Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ного цвета по отношению к ткани, выполняют и декоративную роль.

Обувь должна иметь длинное голенище. Раньше боролись в национальной обуви — «кадыг идик», имеющей загнутые вверх носки. В настоящее время разрешается бороться в мягких сапогах. По правилам соревнований разрешаются захваты за форму, то есть за содак, шуудак и кадыг идик. Поражение борца фиксируется при касании земли руками, коленом, локтем и т. п.

Соревнования по борьбе «хуреш» проводятся по системе с выбыванием после одного проигрыша, то есть по олимпийской системе.

Таковы особенности борьбы «хуреш», от-

 

личающие ее от других видов спортивной борьбы, культивируемых в нашей стране.

Борьба «хуреш» — самый любимый и почитаемый вид спорта у тувинского народа, который бережно хранит все ее положительные традиции и ритуалы.

Одной из задач привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Туве является совершенствование национальных видов спорта. Очевидно, решение этих задач будет исходить из понимания того, что «хуреш» — это национально-самобытное спортивное состязание, которое культивировалось на протяжении многих веков, и дальнейшее развитие его возможно лишь при сохранении преемственности.

 

 

«ХАПСАГАЙ»

   
В. Г. Степанов, Якутск
 

Наверное, нет на свете такого народа, у которого не были бы в почете честные, красивые спортивные поединки мужчин. Мой северный якутский край не составляет исключения. Испокон веку здесь пользуются уважением люди сильные, ловкие, смелые. Да и сами условия, которые сейчас по-научному именуют экстремальными, диктуют, чтобы жили и трудились крепкие, стойкие люди.

«Девять месяцев зима, остальное — лето» — это про Якутию. Близко к истине. Потому северяне особенно нетерпеливо ждут прихода теплых дней, когда щедрое солнце, словно компенсируя свою зимнюю скупость, почти круглые сутки сияет на небосклоне. Наступает время забот и хлопот: ведь каждый из этих долгожданных летних дней должен прокормить людей в долгий зимний период. Но перед началом полевых работ звенит, шумит «ысыах» — национальный праздник встречи лета.

...Июньский воскресный день. С раннего утра тянутся к парку жители села. Они одеты ярко, празднично, многие — в национальных костюмах. Половодьем красок залиты аллеи и лужайки. Каждому найдется занятие по душе.

Вот, взявшись за руки, образовали селяне широкий круг «осуохая». Запевала в импровизированных двустишиях прославляет приход лета, вдохновляет земляков на ударный труд, воспевает красоту родной природы и счастье любви. Хором повторяя его слова, участники «осуохая» в ритмичном танце движутся по кругу. Сменяют друг друга запевалы, один поет искуснее другого, а круг все шире и шире.

Рядом гремит электроникой инструментальный ансамбль, и молодежь отплясывает свои современные ритмы. На большой поляне ки-

 

пят страсти конных скачек. На волейбольной площадке разыгрывается совхозный кубок.

Но вот по радио разносится: «Через несколько минут начинаются поединки по борьбе «хапсагай». После этого объявления распадается круг «осуохая», стихает ансамбль. Даже у котлов с обильным угощением не остается очередей. Словно ручейки, спешат толпы людей к поляне, где будут схватки борцов.

«Хапсагай» — украшение праздника, его кульминация. В переводе на русский язык это слово обозначает ловкость. Победители турниров по «хапсагаю» ярко и поэтично воспеты в произведениях устного народного творчества, в сказаниях, легендах и преданиях. Богатырские поединки красочно описаны в произведениях поэтов и писателей республики.

Из них известно, что в далекие времена турниры хапсагаистов были окрашены торжественным и необычным ритуалом. Так, богатырей тщательно скрывали друг от друга, к месту «ысыаха» привозили тайком и прятали, чтобы люди соперника не «сглазили». На просторный травяной «ковер» борцов подводили, накинув на голову плотное покрывало. И лишь перед самым началом поединка арбитр давал команду сбросить эту «маску».

О весовых категориях не было и речи. Потому нередко после снятия покрывала оказывалось, что противники подобны мифическим Давиду и Голиафу. Однако схватка начиналась. Еще одна немаловажная деталь — время поединка не ограничивалось. Бывало, встреча продолжалась несколько часов. Случалось, что даже целый день не выявлял победителя. В легендах рассказывается о богатырях, которые в течение дня не могли одолеть друг друга. Тогда они ждали еще год, чтобы снова схлестнуться в бескомпромиссной встрече.

Library   66   Up


Contents

 

Home
  61975-33.jpg

Схватка якутских борцов по борьбе «хапсагай»

 

 

Просты и суровы правила «хапсагая». Сначала существовали неписаные правила, согласно которым победителем признавался тот, кто заставлял соперника коснуться земли тремя точками тела. Положим, двумя коленями и ладонью. Борцами были бедняки, работавшие у какого-нибудь бая. Богачи выставляли награду победителям: телку или несколько мешков муки, охотничьи припасы. И один удачно проведенный прием мог сделать борца обладателем такого роскошного «приза». Или же, наоборот, неудача перечеркивала все надежды. Стоит ли после этого удивляться осторожности борцов, часами пытавшихся улучить удобный момент или усыпить бдительность противника.

Все это теперь из области преданий. Под солнцем Великого Октября расцветает, молодеет северная земля. Бережно сохраняя свой неповторимый колорит, живут народные традиции. Это касается и национальных видов спорта.

Поначалу было решено регламентировать время поединка, ввести шесть весовых категорий, сделать круглый травяной «ковер» диаметром 10 м. Победа присуждалась тому, кто заставит соперника коснуться земли двумя точками тела. За касание одной точкой давался выигрышный балл.

Еще более строже нынешние правила «хапсагая». Введены четыре весовые категории раздельно для юношей, юниоров и взрослых.

 

Например, у взрослых такие весовые категории: до 60 кг, до 70 кг, до 82 кг и свыше 82 кг. Время поединка: у юношей — 6 мин, у юниоров — 8 мин, у взрослых — 10 мин без перерыва. Чистая победа присуждается, если участник принудил соперника коснуться земли любой частью тела. Если в течение обусловленного времени победа не зафиксирована, то она присуждается более активному спортсмену.

Таким образом, поединки хапсагаистов стали более динамичными, темповыми. Это очень важно, учитывая то, что на «ысыахах», где может выступать каждый желающий, участников бывает великое множество.

В «хапсагае», как и в других якутских национальных видах спорта, введены разрядные нормативы, а также нормативы мастера спорта Якутской АССР и РСФСР по национальным видам спорта.

«Хапсагай» входит в программу всех крупнейших спортивных событий года в республике. Как пример можно привести традиционную спартакиаду трех поколений на приз Василия Манчары, учрежденный областным советом ДСО «Урожай». Соревнуются юноши, взрослые и ветераны. Они оспаривают медали, на которых выгравирован В. Манчары — легендарный герой якутского народа. По преданиям, он смело выступал против богачей, был сильным и ловким, что и помогало ему с честью выходить из самых трудных испытаний.

Library   67   Up


Contents

 

Home
 

Легенды о Манчары взяли за основу организаторы спартакиады, умело использовали их для пропаганды национальных видов спорта. Соревнования проходят в несколько этапов. Сначала массовые — в низовых коллективах физкультуры, затем в районах. И только потом лучшие собираются на республиканский финал.

Еще одна новая форма привлечения широких масс жителей села к занятиям физкультурой и спортом — летние сельские игры Якутии. .Впервые они состоялись в год Московской олимпиады — в 1980 г. И будут теперь проводиться раз в четырехлетне. Один из главных видов программы — «хапсагай».

Именно на основе «хапсагая» стала развиваться в 50-е гг. в нашей республике вольная борьба. С появлением якутских атлетов на российской и всесоюзной аренах специалисты сразу отметили их чрезвычайную устойчивость во время борьбы в стойке. Безукоризненны и неотразимы были их подсечки, броски через бедро. С высокой стойки якутские атлеты стремительно проходили в ноги противника. Эти качества и сейчас являются основным «оружием» лучших представителей якутской школы вольной борьбы.

Заслуженный тренер СССР, организатор знаменитой чурапчинской школы-интерната Д. П. Коркин писал в ежегоднике «Вольная борьба»: «Чемпион мира и олимпийских игр Р. Дмитриев в основу своего атакующего стиля брал чисто национальные приемы борьбы. Своей первой победе над будущим четы-

 

рехкратным чемпионом мира иранцем Э. Джавади на тбилисском международном турнире он был обязан приемам «хапсагая».

Весьма эффективно использовал подсечки и другой олимпийский чемпион из Якутии — П. Пинигин. Так было, например, во время его финальной схватки на Олимпиаде в Монреале с чемпионом мира американцем Л. Кизером. Казалось бы, исход поединка предрешен: молодому советскому атлету надо выиграть с преимуществом в 8 баллов — дело практически невозможное во встрече борцов такого класса. Но Пинигин выполнил установку тренеров. Раз за разом сбивая Кизера в партер, он набрал 11 баллов, отдав сопернику лишь один. И всякий раз в стойке американец никак не мог уберечься от подсечек Павла. Вот она «школа» «хапсагая»!

Сейчас вольная борьба в Якутии безоговорочно признана спортом номер один. Но это нисколько не мешает развитию «хапсагая». Правильно используя вековые традиции, спортивные руководители республики вдохнули новую жизнь в национальную борьбу. Через «хапсагай» идет приток талантов в секции вольной борьбы.

Вот уже многие годы советские атлеты вольного стиля не знают себе равных в мире. Залог успеха спортсменов Страны Советов в том, что в сборной команде слились представители самых разных национальных школ борьбы, привнеся свое, самобытное. Есть в команде и якуты. Те, кому путевку в спорт дал зеленый «ковер» «хапсагая».

 

 

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

   
Я. Дымов, Киев
 

I

1919 год. Возле одного из кинотеатров на рабочей окраине Киева Подоле большая толпа желающих попасть на выступление «короля цепей и железа непобедимого Жозефа». К кассе, в которой сидит визгливая жена силача, пробиться невозможно. Этим пользуются предприимчивые спекулянты, продают билеты за «пять номиналов», уверяя доверчивую публику, что на железного Жозефа «это ж даром».

На всю эту кутерьму, стоя в сторонке, с грустью глядит шестнадцатилетний подольский грузчик «на подхвате» Петька Махницкий и тяжко вздыхает. Он бы тоже хотел увидеть «короля цепей», но денег — кот наплакал. Уже более часа стоит Петр возле кинотеатра и не может придумать, как попасть вовнутрь.

Вдруг, расталкивая толпу, из кинотеатра выходит высокий, широкоплечий дядька с черными пушистыми усами. Люди замолкают.

 

А тот, внимательно осмотрев толпу, почему-то выбирает именно Петра.

— Эй, шкет, иди сюда! Хочешь посмотреть на меня? Вот тебе контрамарка, в первом ряду будешь сидеть.

Ошеломленный паренек и слова не может вымолвить. На афише было сказано, что мосье Жозеф — «колосс Франции», а этот дяденька говорит по-нашему, да ещё с подольским акцентом. Однако на раздумья времени не было — Махницкий побежал за усатым. В фойе Жозеф крепко прихватил Петра за плечи и негромко сказал:

— Ты должен мне помочь. Когда я спрошу, кто хочет проверить крепость подковы, сразу же беги на сцену. Понял, шкет?

— Понял...

Заиграл оркестр, расползся в стороны обшарпанный, пыльный занавес, открылась ярко освещенная сцена, и притихшие зрители увидели «великого Жозефа» во всем его великолепии

Library   68   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало