Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

2-й и 3-й мин надежность выполнения зацепов снижалась, а на 4-й мин вновь повышалась до 41%.

5. Подсечки наиболее высоко оценивались на последней минуте, а наиболее низко — на 2-й мин схватки (надежность соответственно составляет 45 и 37%).

6. Высокие оценки за выполнение приемов из группы подхватов были зафиксированы на 1-й и 2-й мин — 59 и 58%.

7. Средняя надежность удержаний планомерно увеличивалась от 1-й до 4-й мин схватки — от 71 до 90%.

Таким образом, различные биомеханические и энергетические особенности приемов, относящихся к разным группам, определяют наиболее благоприятное время их проведения и могут быть одним из важных критериев рационального построения тактического плана ведения схватки. Так, борец, имеющий в своем арсенале несколько атакующих действий, может планировать последовательность их проведения, учитывая особенности динамики и надежность каждого из них.

3. Модельные характеристики технического мастерства сильнейших юных дзюдоистов

Обобщенная идеальная характеристика будет выглядеть следующим образом: юный дзюдоист должен вести схватку с активностью 2, 3 приема в минуту; каждые два из этих приемов уметь выполнять в обе стороны; надежность атаки в стойке должна быть 80% («вазаари»), а в борьбе лежа — 100% («иппон»). Надежность защиты стоя и лежа

 

должна быть 99% (проигрывать не более реальной попытки). Объем соревновательной техники должен составлять в стойке 5 — 6 разных оцениваемых приемов и 2 приема лежа. При этом не менее 3 приемов стоя и лежа он должен выполнять с применением комбинаций и контратак. Модель юного дзюдоиста построена на основе лучших достижений финалистов по разным показателям технического мастерства и отражает, таким образом, реальные достижения.

Необходимо определить еще и минимальные границы модельных характеристик. Они будут выглядеть следующим образом: активность атаки не менее 1, 2 приема в минуту схватки; латеральность — 20%, то есть каждый пятый прием борец должен проводить в обе стороны; надежность атаки стоя не менее 45% (средняя оценка почти «юко»); надежность атаки лежа — 60% (больше «юко»); надежность защиты стоя и лежа — 68% (в среднем проигрывает несколько больше оценки «кока»); объем соревновательной техники должен быть не менее 3 приемов стоя и одного приема лежа.

Вслед за обобщенной разработкой моделей технического мастерства предстоит выявление модельных характеристик для групп борцов, отличающихся индивидуальными способами достижения победы, то есть с различной тактикой борьбы. Такие характеристики будут иметь свои особенности. Но и приведенные здесь обобщенные характеристики могут служить конкретными ориентирами для совершенствования мастерства юных дзюдоистов.

 

 

ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ СИЛЬНЕЙШИМИ (ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕЗЕРВОВ)

   
Г. И. Торопин, заслуженный тренер СССР
 

В связи с изменением правил после Московской олимпиады наметилась тенденция изменения техники и тактики борьбы. Это показали международные соревнования, в том числе первенства мира и Европы 1981 — 1982 гг.

Многие участники тактически правильно строили поединок, но некоторые, компенсируя недостаток в технической и физической подготовленности, добивались успеха за счет большого стремления победить.

Однако на крупнейших международных соревнованиях одного желания и стремления к победе очень мало. При 6-минутной борьбе схватки стали динамичнее и превосходство только в физической подготовленности перестало быть решающим. Чтобы побеждать сильных соперников, нужно иметь значительное превосходство в тактико-техническом мастерстве, физической подготовленности.

 

Ведущие борцы Японии, США, СССР и ряда других стран в совершенстве владеют атакующим стилем борьбы, защитными действиями, умело демонстрируют приемы, комбинации. Они обладают высоким уровнем психологической, физической и функциональной подготовленности, что позволяет проводить поединок в высоком темпе. Помимо всего прочего, эти борцы имеют большой опыт участия в крупных соревнованиях.

Бросается в глаза стремление выполнять сложные тактико-технические действия, проводить атаки из нескольких приемов. Это свидетельствует о том, что атаки одиночными приемами уходят в прошлое, уступая место комбинациям из 2 приемов и более.

Несмотря на успешное выступление наших борцов, им присуши и некоторые недостатки. Причины этих недостатков, на мой взгляд, кро-

Library   41   Up


Contents

 

Home
 

ются в низком качестве учебно-тренировочных занятий на местах. Мало мы еще вникаем в то, как сочетать общую и специальную физическую подготовку с технико-тактической и морально-волевой подготовкой.

Многие тренеры увлекаются объемными тренировками, увеличивая и увеличивая объем своему ученику. Но нельзя же до бесконечности увеличивать объем, да еще интенсивность, совмещая несовместимое, в нарушение принципов методики спортивной тренировки.

Результат должен базироваться на высокой технике, доведенной до автоматизма, на базе высокой общефизической подготовленности. Тренировки на фоне постоянного недовосстановления, как правило, ведут к травмам. Особенно это касается юношей. Задача тренера — подготовить юношу к переходу во взрослую команду, чтобы там можно было увеличить нагрузку.

У нас же зачастую тренер хочет ухватить сразу же жар-птицу за хвост, натаскивает талантливого ученика на результат, поэтому многие юноши при переходе во взрослую команду оказываются истощенными. Отсюда у нас большие потери. Немногие спортсмены достигают желаемых результатов. Я думаю, что будущее за борцами с высокой техникой, доведенной до автоматизма на базе высокой общефизической подготовленности.

Прежде всего необходимо умение обыграть своего соперника, а для этого нужно обладать отточенной техникой, большим багажом приемов и, разумеется, комбинационным стилем ведения схватки. Комбинационный стиль — это целая наука, целая школа, а непомерно большое увлечение выработкой силы и выносливости, увеличением объема и интенсивности нагрузок бесперспективно. Также очень осторожно нужно относиться к нагрузкам высокой интенсивности. Они уменьшают скоростные качества, так как являются большими раздражителями.

Как показал ряд международных соревнований последних лет, в связи с изменением правил сейчас судьям импонирует только остро-атакующий стиль борьбы с силовыми воздействиями на противника.

И тот, кто закален в боях, кто не боится риска, сражается до последних мгновений, тот побеждает противника, даже объективно более сильного. А стиль, основанный на маневренной борьбе, на ловле ошибок соперника, себя не оправдывает. К сожалению, у нас еще встречается такой стиль: то ли в силу ложных убеждений, то ли в силу незнания современных требований борьбы. Правда, некоторые борцы, переключаясь на остроатакующий стиль, забывают о защите. Увлекаясь атакой, они пропускают контратакующие действия противника. Тем самым снижается степень надежности борца в целом. Нельзя бросаться в крайности, надо все уметь делать в комплексе, соразмерять атаки, защиты, контрприемы.

Пока еще мало и однообразно используются

 

обманные действия, ложные и повторные атаки для проведения приемов и комбинаций. К недостаткам относится и то, что борцы не применяют связок после переводов в партер и делают большую паузу после выполнения переводов.

Некоторые борцы не умеют активно проводить последние минуты поединка, атаковать, сковывать противника отключением его рук снизу (особенно показательны в этом плане действия румынских борцов классического стиля). В партере снизу не используются моменты, удобные для выхода наверх и контрприемов.

Большим недостатком является неумение дожимать на мосту при выигрыше 10 баллов и более. Надо каждую тренировку воспитывать в себе умение дожать противника на лопатки.

Порой борцы долго держат захват (в частности, руку сбоку) и не переходят на другие приемы. Более того, имея возможность продолжать приемы, они не заканчивают их.

В схватке всегда должно преобладать желание победить, невзирая на титулы противника. Нельзя допускать проигрыша в тактике ведения схватки. Например, выиграть 2 балла, выполнив бросок через спину, и тут же отдать 2 балла, дав себя перекатить.

Очень мало используются перемещения противника для проведения реальных атак. Мал процент эффективности приемов. После захвата на прием, например после захвата за ноги, только в двух случаях из пяти борцы добиваются успеха.

Наши спортсмены недостаточно хорошо переводят противника в партер при захвате его сзади. Если борец не может проходить в ноги и переводить захватом за ноги, плохо защищается от захватов ног, это не борец, ибо 80° приемов в вольной борьбе приходится на атаки за ноги и лишь 20% — на броски.

Очень важно уметь удерживать преимущество до конца схватки. Так, Т. Дзгоев на первенстве мира 1982 г., С. Дюдяев на первенстве Европы 1983 г. вели в схватках, но, как только останавливались, незамедлительно получали предупреждение, так как не атаковали по ] мин и более. Так, С. Дюдяев был снят за 9 с до конца схватки, выигрывая со счетом 5:0.

Нужно обратить особое внимание на ритмичность атаки, ведь по правилам каждые 20 — 30 с должна следовать реальная попытка проведения приема, и судьи это используют.

Я разговаривал с американскими тренерами, в частности с Даном Гейблом. Они очень большое внимание уделяют физической подготовке Дан Гейбл является кумиром американских борцов, и, как известно, о его скоростно-силовой выносливости говорить не приходилось. Эта «мода» на Гейбла и сейчас не пропил, Все американские борцы выносливы и ведут борьбу до последних секунд (например,

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

Джим Миле) в высоком темпе. Побеждать их надо, естественно, их же оружием.

Японские атлеты отличаются гибкостью, у них хорошие скоростные качества. Думаю, что наши борцы отстают в этом отношении. Они мало борются ногами, редко используют приемы с зашагиванием.

Наша школа — самая передовая. Ее изучают японцы, американцы и делают выводы для себя. В беседе с японскими тренерами выясни-

 

лось, что раньше японцы ориентировались на американскую школу вольной борьбы, теперь же стали ориентироваться на советскую школу. Поэтому нам постоянно надо совершенствоваться и уходить вперед, не стоять на месте, искать новые пути спортивного совершенствования, иначе нам будет все труднее и труднее состязаться с японскими и американскими мастерами вольной борьбы.

 

 

ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

   
А. С. Карапетян, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР
 

В свое время была издана написанная мною программа для спортивных коллективов по вольной борьбе, где в методических указаниях говорится:

1. При проведении занятий нельзя натаскивать молодых спортсменов, обучая их только отдельным техническим действиям в партере и стойке. Не следует их допускать к соревнованиям без предварительной подготовки.

2. Для наиболее рационального изучения приемы борьбы необходимо объединить в соответствующие комплексы. Чтобы ознакомить занимающихся с основами техники борьбы в партере и стойке в более короткий срок, нужно включать в комплексы приемы почти из всех групп и подгрупп. Комплексы составляются следующим образом: первый комплекс состоит из первых приемов каждой подгруппы и группы, второй — из вторых и т. д.

3. В каждом году обучения и тренировки изучается не менее одного комплекса приемов борьбы в партере и стойке.

Комбинации в партере и стойке следует изучать после того, как будут освоены приемы, составляющие комплекс, защиты и контрприемы. Комбинации нужно составлять из технических действий, входящих в данный или ранее изученный комплекс.

Исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, их физической, технической и тактической подготовленности, тренер должен подбирать каждому из них соответствующие комбинации.

Изучив с борцами несколько комбинаций, тренер приступает к освоению приемов следующего комплекса и т. д.

С самого начала изучения приемов борьбы в партере занимающихся нужно заставлять выполнять технические действия до конца, то есть до момента касания партнером лопатками ковра. Затем тренер должен научить занимающихся дожимать с моста. Специально изучаются способы ухода с моста при различных захватах Контрприемы от приемов в партере и стойке изучаются после освоения их как самостоятельных приемов.

 

Нередко ведутся разговоры о том, нужна ли ранняя специализация? Одни одобряют, другие отвергают чрезмерно раннюю специализацию. А как у нас в борьбе?

Я вспоминаю, как на Кавказе нас, мальчиков 5 — 7-летнего возраста, отцы и деды учили быть борцами. И мы, мальчишки, под звуки зурны и дудуки, под дробь барабана, подражая старшим, шли по кругу в танце, делая разминку, а потом сходились на середине лужайки и начинали поединок. Каких только замысловатых приемов ногами мы не делали, каких только ловких мельниц не насмотрелись! И это на лужайке!

Да, я за раннюю специализацию! Но как относиться к ней? Практика показывает, что для лучшего овладения техникой и тактикой вольной борьбы надо начинать заниматься с раннего возраста. На своем опыте я убедился, что мальчики, позанимавшись в секции 3 — 4 года, развиваются физически, крепнут и успешно выступают на юношеских соревнованиях.

Когда в детскую школу вольной борьбы приходят подростки 9 — 10 лет, задача тренера прежде всего укрепить их здоровье, подготовить к овладению сложной, многообразной техникой борьбы. Вместе с тем воспитать юного спортсмена в коммунистическом духе, привить любовь к своему коллективу, к своему виду спорта. Воспитать в нем стремление бороться и побеждать, упорство и трудолюбие в занятиях, готовность отдать свои силы на пользу коллектива.

Если же говорить о содержании занятий, то главное в них — общая физическая подготовка, на основе которой занимающиеся потом будут овладевать техникой борьбы. Эти закономерности должны приниматься во внимание и в старших юношеских группах. Юноши должны овладевать элементами акробатики, которые развивают смелость, ловкость, ориентировку в пространстве, так необходимые в поединках.

Юноши 14 — 15 лет изучают технический материал с таким расчетом, чтобы за два го-

Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало