Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Джим Миле) в высоком темпе. Побеждать их надо, естественно, их же оружием.

Японские атлеты отличаются гибкостью, у них хорошие скоростные качества. Думаю, что наши борцы отстают в этом отношении. Они мало борются ногами, редко используют приемы с зашагиванием.

Наша школа — самая передовая. Ее изучают японцы, американцы и делают выводы для себя. В беседе с японскими тренерами выясни-

 

лось, что раньше японцы ориентировались на американскую школу вольной борьбы, теперь же стали ориентироваться на советскую школу. Поэтому нам постоянно надо совершенствоваться и уходить вперед, не стоять на месте, искать новые пути спортивного совершенствования, иначе нам будет все труднее и труднее состязаться с японскими и американскими мастерами вольной борьбы.

 

 

ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

   
А. С. Карапетян, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР
 

В свое время была издана написанная мною программа для спортивных коллективов по вольной борьбе, где в методических указаниях говорится:

1. При проведении занятий нельзя натаскивать молодых спортсменов, обучая их только отдельным техническим действиям в партере и стойке. Не следует их допускать к соревнованиям без предварительной подготовки.

2. Для наиболее рационального изучения приемы борьбы необходимо объединить в соответствующие комплексы. Чтобы ознакомить занимающихся с основами техники борьбы в партере и стойке в более короткий срок, нужно включать в комплексы приемы почти из всех групп и подгрупп. Комплексы составляются следующим образом: первый комплекс состоит из первых приемов каждой подгруппы и группы, второй — из вторых и т. д.

3. В каждом году обучения и тренировки изучается не менее одного комплекса приемов борьбы в партере и стойке.

Комбинации в партере и стойке следует изучать после того, как будут освоены приемы, составляющие комплекс, защиты и контрприемы. Комбинации нужно составлять из технических действий, входящих в данный или ранее изученный комплекс.

Исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, их физической, технической и тактической подготовленности, тренер должен подбирать каждому из них соответствующие комбинации.

Изучив с борцами несколько комбинаций, тренер приступает к освоению приемов следующего комплекса и т. д.

С самого начала изучения приемов борьбы в партере занимающихся нужно заставлять выполнять технические действия до конца, то есть до момента касания партнером лопатками ковра. Затем тренер должен научить занимающихся дожимать с моста. Специально изучаются способы ухода с моста при различных захватах Контрприемы от приемов в партере и стойке изучаются после освоения их как самостоятельных приемов.

 

Нередко ведутся разговоры о том, нужна ли ранняя специализация? Одни одобряют, другие отвергают чрезмерно раннюю специализацию. А как у нас в борьбе?

Я вспоминаю, как на Кавказе нас, мальчиков 5 — 7-летнего возраста, отцы и деды учили быть борцами. И мы, мальчишки, под звуки зурны и дудуки, под дробь барабана, подражая старшим, шли по кругу в танце, делая разминку, а потом сходились на середине лужайки и начинали поединок. Каких только замысловатых приемов ногами мы не делали, каких только ловких мельниц не насмотрелись! И это на лужайке!

Да, я за раннюю специализацию! Но как относиться к ней? Практика показывает, что для лучшего овладения техникой и тактикой вольной борьбы надо начинать заниматься с раннего возраста. На своем опыте я убедился, что мальчики, позанимавшись в секции 3 — 4 года, развиваются физически, крепнут и успешно выступают на юношеских соревнованиях.

Когда в детскую школу вольной борьбы приходят подростки 9 — 10 лет, задача тренера прежде всего укрепить их здоровье, подготовить к овладению сложной, многообразной техникой борьбы. Вместе с тем воспитать юного спортсмена в коммунистическом духе, привить любовь к своему коллективу, к своему виду спорта. Воспитать в нем стремление бороться и побеждать, упорство и трудолюбие в занятиях, готовность отдать свои силы на пользу коллектива.

Если же говорить о содержании занятий, то главное в них — общая физическая подготовка, на основе которой занимающиеся потом будут овладевать техникой борьбы. Эти закономерности должны приниматься во внимание и в старших юношеских группах. Юноши должны овладевать элементами акробатики, которые развивают смелость, ловкость, ориентировку в пространстве, так необходимые в поединках.

Юноши 14 — 15 лет изучают технический материал с таким расчетом, чтобы за два го-

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

да освоить все основные приемы, контрприемы и комбинации вольной борьбы.

В тренировке юношей 17 — 18 лет преобладает индивидуальное совершенствование тактики и техники, а схватки проводятся в основном тренировочного характера. В результате к этому времени юноши овладевают многообразной техникой и тактикой борьбы. Наиболее талантливые по мастерству соответствуют уровню мастеров спорта. Многие мои ученики, пройдя подготовку в течение 4 — 5 лет, вступив в разряд взрослых, показывали высокие спортивные результаты.

Еще об одной стороне воспитательной работы с юношами не следует забывать. Это показательные выступления. Мы выступали в школах, дворцах, парках. Такие выступления перед многочисленной аудиторией приучают молодых борцов к необычной обстановке, вызывают у них желание заслужить одобрение аудитории. Мальчики смело идут на довольно сложные в техническом отношении приемы, остросюжетные комбинации.

Часто слышишь возгласы тренеров, руководящих действиями своих учеников: «Ныряй в ноги!», «Проходи в ноги!» Это в стойке. В партере: «Накатывай!»

Вот и весь арсенал технических действий, которыми располагают некоторые именитые борцы. Так что же, обучая наших молодых борцов, надо замкнуться на этом примитивном, но распространенном арсенале технических действий?

Хочу сказать о роли подготовки к поединку. Это немаловажная задача, это искусство. Как бы ни были прекрасны технические действия борца, в конечном счете в поединке равных борцов победа останется за тем, кто в решающую минуту сохранит хладнокровие, собранность, самоотверженность, готовность все отдать для победы.

 

Поэтому в случаях, когда спортсмены выезжают на соревнования без своего тренера, очень полезно снабдить их специальной программой физической и психологической подготовки к поединку.

Мною составлена такая программка, которой я снабжаю своих учеников. Она состоит из семи пунктов:

1. Начинай разминаться тогда, когда до твоей встречи осталось четыре схватки. Хорошо подготовь свои мышцы и связки.

Когда пойдет предпоследняя схватка, выполни несколько имитационных движений из приемов, которые ты готовишь к данному поединку. Сделай несколько спуртов. Умой лицо холодной водой.

Этим ты подготовил себя физически.

2. Еще до поединка, во время разминки, покажи своему противнику, что ты спокоен и уверен в своих силах.

3. За 3 — 4 мин после начала схватки, за которой ты должен выйти на ковер, начинай подготавливать себя психологически. Ты должен уединиться, остаться наедине со своими мыслями о себе и о противнике.

4. Надо хорошо знать своего противника, его манеру ведения схватки, физическую и тактическую подготовленность.

5. Разминаться надо до легкой испарины. Технические действия, которые ты мысленно подготовил, должен реализовать уверенно, с большим опережением в действиях.

6. Борцовский поединок прекрасен прежде всего высшим проявлением характера и воли. Во время поединка на ковре не всегда ситуация складывается в твою пользу. Бывает, что соперник поставит тебя в тяжелое положение. Вот тут-то и прояви свой характер — собери все свои силы и вырви победу.

7. Имей свой идеал, при мысли о котором в эти трудные минуты поединка ты почувствуешь прилив сил.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
(методы коррекции тренировочного процесса)


КОГДА ПРЕКРАЩАТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИЕМА?

   
С. А. Преображенский, заслуженный тренер СССР
 

На этот часто задаваемый молодыми борцами вопрос ответить можно только однозначно: никогда!

Как бы прекрасно ни был отшлифован прием, необходимо продолжать работать над ним. В чем заключается эта работа?

Нужно многократно на каждой тренировке повторять прием в боевой обстановке, не давая

 

угаснуть тем ощущениям, той точности и последовательности движений и напряжений мышц, которые обеспечивают целостность и эффективность проведения. Горький опыт многих борцов показывает, что тех, кто прекратил настойчиво трудиться над шлифовкой какого-либо боевого приема, стал уделять больше внимания другим приемам, неминуемо ждет разо-

Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало