Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

менения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы (см. схему).

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих дзюдоистов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять групп игр.

Игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы. В дзюдо точек касания 36 и 6 вариантов прикосновения.

Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади татами в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В дзюдо возможно применение более 280 игр с основными разновидностями захватов. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв .захватов.

Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача — научить дзюдоистов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Количество игровых заданий на срыв захватов — более 300. Возможны различные варианты их применения:

1) нападающий свободно берет захват, после чего начинается борьба за срыв;

 

2) нападающий получает задание взять захват, защищающийся — не дать или сорвать его.

Побеждает тот, кто успешнее решает двигательную задачу. Возможно обострение единоборства путем ограничения площади татами, на котором идет борьба.

Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

Игры на теснение проводятся на ограниченной площади татами за ограниченное время. Основная задача — путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для борца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Подобных игр в дзюдо — более 100.

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов.

Кондиционные и сопряженные игры достаточно полно описаны в учебных пособиях по подвижным играм.

 

 

ОПЫТ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА — МОЛОДЫМ БОРЦАМ

   
Н. М. Галковский, заслуженный тренер СССР, Москва
 

В настоящее время советская школа вольной борьбы занимает ведущую позицию в мире. Она была завоевана советскими борцами в исторически короткие сроки. Советские борцы по вольной борьбе выступали на восьми олимпийских играх и добились высоких достижений благодаря замечательным условиям, созданным для развития физической культуры я спорта в нашей стране партией и правительством, передовой, научно обоснованной систе-

 

 

мой подготовки спортсменов высокой квалификации.

Появление вольной борьбы в СССР связано с творческой инициативой и энергией советских мастеров ковра, тренеров и специалистов.

Пользуясь тем, что этот вид борьбы оказался очень близким по своей технике и по отдельным пунктам правил к некоторым видам национальной борьбы наших народностей:

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

грузинской, армянской, азербайджанской, казахской, узбекской и другим, советские тренеры провели большую творческую работу по созданию логической структуры техники вольной борьбы, систематике ее приемов, классификации и терминологии.

В 1945 г. был проведен первый чемпионат СССР, и уже в 1952 г. на XV Олимпийских играх советские борцы успешно выступили в соревнованиях.

В 1952 г. в Хельсинки произошло то, чего еще не знала история спортивной борьбы: команда, впервые выступавшая на международной арене в совершенно новом для нее виде спортивной борьбы, в противоборстве с командами 30 стран мира вышла на 1-е место, продемонстрировав самобытную школу и стиль ведения соревновательных поединков.

Современное высокое технико-тактическое мастерство советской школы вольной борьбы сложилось не сразу. Оно развивалось и крепло в процессе соревнований на международной арене и путем обобщения критического анализа, освоения опыта сильнейших борцов мира.

После блестящего выступления на XV Олимпийских играх наших борцов преследовала полоса неудачных выступлений в 1956, 1960 и 1964 гг. на XVI, XVII и XVIII Олимпийских играх. В этот 12-летний период наши борцы и тренеры не успевали перестраивать технико-тактическое мастерство вслед за изменяющимися правилами борьбы и правилами судейства на международной арене.

Однако уже. в 1956 г. стало ясно, что техника наших борцов несколько ограниченна, что в арсенале их борьбы содержится мало технических действий с захватом за ноги, которые являются наиболее применяемыми в соревнованиях. В указанный период времени в наших планах подготовки значительное внимание уделялось физической и функциональной подготовленности, а совершенствование технико-тактического мастерства недооценивалось.

С течением времени технико-тактическое мастерство стали считать основным разделом подготовки; специалисты борьбы и борцы стали уделять этому разделу подготовки значительное внимание. Лучшие образцы техники, проверенной на практике и опыте сильнейших борцов, передавались ближайшему резерву — молодым борцам начиная с юношеского возраста. Это привело к тому, что все наши борцы значительно улучшили свои спортивные достижения.

В 1977, 1978 и 1979 гг. на чемпионатах . мира советская команда стала завоевывать по 6 золотых медалей из 10 возможных, а на Московской олимпиаде 1980 г. имела 7 золотых, 1 серебряную, 1 бронзовую медаль и одно 4-е (зачетное) место. На высоком уровне были достижения и на последующих первенствах мира. Советские борцы стали показы-

 
 

вать свое преимущество в объеме, разнообразии и эффективности применяемых технических действий по сравнению с остальными участниками международных чемпионатов.

Для дальнейшего повышения мастерства необходимо использовать опыт сильнейших борцов мира в области тактики.

С целью выявления правильной тактики ведения схватки были проведены социометрические исследования и статистическое обобщение опыта выдающихся борцов.

Наблюдения за схватками и опрос сильнейших борцов мира выявили основные, наиболее характерные тактические действия, применяемые в схватках.

Результаты этих исследований представлены в данной статье в виде определенного перечня собственно тактических действий борцов в соревновательных схватках.

1. Правильно сближаться с противником. Большинство выдающихся борцов, сближаясь с противником в начале борьбы или после выхода за ковер, применяют следующую тактику: если при сближении борец решает атаковать противника сразу с дистанции захватом за ноги, то он держит обе руки низко кистями на уровне своих коленей; если при сближении борец решил вести борьбу в контакте с противником, желает выполнить захват за верхнюю часть тела противника, то он захватывает его за плечо или шею только одной рукой, а другую в это время держит низко кистями на уровне своих коленей с целью парирования захвата противника за ноги. Считается ошибкой, если борец при сближении держит обе руки высоко и кладет их на плечи противника. В этом случае почти невозможно защищаться от стремительного захвата противника за ноги с дистанции.

2. Начинать борьбу с разведки. Как бы хорошо борец ни знал своего противника, он должен перед атакой выполнить несколько различных ложных атак с целью выявления: как на эти действия реагирует противник, какими действиями отвечает. После этого можно выполнять действительную атаку сложными действиями, соединив ложное действие с заключительным, решающим, которое должно соответствовать движениям защиты противника, и использовать их для получения преимуществ. При этом, применяя ложную атаку, надо быть готовым защищаться от атаки и контратаки противника.

3. Преимущественно проводить сложную атаку. Сильнейшие борцы мира не отрицают применения атаки одиночными приемами. Однако наиболее успешно они применяют сложную атаку, при которой выполняются, как правило, два разнонаправленных действия. Противник, защищаясь от первого действия, на второе, решающее, уже отвечать не успевает. Первое ложное действие получило название «тактическая подготовка». Атака одиноч-

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

ным действием удается редко: противник быстро к ней привыкает, хорошо защищается и может успешно контратаковать.

4. Применять достаточный объем и разнообразие атакующих действий.

Атаковать надо различными техническими операциями: бросками, сваливаниями, переводами и контрприемами в стойке; переворотами, бросками и контрприемами в партере. Многие выдающиеся борцы применяют в соревнованиях от 20 до 30 различных вариантов атаки. Это дает им возможность атаковать в различных условиях борцовского поединка. При атаках небольшим количеством приемов противник быстро к ним приспосабливается.

5. Иметь высокую активность и ритмичность атак. Современные правила борьбы и система судейства требуют от борца на протяжении всей схватки вести активную атакующую борьбу. Атаковать следует не реже чем через каждые 30 с борьбы на протяжении всей схватки. Невыполнение атакующих действий в любом периоде схватки более чем за 30 — 40 с наказывается судьями переводом в партер, а после 3-го предупреждения борца снимают со схватки и присуждают ему поражение.

6. Применять атакующие действия «спуртами». Уметь резко увеличить темп атакующих действий и непрерывно атаковать логически осмысленными приемами в течение 15 — 20 с на максимальной скорости.

7. Получать за атаку более высокие оценки в баллах. В соответствии с правилами при равном количестве баллов у обоих борцов победителем признается борец, имеющий более высокие оценки за проведенные приемы. В связи с этим правилом в схватке следует стремиться получать за приемы более высокие оценки.

5. Вести борьбу с более высоким, противником в низкой стойке и из положения вне захвата. Низкорослому борцу целесообразнее атаковать высокорослого противника в низкой стойке и из положения вне захвата. Из такого положения удобно атаковать противника приемами с захватом за ноги. Противнику, наоборот, атаковать низкорослого борца, стоящего в низкой стойке, приемами с захватом за ноги практически невозможно.

9. Вести борьбу с низкорослым противником обязательно в контакте. Высокорослый борец должен, соблюдая правила сближения, войти в захват с противником, выпрямить его стойку, атаковать преимущественно с действием ногами: подножками, подхватами, подсечками и приемами с захватом за ноги с соответствующей тактической подготовкой.

10. Вести борьбу с более сильным противником, атакуя его с захватом за ноги с дистанции. Идти в захват с более сильным противником нецелесообразно. Он будет успешно сковывать действия борца, подготавливать

 

атаку. Такого противника следует атаковать с дальней дистанции приемами с захватом за ноги.

11. Вести борьбу с более быстрым противником в захвате. Используя правило сближения (1), надо войти в захват с более быстрым противником. В захвате есть возможность сковать быстрые движения противника, ограничить его подвижность и атаковать соответствующими приемами. Надо избегать вести с ним борьбу из положения -вне захвата.

12. У выносливого противника добиваться преимущества в начале схватки. С выносливым противником надо строить тактику соревновательного поединка так, чтобы получить значительное преимущество в первом периоде борьбы. В дальнейшем надо суметь сохранить это преимущество. К концу схватки атаки надо усилить.

13. Уметь изменять скорость атаки. Для успешного применения атаки надо научиться изменять ее скорость. К концу сложного атакующего действия скорость движения должна значительно превышать скорость начального движения атаки (ее тактической подготовки).

14. Уметь применять повторную атаку. Следует научиться применять атаку одним и тем же приемом дважды и непрерывно, без паузы. После неудачной атаки или ложной атаки научиться быстро повторить ее. Для этого надо сделать вид, что атака закончена, но не возвращаться в исходное положение, а быстро повторить атаку.

15. Уметь правильно атаковать в конце схватки. Проигрывая схватку, некоторые борцы атакуют суетливо, часто без должной тактической подготовки, однообразно. Сильнейшие борцы мира часто выигрывают схватку в самые последние секунды борьбы. Они делают вид, что смирились с поражением, ведут себя пассивно, затем внезапно «взрываются», быстро, с максимальной силой атакуют сложным действием.

16. Умение показывать активную борьбу. Это умение надо демонстрировать при сильной усталости после выхода из тяжелого положения, например с моста, или для сохранения добытого ранее преимущества. Надо атаковать без большого напряжения сил, делать различные ложные захваты, применять различные приемы, не доводя их до конца, заставлять противника отступать и не уходить самому за ковер, сохранять готовность к защите и контратаке.

Таковы основные способы тактики ведения схватки в вольной борьбе. Наши дальнейшие исследования проводились с целью выявления целесообразности применения их на соревнованиях. На тбилисском международном турнире, на спартакиаде народов СССР и на чемпионате СССР мы фиксировали применение этих способов сильнейшими борцами. Невы-

 
Library   29   Up


Contents

 

Home
 

полнение вариантов реализации действий мы считали ошибкой и вычисляли у участников процент ошибок.

Средний процент ошибок у победителей был равен 25.

У побежденных соответственно средний процент ошибок оказался равным 61.

При этом было замечено, чем выше тактическое мастерство обоих встречающихся борцов, тем меньше ошибок в их действиях. При большой разнице в мастерстве борцов значи-

 

тельно увеличивалось число наблюдаемых ошибок.

На основании анализа проведенных исследований мы рекомендуем молодым спортсменам изучать опыт выдающихся борцов мира и стремиться в схватках делать меньше тактических ошибок. Для этого необходимо научиться строить тактику борьбы так, чтобы применять все изложенные здесь правила ведения схватки.

 

 

ТАКТИКА ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ

   
И. И. Алиханов, профессор, Тбилиси
Ю. А. Шахмурадов, заслуженный мастер спорта СССР, Москва
 

Необходимость данного исследования вызвана следующими причинами:

1. Накопленный за последние годы опыт дает богатый материал для обобщения.

2. Новые правила соревнований, введенные в борьбе, потребовали пересмотра тактического арсенала, его модернизации в плане повышения активности борющихся соперников.

3. До сего времени виды тактики определялись относительно применяемых технических средств (приемы, контрприемы, защиты). Мы определили их по задачам.

4. До сих пор не было попыток определения ранговых мест различных тактических подготовок (ТП) по их значимости для мастеров высокого класса и для спортсменов, проходящих курс предварительной подготовки.

5. В тактике единоборства много общего, но, поскольку тактика зависит от правил ведения соревнований, то естественно, что в вольной борьбе она имеет свой особый вид логического построения, основанный на конкретном регламенте борцовского поединка.

Методика исследования:

1. Наблюдения за выступлениями членов сборной команды СССР в течение последних 10 лет.

2. Анализ кинограмм, на которых лучшие борцы сборной команды СССР выполняют излюбленные технико-тактические действия.

3. Анкетирование.

Общая задача тактики спортивной борьбы одинакова для всех ее видов — это рациональное использование своих возможностей в рамках правил для достижения победы с наименьшей затратой сил.

Тактический план соревновательной схватки строится на сопоставлении взаимных возможностей противоборствующих сторон. Средствами построения тактики ведения поединка являются возможности борца в самом широком смысле: его двигательные навыки, уме-

 

ния, психофизиологические качества. Тактический рисунок схватки определяется целевой установкой борца и зависит от умения противоборствующих сторон реализовать свои возможности в данное время.

Педагогический анализ построения тактики ведения соревновательной схватки в вольной борьбе позволяет таблично представить ее следующим образом.

Тактические действия к каждой из приведенных в табл. 2 целевых установок, согласно способам тактических подготовок, отраженным в таблице 1, сочетаются следующим образом: натиск — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9; прессинг — 2, 3, 4, 6; выжидание — 3, 4, 5, 6, 8.

Методика применения натиска. Тотальный натиск (в течение всей схватки) могут применять борцы, превосходящие противника в специальной выносливости и уверенные в своем превосходстве. В зависимости от арсенала средств, которыми владеет борец, натиск может осуществляться с большей или меньшей вариативностью атак, с применением большого разнообразия приемов и тактических подготовок или отличаться относительной локальностью, когда приемы и ТП ограничены. Можно назвать множество борцов, с успехом применяющих натиск с большей вариативностью. Это А. Медведь, В. Рубашвили, Л. Тедиашвили, братья А. и С. Белоглазовы, Р. Димитриев, С. Оганесян, С. Абсаидов, Д. Гигаури, М. Харачура и др.

Натиск является обязательной формой тактического ведения схватки (таковы новые требования). Однако многие борцы не способны осуществлять тотальный натиск. Другим это просто невыгодно. В таких случаях натиск перемежается либо с выжиданием, либо с прессингом.

Методика применения прессинга. Прессинг, как правило, использует более выносливый и сильный борец против техничного, но менее выносливого с тем, чтобы не дать последнему

Library   30   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало