|
Джим Миле) в высоком темпе. Побеждать их надо, естественно, их же оружием.
Японские атлеты отличаются гибкостью, у них хорошие скоростные качества. Думаю, что наши борцы отстают в этом отношении. Они мало борются ногами, редко используют приемы с зашагиванием.
Наша школа — самая передовая. Ее изучают японцы, американцы и делают выводы для себя. В беседе с японскими тренерами выясни-
|
|
лось, что раньше японцы ориентировались на американскую школу вольной борьбы, теперь же стали ориентироваться на советскую школу. Поэтому нам постоянно надо совершенствоваться и уходить вперед, не стоять на месте, искать новые пути спортивного совершенствования, иначе нам будет все труднее и труднее состязаться с японскими и американскими мастерами вольной борьбы. |
|
В свое время была издана написанная мною программа для спортивных коллективов по вольной борьбе, где в методических указаниях говорится:
1. При проведении занятий нельзя натаскивать молодых спортсменов, обучая их только отдельным техническим действиям в партере и стойке. Не следует их допускать к соревнованиям без предварительной подготовки.
2. Для наиболее рационального изучения приемы борьбы необходимо объединить в соответствующие комплексы. Чтобы ознакомить занимающихся с основами техники борьбы в партере и стойке в более короткий срок, нужно включать в комплексы приемы почти из всех групп и подгрупп. Комплексы составляются следующим образом: первый комплекс состоит из первых приемов каждой подгруппы и группы, второй — из вторых и т. д.
3. В каждом году обучения и тренировки изучается не менее одного комплекса приемов борьбы в партере и стойке.
Комбинации в партере и стойке следует изучать после того, как будут освоены приемы, составляющие комплекс, защиты и контрприемы. Комбинации нужно составлять из технических действий, входящих в данный или ранее изученный комплекс.
Исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, их физической, технической и тактической подготовленности, тренер должен подбирать каждому из них соответствующие комбинации.
Изучив с борцами несколько комбинаций, тренер приступает к освоению приемов следующего комплекса и т. д.
С самого начала изучения приемов борьбы в партере занимающихся нужно заставлять выполнять технические действия до конца, то есть до момента касания партнером лопатками ковра. Затем тренер должен научить занимающихся дожимать с моста. Специально изучаются способы ухода с моста при различных захватах Контрприемы от приемов в партере и стойке изучаются после освоения их как самостоятельных приемов.
|
|
Нередко ведутся разговоры о том, нужна ли ранняя специализация? Одни одобряют, другие отвергают чрезмерно раннюю специализацию. А как у нас в борьбе?
Я вспоминаю, как на Кавказе нас, мальчиков 5 — 7-летнего возраста, отцы и деды учили быть борцами. И мы, мальчишки, под звуки зурны и дудуки, под дробь барабана, подражая старшим, шли по кругу в танце, делая разминку, а потом сходились на середине лужайки и начинали поединок. Каких только замысловатых приемов ногами мы не делали, каких только ловких мельниц не насмотрелись! И это на лужайке!
Да, я за раннюю специализацию! Но как относиться к ней? Практика показывает, что для лучшего овладения техникой и тактикой вольной борьбы надо начинать заниматься с раннего возраста. На своем опыте я убедился, что мальчики, позанимавшись в секции 3 — 4 года, развиваются физически, крепнут и успешно выступают на юношеских соревнованиях.
Когда в детскую школу вольной борьбы приходят подростки 9 — 10 лет, задача тренера прежде всего укрепить их здоровье, подготовить к овладению сложной, многообразной техникой борьбы. Вместе с тем воспитать юного спортсмена в коммунистическом духе, привить любовь к своему коллективу, к своему виду спорта. Воспитать в нем стремление бороться и побеждать, упорство и трудолюбие в занятиях, готовность отдать свои силы на пользу коллектива.
Если же говорить о содержании занятий, то главное в них — общая физическая подготовка, на основе которой занимающиеся потом будут овладевать техникой борьбы. Эти закономерности должны приниматься во внимание и в старших юношеских группах. Юноши должны овладевать элементами акробатики, которые развивают смелость, ловкость, ориентировку в пространстве, так необходимые в поединках.
Юноши 14 — 15 лет изучают технический материал с таким расчетом, чтобы за два го-
|