|
Характеристика психических показателей у юных борцов
№ п/п
|
Показатели
|
1-е обследование
|
2-е обследование
|
3-е обследование
|
M±m
|
M±m
|
M±m
|
1
|
Оперативное мышление
|
Время выполнения задач
|
12,10±2,40
|
7,17±0,74
|
7,09±0,47
|
Количество вариантов при решении задач
|
12,20±1,60
|
9,91±0,49
|
9,80±0,33
|
2
|
Переключение внимания
|
Время переключения, сек.
|
72,30±5,18
|
61,55±5,70
|
48,89±3,32
|
Ошибка переключения внимания
|
8,25±1,20
|
5,06±0,92
|
3,18±0,49
|
3
|
Особенности внимания
|
Сосредоточенность
|
404,72±17,90
|
417,58±22,98
|
414,30±17,85
|
Устойчивость
|
0,975±0,046
|
0,931±0,039
|
1,007±0,041
|
Показатель точности работы на внимание
|
0,958±0,010
|
0,930±0,012
|
0,922±0,019
|
4
|
Реакция на световой сигнал
|
Латентный период
|
248,37±6,10
|
212,62±7,83
|
198,10±8,21
|
Длительность реакции на свет
|
205,67±12,04
|
187,41±15,19
|
158,01±6,25
|
5
|
Реакция на звуковой сигнал
|
Латентный период
|
226,54±7,59
|
202,57±7,66
|
197,07±5,35
|
Длительность реакции на звук
|
184,49±10,01
|
170,50±1194
|
153,88±5,31
|
6
|
РДО
|
201,24±8,51
|
155,58±12,06
|
145,55±12,51
|
|
|
За период между вторым и третьим обследованиями достоверные улучшения произошли
в двух показателях. Это время переключения внимания (р < 0,05) и ошибка
переключения внимания (р < 0,05), а по показателю латентного периода
реакции на световой сигнал достоверность изменения близка к критической (р > 0,05,
t = 2,04).
По данным вариационной статистики, второй этап тренировочного процесса особенно повлиял на функции внимания юных борцов (переключения внимания). Данный факт, по нашему мнению, связан с тем, что на стадии формирования двигательных навыков функции внимания подвержены большим нагрузкам.
Большой интерес представляет сравнительный анализ результатов, полученных в начале и в конце исследования. Если сопоставление данных первого и второго, второго и третьего этапов обследования дает незначительное количество достоверных показателей, то анализ данных, полученных в ходе первого и третьего этапов обследования, характеризуется большим количеством статистически значимых показателей. Так, в течение года статистически достоверно улучшились: оперативное мышление, время выполнения задач (р
< 0,05), время переключения внимания (р < 0,01), ошибка переключения внимания (p
< 0,01), латентный период реакции на световой сигнал (р < 0,001), длительность реакции на световой сигнал
(р < 0,01), латентный период реакции на зву-
|
|
ковой сигнал (р
< 0,01), длительность реакции на звуковой сигнал (р < 0,01) и РДО (р
< 0,001).
За весь период исследований в показателях свойства внимания (сосредоточенность, устойчивость и показатель точности работы) достоверного изменения результатов не наблюдалось. Данная особенность, по-видимому, связана с тем, что тренировочная деятельность незначительно влияет на эти стороны психики подростков. И, очевидно, развитие этой функции приходится на более поздний возраст (старше 12 лет).
Указанные характеристики быстроты протекания нервных процессов, которые определяют скорость реакции на стадии формирования технико-тактических действий, следует рассматривать как существенные предпосылки, обусловливающие уровень функциональных возможностей центральной нервной системы юных борцов.
Наиболее чувствительными в тренировочной деятельности юных борцов оказались оперативное мышление и психомоторика. В связи с этим следует отметить, что уже с первого года занятий борьбой необходимо подбирать специальные упражнения, развивающие эти качества, иначе в дальнейшем их развитие может приостановиться.
Своевременный контроль и анализ психических качеств будут способствовать правильному построению учебно-тренировочного про- |