Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

3. Каждый третий прием выполнять максимально быстро и сильно.

4. Возникает состояние, как будто вы окунулись в ледяную воду. По телу бегут мурашки.

5. Дыхание глубокое, частое.

6. Чувствую легкий мандраж, приятно возбужден.

7. Все тело наполняется энергией, энергии все больше и больше.

8. Мышцы легкие, сильные. Я весь как сжатая пружина.

9. Открыть глаза. Встать.

В четвертой части паузы рекомендуется проделать имитацию коронного приема 3 — 4 раза с разной скоростью и усилиями. Затем спортсмены приступают к выполнению тренировочного задания.

По мере овладения навыками мобилизации число формул сокращается.

По отзывам спортсменов применение па-

 

уз психорегуляции способствует более качественному выполнению тренировочных заданий и делает тренировку более эмоциональной и интересной. Наблюдения показали также, что с помощью пауз психорегуляции можно добиваться повышения числа выполняемых приемов в тренировке, быстроты их освоения в качества выполнения.

Паузы психорегуляции могут быть использованы также в процессе соревнований с целью восстановления работоспособности между схватками и мобилизации сил на предстоящие поединки. Применяя их, следует учитывать только, что чем продолжительнее отдых между схватками, тем длительнее должна быть фаза расслабления в паузе, в течение которой можно даже входить в состояние сна. Естественно, что после этого нужно усилить фазу мобилизации, после которой молено при необходимости провести разминку и соответствующую настройку.

 

 

МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   
И. В. Кузьмина, Москва
 

Взаимодействие спортсмена и тренера — многогранный процесс. Далеко не всегда он протекает успешно и плодотворно. Нахождение разногласий в этом взаимодействии — актуальная задача для психологов, поскольку известно, что формирование представления о личности человека имеет несколько запаздывающий характер.

Для повышения эффективности взаимодействия тренера и спортсмена была разработана методика оценки возможности достижения успеха в соревнованиях, в основе которой содержится сравнительный анализ представлений: «спортсмен о себе — тренер о спортсмене». Оценивалась с точки зрения спортсмена и его тренера значимость для успешного выступления в соревнованиях 24 факторов, объединенных в четыре коэффициента, характеризующих: K1 — стремление к самоутверждению, самоактуализации, исполнению общественного долга (факторы 19 — 24); К2 — овладение специальными знаниями и навыками (факторы 1 — 6); К3 — овладение сведениями о противниках (факторы 7 — 12); К4 — подверженность психогенным влияниям (факторы 13 — 18).

Значимость каждого фактора определялась его ранговым номером в ряду остальных: от 1 — наиболее важного для достижения, успеха до 24 — наименее важного, причем каждый фактор оценивался дважды. Сначала в графе слева — с точки зрения представления о степени его значимости в будущем, при

 

достижении максимально возможного результата (представление об идеале), и затем в графе справа — с точки зрения выраженности его у спортсмена в текущий момент (состояние готовности). Сначала оценки проставлял спортсмен, затем его тренер. Обязательным условием тестирования являлось требование загнуть заполненные графы оценок перед заполнением следующих, чтобы исключить возможность ориентации на проставленные ранее оценки.

По окончании тестирования тренеру предлагалось сравнить собственные оценки с оценками его ученика; при получении согласия тренера проставленные им оценки сообщались спортсмену. Взаимосвязь проставленных спортсменом и тренером оценок определялась коэффициентом ранговой корреляции (по Спирмену) и характеризовала: оценку состояния готовности к достижениям с точки зрения спортсмена и его тренера; рассогласование в оценках состояния готовности у спортсмена и тренера.

В исследовании приняли участие борцы высокой квалификации вольного стиля (28 чел.) в возрасте от 17 до 22 лет и их тренеры; учащиеся школы олимпийского резерва Москвы, специализирующиеся в вольной борьбе (26 чел.), в возрасте 13 — 14 лет и их тренеры.

Обратимся к анализу рассогласований у борцов и тренеров в направленности тренировочного процесса и оценки состояния го-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

товности. Различия между двумя контингентами борцов очень велики как в отношении сравнительной характеристики значимости коэффициентов между спортсменами и тренерами, так и по преимущественной выраженности их в общей структуре направленности подготовки и оценки состояния готовности.

Сравнительный анализ величин однородных коэффициентов у спортсменов высокой квалификации и их тренеров, принятый нами за своего рода модель взаимодействия тренера и спортсмена, позволяет предположить отсутствие значительных расхождений. По достоверности различий обнаружено рассогласование между спортсменами и тренерами в оценке направленности на овладение специальными знаниями и навыками и информацией о противниках (К2 и К3). Это свидетельствует о том, что тренеры несколько переоценивают значимость специальных знаний и навыков и недооценивают, потребность борцов в информации о противниках. В условиях централизованной подготовки борцы, на наш взгляд, быстрее получают информацию о пробелах в развитии отдельных сторон своего мастерства (есть возможность сравнения себя с сильнейшими соперниками), нежели их личные тренеры, что дает основание принять их оценки в качестве более объективного критерия и рекомендовать тренерам более внимательно учитывать их.

У борцов, специализирующихся в вольной борьбе в условиях спортшколы, обнаружены значительные расхождения с оценками их тренеров, причем почти во всех случаях различия оказались достоверными на высоком уровне значимости (р < 0,01). Есть основания предполагать, что процесс перестройки в сознании юных борцов своего отношения к спортивной деятельности находится в начальной стадии, когда ориентация на определенные стороны подготовки принимается без анализа ее причин, соотношения с состоянием собственной готовности. Отсюда резкие различия в оценках борцов и их тренеров текущего состояния готовности: борцы некритичны в оценке его. Это подтверждается значениями коэффициентов корреляции ранговых оценок всех факторов анкеты.

Наиболее высокие значимости факторов характерны для борцов спортшколы как в отношении всей группы в целом, так и в отношении себя. В то же время у спортсменов высокой квалификации, чьи результаты больше соответствуют идеальным представлениям, общегрупповая оценка ниже, и диапазон колебаний у отдельных спортсменов также находится в более низких пределах. Это свидетельствует об их более критичном отношении к себе, о том, что они лучше видят перспективы совершенствования.

Теперь обратимся к различиям в оценках состояния готовности на текущий момент у

 

тренеров и борцов. Данные сравнительного анализа среднегрупповых оценок в спортшколе свидетельствуют о почти полном расхождении во взглядах тренеров и их учеников. «За счет развития каких психофизических качеств можно сейчас успешно выступать?» — спрашивают ученики. Тренеры же, видя недостатки сегодняшнего дня, знают и то положительное, что в настоящее время способствует успешному росту спортивного мастерства борцов.

Взаимодействие тренеров и спортсменов высокой квалификации имеет наибольшее рассогласование в оценках текущего состояния. Что касается. расхождений решения тестовой задачи каждым тренером и его учеником, то здесь диапазон статистических оценок весьма широк — от ярко выраженных расхождений до весьма высокой согласованности. Сопоставление среднегрупповых оценок готовности спортсменов сборной команды и их тренеров позволяет предположить несколько заниженную критичность тренеров к своим воспитанникам. Рассогласование в оценках текущего состояния, данных тренерами и борцами, оказалось ниже критического значения (на уровне р < 0,05). Следовательно, можно говорить о характерности данного явления для схожего контингента обследуемых, то есть если обследовать других спортсменов и тренеров сборных команд, картина будет приблизительно такой.

Как видно из полученных данных, даже взаимодействие тренера и спортсмена высокой квалификации содержит моменты существенных рассогласований, что свидетельствует о необходимости проведения подобных исследований в целях повышения эффективности совместной работы сторон, занятых в процессе становления спортивного мастерства.

Если анализировать рассогласование оценок отдельных факторов, то можно констатировать наличие достоверно значимых (р < 0,01) расхождений по большому их числу у борцов и тренеров спортшколы, в то время как в более квалифицированной группе обнаружены достоверные различия лишь в оценке значимости для достижения максимального результата в будущем двух факторов: способность навязать противнику свою тактику и знание о цели противника во встрече (тренеры существенно их недооценивают); а в оценке состояния готовности на текущий момент достоверные расхождения обнаружены лишь в определении значимости фактора способности обходиться без помощи и поддержки тренера на соревнованиях (тренеры его переоценивают, что порой проявляется в излишне эмоциональном поведении их на соревнованиях).

Выводы и рекомендации.

Проведенное исследование показало эффективность использования разработанной ме-

 
Library   62   Up


Contents

 

Home
 

тодики оценки возможности достижения успеха в соревнованиях; в основе этой методики лежит метод сравнительного анализа представлений: «спортсмен о себе — тренер о спортсмене». Она позволяет судить о состоянии готовности борца к предстоящим выступлениям, характеризует общую направленность на овладение спортивной деятельностью борцом. Кроме того, она позволяет найти рассогласования в направленности подготовительного процесса между спортсменом и его тренером и в соответствии с этим скорректировать дальнейшую работу.

 

Несложность в овладении данной методикой, особенно если ограничиться сравнительным анализом расхождений ранговых оценок отдельных факторов у тренера и спортсмена, позволяет рекомендовать ее тренерам в качестве инструмента самостоятельных исследований. Путем многократного ее использования можно контролировать эффективность воздействия на необходимые стороны подготовки борца. Изменение отдельных факторов позволит получить более подробную информацию по интересующим сторонам подготовки (например, по технико-тактическому мастерству).

 

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


ЧТО ТАКОЕ «ХУРЕШ»?

   
О. Ч. Ондар, судья всесоюзной категории, Кызыл
 
61975-32.jpg

 

Тувинский борец по «хурешу» и его секундант

 

В октябре 1984 года самая молодая автономная республика в Советском Союзе — Тува отметила 40-летие добровольного вхождения в состав братской семьи народов СССР. Тува имеет определенные традиции в развитии физической культуры и спорта, связанные с климатогеографическими особенностями, которые весьма своеобразны.

В Советской Туве, как и в других республиках нашей страны, культивируются национальные виды спорта и игры. Через века до наших дней прошла самобытная борьба «хуреш» с неповторимым ритуалом, богатейшими приемами и разнообразными захватами. Тувинская борьба «хуреш» — самый древний, любимый национальный вид спорта. Где бы ни проходили соревнования по борьбе «хуреш», туда всегда стремились стар и млад.

«Хуреш» славится с давних времен своими традициями. Традиции «хуреша» передаются из поколения в поколение.

О борьбе «хуреш» слагались и слагаются песни, легенды. В тувинском фольклоре многие темы посвящены борьбе «хуреш». В большинстве тувинских сказок Моге (борец) — человек, обладающий доброй душой, сильным духом и горячим сердцем. Обычно в борце воплощены такие сочетания качеств: могучее и красивое телосложение, добрая душа, сильный и волевой характер. Моге-борец умеет постоять за себя и за свой народ. Он беспощаден к врагам народа, непримирим ко всякой несправедливости.

«...И вот в длинной желтой степи каждый натянул на себя черный крепкий содак. Ра-

Library   63   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало