Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

большую часть кандидатов в сборную команду СССР, и поэтому тренерский коллектив сборной относится к ним с большим пониманием, оценивая всю сложность выбранного последними пути в тренерской работе.

Остается только сожалеть, что получаемые ими знания без продолжения дела мертвы, а поэтому самый лучший выход для данной категории тренеров — иметь (и не просто, а с дальним прицелом) 1 — 2 группы спортсменов. Тренируясь, они видели бы перед собой при-

 

мер, достойный подражания. К тому же тренер, получая новые знания, мог бы организовать их проверку на группе борцов.

Все это нужно для того, чтобы не только не растерять мастерства, но самое главное — не растерять целостности в своей работе.

Именно так организуют свою работу заслуженные тренеры СССР В. Шейн, А. Стрельников, Ю. Вилинский, заслуженный тренер РСФСР В. Игонин и др.

 

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ БОРЦОВ

   
Ф. А. Керимов, ВНИИФК
 

Спортивная борьба отличается от других видов спорта тем, что деятельность спортсмена проходит в вариативных конфликтных ситуациях. Борец должен быстро оценить складывающиеся ситуации и реагировать на них точными, своевременными действиями, а также уметь своими действиями подготовить благоприятные для атаки моменты. Это предъявляет повышенные требования к свойствам внимания и мышления борца.

Для управления и диагностики развития психических качеств важно исследовать такие параметры нервной активности, которые показывают соотношение времени возбудительного и тормозного процессов, определяют динамику проявления координационных возможностей при осуществлении как соматических, так и вегетативных функции. К числу таких параметров в первую очередь следует отнести латентное время двигательной реакции.

Мы исследовали особенности развития психических качеств у юных борцов под влиянием тренировок. Под наблюдением были 16 подростков в возрасте 10 — 11 лет. ранее не занимавшихся спортом. Обследование проводилось трижды в течение года. В данной работе использовали различные методы исследования психических качеств спортсмена. Оперативное мышление изучали с помощью игры «Тропка» А. В. Родионова (1971). Определялось число ходов и время, затраченное испытуемым на решение задач. Особенности переключения внимания у детей определялись с помощью таблицы с красными и черными числами. Для определения показателей сосредоточенности и устойчивости внимания, а также показателя точности работы использовалась буквенная корректурная таблица (Л. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, 1972; А. Ц. Пуни, 1977). Функция анализаторов определялась по показателям простых двигательных реакций на свет и звук на электронном приборе НПР-01,

 

который обеспечивал измерение скрытого периода и длительности реакции с точностью до 0,0001 с. Исследования на световой и звуковой раздражитель повторялись 10 раз с интервалом между сигналами 5 с. При оценке индивидуальных результатов учитывалось среднее время десяти измерений. С помощью этого прибора измерялась реакция слежения, или реакция на движущийся объект (РДО).

В результате исследования получены следующие данные, характеризующие психическое состояние юных борцов в течение первого тренировочного года (см. таблицу).

По нашему мнению, поэтапное обследование психофизиологических характеристик у юных борцов позволит определить динамику функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов.

Как следует из полученных данных, анализ первого и второго этапов обследования выявил достоверное улучшение показателей в следующих контрольных нормативах: ошибка переключения внимания (р < 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (р < 0,001), латентный период реакции на звуковой сигнал (р < 0,05), РДО (р < 0,001). В двух других показателях также произошли некоторые изме­ нения, но они близки к критическим. Это оперативное мышление, время выполнения задач (р > 0,05, t = 2,11) и показатель точности работы на внимание (р > 0,05, t = 2,05). Основная особенность данного этапа обследования — изменение показателей психомоторики. Это связано, по-видимому, с тем, что с первых занятий спортивной борьбой у юных спортсменов идет перестройка центральной нервной системы и анализаторов на новый режим двигательной работы.

Если на первом этапе исследований наблюдается значительное изменение в контрольных нормативах, то на втором этапе эти показатели стабилизируются.

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

Характеристика психических показателей у юных борцов

№ п/п

Показатели

1-е обследование

2-е обследование

3-е обследование

M±m

M±m

M±m

1

Оперативное мышление

Время выполнения задач

12,10±2,40

7,17±0,74

7,09±0,47

Количество вариантов при решении задач

12,20±1,60

9,91±0,49

9,80±0,33

2

Переключение внимания

Время переключения, сек.

72,30±5,18

61,55±5,70

48,89±3,32

Ошибка переключения внимания

8,25±1,20

5,06±0,92

3,18±0,49

3

Особенности внимания

Сосредоточенность

404,72±17,90

417,58±22,98

414,30±17,85

Устойчивость

0,975±0,046

0,931±0,039

1,007±0,041

Показатель точности работы на внимание

0,958±0,010

0,930±0,012

0,922±0,019

4

Реакция на световой сигнал

Латентный период

248,37±6,10

212,62±7,83

198,10±8,21

Длительность реакции на свет

205,67±12,04

187,41±15,19

158,01±6,25

5

Реакция на звуковой сигнал

Латентный период

226,54±7,59

202,57±7,66

197,07±5,35

Длительность реакции на звук

184,49±10,01

170,50±1194

153,88±5,31

6

РДО

201,24±8,51

155,58±12,06

145,55±12,51

 

 

За период между вторым и третьим обследованиями достоверные улучшения произошли в двух показателях. Это время переключения внимания (р < 0,05) и ошибка переключения внимания (р < 0,05), а по показателю латентного периода реакции на световой сигнал достоверность изменения близка к критической (р > 0,05, t = 2,04).

По данным вариационной статистики, второй этап тренировочного процесса особенно повлиял на функции внимания юных борцов (переключения внимания). Данный факт, по нашему мнению, связан с тем, что на стадии формирования двигательных навыков функции внимания подвержены большим нагрузкам.

Большой интерес представляет сравнительный анализ результатов, полученных в начале и в конце исследования. Если сопоставление данных первого и второго, второго и третьего этапов обследования дает незначительное количество достоверных показателей, то анализ данных, полученных в ходе первого и третьего этапов обследования, характеризуется большим количеством статистически значимых показателей. Так, в течение года статистически достоверно улучшились: оперативное мышление, время выполнения задач (р < 0,05), время переключения внимания (р < 0,01), ошибка переключения внимания (p < 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (р < 0,001), длительность реакции на световой сигнал (р < 0,01), латентный период реакции на зву-

 

ковой сигнал (р < 0,01), длительность реакции на звуковой сигнал (р < 0,01) и РДО (р < 0,001).

За весь период исследований в показателях свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость и показатель точности работы) достоверного изменения результатов не наблюдалось. Данная особенность, по-видимому, связана с тем, что тренировочная деятельность незначительно влияет на эти стороны психики подростков. И, очевидно, развитие этой функции приходится на более поздний возраст (старше 12 лет).

Указанные характеристики быстроты протекания нервных процессов, которые определяют скорость реакции на стадии формирования технико-тактических действий, следует рассматривать как существенные предпосылки, обусловливающие уровень функциональных возможностей центральной нервной системы юных борцов.

Наиболее чувствительными в тренировочной деятельности юных борцов оказались оперативное мышление и психомоторика. В связи с этим следует отметить, что уже с первого года занятий борьбой необходимо подбирать специальные упражнения, развивающие эти качества, иначе в дальнейшем их развитие может приостановиться.

Своевременный контроль и анализ психических качеств будут способствовать правильному построению учебно-тренировочного про-

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало