Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

б) борцы силовой манеры стремятся овладеть инициативой в поединке, двигаясь вперед, подавляя противника, сковывая и навязывая ему свой темп. Для них характерна некоторая технико-тактическая ограниченность.

Выявленные особенности мастерства спортсменов с различной манерой ведения поединка позволят тренерам и специалистам по борьбе более целенаправленно и качественно осуществлять процесс индивидуально-группового совершенствования мастерства уже на этапах общефизической и предварительной подготовки в условиях централизованных сборов. Например, в зависимости от принадлежности спортсмена к той или иной группе основной раздел (технико-тактическая подготовка) будет иметь специфические особенности. Так, если для борцов технической манеры характерен значительный арсенал технических действий с -достаточно высокой оценкой, то спортсменам функционально-силового плана присущ более ограниченный арсенал технических действий с

 

менее эффективной оценкой. Поэтому и процесс повышения уровня технико-тактического мастерства для борцов разных групп будет несколько различен.

Там, где борцам технической манеры можно посоветовать освоить новый прием, спортсменам силовой манеры можно ограничиться совершенствованием новых вариантов входов в ранее освоенные технические действия. Спортсменам технического плана часто не хватает силовой и скоростно-силовой подготовки, а также специальной выносливости. Это проявляется в неумении вести жесткую, подавляющую борьбу, навязывать свои захваты противнику, в отступлении, особенно в конце схватки. Совершенствование сильных сторон и устранение недостатков должно осуществляться подбором конкретных средств и методов на определенных этапах подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

 

 

ХРОНИКА


О НОВЫХ ПРОГРАММАХ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ

   
В. Я. Шумилин, доцент кафедры борьбы ГЦОЛИФКа
 

Для дальнейшего совершенствования учебного процесса в ГЦОЛИФКе в 1979 г. был утвержден новый учебный план. В связи с этим возникла необходимость создания новых программ. Для облегчения составления программ авторским коллективом под руководством доцента кафедры стрельбы А. Я. Корха была разработана унифицированная программа. В отличие от старой в ней предусматривается большее количество часов на лекции, методические и семинарские занятия, учебную практику и на научно-исследовательскую работу студентов. На учебную практику по новой программе отводится 154 часа, в старой же программе конкретно на учебную практику время вообще не выделялось. Значительно увеличен объем часов на исследовательскую работу студентов : вместо 4 час. в старой программе их стало 56.

Кроме того, в программу введены новые темы лекций: «Применение технических средств обучения», «Прогнозирование спортивных результатов», «Моделирование спортивной деятельности», «Система отбора спортсменов» и др.

Однако наряду с этими положительными нововведениями в программе есть ряд существенных недостатков.

 

Во-первых, разделение курса борьбы на четыре дисциплины, как показывает опыт работы на первых двух курсах, затрудняет усвоение теоретического и практического материала студентами. Дело в том, что расписанием нарушается логическая связь между различными темами, преподаватели же испытывают трудность в увязке материала при составлении рабочих планов.

Во-вторых, в программе нет четкого изложения целей обучения. Отсутствует и должная последовательность решения задач. Дисциплина «Теория и методика тренировки», например, не ставит целью совершенствование спортивно-педагогического мастерства, что, на наш взгляд, неправильно, к тому же их разделение сделано совершенно искусственно.

Большим недостатком следует считать и примерно одинаковое распределение часов на отдельные темы в разных видах спорта. Это неприемлемо. Ведь техника борьбы, например, по своему объему не идет ни в какое сравнение с техникой стрельбы или тяжелой атлетики. Поэтому для усвоения техники борьбы необходимо отвести гораздо больше времени. Это полностью относится и к тактике борьбы.

Программа по спортивной борьбе имеет повторения с такими предметами, как педа-

Library   81   Up


Contents

 

Home
 

гогика, психология, физиология и др. Это необходимо устранить.

Значительно превышает реальную потребность по количеству часов дисциплина «Спортивные сооружения и материально-техническое обеспечение». Вместо 2 час. в старой программе в новой этой дисциплине отводится 50 час. (!).

Недостатком, на наш взгляд, является ито, что дисциплина «Спортивно-педагогическое мастерство» на первом и втором году обучения не имеет курса лекций. Кроме того, разделение этой дисциплины на спортивное мастерство и педагогическое мастерство, по существу, неверно, так как этот процесс идет параллельно.

Неудачна попытка введения терминов «комплексная подготовка» и «тренировка»; Зачем, спрашивается, вводить «комплексную подготовку», если под ней подразумевают тренировку.

И совершенно недопустимой представляется путаница в постановке задач, которые ре-

 

шаются с помощью различных форм занятий. Так, семинарские занятия главным образом решают задачу выработки умения у студентов выражать в устной форме усвоенный материал. Унифицированная же программа ставит перед ними задачу проверки успеваемости. Эта задача, как известно, решается зачетами и экзаменами. Текущее же усвоение материала в различных формах занятий, кроме лекций, проверяется сразу, с исправлением замеченных ошибок и недостатков. Выводы:

1.  Спортивная борьба — единый предмет, и деление его на четыре дисциплины неоправданно. Для этого необходимо разработать единый примерный график прохождения учебного материала, установив логические связи между темами.

2.  Следует установить последовательность решения задач обучения.

3.  Нужно дать возможность составителям самим определять количество часов на ту или иную тему. Изъять из программы повторения.

 

 

СПОРТИВНЫЙ РАССКАЗ


ЧОЛПАН — УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА

   
В. С. Борота
 

При счете 10 : 10 ковер закачался у него под ногами, как днище утлой лодчонки во время шторма. Соперник наседал, а время схватки было на исходе. Алексей, не поворачивая головы, а только чуть поведя взглядом в сторону, отчетливо увидел алую зону пассивности, понял: судьи могут дать предупреждение.

«Предупреждение? — пронзила его тревожная мысль. — Так это же поражение! И где? На первенстве страны! Как я покажусь на глаза деду?»

Алексей стремительно атаковал соперника, он уже не думал отступать. Для предельно уставшего противника атака Алексея была неожиданной, он не успел парировать захват и был сбит на ковер. Сразу же прозвучал гонг.

Алексей не слышал сигнала, не видел оторопелого лица брошенного им борца, секунду назад уверенного в своей победе.

Лишь несколько секунд спустя, когда судья-арбитр заставил борцов подняться в стойку, поймав руку Алексея и подняв ее вверх, сквозь шторм, бушующий в зале, в его сознание пробился голос диктора: «Чемпионом Советского Союза в полутяжелом весе стал Алексей Арзамалов!» Алексей вздрогнул, выпрямился и махнул усталой рукой в сторону ребят и Сурена Вартановича.

 

Провожая Алексея в раздевалку, Сурен Вартанович сказал:

—   Не забудь аскорбинки принять да отдохни.

А вот мой дедушка Нитьфор всегда говорил: «Хочешь быть здоровым — нажимай на сало. Борец, говорит, не должен бояться грубой пищи. Сало, соль, чеснок со скибкой арбуза — еда богов!»

—   Чеснок с арбузом? Фу, какая ерунда! И вообще что ты зачастил? Нитьфор, Нитьфор! Кто твой тренер — он или я? — в голосе Сурена Вартановича появились обиженные интонации.

— Вы, Сурен Вартанович, но и он. Каждый по-своему...

— Знаю, знаю, — перебил Сурен Вартанович. — Не забыл, как твой Нитьфор на чемпионате Украины перед моим носом махал посохом и кричал: «Не жалеешь ты мальчишку, Сурен, — сломаешь его!» А ты не только не поломался, а и чемпионом страны стал!

— Ну что на старика обижаться? Боится он за меня, я ведь у него на руках вырос. Когда мама умерла, мне всего два годика было, а папа... Голос Алексея дрогнул.

— Не надо, — сухо и сдержанно перебил Сурен Вартанович. — Однако жесткий старик Нитьфор, нелегко с ним.

Library   82   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало