|
||||||||
Таблица 2 технических действий
|
||||||||
55 |
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Рис. 7
ческих действий позволяет применять еще большее количество связок, соединений, сочетаний, то есть комбинаций между техническими и тактическими операциями. До настоящего времени в спортивной борьбе новые варианты приемов выявлялись путем наблюдений, описаний увиденного, фото- и кинофиксации, на основании чего строились рекомендации. Предлагаемая в настоящей статье инструментальная методика учитывает принципы фазового образования приемов и дает возможность находить, опознавать и конструировать новые варианты технических действий. В исследованиях применялся аксиоматический метод. Данный метод является одним из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором выбирается некоторое множество принимаемых без доказательства предложений и фиксируются правила, позволяющие вводить новые термины (понятия) и логически выводить одни предложения из других. В эксперименте принято три предложения без доказательств. Первая аксиома. Дзюдоист изменяет свое положение совершенно свободно относительно звеньев тела и системы прямоугольных координат. Вторая аксиома. Дзюдоисты в ходе соревновательного поединка могут принимать одинаковые положения. Третья аксиома. Дзюдоисты в ходе соревновательного поединка могут принимать неодинаковые положения. На основе принятых акси- |
ом, исследовались взаимоположения дзюдоистов. В учебниках по спортивной борьбе описаны различные способы выполнения технических действий. Для построения новых технических действий были изучены описания приемов, а также их структурных элементов: наклона, прогиба, седа. Наклон характеризуется переходом туловища из вертикального положения в горизонтальное; прогиб — разгибанием туловища; сед — приседанием с последующим перекатом на спину. Описание приемов можно представить по структурным элементам, выполняемым с помощью таких звеньев тела, как руки, йоги, туловище (табл. 1). В результате исследова-
Таблица 1
Действия при бросках в дзюдо
|
||||||||||
56 |
|
|||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Подводящие упражнения для новых вариантой приемов в дзюдо
|
ния выявлены новые варианты следующих. приемов: бросков через спину, подхватов; передних подножек; задних подножек; бросков через голову с упором стопой (стопами) в живот; зацепов; бросков захватом за ногу. В табл. 2 представлено описание некоторых технических действий как общепринятых, так и предлагаемых вариантов (рис. 1 — 7). В табл. 3 перечислены подводящие упражнения для новых вариантов приемов. При сопоставлении результатов, полученных при использовании методики конструирования новых вариантов приемов, с аналогичными данными можно сказать, что настоящая работа изменила подход к изучаемой теме. Полученные данные предполагают существование возможности разрабатывать принципиально новую технику выполнения приемов в борьбе дзюдо.
Выводы: 1. Апробирована инструментальная методика конструирования технических действий в дзюдо. 2. Выявлены, описаны, апробированы подводящие упражнения и новые варианты бросков через спину, задних подножек, бросков через голову и других приемов (см. табл. 3). |
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Ю. Б. Никифоров, кандидат педагогических наук, Москва |
|||||||||||||||||||||||||
Психологическая подготовка борца должна быть такой же естественной частью тренировочного процесса, как физическая, техническая и тактическая подготовка. Несмотря на очевидность данного положения, психологической подготовке в тренировке борцов уделяется явно недостаточное внимание. Наблюдается заметный крен в сторону тренировки тела, а не «головы», то есть психики, в результате чего намного снижается эффективность подготовительного процесса. Сказанное целиком относится и к психорегуляции, являющейся неотъемлемой частью психологической подготовки спортсменов. К сожалению, ее использование в большинстве случаев ограничивается только регуляцией психического состояния борцов и (или) вос- |
становлением их работоспособности, причем зачастую без учета специфики их спортивной деятельности. Такая психорегуляция не позволяет решать многие важные задачи, возникающие в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. В настоящей статье предлагаются некоторые средства и методы психорегуляции, апробированные в практике подготовки дзюдоистов высокого класса и ориентированные на решение значимых практических задач. Одной из них является оптимизация процесса усвоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций у борцов. Решение этой задачи во многом связано с овладением спортсменами навыками идео- |
||||||||||||||||||||||||
57 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |