Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Их борьба кажется суетной, избыточной. Такая борьба предполагает настрой «победить», не считаясь с затратами: навязать свою борьбу, подавить противника, то есть победить (непременно) «своей борьбой», не дав бороться противнику. Вероятно, переход к такой тактике (от предшествующей — «защита своей борьбой») основывается в большей мере на росте функциональных возможностей борца, нежели на обогащении его тактико-технического арсенала.

Наконец, переходим к тактике (3), наиболее заметной у змс, состоящей в организации успешных взаимодействий с противником, в переигрывании его на основе разгадывания и предвидения его тактических ходов и замыслов. Здесь, наверное, важно заранее продумать вероятные обмены действиями с противником, представить себе «дерево» возможных вариантов развития схватки вплоть до тонких действий. Тогда в самой схватке нужно ориентироваться уже не на отдельные действия, а на их сцепления, на рисунок схватки. Разведку уже можно вести не особыми разведывательными приемами, а самими активными действиями (невольно будет получаться постоянная разведка боем), проявляя готовность атаковать и контратаковать продуманными заранее приемами, а далее уже удерживать преимущество (см. высокое положение этих тактических действий в табл. 1). Здесь также будут важны маскировка своих действий (не дать разгадать свой замысел) и повторные атаки, значение же сковывания оказывается самым низким (см. табл. 2).

То есть это уже будет не стремление победить своей борьбой, а готовность переиграть противника в любой борьбе (или в сложной игре), одержать экономную (и потому красивую) победу без лишних затрат энергии. Очевидно, предпосылкой такой борьбы будет прежде всего более значительный рост тактико-технического мастерства (и накопление опыта) по сравнению с ростом функциональных возможностей.

Если же попытаться охарактеризовать полученные результаты и соображения о развитии тактики борцов высокого класса (или их

 

тактических ориентации, установок) в целом, то мы приходим к следующим выводам (здесь нам вновь полезно будет обратиться к схеме на стр. 14, ситуация 2).

1. С точки зрения содержания «работы сознания» прогресс в смене тактических установок состоит в переносе борцом активного внимания (или смена того, что находится на первых планах сознания) с внешних для ситуации борьбы моментов на внутренние, интимные.

На вершине спортивного мастерства (самая нижняя точка схемы) для борца уже перестает быть проблемой и разгадывание замыслов противника (разведка теряет свое значение). Для этого уже, может быть, не требуется особая работа мысли. Его мысль совершается в его активных действиях, мысль и действие сливаются. Его борьба не содержит в себе ничего лишнего, становится в самом высоком смысле зрелищной (схватка превращается как бы в произведение искусства и, возможно, строится по законам красоты).

2. При прогрессивной смене тактических ориентации должен меняться также принцип построения (тактического) плана схватки: происходит переход от последовательного планирования своих действий во времени к параллельному продумыванию множества вероятных ситуаций (взаимодействий), которые могут сложиться в ходе схватки в различные ее моменты (т. е. предварительно обдумывается «дерево» возможных вариантов развития схватки). Причем, вероятно, чем меньше продумана схватка в плане взаимных обменов действиями, тем более выражена ориентация на временной стереотип.

3. Наконец, следует отметить, что, очевидно, чем легче у борца соперник, тем скорее он будет бороться с ним, используя тактику более высокого ранга. При встрече же с равным или более сильным противником ранг его тактики будет снижаться.

В заключение отметим, что, как нам представляется, полученные в исследовании результаты дают важные практические ориентиры для развития тактического мышления борцов и повышения их мастерства.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ

   
В. В. Колосов, старший тренер ДЮСШ, Дзержинск
 

Если присмотреться к поединкам новичков, можно увидеть в их борьбе весь арсенал тактических приемов, которым владеют взрослые борцы. У них на вооружении повторная атака и преследование, тактика непрерывного и эпизодического наступления, тактика оборонительная и контратакующая. Не осознавая свои

 

действия как действия тактические, физически сильные мальчики идут в ближнюю борьбу, выносливые непрерывно атакуют, ловкие и уравновешенные стремятся обыграть, обмануть, а горячие борцы стараются смять соперника. Борьба за счет разнообразнейших ситуаций в силу многогранности движений создает простор

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

для тактического творчества: имеется возможность перенимать у соперников тактические действия.

Новички совершают тактические открытия и допускают тактические ошибки. Но неосознанное находится и легко теряется. И только выдающимся борцам удается создать свой тактический рисунок борьбы, осознать его и целенаправленно совершенствовать. Но как помочь тем, у кого индивидуальный тактический стиль складывается тяжело, у кого тактические удачи приходят и теряются, а просчеты повторяются? Как помочь одаренным скорее обрести свой тактический стиль борьбы? Мы в своей школе применяем следующую систему.

1. Осознание тактических действий. На первом этапе тренеру необходимо помочь борцу осознать, какого вида тактики ведения поединков он придерживается в борьбе. Для этого тренер, образно копируя борца и ситуацию схватки, показывает, какие тактические действия применял борец, как это действие классифицируется.

Надо, чтобы борец осознал, что он придерживался оборонительной или остронаступательной тактики поединка, чтобы он знал, даже увидел, как, борясь на краю ковра, сумел или не сумел использовать край ковра в свою пользу. Пусть борец увидит и свои тактические просчеты. Например, как он должен был применить тактический прием — преследование, но не выполнил его, и как дорого это ему обошлось. Надо развивать у борцов понимание тактических приемов. На этом этапе вести учет применения борцом тех или иных тактических действий, как и учет тактических просчетов. Вести этот учет должен тренер. Тренеру важно на этом этапе заметить связь физических, психологических и технических способностей борца с тактическими действиями, важно понять и обратную связь тактических действий с физическими, психологическими и техническими способностями. Например, стремление борца вести остронаступательную борьбу развивает его специальную выносливость. Борец на этом этапе изучает тактику по принципу обучения в общеобразовательных школах: услышал, помял тренера, а затем сам объяснил, показал тренеру и группе. Для скорейшего овладения задачами первого этапа надо проводить отдельные тренировки, посвященные разбору только тактических действий борцов в схватках. С этой целью использовать на тренировках упрощенные виды борьбы. Например, выталкивание из круга, взявшись за пояса, где гораздо легче выделить тактические действия борцов и более наглядно объяснить наблюдающим за поединком борцам суть происходящего.

2. Обогащение и осознанное совершенствование тактических действий. На втором этапе тренер обучает борца всем основным тактическим действиям современной борьбы, чтобы бо-

 

рец ясно представлял и разбирался в тактических действиях, приемах, видах тактики схваток, тактике участия в соревнованиях. Обучая борцов техническим действиям, необходимо увязывать их с тактическими действиями. Например, изучая контрприемы, изучить такой тактический прием, как вызов.

На этом этапе тренер нацеливает борца на осознанное совершенствование тех тактических действий, которые наиболее часто им применяются в схватках, на применение этих тактических действий в контрольных и соревновательных схватках.

В тренировках тренер отводит время для индивидуальной тактической подготовки, дает оценку тактическим действиям в схватке.

На этом этапе от самого борца требуется самостоятельный подход к изучению тактики: борец должен наблюдать себя со стороны, выполняя те или другие тактические действия. Ведет сам, а не тренер, как было на первом этапе, учет своим тактическим действиям, оценивает тактические успехи и просчеты. На данном этапе борец наблюдает за тактическими действиями других борцов, самостоятельно заимствует, отрабатывает и совершенствует эти тактические действия.

3 Корректировка тактических действий. Ставя перед борцами задачу создания тактического стиля, надо разумно развивать, совершенствовать природные тактические наклонности борца.

Для решения данной задачи необходимо разделить борцов на группы по наиболее ярким признакам, отличающим их природные тактические наклонности. Не претендуя на законченность классификации борцов с определенной дозой условности, и в первую очередь для объяснения вопроса, выделяем несколько наиболее ярких типов борцов:

1. Борцы осторожные, борющиеся в глухой защите.

2. Борцы атакующего типа, бросающиеся в атаки.

3. Борцы мягкие, ловкие, чувствительные.

4. Борцы наступательного типа.

5. Борцы сильные и выносливые, но не отличающиеся ни ловкостью, ни чувствительностью в борьбе.

В чем же заключается корректировка стиля борцов данных типов? Попробуем это пояснить. Первый пример. Борцы, отличающиеся исключительной осторожностью в борьбе, способны отстоять схватку против борца значительно более сильного, но не в состоянии победить его. Многим тренерам и борцам легко представить борца такого типа, они смогут даже назвать несколько фамилий. Такие борцы ищут ошибки у соперника. Чтобы борец такого типа заборолся, чтобы он не только был традиционно неудобным соперником для чемпионов, чтобы его борцовская судьба не закончилась на этом, его надо вооружить остроатаку-

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

ющим техническим действием. Ломать психологию такого борца бесполезно, это только снизит его прежний результат, ускорит его уход из борьбы. В его борьбу защитного типа, которая пусть так и останется у него, внести один очень мощный и надежный прием или бросок. Пусть он его ставит месяцами и даже годами. Борцы такого типа отличаются большой устойчивостью нервной системы и способны выполнить подобные задания. Когда же к его надежной защите прибавится один, всего один, решающий бросок, борец станет не только неудобным, но и очень опасным для многих сильнейших соперников. У него появится оружие, которым он сможет добывать себе более значительные победы. Используя защиты соперников от своего коронного броска, борец добьется того, что у него сформируется и второй прием. Не сразу, но придет черед и третьего приема. Не надо только искусственно торопить таких борцов с техническим их разнообразием.

Рассмотрим следующий тип борцов. Они не борются — они сражаются, теряя над собой контроль. К сожалению, они очень редко стоят на пьедестале почета, так как в пылу борьбы они либо пропускают «случайно» решающий бросок, либо «случайно» упускают верную победу, либо, истощив себя в одной схватке, они, обессиленные, отдают победу во второй схватке. Таким борцам при корректировке их стиля можно порекомендовать бороться также яростно и смело, но не до полного опустошения, а взрываться отдельными спурта ми, учиться строить схватки так, чтобы в перерывах между спуртами оценить свою борьбу и борьбу соперника, внести коррективы в следующий спурт, учиться защитным действиям. То есть, подводя итоги данной рекомендации, можно сказать, что надо стремиться слабость борца превратить в его силу.

К третьему типу мы отнесли борцов мягких, ловких, чувствительных. Есть смысл нацелить таких спортсменов на обыгрыш соперников в захвате, передвижении, во входах на прием, в бросках, в комбинациях, не входя в обоюдную борьбу, держа соперника на дальней дистанции. Такие борцы — двигательно-одаренные и с удовольствием расширяют своп технический арсенал борьбы. Это надо целенаправленно поощрять. Параллельно следует стремиться к выделению из множества разнообразных приемов одного-двух коронных, самых эффектных, самых главных.

Борцы четвертого типа отличаются устойчивым наступательным напором. Нужно сосредоточить этот напор на выведении соперника из равновесия или достижении явного превосходства в захвате. Таких борцов следует учить ложным атакам, маскировке своих действий, устраняя свойственный им примитивизм борьбы.

Для борцов сильных и выносливых надо найти технический путь для приложения их си-

 

лы и выносливости. Сковывание соперника — основной тактический прием для таких борцов, так как недостаток чувствительности он может компенсировать плотным захватом. Сковывая и удерживая, он сможет противопоставить подвижности соперника свою силу и выносливость. Тренеру на данном этапе придется взять на себя решение следующих задач:

1. Выяснить тактические, физические, психологические и технические склонности борца, чтобы выразить его как определенный тип, и по возможности найти среди выдающихся борцов таких, которых бы он напоминал.

2. Подобрать варианты корректировок.

3. Подвести борца к решению этих вариантов.

4. Уметь находить правильные решения при корректировке задач.

На этом корректировочном этапе возрастает активная роль борца, на долю которого возлагаются следующие задачи:

1. Самостоятельная проверка вариантов корректировок.

2. Домашний анализ поисков.

3. Проводя совместный с тренером анализ корректировок, иметь свои соображения по поводу находок и просчетов.

4. Опробовать свое понимание корректировки тактики на товарищах, стараясь представить себя в роли тренера: а что бы я посоветовал товарищу?

Необходимо участвовать во второстепенных соревнованиях для проверки своих поисков, испытания выбранных вариантов. Соревнования превратятся для него в продолжение творческого процесса, в процесс поиска.

4. Формирование тактической пирамиды.

На данном этапе у борца отдельные излюбленные тактические действия достигают уровня коронного действия, другие становятся основными и определяется широкий круг ситуативных тактических действий.

Такому формированию пирамиды способствует не только практика борца и активная помощь тренера, но и то, что на этом этапе борец овладевает атакующим комплексом в стойке и партере, схемой коронного приема.

Именно на этом этапе к борцу приходит понимание взаимозависимости тактических действий, понимание двусторонней связи между техникой и тактикой, тактикой и психикой, тактикой и специальной физической подготовленностью.

Тренер помогает борцу строить тактическую пирамиду, отводя ведущую роль в ее построении самому борцу. Здесь можно посоветовать тренерам либо заниматься только с теми борцами, которые способны выполнить задания, либо активно включиться в индивидуальную работу с борцом, взяв на себя основную часть его задачи. Практика показала, что борцы, овладевшие четвертым этапом, резко улучшают свою борьбу, а следовательно, приходят к

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

пониманию роли мышления в борьбе, роли теоретической подготовки, роли самостоятельной работы над собой и в последующем осознанно идут на самостоятельные занятия, осознанно откликаются на новые требования к мышлению в борьбе.

5. Корректировка тактических действий в борьбе с конкретным соперником. Превосходство в яркости, законченности, устойчивости своего стиля, подчиняющее любого соперника своей манере борьбы, — основа тактического построения схватки с любым соперником. Будет соперник сбивать борца с его стиля, навязывая, например, свой захват, так не надо идти в борьбу, не победив соперника в данной ситуации. Борец должен бороться за захват, если чувствует в нем свое превосходство. Важно сломать волю соперника к победе в этот период поединка. Борясь за захват, нужно отвлечь внимание противника, чтобы он раскрылся и создал удобную ситуацию для проведения других тактико-технических атакующих действий.

Быть яркой индивидуальностью — наилучший путь к победам над самыми разнообразными соперниками. При всем своеобразии борца он обретет еще бо'льшую силу, если научится корректировать свою борьбу, не теряя лучших качеств своего стиля.

Для этой цели как раз и пригодится имеющееся у борца досье на соперников. Если в досье собран обширный материал, то необходимо произвести классификацию и систематизацию соперников по их манере борьбы. Их можно разбить на определенные группы, такие, какими они видятся данному борцу. А выделив их в группы, подобрать под них, отработать и довести до совершенства определенный стиль ведения схватки.

При проведении соревнований с распределением на подгруппы у борцов появляется возможность в течение одного турнира встретиться дважды — в подгруппе и в финале. Мы видим, как различаются их схватки. Часто бывает, что во втором поединке побеждает

 

не тот, кто победил в первой схватке. Причиной такого парадокса является то, что победитель схватки в подгруппе выходит на второй поединок с прежним построением схватки, считая, что победа в подгруппе оправдывает повторение ее тактического рисунка. Проигравший, наоборот, делает выводы из своего поражения и коренным образом меняет план своей борьбы. Наш пример подчеркивает необходимость корректировки тактических действий в борьбе с конкретными соперниками и даже в конкретной схватке.

Для лучшего овладения задачами пятого этапа становления тактики борьбы хорошим подспорьем может стать изучение удачных схваток других борцов. Увидев, как очень сильного борца обыграл другой за счет своеобразного тактического хода или тактического рисунка схватки, можно взять эту тактическую находку и в свой арсенал, приспособив к своим возможностям. Чужой опыт хорош, но только переработанный критически и практически под свои реальные возможности.

Опыт должен быть подкреплен разбором поединков, умением делать выводы, строить реальные планы, умением видеть удачи и провалы в планировании, в понимании их истинных причин. Так как может оказаться, что план не был реализован не из-за ошибочности тактического построения поединка, а из-за отсутствия должной выносливости или слабости взрывной мощи своего броска. Пусть борец привыкает к тому, что в борьбе решают не только физические качества, но и ум, смекалка.

Ставя себе цель предвидеть завтрашний день тактики конкретного борца, в первую очередь надо суметь запрогнозировать те тактические действия, в которых он способен превзойти своих соперников, создать такой тактический трюк, единственным исполнителем которого он станет.

Особенно глубоко и вдумчиво тренеру надо изучать и учитывать психологические качества борца, которые подчас и являются решающими в становлении тактики.

 

 

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

   
И. Алиханов, профессор кафедры борьбы Грузинского ГИФК
 

Известно, что приемы в стойке могут проводиться в форме бросков или сваливаний. В первом случае переворот противника осуществляется вокруг какой-либо части тела атакующего, и в начале проведения приема ноги противника отрываются от ковра. При этом опора оси вращения создается различными способами: подворотом бедра, подставлением спины, ноги, плеч, подбивом животом, подъемом на бедро, подхватом, зацепом, отхватом,

 

подсечкой, захватом руками ног или туловища. Во втором случае противник, по крайней мере в начальной стадии падения, вращается вокруг собственной опоры. К таким приемам относятся всякого рода сбивания, в том числе и с зацепами, вертушки, классические переводы, скручивания.

Исходя из этого, разделение приемов в стойке на броски и переводы неправомерно. При переводе в отличие от других приемов,

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало