя черный крепкий содак. Ра-

Library   63   Up


Contents

 

Home
 

зойдясь в разные стороны света, они начали девиг (танец орла). Пока они танцевали, колебалась черная земля. Тевене-Моге посмотрел на хана Кавынды. Бедра его были похожи на две горы, а спина похожа была на огромный овраг. Они сшиблись, как две скалы, схватились, как два быка. Неизвестно, сколько лет пронеслось в борьбе: зиму узнавали по инею, лето узнавали по росе. Хан Кавынды хотел ударить Тевене ногой (произвести подсечку. — Пояснение сделано автором О. О.) и забросить в небо, но Тевене был увертлив, как коршун. И вот из-под мышек хана начала падать пена хлопьями величиной с овцу.

— Что это с тобой? — спросил Тевене-Моге.

— Когда разгуляется тело мужчины, бывает так! Теперь держись кулугур!

Скоро кожа Тевене-Моге стала красной.

— Что это стало с тобой? Даже рукам горячо! — крикнул хан Кавынды.

— Когда разыгрывается кровь мужчины, бывает так! Теперь берегись, кулугур! — Он схватил хана ловкой железной хваткой и над черными тучами потащил, под белыми облаками закружил и так его бросил (свалил) на землю, что гром пронесся по небу, толчки прошли по земле» (Тувинские народные сказки. М.: Наука, 1971). Такими и мы видим борцов в сказках и легендах.

Культура предков тувинцев сохранилась для нас не только в устном народном творчестве. На территории Тувы находится абсолютное большинство памятников древнетюркской (енисейской) письменности. Остатки древних городищ, горных выработок, многие тысячи курганов, обелиски, сохранившиеся до наших дней, говорят о существовании на территории современной Тувы самобытной цивилизации.

По сравнению с другими видами борьбы «хуреш» имеет некоторые отличительные особенности.

Ареной для поединков служит ровное место.

Нет весовых категорий, потому что перед молниеносным выполнением приема и хитроумной уловкой физическая сила и масса борца не имеют существенного значения.

Число участников должно быть кратным четырем — 16, 32, 64, 128, так как в результате каждого круга должно оставаться четное число борцов, чтобы до конца оно делилось на два.

Своеобразна и жеребьевка, которая проводится следующим образом. На одинакового размера листочках пишутся фамилия, имя, отчество и другие данные борца. Листочки свертывают трубочкой и опускают в крутящийся барабан. Затем судей-секундантов распределяют парами, которые перед каждой схваткой подходят к главному судейскому столу и вытаскивают бумажки из барабана

 

по очереди. Так составляются пары борцов. Это повторяется после каждого круга, пока не останутся два борца.

Если встречаются два брата или сын с отцом в предварительных схватках, то им дают возможность сначала встретиться с другими борцами; между собой они могут встретиться только в финале.

В начале схватки и после победы исполняется «девиг» — особый ритуал борца-хурешиста, выполняемый перед схваткой как своеобразная разминка, лик торжества после победы и как подготовка к следующему поединку.

Соревнования открываются исполнением ритуала «девиг» всеми борцами под аккомпанемент народной песни «Догээ баары».

Ритуал начинается тремя хлопками по бедрам, чередующимися по внешней и внутренней стороне. Это символизирует, что мужчина состязается в трех видах: в борьбе, стрельбе, скачках.

Хлопки производятся не прямыми, а слегка вогнутыми ладонями, пальцы которых прижаты друг к другу.

Борец, вызванный на схватку, символически поправляет свою форму и, изображая взлетающую птицу, подбегает к своему судье-секунданту, касается правой рукой его правого плеча, а поднятой левой рукой приветствует зрителей, переступая своеобразно с ноги на ногу, делает круговое движение по заходу солнца. Сделав три ритмичных шага, меняет руку и плечо, останавливается по правую сторону от судьи-секунданта, с достоинством ожидая своего соперника. После выполнения ритуала соперником начинается второй этап ритуала: борцы ритмичными движениями рук, ног и головы подражают парящим орлам, демонстрируя красоту телосложения, движений и формы, продвигаются к месту схватки. Хлопают ладонями по внутренней и внешней стороне бедер два раза, как бы «говоря», что мы с тобой вдвоем будем вести честную спортивную борьбу. Этими хлопками заканчивается второй этап ритуала, после чего борцы приветствуют друг друга рукопожатием, и начинается схватка.

Схватку борцов в сказках описывают так: «Два молодца схватились в борьбе, словно столкнулась черная скала с белой скалой. Они боролись так, что горы превращались в равнины, а равнины — в крутые яры, боролись до того, что сухие степи превращались в реки и озера, а реки и озера — в сухие степи. Подняли такую пыль, что птица не могла найти своего гнезда, мать не могла найти своего грудного ребенка, корова не могла найти своего теленка. Улучив момент, Моге ловкой хваткой поднял своего противника и понес над кудрявыми деревьями, под кудрявыми облаками, бросил так, что вско-

 
Library   64   Up


Contents

 

Home
 

лыхнулось голубое небо, вздрогнула черная земля».

Третий этап ритуала совершается после победы. Победивший в схватке должен помочь встать побежденному. Если соперник согласен с поражением, то on развязывает шнур шуудака. Увидев это, победитель поднимает правую руку, проигравший проходит под нее. При этом победитель совершает рукой движение сверху вниз по спине, имитируя «отряхивание пыли» с противника. После этого победитель плавными пружинящими шагами, взмахивая вытянутыми в стороны-вверх руками, подходит к зрителям. Ритуал заканчивается тремя прыжками по кругу. В конце третьего прыжка ноги должны одновременно коснуться земли. На слегка согнутых ногах победитель делает три хлопка ладонями по бедрам, чередуя их по внутренней и внешней стороне, как бы «говоря», что в данном состязании выиграл я, в двух других можешь выиграть ты.

Выполнение ритуала «девиг» в конце схватки показывает эмоциональное состояние борца, ощущение им радости победы и благодарность зрителям. Борец, выполняя его, как бы активно отдыхает, показывая, что в нем сохранилось достаточно много сил и энергии.

В последнее время «девиг» стали переводить как «танец орла». Это, видимо, объясняется тем, что положение рук борца и его движения действительно напоминают взлетающих и парящих орлов. Мы считаем, что ритуал служит хорошим разминочным упражнением, которое дает возможность управлять стартовым состоянием. Он придает самой борьбе зрелищность, динамичность, подчеркивает уважение к сопернику, зрителям, являясь театрализованным началом спортивного поединка.

Каждый борец во время схватки обслуживается судьей-секундантом, количество секундантов может быть от 2 до 16 в зависимости от количества участников, то есть в соотношении 1 : 16 (на одного секунданта 16 борцов).

В борьбе «хуреш» своеобразны права и обязанности судьи-секунданта, призванного следить не только за выполнением ритуала, правилами соревнований, но и развлекать зрителей остроумными комментариями, шутками, импровизациями. Его присутствие придает борьбе особо праздничный характер. Он должен быть веселым, жизнерадостным, обладать хорошей дикцией, подвижным и большим знатоком борьбы «хуреш». Судья-секундант в какой-то степени напоминает конферансье.

В состязаниях тувинских борцов вызов на схватку имел и имеет большое значение. Он помогает психологически настроиться на поединок и встречу со зрителем. Моге салыкчы-

 

зы (так именуется судья-секундант) певуче информирует зрителей о возрасте борца, о том, чей он сын, откуда родом, сколько раз и в каких соревнованиях участвовал, с кем встречался. Например: «Борец поселка Ишкин Сут-Холского района Сыын-оол Кужугет в 1982 году в республиканских соревнованиях, посвященных 60-летию образования СССР, стал чемпионом Тувы. Сегодня он в отличной спортивной форме, готов блестяще выступить и на этих соревнованиях, посвященных Дню Победы. Сын Хор-Тайги, неоднократного участника республиканских соревнований, Сыын-оол Кужугет ждет не дождется своего соперника. Где его противник?! Выпускайте скорее, выпускайте его на борьбу!» Такой вызов помогает зрителям легко запомнить имена борцов и среди участников быстро находить «своего» борца.

Подобные спортивные состязания, можно сказать спортивные представления, привлекают огромное количество зрителей, являясь важной, обычно заключительной, частью многих праздников.

Одежда судьи-секунданта состоит из «шыва тон» (шелковая национальная одежда), «идик» (юфтевые сапоги с загнутыми вверх носками с национальным орнаментом) и «суур борт» (шапочка, отделанная мехом, с острой верхушкой).

Не менее своеобразна спортивная форма хурешиста: «содак», «шуудак», «кадыг идик». Костюм хурешиста описывается в сказках следующим образом: «...натягивает на себя тугой содак и шуудак, сшитый из шкур восьмидесяти маралух. Восемьдесят человек из восьмидесяти шкур маралух сшили этот костюм».

Содак (трусы-плавки) по форме и покрою похож на плавки, которые сшиты из двойного материала, простроченного с краев двойной строчкой, чтобы между строчками можно было пропустить специальные шнуры из тонкой кожи или другого крепкого материала, при помощи которых борец перед схваткой стягивает содак. Конец шнура перед выходом на поле заправляется вовнутрь. Если содак матерчатый, то края должны быть окантованы легкой тонкой колеей для придания прочности.

Шуудак — куртка оригинального покроя, имеющая рукава и спинную часть, которая закрывает спину борца до середины. К углам пришит сплетенный шелковый или кожаный шнур, чтобы завязывать шуудак спереди. Рукава должны закрывать руки до запястья. На содаке и шуудаке в тех местах, где испытывается наибольшее натяжение во время борьбы, прокладываются три дополнительных ряда, прилегающих плотно друг к другу, крупных стежков прочной ниткой.

Это и каждое последующее трехрядье стежек должно располагаться в шахматном порядке. Стежки, прошитые нитками контраст-

 
Library   65   Up


Contents

 

Home
 

ного цвета по отношению к ткани, выполняют и декоративную роль.

Обувь должна иметь длинное голенище. Раньше боролись в национальной обуви — «кадыг идик», имеющей загнутые вверх носки. В настоящее время разрешается бороться в мягких сапогах. По правилам соревнований разрешаются захваты за форму, то есть за содак, шуудак и кадыг идик. Поражение борца фиксируется при касании земли руками, коленом, локтем и т. п.

Соревнования по борьбе «хуреш» проводятся по системе с выбыванием после одного проигрыша, то есть по олимпийской системе.

Таковы особенности борьбы «хуреш», от-

 

личающие ее от других видов спортивной борьбы, культивируемых в нашей стране.

Борьба «хуреш» — самый любимый и почитаемый вид спорта у тувинского народа, который бережно хранит все ее положительные традиции и ритуалы.

Одной из задач привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Туве является совершенствование национальных видов спорта. Очевидно, решение этих задач будет исходить из понимания того, что «хуреш» — это национально-самобытное спортивное состязание, которое культивировалось на протяжении многих веков, и дальнейшее развитие его возможно лишь при сохранении преемственности.

 

 

«ХАПСАГАЙ»

   
В. Г. Степанов, Якутск
 

Наверное, нет на свете такого народа, у которого не были бы в почете честные, красивые спортивные поединки мужчин. Мой северный якутский край не составляет исключения. Испокон веку здесь пользуются уважением люди сильные, ловкие, смелые. Да и сами условия, которые сейчас по-научному именуют экстремальными, диктуют, чтобы жили и трудились крепкие, стойкие люди.

«Девять месяцев зима, остальное — лето» — это про Якутию. Близко к истине. Потому северяне особенно нетерпеливо ждут прихода теплых дней, когда щедрое солнце, словно компенсируя свою зимнюю скупость, почти круглые сутки сияет на небосклоне. Наступает время забот и хлопот: ведь каждый из этих долгожданных летних дней должен прокормить людей в долгий зимний период. Но перед началом полевых работ звенит, шумит «ысыах» — национальный праздник встречи лета.

...Июньский воскресный день. С раннего утра тянутся к парку жители села. Они одеты ярко, празднично, многие — в национальных костюмах. Половодьем красок залиты аллеи и лужайки. Каждому найдется занятие по душе.

Вот, взявшись за руки, образовали селяне широкий круг «осуохая». Запевала в импровизированных двустишиях прославляет приход лета, вдохновляет земляков на ударный труд, воспевает красоту родной природы и счастье любви. Хором повторяя его слова, участники «осуохая» в ритмичном танце движутся по кругу. Сменяют друг друга запевалы, один поет искуснее другого, а круг все шире и шире.

Рядом гремит электроникой инструментальный ансамбль, и молодежь отплясывает свои современные ритмы. На большой поляне ки-

 

пят страсти конных скачек. На волейбольной площадке разыгрывается совхозный кубок.

Но вот по радио разносится: «Через несколько минут начинаются поединки по борьбе «хапсагай». После этого объявления распадается круг «осуохая», стихает ансамбль. Даже у котлов с обильным угощением не остается очередей. Словно ручейки, спешат толпы людей к поляне, где будут схватки борцов.

«Хапсагай» — украшение праздника, его кульминация. В переводе на русский язык это слово обозначает ловкость. Победители турниров по «хапсагаю» ярко и поэтично воспеты в произведениях устного народного творчества, в сказаниях, легендах и преданиях. Богатырские поединки красочно описаны в произведениях поэтов и писателей республики.

Из них известно, что в далекие времена турниры хапсагаистов были окрашены торжественным и необычным ритуалом. Так, богатырей тщательно скрывали друг от друга, к месту «ысыаха» привозили тайком и прятали, чтобы люди соперника не «сглазили». На просторный травяной «ковер» борцов подводили, накинув на голову плотное покрывало. И лишь перед самым началом поединка арбитр давал команду сбросить эту «маску».

О весовых категориях не было и речи. Потому нередко после снятия покрывала оказывалось, что противники подобны мифическим Давиду и Голиафу. Однако схватка начиналась. Еще одна немаловажная деталь — время поединка не ограничивалось. Бывало, встреча продолжалась несколько часов. Случалось, что даже целый день не выявлял победителя. В легендах рассказывается о богатырях, которые в течение дня не могли одолеть друг друга. Тогда они ждали еще год, чтобы снова схлестнуться в бескомпромиссной встрече.

Library   66   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало