Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОЧЕРК ЧЕМПИОНОВ

   
С. А. Преображенский, заслуженный тренер СССР, Москва
 

Иногда молодые борцы стараются «изобрести» такой прием, какого еще никто не видел. Желание поразить излишне сложным техническим действием приводит к тому, что спортсмен, увлекаясь изобретательством, порой окунается в такие технические сложности, что с трудом с ними справляется. Чересчур сложное техническое действие ненадежно в нападении и легко отражается. Практика давно показала: чем сложнее техническое действие, тем оно уязвимее как при выполнении защит против него, так и контрприемов.

Мой совет молодым борцам, а также молодым тренерам: внимательнейшим образом изучить особенности техники наиболее выдающихся борцов — наших знаменитых чемпионов. Анализ показывает, что в основном их технические приемы весьма просты по структуре, но длительным совершенствованием доведены до высочайшей степени эффективности.

Посмотрите, какими техническими действиями владели наши любимцы. Леван Тедиашвили — двукратный олимпийский чемпион, борец поистине легендарный. Много лет он радовал нас своей остроумной и изобретательной борьбой. Схватки с его участием смотрелись как театрализованное представление. Никогда он не ставил задачи подавить соперника силой или невыносимым темпом. Обмануть его, усыпить бдительность, а затем атаковать неожиданно, изобретательно и, конечно, результативно — вот его стиль. В последние годы, когда началось всеобщее увлечение приемами с захватами ног, все забыли, что есть красивые технические действия, выполняемые с помощью ног. Многие научились, правда, защищаться вполне уверенно, но вот про приемы типа подножек и зацепов почти совсем забыли. Из давно забытого, старого арсенала Леван вспомнил прием совсем несложный — бросок за руку зацепом одноименной ноги снаружи (рис. 1).

Кадр 1. Маневрированием Леван заставляет соперника поставить правую ногу вперед. Сам в это время находится в левосторонней стойке. Левой рукой захватывает правую руку противника сверху за верхнюю часть предплечья или за нижнюю часть плеча. Положение не вызывает у соперника тревоги, но оно является исходным для начала приема.

Кадр 2. Быстро повернувшись правым боком к партнеру, Леван выносит правую ногу вперед и зацепляет ею под коленом одноименную ногу соперника. Одновременно снизу правой рукой захватывает плечо одноименной его руки. Плотно прижимает захваченную руку к груди. Положение Левана в это время весьма

 

неустойчиво, поэтому он несколько наклоняет туловище вперед, перемещая центр тяжести возможно ближе к зацепленной ноге соперника.

Кадр 3. Леван не торопится бросать соперника за руку через зацепленную ногу, как делают это большинство борцов. Он вдруг неожиданно соскальзывает вниз, перенося зацеп с подколенного сгиба на среднюю часть голени, увлекая всем своим весом за плотно захваченную руку соперника вниз. Как бы повисает на руке у него.

Этот, казалось бы, несложный маневр лишает соперника подвижности, скручивает его туловище, загружает его опорную (теперь дальнюю левую) ногу.

Кадр 4. Лишь после сковывания подвижности противника предыдущими действиями Леван, толкаясь опорной левой ногой в ковер и зависая на захваченной руке, сваливает соперника на ковер. Зацепленную ногу поднимает вверх. Поворотом туловища влево резким и сильным движением бросает его спиной на ковер.

Кадр 5. Не отпуская захваченной руки и зацепа ноги, дожимает соперника на лопатки.

Оригинальность приема состоит в том, что противник вначале не подозревает о готовящемся нападении — стартовое положение не говорит об опасности. Он спохватывается тогда, когда нога уже зацеплена, а рука плотно захвачена и прижата к груди. Он готов, повернувшись направо на зацепленной ноге и широко шагнув на Левана левой ногой, захватить левой свободной рукой туловище его сверху-снаружи. Он так бы и сделал, если бы вдруг Леван неожиданно не соскальзывал вниз и не загружал бы его опорную ногу, одновременно скручивая туловище. К этому необычному маневру противник оказывался не готовым, и Леван проводил продолжение приема без особых осложнений.

Мы всегда говорим о том, что, подбирая технические приемы для себя, борец обязан использовать наиболее сильные стороны своего физического развития. Желательно возможно полнее использовать наиболее сильно развитые мышцы и проводить прием в наиболее удобную для себя сторону. Давайте познакомимся с одним из коронных приемов олимпийского чемпиона Романа Дмитриева. Роман обладал удивительно сильными мышцами спины. Главной его задачей было захватить ногу соперника, остальное оставалось делом времени. Редко кому удавалось освободиться от захвата и уйти безнаказанно. Но, даже имея захват ноги, он никогда не действовал напро-

Library   47   Up


Contents

 

Home
   

61975-20.jpg

 

Рис. 1. Бросок Л. Тедиашвили

 

лом, простейшим способом стараясь сбить противника на ковер. Даже в относительно простом действии у него была заложена изюминка, которая делала прием еще оригинальнее еще неотразимее (рис. 2).

Кадр 1. Роман слева. Из средней стойки готовит атаку — захват левой ноги соперника. У него существовало множество оригинальных отвлекающих действий, в результате применения которых противник неожиданно для себя отдавал левую ногу в захват. Но речь сейчас не об этом. Изучим структуру всем известного приема, выполняемого по-дмитриевски.

 

Кадр 2. Стремительный бросок вперед полуполетом — и нога соперника оказывается захваченной. Естественной реакцией того является стремление повернуться направо и выдернуть ногу из захвата.

Кадр 3. Предвидя это, Роман правой голенью мгновенно зацепляет голень захваченной ноги и подтягивает ее под себя.

Кадр 4. Наваливается на бедро захваченной и зацепленной ноги, старается сбить соперника на ковер. Левой рукой тянется к голени дальней его опоры. Положение соперника неустойчиво, он всеми силами старается сохранить равновесие и не упасть на ковер.

Кадр 5. В это время Роман совершенно неожиданно ныряет головой под соперника, левую ногу быстро выносит вперед и садится

Library   48   Up


Contents

 

Home
   

61975-21.jpg

 

Рис. 2. Прием Р. Дмитриева

 

на таз. Выпрямляя туловище, поднимает соперника на плечах, удерживая его захваченную ногу правой рукой под коленом. Противник в этом положении беспомощен, поэтому есть время принять удобное положение для продолжения приема и не торопиться.

 

Кадр 6. Роман левой рукой захватывает голень левой ноги соперника сзади-сверху. Плотно прижимая ногу к себе, к груди, поворачивается направо, отклоняясь назад, сбрасывает соперника на ковер.

Кадр 7. Поворачиваясь грудью на противника, Дмитриев за захваченную ногу разворачивает его на левый бок. Перевернуть на спину только за ногу нелегко, поэтому Роман

Library   49   Up


Contents

 

Home
  61975-22.jpg  

Рис. 3. «Мельница» И. Ярыгина

 

левой рукой поднимает захваченную ногу возможно выше, а правой захватывает шею соперника снаружи-сверху. Теперь дожать его на лопатки — дело времени. Захваты надежные — уйти от поражения будет нелегко.

«Мельницы» — одна из наиболее распространенных и оригинальных групп приемов. В нашей вольной борьбе мы немало знали прославленных специалистов в проведении приемов из этой группы. Неподражаемыми по-своему были Анатолий Албул, Юрий Шахмурадов и др. Но совсем по-иному «мельницу» проводил двукратный олимпийский чемпион Иван Ярыгин. Прием у него выглядел просто, проводился надежно и результативно. Ярыгин отличался удивительно сильными и длинными руками, могучими плечами, мощной спиной. Именно на применении этих своих особенностей Ярыгин и построил прием (рис. 3).

Кадр 1. Ярыгин выбирал момент, когда противник становился вместе с ним в правостороннюю стойку. После чего, захватив запя-

 

стье левой руки правой рукой снаружи, а левой за плечо этой же руки изнутри, сильным и энергичным движением выполнял рывок за захваченную руку влево-к себе.

Кадр 2. Продолжая тянуть левой рукой за захваченное плечо влево, Ярыгин, приседая, поворачивался влево и выполнял нырок снаружи под захваченную руку противника.

Кадр 3. Опускаясь на правое колено, взваливал туловище соперника на плечи, стараясь подставить их возможно ближе под его центр тяжести. Одновременно правой рукой захватывал одноименную ногу его под коленным, сгибом или за нижнюю часть бедра изнутри. Левая нога — на ступне, колено ее согнуто.

Кадр 4. Прижав противника за руку и ногу к своим плечам, Ярыгин с поворотом туловища направо опускался на подставленное к своей правой ноге левое колено, скручивал противника вправо, полностью взваливая на плечи!

Кадр 5. Поворачивая туловище направо и наклоняя его вперед, стоя на коленях, сбрасывал противника спиной на ковер. Чем энергичнее придавал ему вращательное движение

Library   50   Up


Contents

 

Home
   

61975-23.jpg

 

Рис. 4. «Мельница» А. Иванова

 

при сбрасывании, тем эффективнее получался бросок.

Кадр 6. Перевернув противника спиной на ковер, Ярыгин не распускал захватов, а старался дожать его на лопатки, если не получалось этого с первого раза, сразу же после броска, наваливаясь ему спиной на грудь.

«Мельница» с нырком под руку снаружи, выполняемая Ярыгиным, удобна тем, что, попав на нее, противник бывал скован в своих движениях и не мог принять достаточные защитные меры. Противодействуя стремлению Ярыгина взвалить его на плечи, соперник в положении, показанном на кадрах 3 и 4, старался выпрямить туловище и, упираясь правой ногой в ковер, вырвать руку из захвата.

 

Создавалось очень удобное положение для завершения комбинации в другом направлении. Используя движение соперника и напряжение его мышц, Ярыгин, упираясь левой ногой в ковер, менял направление атаки. Отклонял туловище назад, наваливаясь вправо на противника. Не распуская захватов, сваливая того вначале на таз, а затем доворачивал на спину, накатываясь все время на него спиной.

В этом приеме главную работу выполняли длинные и могучие руки Ярыгина, его сильное туловище. Надежность приема обеспечивали плотные захваты руки и ноги, вырваться из которых было очень нелегко!

Всегда интересно смотреть схватку, когда борцы помимо примитивных и изрядно надоевших бросков в ноги вдруг красиво и неожиданно атакуют каким-либо броском «мельницей». Вариантов их немало, и каждый по-

Library   51   Up


Contents

 

Home
  61975-24.jpg  

Рис. 5. Контрприем от захвата сзади А. Иванова

 

своему интересен и оригинален. И сейчас еще вспоминается, как неожиданно и красиво умел поразить соперника «мельницей» серебряный призер олимпийских игр Александр Иванов. Саша не был силачом в общепринятом понимании, но он был очень ловок и удивительно быстр. Поэтому его простая «мельница» всегда была такой результативной (рис. 4).

Кадр 1. Иванов справа. Он в правосторонней стойке. Левой рукой захватывает правую руку соперника за плечо изнутри. В то же время правой захватывает левую руку сверху за плечо и сильным рывком влево-

 

вниз заставляет соперника сделать левой ногой шаг вперед и перенести на нее тяжесть своего тела.

Кадр 2. Этот маневр виден на снимке. Соперник, желая вырвать руку из захвата, упирается левой ногой и отводит плечо левой руки назад-влево, напрягает спину. Этой реакции и ждал Иванов.

Кадр 3. Мгновенно левой рукой оттолкнув контролируемую захватом изнутри руку от себя с поворотом направо, опускается на левое колено, одновременно ныряя головой под левую руку соперника и плотно прижимая ее к правому плечу, захватывает левой рукой одноимённую ногу изнутри под коленным сгибом. Таким образом оказываются одновременно захваченными и левая нога и рука соперника.

Library   52   Up


Contents

 

Home
 

Кадр 4. Плотно, удерживая ногу и руку в захватах, Саша сбивал противника" на ковер в сторону его спины. Если тот оказывал сопротивление и наклонял туловище вперед, наваливался на Иванова, тот мгновенно менял направление атаки и сбрасывал, скручивая за руку и ногу, вправо.

Важно в этот момент не отпускать захватов и сбивание проводить в сторону, совпадающую с движением соперника. Если он выпрямляется и вырывает руку из захвата, то в сторону его спины; если, стараясь сохранить устойчивость, наваливается, то вправо-вперед, при этом помогая сбиванию энергичными толчками в ковер левой опорной ногой.

Возможности технического совершенствования и изобретательства новых приемов в вольной борьбе практически неограниченны. Для умелых, смелых и изобретательных борцов не существует положений, из которых они не пытались бы атаковать или контратаковать. Например, многие борцы, дав возможность сопернику захватить себя сзади за туловище, практически прекращают сопротивление и падают в партер, считая положение для себя безнадежным. А вот Александр Иванов, о котором мы только что говорили, умышленно позволял сопернику захватить себя таким образом и потом атаковал, да так результативно, что многие его соперники, особенно те, кто об этой уловке не знал, оказывались на лопатках. Вот как он это делал (рис. 5).

Кадр 1. Иванов, казалось бы, в трудном положении, он стоит на ногах, упершись руками в ковер, а соперник всеми силами старается сбить его на ковер, на колени и тем самым заработать желанное выигрышное очко. Саша не уходит из этого положения, не встает в стойку и не опускается на колени. Он заставляет партнера все свое внимание сосредоточить на сбивании. Тот удерживает одной рукой (правой) Иванова за туловище сверху,

 

а другой (левой) пытается сбить опорную левую руку, чтобы свалить Сашу на ковер.

Кадр 2. Иванов захватывает правой рукой запястье левой руки противника, левая нога его в это время находится между ступнями ног атакующего.

Кадр 3. Следует атака, которую меньше всего ожидает увлеченный сбиванием противник. Сильным и резким подбивом левой ногой под разноименное бедро соперника и сильным рывком за захваченное запястье под себя Иванов бросает его на ковер.

Кадр 4. Он смело идет на свое плечо, тем самым плотно прижимая плечом к ковру захваченную руку противника, толкаясь правой ногой, левой подбивает еще сильнее его разноименное бедро, бросает на бок, а если удастся, то спиною на ковер.

Кадр 5. Не отпуская захвата руки и зацепа, наваливается боком на соперника и дожимает его на лопатки.

Немало в вольной борьбе было чемпионов, борьба которых стерлась в памяти. Но бывают борцы, поединки которых навсегда остаются незабываемыми. Такими были в свое время Арам Васильевич Ялтырян, Александр Медведь, Александр Иваницкий, Роман Дмитриев, Владимир Рубашвили, Юрий Шахмурадов, Иван Ярыгин, Леван Тедиашвили и др., которые запомнились не столько своими победами, сколько виртуозной техникой, артистичностью, кажущейся легкостью завоевываемых побед. К таким мастерам единоборства относятся братья Сергей и Анатолий Белоглазовы. За их борьбой наблюдать одно удовольствие. Один прием остроумнее другого, одна комбинация лучше другой. Особенно от них достается борцам-силачам, у которых знания техники небогаты. Не успеет тот защититься от одного, как попадается на другой прием. Таким борцам следует подражать. Их искусство необходимо изучать.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ИЗОБРЕТАЕМ


КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ ВАРИАНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ДЗЮДО

   
И. Д. Свищев, Москва
 

В методике тренировки дзюдоистов важное место занимает техническая подготовка. Многообразие технических действий обогащает дзюдо. Создание новых вариантов

  приемов оказывает влияние на достижение высоких спортивных результатов.

Увеличение объема технико-тактического арсенала дзюдоистов за счет новизны техни-

Library   53   Up

 

 

Реклама:
 

 Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало