|
||||
моторики. Идеомоторика, или идеомоторные акты, — это непроизвольные движения, автоматически возникающие на базе умственного представления о них. Многочисленными исследованиями убедительно доказано, что идеомоторная тренировка способствует концентрации внимания, осознанности деятельности, реализации, в результате чего улучшается точность движений, ускоряется процесс научения и даже появляется возможность начального овладения незнакомым действием без предварительного практического его выполнения. Идеомоторная тренировка особенно эффективна и необходима при освоении какого-нибудь нового сложного приема. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем дзюдоист станет выполнять упражнения, тренер должен объяснить задание и проверить, правильно ли оно понято и переведено ли в сознании спортсмена на понятный «язык» моторики. Если борец понял указание, то он должен мысленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала выразить образ представляемого движения в точных словесных формах, а затем уже, проговаривая их про себя, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения. Такая методика обучения активизирует умственную активность борцов и дает возможность значительно сократить количество практических повторений при освоении того или другого действия. Пользуясь идеомоторной тренировкой, следует помнить, что качественному исполнению разучиваемого действия способствует не простое воспроизведение узловых моментов техники, а воспроизведение характерных мышечно-двигательных операций, сопровождающих эти моменты: степени мышечного напряжения, направления, скорости и ускорения различных звеньев тела и др. Для лучшего «вслушивания» в двигательно-мышечные ощущения, как новые, так и известные, полезно ограничивать число пробных выполнений упражнения. Это создает дополнительные трудности, для преодоления которых необходима большая творческая активность. Систематическая стимуляция этой активности воспитывает у дзюдоистов умение вызывать соответствующие двигательные представления и готовить себя к каждой попытке выполнения приема. Мысленное выполнение приема нужно повторять 3 — 6 раз в зависимости от его сложности. Чем сложнее прием и чем труднее он мысленно воспроизводится, тем больше должно быть число повторений. После мысленного выполнения приема его следует повторить с имитационными движениями и лишь затем приступать к реализации этого действия с партнером. При этом необходимо обязательно прочувствовать основные фазы двигатель- |
ных действий в ритме реального его выполнения. Еще больший эффект получается тогда, когда идеомоторная тренировка проводится спортсменом в состоянии релаксации. Данный метод получил название гипноидеомоторики. Его эффект связан с тем, что если идеомоторное представление о движении рождается на фоне неглубоко дремлющего мозга, то движение становится более точным, чем после идеомоторной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому дзюдоист может с помощью аутогенной тренировки (успокаивающей части) погрузить себя в состояние релаксации, в котором и будет проводить идеомоторную тренировку. В тех случаях, когда возникает необходимость выполнить важную установку тренера или автоматизировать какое-нибудь технико-тактическое действие в соревновательных ситуациях схватки, особенно эффективным является один из вариантов гипноидеомоторной тренировки, разработанный В. П. Некрасовым. Суть данного метода заключается в том, что после «погружения» спортсмена в состояние релаксации психолог или тренер как бы ведет «репортаж» во время соревновательного поединка, описывая соответствующие ситуации и требуемое поведение борца в них. Это позволяет более эффективно совершенствовать необходимые действия и закреплять тренерские установки. Приведем пример использования данного метода в практике работы с одним из дзюдоистов, который постоянно забывал после проведения приема продолжать преследование партнера, что проявлялось у него как на тренировках, так и на соревнованиях. Во время применения метода «репортаж» ему внушалось следующее: «Сейчас вы находитесь на татами и проводите подготовку для проведения своего, коронного броска — подхвата. Внимание!.. Бросок!.. Мгновенно продолжать преследование и переходить на удержание!..» Спортсмен старался идеомоторно представить нужную ситуацию и выполнить соответствующее действие. С ним было проведено 3 таких сеанса, после чего он самостоятельно проводил эти сеансы ежедневно в течение недели, закрепляя все их содержание в тренировочных занятиях на татами. В результате на соревнованиях он за редким исключением не забывал проводить преследование, что существенно повысило эффективность его борьбы. «Репортаж» можно и нужно использовать с самыми разными целями: для преодоления неуверенности (например, в проведении рискованного приема из-за боязни попасться на контрприем), для констатации определенных тактических и психологических установок на схватку (например, подавить противника вы- |
|||
58 |
|
||||
соким темпом и непрерывной атакой в самом начале схватки), для снятия слишком острых реакций в стрессовых ситуациях (пропустил бросок и стал проигрывать незадолго до конца схватки, получил травму и т. д.). Во всех этих случаях в применении метода «репортаж» очень важно точно смоделировать возможные ситуации и поведение спортсмена в возникших условиях противоборства. Чем ярче и точнее дзюдоист сможет мысленно воспроизвести планируемое действие, тем выше тренирующий эффект метода идеомоторной подготовки. Идеомоторная и гипноидеомоторная тренировки способствуют не только повышению качества обучения спортсменов технико-тактическим действиям, но и лучшему сохранению или быстрому восстановлению уже освоенных приемов. Поэтому в процессе длительного перерыва (например, в переходном периоде или из-за травмы) спортсменам весьма желательно хотя бы раз в день проделывать идеомоторную тренировку по выполнению отдельных приемов. Особенно незаменимой такая тренировка бывает при получении спортсменом травмы, не позволяющей длительное время выполнять тот или иной прием. Наблюдения показали, что спортсмены, которые занимались идеомоторной тренировкой, гораздо быстрее восстанавливали свои навыки по сравнению с не занимающимися ею. В процессе тренировки и соревнований нередко возникают стрессовые ситуации, приводящие к повышенной эмоциональной напряженности спортсменов, что зачастую является причиной снижения эффективности их деятельности. Эти ситуации чаще всего возникают в тренировочных схватках, носящих контрольный характер, в которых, решается вопрос отбора спортсменов в команду, а также непосредственно на соревнованиях. Причем чем более значимы эти схватки и соревнования для спортсмена, тем выше степень стресса. Кроме того, в самих тренировочных и соревновательных схватках также часто возникают стрессовые ситуации, вызываемые такими причинами, как сила противника, неоднократные проигрыши ему, необъективное судейство, негативная и бурная реакция зрителей, неожиданный «пропуск» приема, особенно в тех случаях, когда это ставит спортсмена на грань поражения, получение травмы, затрудняющей ведение схватки, и др. Для того чтобы повысить у спортсмена психическую устойчивость к такого рода ситуациям, следует прежде всего снизить ее значимость для него. Здесь чрезвычайно полезными могут оказаться внушающе-убеждающие беседы, направленные на смещение целевых установок спортсмена. При этом не следует концентрировать внимание спортсмена на результате. Лучше ориентировать его на выступление в силу своих возможностей, |
а внимание направить на технико-тактические особенности ведения схватки. Полезными могут оказаться такие простые приемы психорегуляции, как отключение (попеременное сосредоточение внимания на различных предметах), переключение (удержание направленности сознания на каком-либо интересном деле: чтении, рассматривании карикатур, любимом занятии), регуляция тонуса мимических и других скелетных мышц, контроль и регуляция темпа движений и речи, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка и др. Об этих приемах можно подробно узнать в специальной литературе. Мы остановимся только на наиболее эффективных способах психорегуляции, зарекомендовавших себя в практике работы с дзюдоистами. Одним из них является десенсибилизация, под которой понимается процесс уменьшения или ликвидации нежелательных чувств и эмоций. Данный метод особенно целесообразно применять для снятия излишнего волнения перед соревнованиями, так называемой предстартовой лихорадки. Для этого за 5 — 7 дней до соревнований нужно ввести себя в состояние релаксации с помощью аутогенной или психомышечной тренировки. Затем следует мысленно представить себе соревновательную обстановку: место соревнований, тэтам», предстоящих соперников. После этого нужно увидеть себя выходящим на татами в самом лучшем состоянии, которое характеризуется спокойной боевой уверенностью. Можно также мысленно представить себе отдельные ситуации борьбы, из которых ты выходишь победителем. Такого рода представления нужно проводить несколько раз, стараясь как можно точнее ощутить требуемое состояние. Может случиться так, что на первых порах при представлении соревновательной обстановки дзюдоист будет сильно возбуждаться. В таком случае ему следует несколько раз погружать себя в состояние релаксации и продолжать мысленную тренировку. После нескольких занятий возбуждение значительно снизится. Когда спортсмен в процессе такой тренировки научится мысленно представлять себя в требуемом состоянии и не волноваться при этом, он хорошо овладел данным приемом психорегуляции. В день соревнований, а еще лучше за 1 — 2 дня до него следует прийти на место их проведения, внимательно осмотреть и запомнить обстановку и постараться прямо здесь провести сеанс десенсибилизации. Такую тренировку следует практиковать в промежутках между схватками непосредственно на соревнованиях. При этом желательно представлять свое состояние при выходе на татами с уже известным противником. Десенсибилизация может выполняться и в процессе тренировки в тех случаях, когда |
|||
59 |
|
||||
ладо снять излишнее волнение, например перед трудной контрольной схваткой. В таком случае десенсибилизацию лучше проводить за 1 — 2 дня до ожидаемого события, а также непосредственно перед тренировочным занятием. Весьма эффективным средством, сочетающим в себе различные приемы психорегуляции, является пауза психорегуляции. Ее удобно использовать в процессе тренировочных занятий, отличающихся повышенной напряженностью, большой длительностью и (или) монотонностью. Продолжительность паузы около 5 мин. Она включает 4 части, в каждой решаются свои задачи. Первая часть паузы посвящается переходу спортсменов на другой характер работы и подготовке к последующей релаксации. Она длится 15 — 20 с и состоит из выполнения трех стандартных упражнений. Первое — потягивание и растяжение различных групп мышц (например, потягивание с подъемом на носки и сильным прогибом туловища назад); второе — статическое напряжение большинства мышечных групп, которое нужно удерживать в течение 10 — 12 с (например, «ласточка»); третье — быстрое расслабление всех мышц. Вторая часть паузы длится 2 — 3 мин. Ее задача — сформировать у спортсменов состояние релаксации (расслабления и дремоты) с целью ускорения восстановительных процессов в организме, а также достигнуть состояния повышенной внушаемости. Делается это следующим образом. Спортсмены принимают удобное исходное положение (лежа или сидя) и с помощью словесных формул вводят себя в необходимое состояние релаксации. Так как время проведения паузы ограничено, формулы должны быть сокращены до 5 — 7 предложений. В частности, могут быть рекомендованы такие формулировки: 1) мышцы лица расслаблены, я отдыхаю; 2) мышцы рук расслаблены, приятный покой; 3) мышцы ног приятно расслаблены, хорошее спокойное состояние; 4) все тело расслаблено, полный покой и расслабление; 5) весь организм отдыхает хорошим восстановительным отдыхом; 6) отдыхают мозг, нервы, мышцы, полноценный хороший отдых. Третья часть паузы продолжается 1,5 — 2 мин. Ставится задача оптимальной настройки и мобилизации психических и физических возможностей на выполнение последующего тренировочного задания. Сначала спортсмены мысленно проговаривают это задание, затем стараются идеомоторно выполнить его 5 — 6 раз. После чего используются словесные формулы с акцентом на формировании лег- |
кого и сильного действия, большого желания работать, эмоционального подъема. В четвертой части следует 2 — 4 раза проимитировать задание, стараясь выполнять его с разными скоростью и усилием. Таким образом, с помощью пауз психорегуляции решается целый комплекс задач: быстро восстановиться после предшествующих нагрузок; сформировать оптимальное состояние для выполнения последующих тренировочных заданий; настроиться на целенаправленное выполнение конкретного задания; совершенствовать навыки саморегуляции. К проведению пауз психорегуляции лучше приступать после овладения навыками вхождения в состояние релаксации и мобилизации, а также идеомоторной тренировкой. В начале обучения паузы проводятся тренером или психологом, которые внушают спортсменам необходимые состояния. По мере овладения нужными знаниями и приемами дзюдоисты обязательно должны переходить к самостоятельному проведению пауз. Роль тренера сводится только к подаче сигналов к началу и концу паузы. Практика показывает, что таких пауз в тренировке может быть 1 — 3. Чем длительнее и напряженнее тренировка, тем большее число пауз требуется для спортсмена. Опыт показывает, что на первых порах спортсмены после паузы психорегуляции чувствуют некоторую вялость, расслабленность и не сразу включаются в работу. Происходит это из-за того, что они в недостаточной степени овладели навыками саморегуляции состояния и особенно навыками мобилизации. После сильного расслабления во второй части паузы они не могут быстро мобилизовать себя на выполнение очередного задания. Учитывая, что дзюдоисты довольно хорошо умеют расслабляться, нужно в первых занятиях несколько сократить вторую часть паузы, в течение которой они входят в состояние релаксации. Кроме того, проводить эту часть паузы следует стоя, так как в положении лежа процесс расслабления усиливается. Одновременно нужно немного удлинить третью часть паузы и сделать акцент, на мобилизации, увеличив число формул и усилив их содержательную сторону. Приводим текст формул, используемых в третьей части паузы психорегуляции, после которой борцы должны были выполнять задания по отработке своих излюбленных приемов: 1. Сейчас 5 — 6 раз мысленно выполните свой коронный прием из разных захватов и с разными усилиями (на это отводится 30 — 40 с). 2. Приемы в тренировке нужно выполнять с разной скоростью, из разных захватов и с разными усилиями. |
|||
60 |
|
||||
3. Каждый третий прием выполнять максимально быстро и сильно. 4. Возникает состояние, как будто вы окунулись в ледяную воду. По телу бегут мурашки. 5. Дыхание глубокое, частое. 6. Чувствую легкий мандраж, приятно возбужден. 7. Все тело наполняется энергией, энергии все больше и больше. 8. Мышцы легкие, сильные. Я весь как сжатая пружина. 9. Открыть глаза. Встать. В четвертой части паузы рекомендуется проделать имитацию коронного приема 3 — 4 раза с разной скоростью и усилиями. Затем спортсмены приступают к выполнению тренировочного задания. По мере овладения навыками мобилизации число формул сокращается. По отзывам спортсменов применение па- |
уз психорегуляции способствует более качественному выполнению тренировочных заданий и делает тренировку более эмоциональной и интересной. Наблюдения показали также, что с помощью пауз психорегуляции можно добиваться повышения числа выполняемых приемов в тренировке, быстроты их освоения в качества выполнения. Паузы психорегуляции могут быть использованы также в процессе соревнований с целью восстановления работоспособности между схватками и мобилизации сил на предстоящие поединки. Применяя их, следует учитывать только, что чем продолжительнее отдых между схватками, тем длительнее должна быть фаза расслабления в паузе, в течение которой можно даже входить в состояние сна. Естественно, что после этого нужно усилить фазу мобилизации, после которой молено при необходимости провести разминку и соответствующую настройку. |
|||
|
||||
И. В. Кузьмина, Москва |
||||
Взаимодействие спортсмена и тренера — многогранный процесс. Далеко не всегда он протекает успешно и плодотворно. Нахождение разногласий в этом взаимодействии — актуальная задача для психологов, поскольку известно, что формирование представления о личности человека имеет несколько запаздывающий характер. Для повышения эффективности взаимодействия тренера и спортсмена была разработана методика оценки возможности достижения успеха в соревнованиях, в основе которой содержится сравнительный анализ представлений: «спортсмен о себе — тренер о спортсмене». Оценивалась с точки зрения спортсмена и его тренера значимость для успешного выступления в соревнованиях 24 факторов, объединенных в четыре коэффициента, характеризующих: K1 — стремление к самоутверждению, самоактуализации, исполнению общественного долга (факторы 19 — 24); К2 — овладение специальными знаниями и навыками (факторы 1 — 6); К3 — овладение сведениями о противниках (факторы 7 — 12); К4 — подверженность психогенным влияниям (факторы 13 — 18). Значимость каждого фактора определялась его ранговым номером в ряду остальных: от 1 — наиболее важного для достижения, успеха до 24 — наименее важного, причем каждый фактор оценивался дважды. Сначала в графе слева — с точки зрения представления о степени его значимости в будущем, при |
достижении максимально возможного результата (представление об идеале), и затем в графе справа — с точки зрения выраженности его у спортсмена в текущий момент (состояние готовности). Сначала оценки проставлял спортсмен, затем его тренер. Обязательным условием тестирования являлось требование загнуть заполненные графы оценок перед заполнением следующих, чтобы исключить возможность ориентации на проставленные ранее оценки. По окончании тестирования тренеру предлагалось сравнить собственные оценки с оценками его ученика; при получении согласия тренера проставленные им оценки сообщались спортсмену. Взаимосвязь проставленных спортсменом и тренером оценок определялась коэффициентом ранговой корреляции (по Спирмену) и характеризовала: оценку состояния готовности к достижениям с точки зрения спортсмена и его тренера; рассогласование в оценках состояния готовности у спортсмена и тренера. В исследовании приняли участие борцы высокой квалификации вольного стиля (28 чел.) в возрасте от 17 до 22 лет и их тренеры; учащиеся школы олимпийского резерва Москвы, специализирующиеся в вольной борьбе (26 чел.), в возрасте 13 — 14 лет и их тренеры. Обратимся к анализу рассогласований у борцов и тренеров в направленности тренировочного процесса и оценки состояния го- |
|||
61 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |