Современная педагогика за последние десятилетия обогатилась теорией поэтапного формирования.
Анализируя процесс подготовки спортсмена высокого класса, мы пришли к выводу,
что поэтапное формирование является составной частью педагогического воздействия
на становление спортивного мастерства. Процесс спортивного становления слагается
из трех этапов, определяющих направленность деятельности спортсмена.
Человек в процессе своей творческой жизненной активности проходит, как правило, через освоение ряда видов деятельности: инженера, руководителя производственного коллектива и т. д. и т. п. При этом каждый вид деятельности характеризуется тем общественно полезным продуктом, который определяет ее специфичность, особенность.
Возникновение того или другого вида деятельности, организующей жизненную активность индивида, сопряжено с феноменом «смещения мотива на предмет», их фактического совпадения.
В проведенном нами исследовании обнаружилось, что побуждающие к спортивной деятельности такие факторы, как наличие возможности завоевать общественное признание, наличие возможности достичь уровня высшего спортивного мастерства, и др. являются необходимым компонентом начала занятий. Само же начало занятий борьбой мы считаем первым этапом овладения деятельностью.
На приведенном графике (см. рисунок) по шкале абсцисс расположен возрастной диа-
|
|
пазон испытуемых (подвергались изучению
143 начинающих спортсмена от 12 до 18 лет); по шкале ординат — среднеарифметическое значение коэффициентов (К). Общая тенденция, которую легко заметить при рассмотрении графика, состоит в снижении субъективной значимости побуждающих начал спортивной деятельности (K1 — принципиальная и К2 — материальная . заинтересованность в успехе). Наиболее ярко указанная тенденция проявляется в динамике изменения коэффициента К1. Коэффициент, отражающий материальную заинтересованность в успехе (К2), подвержен такому же характеру изменений, что и К1 однако К2 не играет существенной роли в качестве побудителя к деятельности в возрасте от 12 до 18 лет.
Вторым этапом вхождения в спортивную деятельность является освоение базисных факторов борцовского мастерства. Педагогический контроль и совершенствование базисных основ спортивной деятельности заключаются в своевременной оценке уровня значимости учеником таких факторов, как наличие четкого тактического замысла на схватку, наличие сведений о тактической манере ведения схватки противником и др.
Всякая сфера профессиональной деятельности нуждается в специалистах, имеющих определенный уровень знаний и навыков в этой области. Не является исключением и спорт высших достижений.
Из графика видно, что субъективная значимость базисных факторов деятельности находится на высоком уровне. Корреляция между показателями субъективной значимости приобретения профессиональных знаний и навыков (К4) и необходимостью сохранения благоприятных условий социально-культурного комфорта (К3) прослеживается на достаточно высоком уровне по всем возрастным группам (р<0,01). Однако К5 (субъективная значимость заблаговременно накопленных сведений о возможных противниках) достоверно (на уровне р<0,01) различается с К4 в возрасте до 14 лет.
Следует помнить, что поэтапность формирования спортивной деятельности сопряжена с возрастным цензом ученика. В нашем исследовании выявились три возрастных периода, которые должен учитывать педагог. Первый из них включает возраст до 14 лет; второй — от 14 до 17 лет; третий — свыше 17 лет.
Важным составным звеном педагогического процесса является принцип учета субъек- |