|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
квалификации и борцы I — II разрядов не отличаются друг от друга. В то же время спортсмены высокой квалификации превосходят своих младших коллег по объему задач, связанных с проведением разведки, восстановлением сил, удержанием преимущества и особенно с реализацией контролируемых захватов. Борцы I — II разрядов эту задачу практически не решали, что говорит о недостаточном знании ими современных задач. В свою очередь, эти борцы больше атакуют и, естественно, больше защищаются. Таким образом, несмотря на определенное сходство в условиях проведения поединков, борцы высокой квалификации ведут их с использованием более широкого арсенала дей- |
ствий. Молодые борцы больше нацелены на атаку и защиту, а спортсмены высокой квалификации, кроме этого, еще создают предпосылки для успешного ведения поединка и удерживают преимущество. Их борьба более гармонична, так как включает в себя действия из всех четырех выделенных нами групп. Не меньшее значение имеет и тот факт, что борцы первой группы по проценту реализации всех действий значительно превосходят своих коллег. Учитывая, что спортсмены обеих групп лишь при реализации отдельных действий достигают 60% оптимума, проследим, какое внимание они уделяют совершенствованию указанных действий в ходе учебно-тренировочного процесса (табл. 2). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Распределение различных задач (%) в ходе соревновательных поединков и времени, отводимого в тренировках на совершенствование соответствующих им действий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прежде чем анализировать данные, приведенные в табл. 2, следует подчеркнуть, что цифры, относящиеся к тренировочному процессу, включают в себя лишь время, отводимое на специальное совершенствование отдельных действии без учета времени, отводимого на учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные и т. п. поединки, в ходе которых эти действия совершенствуются как бы в комплексе. Из табл. 2 видно, что ряду важных (судя по тому, как часто они применяются в соревнованиях) действий в тренировках уделяется недостаточное внимание. К числу таких действий относятся: дожимание противника на мосту и уход с моста; проведение разведки; восстановление силы, удерживание преимущества; реализация контролируемого захвата. Несмотря на то что совершенствованию умения атаковать и контратаковать отводится большая часть времени в тренировках, эффек- |
тивность их в соревновании невелика. Как известно, количество не всегда переходит в качество. Следующий показатель характеризует особенности ведения поединка борцами различной квалификации и связан с распределением отдельных действий по минутам поединка. Он позволяет судить о тактике борцов в ходе схватки. Анализ полученных результатов показал, что в поединках спортсменов I — II разрядов нет четкого тактического рисунка. Обмен атакующими и защитными действиями на всем протяжении схватки — наиболее характерная особенность их борьбы. В поединках борцов высокой квалификации, добившихся победы, удается статистически выявить определенную закономерность распределения отдельных действий по минутам (табл. 3). События на ковре носят вероятностный характер, однако статистический материал, при- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 |
|
||||||||||||||||||
Таблица 3
веденный в табл. 3, позволяет проследить их основную канву с учетом изменения преимущества одного или другого борца. Так, если спортсмен успешно провел разведку, первым добился преимущества уже в начале поединка, то его задача в первом периоде сводится к развитию успеха в последующие минуты и к восстановлению сил на последних секундах 3-й мин, как бы расширяя границы предстоящего минутного перерыва. Во втором периоде общая задача — развить достигнутое преимущество сохраняется, однако средства могут быть уже иные: контратака, контролируемые захваты на краю ковра, демонстрация активности. Безусловно, атака не исключается, но есть возможность более тщательно ее готовить и проводить наверняка. И, наконец, на последней минуте задача удержать преимущество, как правило, доминирует. Совсем иной тактический рисунок имеет поединок, если борец неудачно провел разведку и в самом начале поединка потерял преимущество. Общая задача — переломить ход поединка, сравнять счет и выйти вперед во многом определяет выбираемые спортсмене, действия. Однако нельзя терять контроль над своим функциональным состоянием, необходимо периодически восстанавливать силы, иначе победы не добьешься. Действия, направленные на восстановление сил, должны чередоваться с действиями, имеющими цель получить преимущество. Не менее типичен поединок, в ходе которого ни одному из соперников не удается добиться ощутимого перевеса. Здесь для победы нужен весь широкий спектр действий борца, так как нелегко найти уязвимое место в обороне противника, а найдя его и использовав, удержать минимальное преимущество до конца поединка так, чтобы не дать судьям повода для предупреждений. |
Таким образом, проведенные исследования соревновательных поединков борцов показали, что для спортсменов высокой квалификации характерно как разнообразие применяемых действий, так и рациональное чередование их в ходе поединка. Вместе с тем было обнаружено, что даже в тренировке борцов высших разрядов еще имеются резервы для дальнейшего совершенствования тактики ведения поединков. На основе исследований и обобщения опыта ведущих специалистов по борьбе нами была разработана и апробирована система методических приемов, направленных на совершенствование тактики ведения поединка. В частности, представляется оправданным ведение тренировочной работы в трех направлениях: 1. Борцу для успешного ведения поединка с любым противником необходимо владеть всеми десятью перечисленными действиями. Поэтому первая задача сводится к устранению пробелов в подготовке борца и обучению его умению решать все возникающие в поединке задачи. 2. Индивидуализация подготовки борца строится на базе его умения решать все десять задач, возникающих в поединке. Смысл индивидуализации технико-тактической подготовки спортсмена сводится к тому, что одну и ту же задачу каждый спортсмен решает своим способом, своими техническими приемами (операциями). Так, даже задачу удержать преимущество можно решать либо сковыванием, либо маневрированием, либо угрозой атаки, либо комплексным действием, включающим все эти приемы, и т. п. Не говоря уже о действиях атаки, защиты, контратаки (они бесконечно многообразны). Поэтому второе направление учебно-тренировочного процесса связано с подбором для каждого борца наиболее рациональных способов решения каждой из десяти задач. Причем, определяя целесообразность того или иного способа, мы исходили из особенностей (психологических, морфофункциональных и др.) само- го борца и его основных конкурентов. 3. Третье направление работы было связано с формированием различных алгоритмов * поведения борца в поединке. Практически оно сводилось к объединению отдельных действий в целостные комплексы. Например, провести разведку — добиться преимущества или добиться преимущества — продемонстрировать активность, добиться преимущества — удержать его, добиться преимущества — реализовать опасное положение и т. д. Причем каждый раз в зависимости от задачи, поставленной перед партнером, менялись и действия, которыми достигалось преимущество (атакой, * Алгоритм — установленная совокупность действий, приводящая к решению поставленной задачи. |
|||||||||||||||||
56 |
|
||||
контратакой, реализацией контролируемых захватов или демонстрацией активности). После того как спортсмен овладевал комплексом из двух действий, ему предлагались комплексы из трех действий и более. Например, провести разведку — добиться преимущества — продемонстрировать активность; добиться преимущества — восстановить силы — увеличить преимущество — удержать его. Окончательно умения правильно планировать ход поединка и эффективно осуществлять этот план шлифовались в учебно-тренировочных, тренировочных, контрольных поединках, проводимых по полной формуле (два периода по 3 мин), а также на подводящих и контрольных соревнованиях. Работа по всем трем направлениям осуществлялась при помощи метода заданий и на основании анализа видеозаписей поединков основных соперников и сильнейших борцов страны и проводилась в основной части урока. В среднем 60% времени отводилось на совершенствование отдельных действий. Причем над совершенствованием атак спортсмены работали постоянно. Помимо этого на каждом занятии борцы совершенствовали еще два-три действия. В недельном микроцикле к каждому действию спортсмены возвращались не менее 3 — 4 раз. Последующие 35 — 40% времени основной |
части отводилось на совершенствование тактических комплексов (алгоритмов). Подбор их осуществлялся исходя из практических нужд конкретного борца и наличия соответствующих партнеров. Оставшиеся 10 — 15% времени основной части урока занимало совершенствование тактики ведения поединка в целом. Спортсмен совместно с тренером составлял план ведения поединка, причем из всех действий детально конкретизировались лишь действия, связанные с атакой. Работа по индивидуализации тактико-технического мастерства проводилась в рамках групповых занятий одного тренера с 6 — 7 борцами. Важным этапом работы были просмотр и анализ видеозаписей поединков основных конкурентов и собственных, проведенных на соревнованиях и тренировках, которые осуществлялись до занятия и реже в ходе него. За две недели до соревнований активно использовался метод моделирования действий основных конкурентов. Как показали результаты выступления спортсменов в соревнованиях, а также количественные характеристики их тактико-технического мастерства, разработанные методические приемы весьма эффективны и могут быть рекомендованы для применения на практике. |
|||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ДЗЮДОИСТОВ |
||||
В. С. Дахновский, О. А. Сиротин, А. В. Еганов, ВНИИФК; Челябинский ГИФК |
||||
Важным условием повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в борьбе является оперативная информация об уровне развития физических качеств и взаимосвязи их с техникой у борцов с различными индивидуальными особенностями ведения соревновательной схватки. Как показывают анализ соревновательной деятельности и практические наблюдения, одни борцы проводят схватку активно, часто атакуя от начала и до конца встречи, другие редко атакуют, порой получают предупреждения за пассивное ведение борьбы, хотя и те, и другие показывают высокие спортивные результаты. Очевидно, для борцов различных особенностей ведения схватки необходим различный уровень физической подготовленности, техники и тактики. Для борцов различных стилей ведения борьбы необходима и различная направленность учебно-тренировочного процесса. Но на практике чаще всего борцы тренируются по общей программе, что уменьшает возможность |
индивидуального подхода к развитию ведущих физических качеств и совершенствованию тактико-технического мастерства. В связи с вышесказанным мы поставили перед собой задачу — выявить индивидуальные особенности ведения схватки и оптимальный уровень развития физических качеств, обеспечивающих характерный стиль соревновательной борьбы. Нами было выделено две группы борцов, отличающихся друг от друга по стилю ведения схватки. В первую группу вошли борцы с относительно низкой активностью атаки (2,28 попытки в 1 мин), условно названные нами «низкоактивные». Во вторую группу отнесены борцы с высокими показателями активности атаки (2,01 попытки в 1 мин), мы их назвали «высокоактивные». Проведено статистическое сравнение этих групп по 20 показателям, отражающим различные стороны соревновательной деятельности. В тактико-технической подготовленности сравнивались активность атаки, надежность |
|||
57 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |