Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

тивной значимости процессуальных факторов .деятельности ученика (третий этап формирования спортивной деятельности).

Анализ графика позволяет констатировать: во-первых, предельно низкий уровень субъективной значимости процессуальных факторов деятельности, сведенных в коэффициенты К6 (заинтересованность в условиях социально-личностного микроклимата, сопутствующих успеху в соревнованиях), К7 ( заинтересованность в отсутствии психогенных воздействий в процессе соревнований) и К8 (заинтересованность в приобретении знаний о противнике в ходе спортивной борьбы); во-вторых:, отсутствие статистически достоверных различий между абсолютными величинами указанных коэффициентов по всем обследованным группам юных борцов. Действительно, юноши в возрасте 12 — 18 лет не располагают профессиональной потребностью в приобретении сведений о процессуальных факторах деятельности.

Достижение согласованности между учеником и учителем весьма сложная проблема. Эта проблема возникает гораздо позже, чем реально обозначаются противоречия между внутренним миром ученика и сознанием его тренера. Суть данного вопроса состоит в том, что тренер не обладает методическим инструментом, способным диагностировать состояние ученика в данный период

 

(в настоящий момент). Это обстоятельство ставит тренера в сложное положение, усложняет выполнение своих профессиональных обязанностей.

Вернемся к обсуждению третьего этапа формирования спортивного мастерства. Данный этап сопряжен с максимальными трудностями в педагогической работе, с воздействием на индивида, уже определившегося в своей спортивной профессии. Таким образом, это самый сложный этап в процедуре управления спортивным долголетием. Существуют три этапа подготовки спортсменов:

— этап вхождения в спортивную деятельность;

— этап становления спортивного мастерства;

— этап спортивного совершенствования.

Подводя итог рассмотрению отмеченных закономерностей динамики субъективной значимости побуждающих, базисных и процессуальных факторов спортивной деятельности борцов вольного стиля в возрасте от 12 до 18 лет, следует оговориться, что приведенный выше график свидетельствует лишь о наиболее общих тенденциях в деле формирования высшего спортивного мастерства. Именно в этом возрастном диапазоне наблюдается массовый отсев занимающихся в секциях вольной борьбы юношей.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

   
И. И. Алиханов, профессор, Тбилиси
 

Общедидактический подход к методике обучения требует четкости в постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач, определения закономерностей этого процесса и своеобразия реализации принципов обучения.

В дидактически обоснованной методике процесс освоения умения имеет логическую последовательность при отсутствии внутренних противоречий, мешающих быстрому и рациональному достижению цели или создающих в выработанном навыке вредные автоматизмы, от которых впоследствии бывает трудно избавиться.

Правилами классической и вольной борьбы запрещается бросать противника на ковер, оставаясь в стойке. Поэтому основной механизм всех бросков, сбиваний, вертушек выгоднее строить таким образом, чтобы атакующий во всех случаях начинал терять равновесие и лишь потом, силой воздействуя на противника, вовлекал бы его в общее падение. При этом за короткий срок падения ата-

 

кующий борец должен успеть перевернуть противника таким образом, чтобы последний оказался в заключительный момент в опасном положении.

В зависимости от способа переворота различаются броски подворотом (когда противник переворачивается через спину или бедро), прогибом (когда противник переворачивается толчком живота), «мельницей» (когда переворот осуществляется через плечи), вращением (когда атакующий воздействует на противника силой тяжести, внезапно повисая на нем) и центробежной силой (закрутка своего тела вокруг продольной оси приводит противника к падению).

Исходя из этого, методики обучения перечисленным группам приемов по возможности не должны включать в себя элементов, выполняемых в условиях равновесия (то есть стоя на ковре). Такие подводящие упражнения порождают возникновение вредных включений (автоматизмов) в вырабатываемом навыке, от которых впоследствии бывает трудно избавить-

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

ся. Помимо этого такие подводящие упражнения удлиняют процесс обучения, хотя поначалу кажется очень соблазнительным и удобным разучивать, например, подворот бедра, стоя на ковре, или захват для вертушки. Многочисленные педагогические эксперименты доказали неправомерность такого подхода.

С другой стороны, применение дидактически обоснованной методики обучения сокращает сроки овладения бросками до уровня «умения» по крайней мере в 3 раза.

Сравним различные варианты методик обучения броскам прогибом. До 1964 г. в учебных пособиях по классической борьбе имелись иллюстрации и описание броска прогибом, в которых во всех случаях рекомендовался предварительный отрыв противника от ковра (рис. 1). Основываясь на таком представлении, Н. Сорокиным в середине 50-х гг. была разработана методика обучения характерным подводящим упражнениям, которые показаны на рис. 2. Очевидно, что в этой методике основному компоненту броска — подбиву животом — не уделяется должного внимания. Срок обучения до уровня «умения», согласно автору, — 15 занятий.

На рис. 3 показаны некоторые подводящие упражнения методики обучения броскам прогибом, разработанной в конце 50-х гг. И. Алихановым и М. Окрошидзе. Основу этой методики составляет освоение подбива животом, обнаруженного циклографической записью реализации этого действия. Хотя новая методика и сокращала сроки обучения в 3 раза, но имела и свои слабые стороны, а именно: 1) упражнения со страховкой создают представление об опасности, порождают страх, который приходится затем преодолевать; 2) переход от броска «чучела» к броску человека создает еще один момент психогенного воздействия; 3) методика освоения броска прогибом требует большого объема физической работы от тренера.

Три года назад нами разработана новая методика обучения, не имеющая перечисленных внутренних противоречий. Она позволяет освоить бросок прогибом за одно занятие при условии готовности двигательного аппарата обучаемого.

Как показали исследования, природа трудностей в обучении броскам преимущественно психологического порядка. Новичкам кажется, что непривычное падение из стойки на мост, да еще с противником, опасно. Как только этот страх преодолен, основной механизм осваивается за 1 — 2 занятия.

Для полного исключения возможностей болевых ощущений, которые впоследствии могут задержать динамику обучения, необходимо использование поролонового мата. Еще более, нежели атакующему, это необходимо его партнеру, которому придется неоднократно падать на мат после броска.

   

61975-6.jpg

 

Рис. 1. Так иллюстрировалось начало броска во многих пособиях до 1964 г.

 

 

Одновременно с обучением приемам борцам очень важно овладеть умением ориентироваться в безопорной фазе полета и падения на ковер. Такое умение можно приобрести, только участвуя в процессе обучения. Предлагаемый способ состоит из ряда подводящих упражнений.

Упражнение 1 — постановка на мост после полуприседа (рис. 4, а). Это упражнение не ново для занимающихся, однако его необходимо повторить как наиболее важное в ряду подводящих упражнений. Следует обратить внимание на энергичное прогибание. Это будущий подбив животом. После постановки на мост осуществить забегание до положения седа на бедре (забегание нужно поочередно выполнять в обе стороны).

Упражнение 2 — повторить постановку на мост из полуприседа с предварительным приставным шагом назад с тем, чтобы тело приобрело некоторую инерцию движения назад. Тогда при постановке на мост колени не будут подаваться вперед.

Упражнение 3 — для правильного падения на ковер — кувырок в прыжке, не касаясь руками ковра.

Упражнение 4 — выполняется в парах. Обучаемый получает задание — стать на мост из полуприседа. Партнер в это время делает кувырок.

По существу, это уже бросок.

В исходном положении борцы стоят лицом друг к другу. Обучаемый спиной к поролоновому мату захватывает руки сверху. Партнер захватывает его туловище (рис. 4, б).

Выполнение: обучаемый делает полуприсед, помещает ноги между ногами партнера, который при этом удерживает его от падения назад. Вслед за этим обучаемый выполняет постановку на мост, энергично прогибаясь и делая движение руками за себя, партнер делает кувырок в прыжке. Став на мост, обучаемый забегает в одну из сторон. Хотя здесь все обусловлено иначе, однако оба борца понимают, что произошел бросок и он оказался не труднее, чем обычная постановка на мост. Это важное психологическое достижение.

Упражнение 5 — для освоения бросков в обе стороны. Броски набивного мяча в сторо-

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

61975-7.jpg

Рис. 2. Некоторые характерные упражнения, предлагаемые Н. Н. Сорокиным (1960): всего их 20. Срок обучения — 15 занятий. Подбив не изучается

61975-8.jpg

Рис. 3. Некоторые характерные упражнения, использованные И. И. Алихановым. М. Г. Окрошидзе

61975-9.jpg

Рис. 4. Новая методика включает лишь два подводящих упражнения без помощи и страховки тренера. Прием осваивается за одно занятие. Одновременно изучается падение

 

61975-10.jpg

 

Рис. 5. Бросок выполняет Г. Картозия. Очевиден подбив в падений

 

 

ну за себя. Выполняется в парах. Обучаемый стоит в 4 м от партнера спиной к нему: поворачиваясь вправо (влево), бросает мяч за себя и следит за ним, поворачивая голову; партнер ловит мяч и, в свою очередь, бросает его таким же образом.

Упражнение 6 — повторяется упражнение 4 (рис. 4, в), с той лишь разницей, что выполняется с одним приставным шагом назад, после которого обучаемый делает полу-присед (все делается слитно, без пауз и остановок) и бросок, акцептируя движение руками и головой в одну из сторон. Движение назад создает инерцию, которая заменяет нарочитый

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

61975-11.jpg

 

 

Рис. 6. Использование своего веса в бросках через спину: а) так иллюстрировался этот бросок во многих пособиях до 1964 г.; б) отличное исполнение броска. Иллюстрации из учебника Н. И. Сорокина (1960). В нем описывается первый вариант, в котором подворот предшествует падению; в) первое упражнение — подворот в падении

 

кувырок партнера и облегчает выполнение броска.

Упражнение 7 — бросок прогибом захватом руки и туловища. Все остается по-прежнему, меняется лишь захват. Бросок проводится с предварительным одним приставным шагом назад. Уже в движении голова обучаемого должна находиться со стороны направления будущего броска. Это важно, чтобы в случае неполного прогиба борцы не ударились головами. Поворот осуществляется в сторону захваченной руки. Привыкший к кувыркам партнер захваченную руку не выставляет (рис. 5), что также гарантирует от травм, однако все же следует на это обратить особое внимание.

Броски производятся в обе стороны.

Упражнение 8 — броски с захождением в исходное положение. Партнер стоит к поролоновому мату лицом, обучаемый, захватив его правую руку под плечо, стоит правым боком к мату.

Выполнение: обучаемый, поворачиваясь лицом к партнеру (спиной к мату) и подседая, захватывает его туловище на уровне поясницы или чуть выше, при этом голова обучае-

 

мого должна быть со стороны захваченной руки. В этот момент обучаемый уже потерял равновесие и увлекает за собой партнера. В падении происходят толчок животом и разворот в сторону захваченной руки.

Это упражнение завершает обучение умению проведения бросков прогибом. У занимающихся не будет проблем в вопросе совершенствования, ибо основной механизм всех возможных вариантов ими усвоен с места, в движении, с захождением, зависая на партнере (все это в обе стороны).

Описанная методика овладения умением выполнения бросков прогибом апробирована нами в целом ряде педагогических экспериментов с детьми 12 лет, а также с юношами до 16 лет, не обученными броскам.

Все сказанное о методике обучения броскам прогибом в равной степени касается бросков через спину, подхватом и других групп перечисленных выше приемов. На рисунках (6, а, 7, а) видно, что здесь многие авторы отдавали дань обучению подворотам в условиях сохранения равновесия. Такое выполнение и неверно, и опасно, так как облегчает проведение контрприема.

 

Рис. 7. Использование своего веса в бросках подхватом: а) так иллюстрируется этот бросок в пособиях по дзюдо; б) отличное исполнение подхвата! Так проводят его японцы Ямасито, Харагути и др.; в) первое упражнение, используемое при освоении подхвата в-падении

61975-12.jpg
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

Применение неправильной методики вынуждает впоследствии затрачивать много времени и усилий на то, чтобы отучить борцов толкаться перед под воротом сзади стоящей йогой.

На рисунках (6, в, 7, в) показаны первые подводящие упражнения для освоения этих бросков сразу же в условиях потери равновесия.

Вывод: броскам следует учить начиная с главного компонента, выполняемого в фазе падения и сразу же в падении на мягкий ковер (рис. 6, б, 7, б). Обучение без падения закрепляет неправильный стереотип, который потом придется переделывать.

 

Страховка и помощь, осуществляемая тренером, создают психологический барьер страха, который впоследствии приходится преодолевать. Лучшая страховка — поролоновый мат.

Рекомендуется такая последовательность в обучении: 1 — безконтактная отработка правильного движения в фазе падения; 2 — бросок партнера на поролоновый мат с захватом, исключающим ушибы; 3 — выполнение приема с простои тактической подготовкой; 4 — бросок с вариантами захватов и иных тактических подготовок. При этом все делается в обе стороны.

 

 

ОБУЧЕНИЕ БРОСКАМ ПРОГИБОМ НА НАКЛОННОЙ ПЛАТФОРМЕ

   
Г. П. Галочкин, кандидат педагогических наук, А. К. Ефремов, мастер спорта, Воронеж
 

Броски прогибом в соревнованиях применяются как приемы нападения и как контрприемы, то есть в качестве атакующих и контратакующих технических действий. Это сложные приемы, выполняемые с большой амплитудой полета и вынужденным падением назад вместе с партнером.

Исследованию бросков прогибом, методике обучения им, подбору специальных упражнений уделялось внимание многими авторами. В целом сделанные авторами предложения по обучению этой группе бросков верны. Однако некоторые моменты методики обучения броскам прогибом требуют корректировки.

При проведении бросков прогибом очень важно, чтобы борец был уверен в себе, в успешности выполнения этих бросков. Но такая уверенность у спортсмена будет только в том случае, если он многократно повторял эти броски на тренировках. Современные твердые и жесткие синтетические ковры, уложенные в большинстве борцовских залов, затрудняют многократное повторение бросков прогибом.

При приземлении на такие ковры возникают удары, которые вызывают у спортсменов различные неприятные ощущения, а иногда даже и травмы. Это не способствует развитию смелости и решительности. Возникающий у борца страх перед проведением броска прогибом, в свою очередь, создает психологический барьер, который преодолеть трудно. Если же приземление на ковер при броске прогибом связано с получением ушиба или травмы, то в последующем борец не станет проводить эти броски.

Вот почему первоначальное обучение броскам прогибом не следует проводить на твердых и жестких борцовских коврах и особенно на татами.

 

Основные фазы бросков прогибом следует осваивать на современных синтетических коврах, утвержденных ФИЛА, а вот заключительную фазу (приземление) — на мягком ковре. Создание таких условий сведет до минимума все неприятные ощущения у борцов и позволит многократно повторять и шлифовать их технику.

Рекомендуется дополнительно оборудовать современные залы борьбы мягкими коврами или же укладывать их рядом с основным синтетическим ковром. При освоении борцы начинают выполнять броски прогибом на синтетических коврах, а приземляются на мягкие ковры (маты).

Следует установить в зале борьбы наклонную платформу переменной твердости и жесткости и на ней осваивать броски прогибом. Б этом случае нет необходимости приобретать мягкий борцовский ковер; достаточно приобрести четыре мягких мата. Простота конструкции небольшой наклонной платформы позволяет изготовить ее в своем коллективе и установить в любом борцовском зале. На наклонной платформе легче совершенствовать умение управлять своими движениями.

Общий вид предлагаемой платформы представлен на рис. 1. Она состоит из деревянного щита размером 2x4 м, на котором плотно уложены четыре мата. Маты накрывают покрышкой и крепят к щиту. На рисунке покрышка не показана.

Платформа имеет два крючка, с помощью которых она легко устанавливается на требуемой высоте, крепится на гимнастической стенке или на скобах, вмонтированных в стену. Конец платформы упирается под нужным углом в край основного синтетического ковра,

Library   41   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало