Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Как среди «сильных», так среди «средних» и «слабых» дзюдоистов имеются чемпионы и призеры первенств Европы, мира и олимпийских игр. Поэтому не столько типологические особенности высшей нервной деятельности определяют возможности достижения высоких результатов, сколько формирование стиля соревновательной деятельности, наиболее отвечающего индивидуальным особенностям спортсмена.

 

Попытки привить борцу не соответствующий его типологическим особенностям стиль ведения схваток не позволяют реализовать потенциальные возможности спортсмена. Поэтому тренеры в повседневной работе с борцами высших разрядов должны формировать технический арсенал и способы его реализации с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, не пытаясь навязать характерный для других борцов стиль соревновательной деятельности.

 

Характерные способы подавления активности противника (%) у борцов,
различающихся по силе нервных процессов относительно возбуждения

Типы борцов

Основная направленность тактики проведения схватки

Способы подавления активности противник!

Реальная атака

Ложная атака

Передви-
жения

Измене-
ния темпа

Измене-
ния дистанции

Измене-
ния захвата

Измене-
ния стойки

Сковы-
вания блокиру-
ющие

«Сильные»

Атакующая ...............

100

30

30

10

20

60

20

20

Контратакующая ......

30

40

30

10

30

60

10

30

Оборонительная ......

20

40

30

10

30

30

20

30

150

110

90

30

80

150

50

80

«Средние»

Атакующая ...............

90,5

28,6

33,2

19,0

14,3

33,2

14,3

9,5

Контратакующая ......

42,8

33,2

42,8

28,6

9,5

38,0

28,6

19,0

Оборонительная ......

14,3

28,6

33,2

9,5

47,5

57,1

38,0

38,0

147,6

90,4

109,2

57,1

61,3

128,3

80,9

56,5

«Слабые»

Атакующая ...............

80

30

60

60

10

60

20

Контратакующая ......

60

40

60

20

10

50

10

10

Оборонительная ......

30

10

50

10 10 70 20 40

170

80

170

90

30

180

50

50

 

 

РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ СХВАТКИ

   
В. П. Панюшкин, ВНИИФК
 

Накопленный к настоящему времени опыт изучения тактики в спортивной борьбе можно распределить по трем разделам: 1) тактика проведения технических действий; 2) тактика ведения схватки; 3) тактика участия в соревнованиях.

Как отмечают исследователи, до последнего времени «...экспериментально исследовалась лишь тактика проведения технических действий... Что же касается тактики ведения схватки, то здесь мы не пошли дальше А. Н. Ленца (1967) и Е. М. Чумакова (1969), в свое время успешно проанализировавших практи-

 

ческий опыт многих поколений спортсменов я тренеров».

Нельзя сказать, что в спортивной борьбе не ведутся исследования тактики поединка. Однако работ, посвященных тактическому планированию в схватке и постановке цели в ходе поединка, очень мало. Поэтому многие вопросы, связанные с работой сознания, тактического мышления в ходе поединка, исследованы недостаточно. Скажем, совершенно не известны типы тактического мышления (сознания), а также особенности тактического планирования соревновательной схватки: с учетом

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

каких факторов строится этот план, строится ли он до или в ходе схватки, насколько глубоко продуман и детализирован и т. д.

Исходя из сложившегося положения, нами было предпринято исследование тактического мышления в вольной борьбе на материале соотношения между элементами тактики в сознании борцов высокого класса, а также планирования ими соревновательной схватки.

Данная задача решалась методом опроса экспертов в два этапа. Предварительно был проведен опрос 13 преподавателей институтов физкультуры и тренеров высокой квалификации по проблемам тактики в схватке. Полученные данные были учтены при разработке перечня вопросов, по которым проводился 2-й этап работы — опрос 21 спортсмена высокого класса. Каждому было предложено проранжировать по частоте использования применяемые ими в вольной борьбе тактические действия (соответствующие целям, возникающим и сменяющимся в ходе схватки) и тактические подготовки технических действий*, а затем ответить на следующие вопросы, касающиеся тактики ведения и планирования схватки:

— В чем, на ваш взгляд, заключается «работа мысли, сознания» в ходе соревновательной схватки: а) с неизвестным противником; б) с известным противником?

— Как у вас создается целостный образ ситуации схватки (план), когда вы пытаетесь представить ее себе в уме?

Данные, полученные в ходе опроса трех выделенных групп спортсменов (мс, мсмк и змс), суммированы в приведенных ниже табл. 1, 2, 3.

Внимательное ознакомление с результатами табл. 3 (данные табл. 1 и 2 пригодятся нам в анализе позднее) позволяет зафиксировать следующее. Судя по имеющимся ответам, наибольшее значение плану (будущей схватки) как последовательности своих действий во времени придают мс: они больше внимания уделяют тому, что именно (из своего менее богатого по сравнению с другими двумя категориями опрошенных арсенала) и, главное, когда они будут применять (в какой период, момент поединка, вплоть до поминутного расчета схватки).

В ответах мсмк эти «что» и «когда» представлены слабее, на них только указывается. Акцент же делается на навязывании (своей) борьбы противнику, доминировании над ним, опираясь для этого на имеющиеся возможности (как силовое давление, так и технико-тактический арсенал).

Наконец, в серии ответов змс моменты, связанные с временной организацией своих действий (с «когда»), почти вовсе исчезают. А по-

 

Схема развития тактик борьбы

вое, что появляется в ответах этой группы спортсменов, — это создание сложного образа схватки, обдумывание различных вариантов ее развития, представление в уме действий противника и своих ответов на них (и наоборот), вплоть до продумывания всего до мелочей. Таким образом, речь идет о построении в уме «дерева» возможностей развития схватки, взаимных действий борцов (даже в деталях).

Нам представляется, что описанные выше результаты позволяют прийти к заключению о существовании трех последовательно (прогрессивно) сменяющих друг друга (преимущественных) тактик (или тактических ориентации в мышлении, установок) относительно построения схватки борцами вольного стиля высокого класса:

1) организация себя во времени схватки — характерна для мс;

2) дезорганизация действий противника — наиболее заметна у мсмк;

3) организация успешного взаимодействия с противником — появляется у змс.

Попробуем разобраться в существе выделенных тактик и в динамике их развития (сообразуясь с данными табл. 1 и 2), в чем нам поможет следующая схема, на которой представлены выделенные в ходе исследования существенные факторы, определяющие ход схватки*.

Тактика (1), выделенная в подгруппе мастеров спорта, имеет преимущественный смысл рационального распределения своих функцио-


* Перечни тактических действий и тактических подготовок были взяты нами из диссертационных разработок В.Т. Джапаралиева.

* В ответах борцов высокого класса почти не упоминались другие факторы ситуации борьбы, такие, как судейство, секундирование тренера, поведение зрителей. Возможно, приспособление к ним в ходе схватки привлекает активное внимание (составляет «работу сознания») спортсменов более низкого класса, а у борцов высокой квалификации учет этих факторов уже не требует особых сознательных усилий и происходит как бы автоматически, полубессознательно.

 
Library   14   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Результаты ранжирования по частоте использования тактических действий в группах
мс, мсмк и змс (в порядке убывания частоты применения)

Мастера спорта

Мастера спорта международ-
ного класса

Заслуженные мастера спорта

Атака

Контратака

Защита

Реализация опасного положения

Разведка

Выталкивание за ковер

Ликвидация опасного положения

Демонстрация активности

Удержание преимущества

Восстановление сил

Атака

Разведка

Демонстрация активности

Защита

Ликвидация опасного положения

Контратака

Реализация опасного положения

Удержание преимущества

Восстановление сил

Выталкивание за ковер

Атака

Контратака

Разведка

Защита

Реализация опасного положения

Ликвидация опасного положения

Удержание преимущества

Демонстрация активности

Восстановление сил

Выталкивание за ковер

 

Таблица 2

Результаты ранжирования по частоте использования тактических подготовок технических действий в группах мс, мсмк и змс (в порядке убывания частоты применил)

Мастера спорта

Мастера спорта международного класса

Заслуженные мастера спорта

Выведение из равновесия

Сковывание

Опережение

Угроза

Двойной обман

Повторная атака

Обратный вызов

Маневрирование

Опережение

Выведение из равновесия

Сковывание

Повторная атака

Маневрирование

Угроза

Двойной обман

Вызов

Выведение из равновесия

Повторная атака

Угроза

Опережение

Сковывание

Маневрирование

Маскировка

Двойной обман

 

Таблица 3

Варианты ответов на вопросы о тактике ведения и планирования схватки (ответы выписаны в порядке возрастания содержательности)

Мастера спорта

Мастера спорта международного класса

Заслуженные мастера спорта

1. Главное — вывести противника на прием, а сам прием пройдет автоматически.

2. Известного противника вывести на свой прием. Неизвестного противника обмануть и поймать.

3. Стараюсь составить в уме начало схватки, а дальше уже что получится.

1. С неизвестным — главное навязать свою борьбу.

2. Если ниже рангом, то быстрее положить (надо экономить силы).

3. С равным — не допускать ошибок и использовать промахи противника.

4. Раздергивать, швунговать, а потом класть.

1. С неизвестным — своя борьба... сам иду в борьбу.

2. Учитывать, какие приемы делает противник, но бороться своей борьбой.

3. Чувствую, что он может сделать, и жду его приемы.

4. С первых минут узнать противника (его физическую подготовленность, технику) и далее выбрать правильную тактику

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Мастера спорта

Мастера спорта международного класса

Заслуженные мастера спорта

4. С неизвестным противником: в первую минуту — разведка, потом — собраться и наметить план и далее бороться.

5. Если у тебя не получится первоначальный план, надо знать, как бороться дальше.

6. С известным — надо заранее подготовить тактически грамотную схватку и провести ее от начала до конца.

7. Борясь с известным противником, исходишь из того, какая у него стойка, хорошо ли дышит, какие у не го техника, тактика.

8. Перед схваткой составляешь план: в уме проходят подготовительные, обманные действия, представляешь себе защиту от коронного приема противника.

9. У меня план, например: сначала сделать бросковый прием, если не получится — входить в ноги; во 2-м периоде (если счет равный) добавить темп; если взял преимущество — защищаться.

10. Шесть минут рассчитываешь и планируешь.

5. Надо строить схватку, учитывая характер противника, зная его психологию.

6. Настраиваюсь, представляю, как выйду, как дальше.

7. С известным — знаешь, что он будет делать, и строишь какой-то план.

8. Если знаешь противника, то план составляешь заранее и далее заставляешь его ошибиться.

9. Зная коронный прием противника, готовлю контратаку.

10. С неизвестным (сейчас нет времени) — сразу сделать свой коронный прием и, взяв пару баллов, затем действовать спокойно.

11. Лежу и думаю: он начинает движение... я делаю натиск, разрушаю веру противника в возможность его успеха,

5. Я могу сказать о себе, что буду делать в начале и что в конце: я делаю конкретное начало и далее с учетом слабых сторон.

6. С неизвестным — бороться тяжелее, ибо он знает тебя: надо найти вариант, к которому он не приготовился.

7. С хорошо известным соперником вырабатываешь целостный образ, например работа на выносливость; с другим затруднить развитие темпа схватки.

8. Ключевые моменты (не всю схватку) надо представлять и далее связывать их в ходе схватки.

9. Прежде всего представляешь себе все свои и его приемы (и варианты) — когда ах применять. Мысленно проходишь всю схватку.

10. В уме всегда складывается много ситуаций. Продумываешь все до мелочей.

 

 

нальных возможностей и действии в зависимости от времени схватки, то есть от объективного, внешнего, постороннего для ситуации борьбы фактора. Она выражает ориентацию на экономное распределение своих возможностей (которые меньше, чем у двух других групп опрошенных) на все время схватки. Нам представляется, что это означает прежде всего «не проиграть» (может быть, «выстоять») и лишь во вторую очередь — «победить». Другими словами, это активная, агрессивная защита своей борьбой.

Наш вывод подтверждается тем, что, по данным табл. 1 и 2, в этой подгруппе самое высокое среди других подгрупп положение таких тактических действий, как (сначала) защита и реализация опасного положения. Здесь наибольшее по сравнению с мсмк и змс зна-

 

чение придается сковыванию и наименьшее — повторной атаке и маневрированию.

Теперь обратимся к рассмотрению тактики (2), выявленной у мсмк и направленной, на наш взгляд, на дезорганизацию борьбы противника, обычно путем навязывания ему своей борьбы, дезориентацию его и т. д. Создается впечатление, что такая борьба основывается на постоянном внимании к отдельным действиям (здесь особенно важно не пропустить коронный прием соперника) готовности реагировать на каждое действие и ожидать того же от соперника. Поэтому особое значение (больше всех) мсмк придают таким тактическим действиям, как разведка и демонстрация активности, и таким тактическим подготовкам, как содержание, маневрирование и вызов (см. табл. 1 и 2).

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

Их борьба кажется суетной, избыточной. Такая борьба предполагает настрой «победить», не считаясь с затратами: навязать свою борьбу, подавить противника, то есть победить (непременно) «своей борьбой», не дав бороться противнику. Вероятно, переход к такой тактике (от предшествующей — «защита своей борьбой») основывается в большей мере на росте функциональных возможностей борца, нежели на обогащении его тактико-технического арсенала.

Наконец, переходим к тактике (3), наиболее заметной у змс, состоящей в организации успешных взаимодействий с противником, в переигрывании его на основе разгадывания и предвидения его тактических ходов и замыслов. Здесь, наверное, важно заранее продумать вероятные обмены действиями с противником, представить себе «дерево» возможных вариантов развития схватки вплоть до тонких действий. Тогда в самой схватке нужно ориентироваться уже не на отдельные действия, а на их сцепления, на рисунок схватки. Разведку уже можно вести не особыми разведывательными приемами, а самими активными действиями (невольно будет получаться постоянная разведка боем), проявляя готовность атаковать и контратаковать продуманными заранее приемами, а далее уже удерживать преимущество (см. высокое положение этих тактических действий в табл. 1). Здесь также будут важны маскировка своих действий (не дать разгадать свой замысел) и повторные атаки, значение же сковывания оказывается самым низким (см. табл. 2).

То есть это уже будет не стремление победить своей борьбой, а готовность переиграть противника в любой борьбе (или в сложной игре), одержать экономную (и потому красивую) победу без лишних затрат энергии. Очевидно, предпосылкой такой борьбы будет прежде всего более значительный рост тактико-технического мастерства (и накопление опыта) по сравнению с ростом функциональных возможностей.

Если же попытаться охарактеризовать полученные результаты и соображения о развитии тактики борцов высокого класса (или их

 

тактических ориентации, установок) в целом, то мы приходим к следующим выводам (здесь нам вновь полезно будет обратиться к схеме на стр. 14, ситуация 2).

1. С точки зрения содержания «работы сознания» прогресс в смене тактических установок состоит в переносе борцом активного внимания (или смена того, что находится на первых планах сознания) с внешних для ситуации борьбы моментов на внутренние, интимные.

На вершине спортивного мастерства (самая нижняя точка схемы) для борца уже перестает быть проблемой и разгадывание замыслов противника (разведка теряет свое значение). Для этого уже, может быть, не требуется особая работа мысли. Его мысль совершается в его активных действиях, мысль и действие сливаются. Его борьба не содержит в себе ничего лишнего, становится в самом высоком смысле зрелищной (схватка превращается как бы в произведение искусства и, возможно, строится по законам красоты).

2. При прогрессивной смене тактических ориентации должен меняться также принцип построения (тактического) плана схватки: происходит переход от последовательного планирования своих действий во времени к параллельному продумыванию множества вероятных ситуаций (взаимодействий), которые могут сложиться в ходе схватки в различные ее моменты (т. е. предварительно обдумывается «дерево» возможных вариантов развития схватки). Причем, вероятно, чем меньше продумана схватка в плане взаимных обменов действиями, тем более выражена ориентация на временной стереотип.

3. Наконец, следует отметить, что, очевидно, чем легче у борца соперник, тем скорее он будет бороться с ним, используя тактику более высокого ранга. При встрече же с равным или более сильным противником ранг его тактики будет снижаться.

В заключение отметим, что, как нам представляется, полученные в исследовании результаты дают важные практические ориентиры для развития тактического мышления борцов и повышения их мастерства.

 

 

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ

   
В. В. Колосов, старший тренер ДЮСШ, Дзержинск
 

Если присмотреться к поединкам новичков, можно увидеть в их борьбе весь арсенал тактических приемов, которым владеют взрослые борцы. У них на вооружении повторная атака и преследование, тактика непрерывного и эпизодического наступления, тактика оборонительная и контратакующая. Не осознавая свои

 

действия как действия тактические, физически сильные мальчики идут в ближнюю борьбу, выносливые непрерывно атакуют, ловкие и уравновешенные стремятся обыграть, обмануть, а горячие борцы стараются смять соперника. Борьба за счет разнообразнейших ситуаций в силу многогранности движений создает простор

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало