|
товности. Различия между двумя контингентами борцов очень велики как в отношении сравнительной характеристики значимости коэффициентов между спортсменами и тренерами, так и по преимущественной выраженности их в общей структуре направленности подготовки и оценки состояния готовности.
Сравнительный анализ величин однородных коэффициентов у спортсменов высокой квалификации и их тренеров, принятый нами за своего рода модель взаимодействия тренера и спортсмена, позволяет предположить отсутствие значительных расхождений. По достоверности различий обнаружено рассогласование между спортсменами и тренерами в оценке направленности на овладение специальными знаниями и навыками и информацией о противниках (К2 и К3). Это свидетельствует о том, что тренеры несколько переоценивают значимость специальных знаний и навыков и недооценивают, потребность борцов в информации о противниках. В условиях централизованной подготовки борцы, на наш взгляд, быстрее получают информацию о пробелах в развитии отдельных сторон своего мастерства (есть возможность сравнения себя с сильнейшими соперниками), нежели их личные тренеры, что дает основание принять их оценки в качестве более объективного критерия и рекомендовать тренерам более внимательно учитывать их.
У борцов, специализирующихся в вольной борьбе в условиях спортшколы, обнаружены значительные расхождения с оценками их тренеров, причем почти во всех случаях различия оказались достоверными на высоком уровне значимости (р < 0,01). Есть основания предполагать, что процесс перестройки в сознании юных борцов своего отношения к спортивной деятельности находится в начальной стадии, когда ориентация на определенные стороны подготовки принимается без анализа ее причин, соотношения с состоянием собственной готовности. Отсюда резкие различия в оценках борцов и их тренеров текущего состояния готовности: борцы некритичны в оценке его. Это подтверждается значениями коэффициентов корреляции ранговых оценок всех факторов анкеты.
Наиболее высокие значимости факторов характерны для борцов спортшколы как в отношении всей группы в целом, так и в отношении себя. В то же время у спортсменов высокой квалификации, чьи результаты больше соответствуют идеальным представлениям, общегрупповая оценка ниже, и диапазон колебаний у отдельных спортсменов также находится в более низких пределах. Это свидетельствует об их более критичном отношении к себе, о том, что они лучше видят перспективы совершенствования.
Теперь обратимся к различиям в оценках состояния готовности на текущий момент у
|
|
тренеров и борцов. Данные сравнительного анализа среднегрупповых оценок в спортшколе свидетельствуют о почти полном расхождении во взглядах тренеров и их учеников. «За счет развития каких психофизических качеств можно сейчас успешно выступать?» — спрашивают ученики. Тренеры же, видя недостатки сегодняшнего дня, знают и то положительное, что в настоящее время способствует успешному росту спортивного мастерства борцов.
Взаимодействие тренеров и спортсменов высокой квалификации имеет наибольшее рассогласование в оценках текущего состояния. Что касается. расхождений решения тестовой задачи каждым тренером и его учеником, то здесь диапазон статистических оценок весьма широк — от ярко выраженных расхождений до весьма высокой согласованности. Сопоставление среднегрупповых оценок готовности спортсменов сборной команды и их тренеров позволяет предположить несколько заниженную критичность тренеров к своим воспитанникам. Рассогласование в оценках текущего состояния, данных тренерами и борцами, оказалось ниже критического значения (на уровне
р < 0,05). Следовательно, можно говорить о характерности данного явления для схожего контингента обследуемых, то есть если обследовать других спортсменов и тренеров сборных команд, картина будет приблизительно такой.
Как видно из полученных данных, даже взаимодействие тренера и спортсмена высокой квалификации содержит моменты существенных рассогласований, что свидетельствует о необходимости проведения подобных исследований в целях повышения эффективности совместной работы сторон, занятых в процессе становления спортивного мастерства.
Если анализировать рассогласование оценок отдельных факторов, то можно констатировать наличие достоверно значимых (р < 0,01) расхождений по большому их числу у борцов и тренеров спортшколы, в то время как в более квалифицированной группе обнаружены достоверные различия лишь в оценке значимости для достижения максимального результата в будущем двух факторов: способность навязать противнику свою тактику и знание о цели противника во встрече (тренеры существенно их недооценивают); а в оценке состояния готовности на текущий момент достоверные расхождения обнаружены лишь в определении значимости фактора способности обходиться без помощи и поддержки тренера на соревнованиях (тренеры его переоценивают, что порой проявляется в излишне эмоциональном поведении их на соревнованиях).
Выводы и рекомендации.
Проведенное исследование показало эффективность использования разработанной ме-
|
|