Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОСОБЕННОСТИ — ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ

   
Л. Ш. Алахвердиев, заслуженный мастер спорта СССР, Махачкала
 

Современная педагогика за последние десятилетия обогатилась теорией поэтапного формирования.

Анализируя процесс подготовки спортсмена высокого класса, мы пришли к выводу, что поэтапное формирование является составной частью педагогического воздействия на становление спортивного мастерства. Процесс спортивного становления слагается из трех этапов, определяющих направленность деятельности спортсмена.

Человек в процессе своей творческой жизненной активности проходит, как правило, через освоение ряда видов деятельности: инженера, руководителя производственного коллектива и т. д. и т. п. При этом каждый вид деятельности характеризуется тем общественно полезным продуктом, который определяет ее специфичность, особенность.

Возникновение того или другого вида деятельности, организующей жизненную активность индивида, сопряжено с феноменом «смещения мотива на предмет», их фактического совпадения.

В проведенном нами исследовании обнаружилось, что побуждающие к спортивной деятельности такие факторы, как наличие возможности завоевать общественное признание, наличие возможности достичь уровня высшего спортивного мастерства, и др. являются необходимым компонентом начала занятий. Само же начало занятий борьбой мы считаем первым этапом овладения деятельностью.

На приведенном графике (см. рисунок) по шкале абсцисс расположен возрастной диа-

 

61975-5.jpg

 

пазон испытуемых (подвергались изучению 143 начинающих спортсмена от 12 до 18 лет); по шкале ординат — среднеарифметическое значение коэффициентов (К).

Общая тенденция, которую легко заметить при рассмотрении графика, состоит в снижении субъективной значимости побуждающих начал спортивной деятельности (K1 — принципиальная и К2 — материальная . заинтересованность в успехе). Наиболее ярко указанная тенденция проявляется в динамике изменения коэффициента К1. Коэффициент, отражающий материальную заинтересованность в успехе (К2), подвержен такому же характеру изменений, что и К1 однако К2 не играет существенной роли в качестве побудителя к деятельности в возрасте от 12 до 18 лет.

Вторым этапом вхождения в спортивную деятельность является освоение базисных факторов борцовского мастерства. Педагогический контроль и совершенствование базисных основ спортивной деятельности заключаются в своевременной оценке уровня значимости учеником таких факторов, как наличие четкого тактического замысла на схватку, наличие сведений о тактической манере ведения схватки противником и др.

Всякая сфера профессиональной деятельности нуждается в специалистах, имеющих определенный уровень знаний и навыков в этой области. Не является исключением и спорт высших достижений.

Из графика видно, что субъективная значимость базисных факторов деятельности находится на высоком уровне. Корреляция между показателями субъективной значимости приобретения профессиональных знаний и навыков (К4) и необходимостью сохранения благоприятных условий социально-культурного комфорта (К3) прослеживается на достаточно высоком уровне по всем возрастным группам (р<0,01). Однако К5 (субъективная значимость заблаговременно накопленных сведений о возможных противниках) достоверно (на уровне р<0,01) различается с К4 в возрасте до 14 лет.

Следует помнить, что поэтапность формирования спортивной деятельности сопряжена с возрастным цензом ученика. В нашем исследовании выявились три возрастных периода, которые должен учитывать педагог. Первый из них включает возраст до 14 лет; второй — от 14 до 17 лет; третий — свыше 17 лет.

Важным составным звеном педагогического процесса является принцип учета субъек-

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

тивной значимости процессуальных факторов .деятельности ученика (третий этап формирования спортивной деятельности).

Анализ графика позволяет констатировать: во-первых, предельно низкий уровень субъективной значимости процессуальных факторов деятельности, сведенных в коэффициенты К6 (заинтересованность в условиях социально-личностного микроклимата, сопутствующих успеху в соревнованиях), К7 ( заинтересованность в отсутствии психогенных воздействий в процессе соревнований) и К8 (заинтересованность в приобретении знаний о противнике в ходе спортивной борьбы); во-вторых:, отсутствие статистически достоверных различий между абсолютными величинами указанных коэффициентов по всем обследованным группам юных борцов. Действительно, юноши в возрасте 12 — 18 лет не располагают профессиональной потребностью в приобретении сведений о процессуальных факторах деятельности.

Достижение согласованности между учеником и учителем весьма сложная проблема. Эта проблема возникает гораздо позже, чем реально обозначаются противоречия между внутренним миром ученика и сознанием его тренера. Суть данного вопроса состоит в том, что тренер не обладает методическим инструментом, способным диагностировать состояние ученика в данный период

 

(в настоящий момент). Это обстоятельство ставит тренера в сложное положение, усложняет выполнение своих профессиональных обязанностей.

Вернемся к обсуждению третьего этапа формирования спортивного мастерства. Данный этап сопряжен с максимальными трудностями в педагогической работе, с воздействием на индивида, уже определившегося в своей спортивной профессии. Таким образом, это самый сложный этап в процедуре управления спортивным долголетием. Существуют три этапа подготовки спортсменов:

— этап вхождения в спортивную деятельность;

— этап становления спортивного мастерства;

— этап спортивного совершенствования.

Подводя итог рассмотрению отмеченных закономерностей динамики субъективной значимости побуждающих, базисных и процессуальных факторов спортивной деятельности борцов вольного стиля в возрасте от 12 до 18 лет, следует оговориться, что приведенный выше график свидетельствует лишь о наиболее общих тенденциях в деле формирования высшего спортивного мастерства. Именно в этом возрастном диапазоне наблюдается массовый отсев занимающихся в секциях вольной борьбы юношей.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

   
И. И. Алиханов, профессор, Тбилиси
 

Общедидактический подход к методике обучения требует четкости в постановке задач, разработке средств и методов для решения этих задач, определения закономерностей этого процесса и своеобразия реализации принципов обучения.

В дидактически обоснованной методике процесс освоения умения имеет логическую последовательность при отсутствии внутренних противоречий, мешающих быстрому и рациональному достижению цели или создающих в выработанном навыке вредные автоматизмы, от которых впоследствии бывает трудно избавиться.

Правилами классической и вольной борьбы запрещается бросать противника на ковер, оставаясь в стойке. Поэтому основной механизм всех бросков, сбиваний, вертушек выгоднее строить таким образом, чтобы атакующий во всех случаях начинал терять равновесие и лишь потом, силой воздействуя на противника, вовлекал бы его в общее падение. При этом за короткий срок падения ата-

 

кующий борец должен успеть перевернуть противника таким образом, чтобы последний оказался в заключительный момент в опасном положении.

В зависимости от способа переворота различаются броски подворотом (когда противник переворачивается через спину или бедро), прогибом (когда противник переворачивается толчком живота), «мельницей» (когда переворот осуществляется через плечи), вращением (когда атакующий воздействует на противника силой тяжести, внезапно повисая на нем) и центробежной силой (закрутка своего тела вокруг продольной оси приводит противника к падению).

Исходя из этого, методики обучения перечисленным группам приемов по возможности не должны включать в себя элементов, выполняемых в условиях равновесия (то есть стоя на ковре). Такие подводящие упражнения порождают возникновение вредных включений (автоматизмов) в вырабатываемом навыке, от которых впоследствии бывает трудно избавить-

Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало