Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

контратакой, реализацией контролируемых захватов или демонстрацией активности). После того как спортсмен овладевал комплексом из двух действий, ему предлагались комплексы из трех действий и более. Например, провести разведку — добиться преимущества — продемонстрировать активность; добиться преимущества — восстановить силы — увеличить преимущество — удержать его.

Окончательно умения правильно планировать ход поединка и эффективно осуществлять этот план шлифовались в учебно-тренировочных, тренировочных, контрольных поединках, проводимых по полной формуле (два периода по 3 мин), а также на подводящих и контрольных соревнованиях.

Работа по всем трем направлениям осуществлялась при помощи метода заданий и на основании анализа видеозаписей поединков основных соперников и сильнейших борцов страны и проводилась в основной части урока. В среднем 60% времени отводилось на совершенствование отдельных действий. Причем над совершенствованием атак спортсмены работали постоянно. Помимо этого на каждом занятии борцы совершенствовали еще два-три действия. В недельном микроцикле к каждому действию спортсмены возвращались не менее 3 — 4 раз.

Последующие 35 — 40% времени основной

 

части отводилось на совершенствование тактических комплексов (алгоритмов). Подбор их осуществлялся исходя из практических нужд конкретного борца и наличия соответствующих партнеров.

Оставшиеся 10 — 15% времени основной части урока занимало совершенствование тактики ведения поединка в целом. Спортсмен совместно с тренером составлял план ведения поединка, причем из всех действий детально конкретизировались лишь действия, связанные с атакой.

Работа по индивидуализации тактико-технического мастерства проводилась в рамках групповых занятий одного тренера с 6 — 7 борцами.

Важным этапом работы были просмотр и анализ видеозаписей поединков основных конкурентов и собственных, проведенных на соревнованиях и тренировках, которые осуществлялись до занятия и реже в ходе него. За две недели до соревнований активно использовался метод моделирования действий основных конкурентов.

Как показали результаты выступления спортсменов в соревнованиях, а также количественные характеристики их тактико-технического мастерства, разработанные методические приемы весьма эффективны и могут быть рекомендованы для применения на практике.

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ДЗЮДОИСТОВ

   
В. С. Дахновский, О. А. Сиротин,
А. В. Еганов, ВНИИФК;
Челябинский ГИФК
 

Важным условием повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в борьбе является оперативная информация об уровне развития физических качеств и взаимосвязи их с техникой у борцов с различными индивидуальными особенностями ведения соревновательной схватки.

Как показывают анализ соревновательной деятельности и практические наблюдения, одни борцы проводят схватку активно, часто атакуя от начала и до конца встречи, другие редко атакуют, порой получают предупреждения за пассивное ведение борьбы, хотя и те, и другие показывают высокие спортивные результаты. Очевидно, для борцов различных особенностей ведения схватки необходим различный уровень физической подготовленности, техники и тактики.

Для борцов различных стилей ведения борьбы необходима и различная направленность учебно-тренировочного процесса. Но на практике чаще всего борцы тренируются по общей программе, что уменьшает возможность

 

индивидуального подхода к развитию ведущих физических качеств и совершенствованию тактико-технического мастерства.

В связи с вышесказанным мы поставили перед собой задачу — выявить индивидуальные особенности ведения схватки и оптимальный уровень развития физических качеств, обеспечивающих характерный стиль соревновательной борьбы.

Нами было выделено две группы борцов, отличающихся друг от друга по стилю ведения схватки. В первую группу вошли борцы с относительно низкой активностью атаки (2,28 попытки в 1 мин), условно названные нами «низкоактивные». Во вторую группу отнесены борцы с высокими показателями активности атаки (2,01 попытки в 1 мин), мы их назвали «высокоактивные».

Проведено статистическое сравнение этих групп по 20 показателям, отражающим различные стороны соревновательной деятельности. В тактико-технической подготовленности сравнивались активность атаки, надежность

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Значимость различий между группами дзюдоистов (низкоактивными и высокоактивными) по показателям соревновательной деятельности и общефизической подготовленности

Наименование показателей

Статистические показатели

Критерий Стьюдента

Низкоактивные

Высокоактивные

_
X

V

_
X

V

Активность атаки

1,28

0,15

11,24

2,01

0,35

17,36

–6,27

Разнообразие проигранных приемов

4,30

2,54

59,08

2,29

1,64

71,44

2,55

Латеральность

28,93

17,07

59,01

65,13

22,78

46,56

–3,29

Надежность защиты

89,99

6,86

7,62

94,57

4,54

4,80

–2,14

Экспертная оценка специальной выносливости

7,71

0,67

8,70

8,51

0,96

11,27

–2,30

Бег на 1500 м, мин

6,23

0,40

14,40

5,77

0,49

8,21

1,93

Показатель надежности выигранных тактических действий

26,60

19,53

73,43

39,88

21,84

54,77

1,66

Экспертная оценка общей выносливости

7,25

0,79

10,00

7,87

0,78

10,77

1,77

 

 

атаки, надежность защиты и др. Для оценки общефизической подготовленности применялись челночный бег 4x10 м, динамометрия кисти, время 10 подтягиваний на перекладине, время 10 рывков штанги на грудь и т. п., всего 12 показателей, а также экспертные оценки основных физических качеств: скоростные качества, скоростно-силовые и т. п., всего 7 показателей.

Достоверные различия между группами при 5%-ном уровне значимости были получены в следующих показателях (см. таблицу): разнообразие проигранных приемов, коэффициент латеральности (умение выполнять приемы вправо и влево), надежность защиты, экспертная оценка специальной выносливости. Кроме того, близки к достоверным различиям в показателях: время бега на 1500 м, надежность выигранных тактических действий и экспертная оценка общей выносливости. По другим предложенным нами показателям статистически значимых различий не выявлено. Поэтому можно предположить, что борцам высокоактивного и низкоактивного стиля необходим одинаковый уровень их развития.

В связи с выявленными особенностями групп борцов различных стилей ведения соревновательной борьбы для индивидуализации тренировочного процесса подготовки предлагаем следующие рекомендации.

1. Борцам низкоактивного стиля ведения схватки:

а) в тренировочном процессе обращать внимание на изучение и совершенствование способов защит от различных приемов;

б) совершенствовать умение проводить вспомогательные приемы в обе стороны, а ведущий (коронный) прием — в удобную для борца сторону:

 

в) изучать и совершенствовать способы ведения схватки, позволяющие избегать предупреждения за пассивную борьбу;

г) относительно низкий уровень развития общей и специальной выносливости, свойственной данной группе борцов, следует совершенствовать в поддерживающем режиме, так, чтобы они не имели значительных расхождений со среднегрупповыми величинами.

2. Борцам высокоактивного стиля ведения схватки:

а) совершенствовать умение выполнять основные и вспомогательные приемы в обе стороны;

б) с противниками более высокого технического мастерства целесообразно вести схватку на подавление активностью, стремясь выиграть предупреждение у слабого соперника техническими действиями;

в) уделять внимание развитию общей и специальной выносливости.

Таким образом, выделив хотя бы две наиболее типичные группы борцов, различающихся особенностями ведения борьбы, предоставляется широкая возможность индивидуализировать тренировочный процесс. Нами были разработаны индивидуально-групповые тренировочные программы совершенствования тактико-технического мастерства и физической подготовленности борцов указанных типов.

При составлении этих программ мы исходили из следующего: усиленно развивать ведущие качества, за счет которых борец побеждает; подтягивать до оптимального уровня отстающие качества, а занимающие промежуточное положение — совершенствовать в поддерживающем режиме. Мы также предполагали, что совершенствование таких ведущих сто-

Library   58   Up


Contents

 

Home
 

рон тактики и техники, как надежность защиты, надежность атаки в борьбе стоя и лежа, должно быть обязательным для всех типов борцов.

 

Указанные программы были успешно применены при подготовке юношей к ответственным соревнованиям и дали положительный результат.

 

 

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ЧСС ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА УРОВНЕМ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

   
О. П. Юшков, кандидат педагогических наук; С. М. Репневский, кандидат биологических наук; В. П. Сердюк, мастер спорта СССР
 

Частота сердечных сокращений (ЧСС) относится к одному из важнейших показателей, косвенно отражающих воздействие тренировочных и соревновательных нагрузок на организм спортсмена.

Борьба предъявляет значительные требования к сердечно-сосудистой системе. ЧСС во время совершенствования приемов у юных борцов 12 — 16 лет колеблется в пределах 150 — 185 уд/мин, в тренировочных и соревновательных схватках достигает околопредельных, а в ряде случаев — предельных величин (200 — 210 уд/мин).

ЧСС у взрослых борцов исследована довольно обширно. В то же время у юных борцов этот показатель изучен недостаточно.

В связи с этим с целью изучения закономерностей между показателями ЧСС во время работы по совершенствованию техники в восстановительном периоде проведена телеметрическая регистрация этих показателей («Спорт-4») у юных борцов (возраст 12 — 16 лет, обследовано 27 чел.). Регистрация ЧСС проводилась непрерывно в течение всего урока. Одновременно проводились хронометраж времени урока и учет выполненных упражнений и технических приемов. На основании результатов исследований определялись средние показатели ЧСС по периодам работы

 

и показатели ЧСС по 10-секундным отрезкам за 1-ю мин восстановления*.

Результаты исследования представлены а табл. 1 — 2.

Во время урока по совершенствованию техники, как видно из табл. 1, ЧСС достигала высокого уровня. Среднее значение ЧСС равно 184±1,7 уд/мин. В процессе восстановления наблюдалось снижение ЧСС, которая к концу 1-й мин достигла 138 уд/мин.

Корреляционный анализ показал, что существует зависимость между средней ЧСС во время работы и показателями ЧСС во время восстановления. Так, коэффициент корреляции между средним уровнем ЧСС во время работы и ЧСС за первые 10 с равен 0,90. Высокие корреляционные зависимости установлены также между анализируемыми показателями работы и восстановления на отрезках 11 — 20 и 21 — 30 с. В дальнейшем, как видно из таблицы, корреляционная связь между средними показателями во время работы по совершенствованию техники и показателями ЧСС на 31 — 60-й с снижается до средней (r = 0,51 — 0,66). Наряду с этим установлено, что в восстановительном периоде существует


* В данном сообщении материал исследований представлен частично.

Таблица 1

Показатели ЧСС во время работы по совершенствованию техники
и во время восстановления

Средняя ЧСС
за время работы

Восстановление (1-я мин)

1 — 10-я с

11 — 20-я с

21 — 30-я с

31 — 40-я с

41 — 50-я с

51 — 60-я с

184±1,7

31,09±1,30

30,36±1,63

28,27±2,10

26,54±1,75

24,63±1,80

23,00±1,00

 

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало