|
||||
как гибкость, относительная мышечная сила, аэробная производительность, скоростно-силовая подготовленность. Более того, по данным Л. П. Сергиенко и В. П. Кореневич (1983), наследственные факторы оказывают большое влияние и на быстроту обучения двигательным действиям. Поскольку границы развития многих качеств в значительной степени определяются наследственностью, мы решили экспериментально проверить методику тренировки, направленную на развитие сначала слабых, а затем сильных двигательных качеств. Было обследовано 30 чел., занимающихся вольной борьбой в течение 3 — 4 лет (квалификация — I разряд и кмс). Борцов делили на две группы: в одной были представлены имеющие высокий уровень выносливости, в другой — обладающие высокими скоростно-силовыми качествами. Отметим, что до эксперимента обследуемые тренировались примерно в равных условиях. По результатам тестов было выделено 7 чел., обладающих высокими скоростно-силовыми качествами. Мы их назвали «спринтерами». Другие 7 чел. проявили высокий уровень выносливости. Их назвали «стайерами». У остальных не было выраженного преобладания тех или иных качеств. В педагогическом эксперименте участвовали две первые группы: «спринтеры» и «стайеры». Тренировочные занятия велись по специально разработанным программам. Первые четыре месяца борцы «подтягивали» свои отстающие качества. «Спринтеры» развивали выносливость, «стайеры» повышали скоростно-силовые качества. На втором этапе в течение следующих четырех месяцев задания в группах менялись: «спринтеры» делали акцент на развитии ско- |
ростно-силовых качеств, «стайеры» повышали выносливость. Борцам давалось задание использовать в схватках свои сильные качества, стараясь максимально их реализовать. После каждого этапа испытуемые проходили контрольное тестирование, и у них регистрировались некоторые показатели соревновательной деятельности. Результаты педагогического эксперимента оказались следующими. После первого этапа улучшились развиваемые качества в обеих группах, но вместе с тем было заметно ухудшение скоростно-силовых качеств в группе «спринтеров». В этой же группе несколько возросла активность. Более существенные изменения произошли после второго этапа. «Спринтеры» значительно повысили результаты в скоростно-силовых тестах и улучшили показатели соревновательной деятельности, средний технический балл и коэффициент эффективности атаки, в то время как «стайеры» намного улучшили свою выносливость и активность в соревновательных поединках. Кроме того, по нашим наблюдениям, борцы обеих экспериментальных групп после второго этапа более уверенно проводили схватки и заметно повысили свои спортивные результаты. Подводя итог, можно сказать, что эффективность на втором этапе проведенного педагогического эксперимента оказалась значительно выше, чем на первом. Это свидетельствует о том, что в тренировочных занятиях целесообразнее совершенствовать наиболее сильные качества. Выявить их можно путем несложного тестирования либо путем наблюдения за спортсменами в условиях соревновательных схваток. |
|||
ПУТИ СНИЖЕНИЯ СИЛЫ УДАРА ТЕЛА БОРЦА ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ ПОСЛЕ БРОСКОВ |
||||
Г. П. Галочкин, Е. М. Чумаков, кандидаты педагогических наук |
||||
Все броски в спортивной борьбе заканчиваются приземлением одного или двух борцов. Ударная сила в момент приземления может достигать больших величин (600 кг и более), вызывать ушибы и различные повреждения, что является одной из причин нежелания борцов многократно повторять броски и, следовательно, совершенствовать свою технику. Наибольшее число спортивных травм — следствие удара. В спортивной борьбе при приземлениях после бросков постоянно наблюдаются прямые и косые удары различных частей тела о ковер. Проведенные нами наблюдения за ха- |
рактером приземления после бросков в 914 схватках на соревнованиях областного, всесоюзного и международного масштабов по борьбе самбо и дзюдо показали, что в соревнованиях борцы совершают в среднем 70,2% падений на туловище (спину, бок, грудь, живот, ягодицы), 12,6 — на ноги, 7,8 — на руки, 5,3 — одновременно на руки и ноги (четвереньки) и 4,1% — на голову или с касанием головы. В среднем большинство падений заканчивалось мягким приземлением (47,7%) или приземлением с легким ударом (44,4%). Однако 7,8% падений завершались жестко, с сильным |
|||
70 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |