Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

да, чемпионаты мира, Европы, СССР и международные турниры памяти И. М. Поддубного) позволил определить информативные показатели, характеризующие уровень технико-тактической подготовленности, модельные характеристики, на которые следует ориентироваться в тренировочном процессе.

Так, ТТД (подразумевается количество приемов из различных классификационных групп) должно быть не менее 3 — 5 в стойке (в зависимости от весовой категории борцов) и 1 — 2 в партере. О качестве выполненных приемов можно судить по средней оценке ТТД (модельное значение для борцов высокого класса равно 1,6). В определенной степени этот показатель характеризует также и

 

устойчивость техники против различных сбивающих факторов, то есть ее стабильность. Более точно эту сторону подготовленности отражает коэффициент эффективности атаки, который должен быть не ниже 0,6. Обеспечить эти параметры соревновательной деятельности можно лишь при наличии меняющихся условий совершенствования, при различной степени утомления с включением дополнительных усложнений внешней обстановки.

В заключение следует добавить, что реализация больших тренировочных нагрузок возможна лишь при условии широкого использования восстановительных средств (педагогических, медико-биологических и психологических).

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

   
Я. К. Коблев, кандидат педагогических наук, К. Д. Чермит, мастер спорта, М. Н. Рубанов, кандидат педагогических наук, Майкоп
 

Стремительный рост конкуренции на различных мировых чемпионатах и особенно на олимпийских играх требует постоянного поиска новых средств, новых методов подготовки дзюдоистов.

С каждым днем мы все больше убеждаем-ел в необходимости ранней специализации юных дзюдоистов. Сейчас к занятиям по дзюдо привлекают детей младшего возраста. Во многих странах начинают занятия дзюдо с 4 — 5-летнего возраста. Однако здесь необходимо действовать, помня о психологических и физических перегрузках, которые незаметно можно допустить в занятиях с детьми указанного возраста.

Методы тренировки в занятиях с детьми должны быть тщательно продуманы. В качестве средств подготовки следует применять подвижные игры. Правильно подобранные и составленные, они позволят:

1) повысить уровень физической подготовленности;

2) изучить индивидуальные особенности занимающихся для дальнейшего планирования работы и отбора наиболее перспективных и одаренных;

3) сформировать элементарные навыки и элементы техники борьбы;

 

4) воспитать морально-волевые качества, необходимые дзюдоисту для выполнения поставленных задач.

Овладение рациональной техникой своего вида спорта, формирование так называемых коронных технических действий — одна из главных задач тренировок. Работая с юными спортсменами, мы должны стремиться научить их рационально выполнять ряд движений, предшествующих броску.

Особое внимание при составлении подвижных игр следует уделять умению свободно передвигаться по татами, выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д.

Все эти умения воспитываются на раннем этапе обучения. Пробелы в воспитании этих специальных умений в последующем борцы вынуждены восполнять самостоятельно по мере своих возможностей, теряя на это драгоценное тренировочное время.

Анализируя выступления наших спортсменов на мировых соревнованиях, в том числе и на чемпионате мира 1983 г., мы убеждаемся в том, что некоторые наши спортсмены уступают японским в выполнении таких, казалось бы, элементарных действий, как пере-

Library   25   Up


Contents

 

Home
 

движение по татами, выполнение захватов и освобождение от них.

Применение подвижных игр позволяет средствами, доступными для ребят данного возраста, вырабатывать у них необходимые умения и навыки . В игре ребята не перенапрягают свою нервную систему и не перенапрягаются физически — они играют! Преподаватель, умело используя этот метод, может

 

создавать любые условия, вплоть до соревновательных.

В подвижных играх развиваются не только физические качества ребят, но и их мыслительные способности, умение принимать быстрые и точные решения. Занимающиеся совершенствуют свои двигательные способности, становятся более ловкими, цепкими.

Подвижные игры, рекомендуемые для при-

 

 

61975-3.jpg

Library   26   Up


Contents

 

Home
 

менения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы (см. схему).

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр.

Игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В дзюдо возможно применение более 280 игр с основными разновидностями захватов. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв .захватов.

Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача — научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов — более 300. Возможны различные варианты их применения:

1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв;

 

2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся — не дать или сорвать его.

Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача — путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Подобных игр в дзюдо — более 100.

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов.

Кондиционные и сопряженные игры достаточно полно описаны в учебных пособиях по подвижным играм.

 

 

ОПЫТ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА — МОЛОДЫМ БОРЦАМ

   
Н. М. Галковский, заслуженный тренер СССР, Москва
 

В настоящее время советская школа вольной борьбы занимает ведущую позицию в мире. Она была завоевана советскими борцами в исторически короткие сроки. Советские борцы по вольной борьбе выступали на восьми олимпийских играх и добились высоких достижений благодаря замечательным условиям, созданным для развития физической культуры я спорта в нашей стране партией и правительством, передовой, научно обоснованной систе-

 

 

мой подготовки спортсменов высокой квалификации.

Появление вольной борьбы в СССР связано с творческой инициативой и энергией советских мастеров ковра, тренеров и специалистов.

Пользуясь тем, что этот вид борьбы оказался очень близким по своей технике и по отдельным пунктам правил к некоторым видам национальной борьбы наших народностей:

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало