Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
   

Схема 3

 

ге в опасном положении (или в положении партера) оказался борец, начавший атаку.

Здесь, как видно из схемы 2, возможны 16 различных кинематических комбинаций смены или сохранения взаимных осей вращения, уменьшения или увеличения углов поворота. Если учесть, что эти возможности возникают в начале, середине или в завершающей фазе проведения приема, то вариантов значительно больше. Они включают в себя всевозможные контратакующие действия.

Комбинации, как известно, включают в себя первый прием, защиту от него и завершающий прием на фоне динамической ситуации, возникшей в процессе защиты.

Структура комбинации, а вернее, завершающего комбинацию приема, естественно, основывается на принципе защиты от первого приема. При этом могут быть изменены направление и захват относительно первоначального приема.

На схеме 3 показаны возможные варианты соотношения этих компонентов при выполнении завершающего приема.

 

 

ВЫСЕДЫ В ВОЛЬНОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

   
А. В. Ялтырян, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР
 

Трудно переоценить эту группу приемов в тактике и технике борьбы. К сожалению, эти замечательные технические действия (другого слова и не подберу) в настоящее время незаслуженно теряют свою популярность. Причина не в том, что они устарели, а в том, что в нашем древнем виде спорта в последнее время произошло рекордное количество изменений в правилах. Борцы порой не успевают приспособиться к одним правилам, как следуют новые.

Постепенное сокращение времени схватки, отмена обязательного партера, отмена мгновенного туше и т. п. привели к тому, что борцы стали пользоваться ограниченным количеством простых приемов без риска сорваться, прекратили активно бороться в партере и, конечно же, перестали применять выседы в партере, предпочитая отлеживаться на животе и ждать спасительного свистка судьи, поднимающего борцов в стойку. Даже сейчас, когда одного из борцов после предупреждения ставят в положение нижнего в партер, активности в партерной борьбе не наблюдается.

Сейчас правила пока такие, что в некоторой степени предоставляют борцам возможность показать свое искусство при борьбе в партере.

Но годы бездействия и спасительного отлежи-

 

вания на животе сделали свое дело — на вооружении почти не осталось многих приемов, а контрприемов при борьбе снизу и вовсе не стало. А ведь большинство контрприемов снизу связаны с выполнением упомянутых выседов.

Мы знаем немало примеров из практики прошлых лет, когда борцы с помощью выседов выигрывали схватки и отыгрывали дорогостоящие баллы.

Борец, который в совершенстве владеет выседами и коптрприемами на основе их, в положении нижнего очень опасен. Он имеет возможность не только активно защищаться, но и атаковать, находясь, казалось бы, в безнадежном положении.

Если во время соревнований слышишь, как одному из борцов, находящемуся сверху, кричат: «Осторожно, не суй руки! Не запускай глубоко!» — это значит, снизу борется борец, умеющий контратаковать. Он еще ничего не сделал, но противник осторожничает, не начинает активных действий.

В этой статье я обращаюсь к молодым борцам: изучайте технику партерной борьбы, большей частью забытую ныне, уделите особое внимание выседам и техническим действиям, связанным с выседами, и вы получите удовлетво-

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

рение от того, что борцовское умение ваше несравненно вырастет, вы получите возможность активно нападать, даже находясь в партере внизу.

Я вспоминаю, как в 1938 г. в Севастополе а впервые участвовал в чемпионате СССР по классической борьбе. Жребий свел меня с очень сильным борцом из Ленинграда Епифаном Тарасовым. Епифан был изумительным мастером контратакующих действий в партере снизу с помощью приемов, проводимых выседом. Я об этом ничего не знал. Мне не представляло большого труда бросить или сбить ленинградца из стойки в партер, но, как только я оказывался сверху, а он снизу, наши роли менялись. Он словно капканом захватывал мои руки и, несмотря на мое отчаянное сопротивление, затягивал меня под себя, ставя на мост. Сколько сил и энергии я тратил, чтобы уйти из опасного положения. И так несколько раз! Какого огромного труда мне стоило отыграть то, что я терял, попадая на выседы!

Это было мое первое выступление, поэтому тренеры и участники других команд болели за меня как за более слабого. Тарасов был известный мастер борьбы, и его соперники желали, чтобы из двух борцов продолжать соревнования остался тот, кто послабее, то есть я.

С того далекого времени мне врезалась в память навсегда эта наука, преподанная Тарасовым. Я с глубоким уважением стал относиться к этой не очень броской, но чрезвычайно полезной группе приемов.

Мне посчастливилось участвовать в первом международном соревновании, в котором стартовали советские борцы. Это было в 1947 г. в Праге, на чемпионате Европы. Помните, три наших богатыря: Иоган Коткас, Константин Коберидзе и Николай Белов — стали первыми чемпионами Европы из Советского Союза! Я тогда был вторым, и 1-е место занял швед Гёст Френдфорс. В полуфинале встретился я со знаменитым турецким борцом, а впоследствии тренером Келалем Атиком. Атик стал чемпионом Олимпийских игр в следующем году в Лондоне. Тогда боролись 20 мин, и никому не приходило в голову, что это слишком долго. Не долго, если борются хорошие борцы, за их схваткой не устаешь смотреть. Нудно и длинно, когда на ковре плохие мастера борьбы.

Я никого не знал из своих соперников, и они мне казались одинаково сильными.

С первых же минут я набросился на Атика. Провел «вертушку». Турок легко попался на нее. Оказывается, этот прием за рубежом не знали. Потом я дважды бросил соперника прогибом назад из партера. У меня очень хорошо получался этот прием. Я подходил сзади, захватывал туловище соперника за пол пишу, поднимал его вверх, а потом бросал прогибом через себя. Вы понимаете, что прием такой

 

редко кто проводит, поэтому прошел он дважды без всякой задержки.

Но вот я устал и решил сделать небольшую передышку. Атик в партере внизу. Не успел я опомниться, как чувствую, что моя кисть захвачена и выседом турок подминает меня под себя. Ничего сделать не могу. Вырываю руку что есть силы, а толку мало, она захвачена словно в капкан. Так медленно, без суеты, я оказался на мосту. Сколько я стоял, не помню, но мне казалось — вечность. В голове мелькали картинки детства, внимание рассеивалось. Это плохо, нужно концентрировать внимание на происходящем, иначе не уйдешь! С огромным трудом я все ж таки ушел из опасного положения. Но беда в том, что я растерял все свое преимущество в баллах. Что поставили судьи за мои броски прогибом, не знаю.

Попеременный партер. Хорошо, что турок первый сверху. Его переворота ключом я не боялся. Наконец моя очередь. Тренеры и товарищи по команде кричат, подбадривают меня. Да я и сам знаю, что надо что-то делать, иначе победы не получишь. Собрав все силы, продергиваю его вперед и захватываю сверху за туловище. Бросил прогибом назад. Есть балл или два. Это не имеет значения, схватка за мной.

В 1953 г., когда я уже был тренером, поехала наша сборная по вольной борьбе в Швецию. Провели немало встреч. Выиграли немало. Но каждый раз шведские борцы кого-нибудь из наших наказывали выседом. Наши их сбивали и начинали удерживать в партере, но следовал высед, и шведы выскальзывали из-под наших борцов как угри! Делали шведы высед быстро, четко, фиксируя плечевой сустав соперника, прижимая его к ковру. Тактически прием готовился хорошо, мы никак не могли уследить за его началом.

Однажды перед одной из очередных встреч повели нашу команду в кино. Смотрю, на стенах развешаны кинограммы. Присматриваюсь. Выседы! Всевозможные варианты! На любое тактическое положение. Целая золотая россыпь для тренера. Клондайк, Эльдорадо!

Все пошли в кино, а я целых два часа, что были у нас в распоряжении, вникал в существо этих кинограмм, разгадывая заложенные в них секреты.

Приехав домой, мы в сборной команде, готовясь к чемпионату мира 1954 г., немало тренировочного времени отдали этой шведской новинке.

На чемпионате мира в Иокагаме в 1954 г. ни один наш борец не попался в ловушку. Больше того, наши ребята сами научились делать эту серию приемов. Например, Сергей Габараев в равной схватке с турецким борцом вырвал у него победу, проведя в партере при борьбе снизу три выхода наверх выседом! 1,5 балла преимущества только на выседах!

Еще более весомого результата добился

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Вахтанг Балавадзе в борьбе с турецким виртуозом партера Бекиром Бюке. Находясь в партере сверху, турок обычно добивался чистого туше.

В схватке с Балавадзе Бюке проигрывал в первые 6 мин в стойке 3 балла. При разнице в 2 балла судьи бросали жребий, кому из борцов быть первым внизу в течение 3 мин. Если разница была в 3 балла и более, то борец, имевший преимущество, выбирал по желанию, как он будет дальше бороться; в стойке или в партере по жребию.

Естественно, зная о том, что сулит преимущество в 3 балла и что в 2, приверженцы турка стали изо всех сил доказывать, что преимущество Балавадзе всего 2 балла. Это для того, чтобы обеспечить Бюке возможность продемонстрировать свое искусство в партере. Конечно, спор завершился в их пользу. Удовлетворенные турецкие болельщики разошлись по своим местам. Вот тут-то Вахтанг и показал, что дает искусство владения выходами наверх выседами.

Едва турок сосредоточивался на проведении какого-нибудь приема, как следовал высед, и Балавадзе мгновенно выходил наверх, выигрывая 0,5 балла (так оценивалось это действие при обязательной борьбе в партере).

Техника борьбы постоянно обогащается. Но, к сожалению, одни приемы становятся достоянием большинства борцов, а другие уходят, забываются. Об одних ушедших технических действиях редко вспоминаешь, а о других думаешь постоянно и с сожалением, забыть не можешь. Так с выседами.

Ведь было время, когда на любой захват ног в вольной борьбе хороший борец отвечал переводом в партер выседом. Некоторых борцов и трогать за ноги было опасно.

Из наших борцов особенно хорошо владел этим приемом Юрий Шахмурадов. Стоило противнику чуть растеряться в стойке, наклонить туловище вперед, как следовал молниеносный высед, и тот оказывался в партере.

Володя Синявский, мой ученик, был великим мастером этого приема. Благодаря удивительному искусству борьбы в партере сверху и безупречному владению выседами Володя добивался выдающихся результатов.

Помню его схватку с иранским асом чемпионом Олимпийских игр в Мельбурне Хабиби. Это тот Хабиби, которого многие знают по фильму «Мазандаранский тигр», снятому на его киностудии с ним же в главной роли. Такая приукрашенная, подслащенная автобиография. Но речь не о том. В Иране в 1957 г. проходила встреча между советскими и иранскими борцами. Тогда иранцы были очень сильны. А герой недавней Олимпиады Хабиби считался непобедимым.

Едва началась его схватка с Синявским, едва борцы сошлись на середине ковра, как Хабиби, мгновенно бросившись в ноги Синяв-

 

скому, сбил того в партер. Зрители ликуют: еще бы, их кумир побеждает! Но вот проходит некоторое время. Хабиби активизируется, пробует то один прием, то другой. Володя стоит в партере спокойно, не предпринимая никаких действий, не путает иранского спортсмена. Вдруг, словно ворвавшись, он делает высед снизу. Не останавливаясь, выходит наверх и по ходу переворачивает знаменитого иранца на лопатки. Туше!

Примеров удачного и своевременного использования выседов в самых сложных и неожиданных ситуациях схватки можно привести сколько угодно. Это действительно очень ценная часть технического вооружения в вольной, да и не только в вольной, борьбе.

Помню, как на чемпионате Европы 1967 г. в финале встречались два таких гиганта, как олимпийский чемпион турок Хасан Гюнгёр и мой ученик Борис Гуревич. Бориса устраивала ничья. В этом случае он становился чемпионом. Разве мог Гюнгёр оставить в покое Гуревича, если знал, что того устраивает ничья? Не в его характере была такая борьба. Помню, как одна атака следовала за другой. Это турок пытался пробить защиту нашего борца. Но не тут-то было! Гуревич мастерски вел схватку и не давал никаких шансов своему сопернику. В конце схватки Гюнгёр все-таки прорвался к ногам Бориса Гуревича и готов был вот-вот сбить его на ковер! Но советский спортсмен, казалось бы, в самый последний момент сделал ловкий высед, выскользнул из-под грозного турка и оказался сверху. Есть победа, есть чемпион Европы 1967 г.!

Вариантов выседов очень много, напрасная затея их перечислять. В качестве примера я покажу вам две кинограммы этих технических действий. Не очень сложных. Довольно часто применяемых.

Вот наиболее простейший из выседов. Его нам демонстрируют чемпионы СССР Михаил Харачура (он сверху) и чемпион СССР Руслан Бадолов (рис. 1 — 4).

1. Верхний борец удерживает нижнего в партере. Кажется, никаких неожиданностей произойти не может (рис. 1).

2. Нижний делает шаг на коленях вперед, быстро и неожиданно поворачивается налево, делает высед. Обратите внимание на то, что правая рука атакующего в упоре отставлена. Ноги выведены из-под соперника. Левой рукой атакующий нажимает на одноименное плечо противника сверху, а предплечье левой руки атакуемого оказывается на нижней части туловища атакующего. Нажимая левой рукой на плечо соперника, атакующий как бы толкает его назад за себя (рис. 2).

3. Быстро наклонив туловище вперед и одновременно повернувшись налево в сторону соперника, атакующий сбивает его вниз на живот (рис. 3).

4. Атакующий выходит наверх и фиксирует

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 1

 

Рис. 3

 

Рис. 5

   

Рис. 2

 

Рис. 4

 

Рис. 6

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 7

 

Рис. 9

своего соперника в нижнем положении. Есть выигрышный балл! (рис. 4).

Это простейший вариант из множества выседов, можно сказать, школьный. Теперь посмотрите, каким может быть продолжение, если в схватке сойдутся два борца, в совершенстве владеющие этими техническими действиями (рис. 5 — 9).

1. Нижний борец начинает выполнять высед влево (рис. 5).

2. Вот он уже выполнил выскальзывание из-под противника. Выходит наверх с поворотом налево (рис. 6).

3. Вот, казалось бы, желаемое достигнуто. Борец, бывший внизу, вышел наверх. Но движение еще не остановилось. Обратите внимание, как в этот момент действует Харачура, только что попавший вниз. Он сам выседом уходит из-под соперника. Упираясь правой рукой в ковер, захватывает ладонью левой руки одноименное бедро соперника изнутри и продолжает начатое движение выседа (рис. 7).

 

Рис. 8

4. Фиксируя плечо соперника, атакующий нажимает на него сверху левой рукой и как бы проталкивает соперника за себя. Наклоняя туловище вперед, к ногам противника, и упираясь правой ногой в ковер, он выходит наверх (рис. 8).

5. Теперь осталось повернуться налево в сторону противника и зафиксировать того в партере. Так делается двойной высед. Если бы нижний не упал на бок и был бы достаточно искусен в выседах, то он мог бы продолжить техническое действие, делая высед (рис. 9).

Я с убежденностью говорю, что борца, хорошо владеющего описанным приемом, сбить в партер и зафиксировать его в этом положении практически очень трудно. Как бы точно и правильно ни действовал соперник, всегда остается возможность уйти из-под него и не остаться в партере.

Спортсмен, в совершенстве владеющий «выседами», неуловим для своего соперника.

Давайте рассмотрим одну из многочисленных ситуаций, которые могут возникнуть во время схватки (рис. 10 — 14).

1. Один борец сбил другого в партер. Ситуация стандартная (рис. 10).

2. Нижний начинает атаку выседом (рис. 11).

3. Вот он почти вышел наверх. Почти, но не совсем. Атакуемый пытается задержать его внизу и перемещается влево (рис. 12).

4. Левая нога атакующего оказывается под соперником. Атакующий быстрым махом выносит ее на туловище соперника и переворачивается на него грудью (рис. 13).

5. Дело времени дожать соперника на лопатки (рис. 14).

Со временем мы продолжим разговор о технических и тактических приемах и уловках. А сейчас я еще раз обращаюсь к молодым борцам: не жалейте труда, затраченного на совершенствование техники борьбы. При прочих равных условиях техничный борец всегда победит. Совершенствуйте искусство выседов

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
   

Рис. 10

 

Рис. 12

   

Рис. 11

 

Рис. 13

 

Рис. 14

Library   27   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало