|
ного цвета по отношению к ткани, выполняют и декоративную роль.
Обувь должна иметь длинное голенище. Раньше боролись в национальной обуви — «кадыг идик», имеющей загнутые вверх носки. В настоящее время разрешается бороться в мягких сапогах. По правилам соревнований разрешаются захваты за форму, то есть за содак, шуудак и кадыг идик. Поражение борца фиксируется при касании земли руками, коленом, локтем и т. п.
Соревнования по борьбе «хуреш» проводятся по системе с выбыванием после одного проигрыша, то есть по олимпийской системе.
Таковы особенности борьбы «хуреш», от-
|
|
личающие ее от других видов спортивной борьбы, культивируемых в нашей стране.
Борьба «хуреш» — самый любимый и почитаемый вид спорта у тувинского народа, который бережно хранит все ее положительные традиции и ритуалы.
Одной из задач привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Туве является совершенствование национальных видов спорта. Очевидно, решение этих задач будет исходить из понимания того, что «хуреш» — это национально-самобытное спортивное состязание, которое культивировалось на протяжении многих веков, и дальнейшее развитие его возможно лишь при сохранении преемственности. |
|
Наверное, нет на свете такого народа, у которого не были бы в почете честные, красивые спортивные поединки мужчин. Мой северный якутский край не составляет исключения. Испокон веку здесь пользуются уважением люди сильные, ловкие, смелые. Да и сами условия, которые сейчас по-научному именуют экстремальными, диктуют, чтобы жили и трудились крепкие, стойкие люди.
«Девять месяцев зима, остальное — лето» — это про Якутию. Близко к истине. Потому северяне особенно нетерпеливо ждут прихода теплых дней, когда щедрое солнце, словно компенсируя свою зимнюю скупость, почти круглые сутки сияет на небосклоне. Наступает время забот и хлопот: ведь каждый из этих долгожданных летних дней должен прокормить людей в долгий зимний период. Но перед началом полевых работ звенит, шумит «ысыах» — национальный праздник встречи лета.
...Июньский воскресный день. С раннего утра тянутся к парку жители села. Они одеты ярко, празднично, многие — в национальных костюмах. Половодьем красок залиты аллеи и лужайки. Каждому найдется занятие по душе.
Вот, взявшись за руки, образовали селяне широкий круг «осуохая». Запевала в импровизированных двустишиях прославляет приход лета, вдохновляет земляков на ударный труд, воспевает красоту родной природы и счастье любви. Хором повторяя его слова, участники «осуохая» в ритмичном танце движутся по кругу. Сменяют друг друга запевалы, один поет искуснее другого, а круг все шире и шире.
Рядом гремит электроникой инструментальный ансамбль, и молодежь отплясывает свои современные ритмы. На большой поляне ки-
|
|
пят страсти конных скачек. На волейбольной площадке разыгрывается совхозный кубок.
Но вот по радио разносится: «Через несколько минут начинаются поединки по борьбе «хапсагай». После этого объявления распадается круг «осуохая», стихает ансамбль. Даже у котлов с обильным угощением не остается очередей. Словно ручейки, спешат толпы людей к поляне, где будут схватки борцов.
«Хапсагай» — украшение праздника, его кульминация. В переводе на русский язык это слово обозначает ловкость. Победители турниров по «хапсагаю» ярко и поэтично воспеты в произведениях устного народного творчества, в сказаниях, легендах и преданиях. Богатырские поединки красочно описаны в произведениях поэтов и писателей республики.
Из них известно, что в далекие времена турниры хапсагаистов были окрашены торжественным и необычным ритуалом. Так, богатырей тщательно скрывали друг от друга, к месту «ысыаха» привозили тайком и прятали, чтобы люди соперника не «сглазили». На просторный травяной «ковер» борцов подводили, накинув на голову плотное покрывало. И лишь перед самым началом поединка арбитр давал команду сбросить эту «маску».
О весовых категориях не было и речи. Потому нередко после снятия покрывала оказывалось, что противники подобны мифическим Давиду и Голиафу. Однако схватка начиналась. Еще одна немаловажная деталь — время поединка не ограничивалось. Бывало, встреча продолжалась несколько часов. Случалось, что даже целый день не выявлял победителя. В легендах рассказывается о богатырях, которые в течение дня не могли одолеть друг друга. Тогда они ждали еще год, чтобы снова схлестнуться в бескомпромиссной встрече. |