|
ся. Помимо этого такие подводящие упражнения удлиняют процесс обучения, хотя поначалу кажется очень соблазнительным и удобным разучивать, например, подворот бедра, стоя на ковре, или захват для вертушки. Многочисленные педагогические эксперименты доказали неправомерность такого подхода.
С другой стороны, применение дидактически обоснованной методики обучения сокращает сроки овладения бросками до уровня «умения» по крайней мере в 3 раза.
Сравним различные варианты методик обучения броскам прогибом. До 1964 г. в учебных пособиях по классической борьбе имелись иллюстрации и описание броска прогибом, в которых во всех случаях рекомендовался предварительный отрыв противника от ковра (рис. 1). Основываясь на таком представлении, Н. Сорокиным в середине 50-х гг. была разработана методика обучения характерным подводящим упражнениям, которые показаны на рис. 2. Очевидно, что в этой методике основному компоненту броска — подбиву животом — не уделяется должного внимания. Срок обучения до уровня «умения», согласно автору, — 15 занятий.
На рис. 3 показаны некоторые подводящие упражнения методики обучения броскам прогибом, разработанной в конце 50-х гг. И. Алихановым и М. Окрошидзе. Основу этой методики составляет освоение подбива животом, обнаруженного циклографической записью реализации этого действия. Хотя новая методика и сокращала сроки обучения в 3 раза, но имела и свои слабые стороны, а именно: 1) упражнения со страховкой создают представление об опасности, порождают страх, который приходится затем преодолевать; 2) переход от броска «чучела» к броску человека создает еще один момент психогенного воздействия; 3) методика освоения броска прогибом требует большого объема физической работы от тренера.
Три года назад нами разработана новая методика обучения, не имеющая перечисленных внутренних противоречий. Она позволяет освоить бросок прогибом за одно занятие при условии готовности двигательного аппарата обучаемого.
Как показали исследования, природа трудностей в обучении броскам преимущественно психологического порядка. Новичкам кажется, что непривычное падение из стойки на мост, да еще с противником, опасно. Как только этот страх преодолен, основной механизм осваивается за 1 — 2 занятия.
Для полного исключения возможностей болевых ощущений, которые впоследствии могут задержать динамику обучения, необходимо использование поролонового мата. Еще более, нежели атакующему, это необходимо его партнеру, которому придется неоднократно падать на мат после броска.
|
|
Рис. 1. Так иллюстрировалось начало броска во многих пособиях до 1964 г.
Одновременно с обучением приемам борцам очень важно овладеть умением ориентироваться в безопорной фазе полета и падения на ковер. Такое умение можно приобрести, только участвуя в процессе обучения. Предлагаемый способ состоит из ряда подводящих упражнений.
Упражнение 1 — постановка на мост после полуприседа (рис. 4,
а). Это упражнение не ново для занимающихся, однако его необходимо повторить как наиболее важное в ряду подводящих упражнений. Следует обратить внимание на энергичное прогибание. Это будущий подбив животом. После постановки на мост осуществить забегание до положения седа на бедре (забегание нужно поочередно выполнять в обе стороны).
Упражнение 2 — повторить постановку на мост из полуприседа с предварительным приставным шагом назад с тем, чтобы тело приобрело некоторую инерцию движения назад. Тогда при постановке на мост колени не будут подаваться вперед.
Упражнение 3 — для правильного падения на ковер — кувырок в прыжке, не касаясь руками ковра.
Упражнение 4 — выполняется в парах. Обучаемый получает задание — стать на мост из полуприседа. Партнер в это время делает кувырок.
По существу, это уже бросок.
В исходном положении борцы стоят лицом друг к другу. Обучаемый спиной к поролоновому мату захватывает руки сверху. Партнер захватывает его туловище (рис. 4,
б).
Выполнение: обучаемый делает полуприсед, помещает ноги между ногами партнера, который при этом удерживает его от падения назад. Вслед за этим обучаемый выполняет постановку на мост, энергично прогибаясь и делая движение руками за себя, партнер делает кувырок в прыжке. Став на мост, обучаемый забегает в одну из сторон. Хотя здесь все обусловлено иначе, однако оба борца понимают, что произошел бросок и он оказался не труднее, чем обычная постановка на мост. Это важное психологическое достижение.
Упражнение 5 — для освоения бросков в обе стороны. Броски набивного мяча в сторо-
|
|