|
||||
большую часть кандидатов в сборную команду СССР, и поэтому тренерский коллектив сборной относится к ним с большим пониманием, оценивая всю сложность выбранного последними пути в тренерской работе. Остается только сожалеть, что получаемые ими знания без продолжения дела мертвы, а поэтому самый лучший выход для данной категории тренеров — иметь (и не просто, а с дальним прицелом) 1 — 2 группы спортсменов. Тренируясь, они видели бы перед собой при- |
мер, достойный подражания. К тому же тренер, получая новые знания, мог бы организовать их проверку на группе борцов. Все это нужно для того, чтобы не только не растерять мастерства, но самое главное — не растерять целостности в своей работе. Именно так организуют свою работу заслуженные тренеры СССР В. Шейн, А. Стрельников, Ю. Вилинский, заслуженный тренер РСФСР В. Игонин и др. |
|||
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ |
||||
Ф. А. Керимов, ВНИИФК |
||||
Спортивная борьба отличается от других видов спорта тем, что деятельность спортсмена проходит в вариативных конфликтных ситуациях. Борец должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты. Это предъявляет повышенные требования к свойствам внимания и мышления борца. Для управления и диагностики развития психических качеств важно исследовать такие параметры нервной активности, которые показывают соотношение времени возбудительного и тормозного процессов, определяют динамику проявления координационных возможностей при осуществлении как соматических, так и вегетативных функции. К числу таких параметров в первую очередь следует отнести латентное время двигательной реакции. Мы исследовали особенности развития психических качеств у юных борцов под влиянием тренировок. Под наблюдением были 16 подростков в возрасте 10 — 11 лет. ранее не занимавшихся спортом. Обследование проводилось трижды в течение года. В данной работе использовали различные методы исследования психических качеств спортсмена. Оперативное мышление изучали с помощью игры «Тропка» А. В. Родионова (1971). Определялось число ходов и время, затраченное испытуемым на решение задач. Особенности переключения внимания у детей определялись с помощью таблицы с красными и черными числами. Для определения показателей сосредоточенности и устойчивости внимания, а также показателя точности работы использовалась буквенная корректурная таблица (Л. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1972; А. Ц. Пуни, 1977). Функция анализаторов определялась по показателям простых двигательных реакций на свет и звук на электронном приборе НПР-01, |
который обеспечивал измерение скрытого периода и длительности реакции с точностью до 0,0001 с. Исследования на световой и звуковой раздражитель повторялись 10 раз с интервалом между сигналами 5 с. При оценке индивидуальных результатов учитывалось среднее время десяти измерений. С помощью этого прибора измерялась реакция слежения, или реакция на движущийся объект (РДО). В результате исследования получены следующие данные, характеризующие психическое состояние юных борцов в течение первого тренировочного года (см. таблицу). По нашему мнению, поэтапное обследование психофизиологических характеристик у юных борцов позволит определить динамику функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов. Как следует из полученных данных, анализ первого и второго этапов обследования выявил достоверное улучшение показателей в следующих контрольных нормативах: ошибка переключения внимания (р < 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (р < 0,001), латентный период реакции на звуковой сигнал (р < 0,05), РДО (р < 0,001). В двух других показателях также произошли некоторые изме нения, но они близки к критическим. Это оперативное мышление, время выполнения задач (р > 0,05, t = 2,11) и показатель точности работы на внимание (р > 0,05, t = 2,05). Основная особенность данного этапа обследования — изменение показателей психомоторики. Это связано, по-видимому, с тем, что с первых занятий спортивной борьбой у юных спортсменов идет перестройка центральной нервной системы и анализаторов на новый режим двигательной работы. Если на первом этапе исследований наблюдается значительное изменение в контрольных нормативах, то на втором этапе эти показатели стабилизируются. |
|||
35 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |