|
||||
Актуальность задачи индивидуализации процесса подготовки на всех его этапах связана со значительным удельным весом централизованных сборов в олимпийском цикле. Решение этой задачи позволит более качественно и целенаправленно готовить спортсменов к соревнованиям. Одним из приемлемых в условиях сборов методов, позволяющих в значительной степени индивидуализировать подготовку спортсменов, является работа с отдельными группами борцов, сформированными по какому-либо определяющему признаку. Попытки классифицировать спортсменов по группам предпринимались неоднократно в разных видах спорта. В качестве основы деления лежали признаки, определяющие динамику борьбы: манера ведения поединка, физические качества и т. п. В единоборствах различают следующие манеры (т. е. присущие спортсмену особенности деятельности) ведения поединка: наступательная (атакующая), контратакующая (активно-оборонительная), оборонительная (выжидательная) и др. (Н. А. Худадов, 1952; Г. О. Джероян, 1955; А. Н. Ленц, 1960, 1964, 1967; Н. Н. Сорокин, 1960, и др.). Однако данное деление спортсменов по манере ведения поединков не вполне приемлемо для борцов высокой квалификации. Современный борец экстракласса — это в значительной мере сформировавшийся спортсмен. Для него характерны агрессивная наступательная тактика, способность быстро принимать решения в сложных ситуациях поединка, стремление к техническому, физическому и психологическому превосходству над соперником. Спортсмен же, придерживающийся контратакующей и оборонительной тактики, как правило, не показывает стабильно высоких результатов. Каждый выдающийся спортсмен — это индивидуальная неповторимость. Индивидуальный «почерк» особенно ярко проявляется в экстремальных условиях соревновательной деятельности, что выражается в манере ведения поединка (К. С. Олзоев, 1981)*. Манера боя определяется комплексом морфологических, физических и психологических качеств спортсмена. Они находятся в тесной взаимосвязи, которая в настоящее время еще недостаточно изучена (А. В. Дмитриев, Н. А. Худадов, 1977). В практике большого спорта выдающихся результатов достигали спортсмены, как умеющие одерживать яркие, впечатляющие победы (Ш. Сериков, Н. Давидян, В. Благидзе), так и скромные, по баллам (В. Резанцев, Г. Корбан, И. Каньггин), но способные их вырывать в ответственные моменты поединка с основными противниками. В большинстве слу- * К. С. Олзоев. Подготовка к главным соревнованиям. Ежегодник «Спортивная борьба», 1981, стр. 17 — 18. |
чаев это люди с сильной устойчивой нервной системой, способные регулировать свое состояние в разнообразных условиях сбивающих факторов, что, по-видимому, и является фундаментом спортивных достижении*. В основу нашего деления борцов классического стиля положены следующие факторы, определяющие динамику (манеру) борьбы: сила, выносливость, техника. Для спортсменов этих групп подбор средств и методов, а также объем и интенсивность нагрузки должны быть специфичны. В данном сообщении предпринята попытка показать правомочность деления высококвалифицированных спортсменов в зависимости от их двигательных характеристик на три группы. С этой целью был проведен анкетный опрос тренеров и специалистов высшей квалификации по классической борьбе (30 чел.). В результате анкетирования было выяснено: 1. Все тренеры признали правомочность деления спортсменов на три типа: технический, силовой, функциональный. Деление спортсменов на три типа условно и не претендует на окончательность. Существуют борцы, обладающие признаками разных групп или не обладающие четко выраженными признаками ни одной группы. 2. В большинстве случаев мнения специалистов по отнесению спортсменов к тому или иному типу совпадали. Так, в олимпийской команде борцов-классиков образца 1980 г. можно выделить спортсменов технического плана — В. Благидзе, Ш. Сериков, Ж. Ушкемпиров, Б. Крамаренко, силового — А. Быков, С. Налбандян, Г. Корбан и функционального — И. Каныгии, Н. Балбошин. Наличие определяющих двигательных способностей (сила, выносливость, координация) обусловливает формирование у спортсменов соответствующих манер ведения поединка и играет важную роль в достижении успеха. Правомочность существования отобранных тренерами педагогических групп спортсменов была подтверждена данными контрольных нормативов по скоростио-силовой подготовке и специальной выносливости. Кроме того, был проведен анализ показателей технико-тактического мастерства соревновательной деятельности у спортсменов с разной манерой ведения поединков. В целях выявления большей ,достоверности характерных особенностей спортсменов разных манер ведения схватки для сравнения были взяты только чемпионы. Если манера ведения поединков приводит к максимальным результатам, следовательно, она избрана пра- * По данным отчета углубленного психологического обследования спортсменов. Л. М. Аболин, Н. К. Волков. Отчет УМО за 1977 г. |
|||
79 |
|
||||
вильно и наиболее соответствует индивидуальным особенностям спортсмена. А чемпионы являются наиболее яркими представителями своих групп и носителями их особенностей. В данной работе, мы ограничились рассмотрением показателей соревновательной деятельности спортсменов силовой и технической (координационной) групп. Показатели группы иностранных, борцов (европейская школа) использованы для сравнения. Сравнение между группами осуществлялось по следующим показателям соревновательной деятельности: по разновидностям одержания побед; по средствам достижения побед (количественная и качественная сторона). В группах было представлено одинаковое количество спортсменов (12) разных категорий. Спортсмены каждой группы провели 110 схваток в 18 соревнованиях. Для этого использовали результаты выступлений спортсменов в ответственных соревнованиях 1979 — 1980 гг. (чемпионаты мира, Европы, СССР, XXII Олимпиада и международные турниры памяти И. М. Поддубного). По способам достижения побед можно отметить следующее: в умении дожимать соперника на лопатки («туше») из опасного положения нет достоверных различий в группах. Способность выигрывать по баллам «чисто» и с явным преимуществом больше всего выра жена в технической группе (8%). Победы по баллам в технической группе составили 24,0%, а в силовой — 16,4% (группа иностранцев — 27,1%). Больший процент побед ввиду снятия противника за пассивность отмечался у борцов силовой манеры ведения поединка — 56,0% (46,0% — в 1-ми 2-м периодах схватки и 10% — в 3-м) в сравнении с борцами технической манеры — 37,5% (19,6 и 18% соответственно в 1 — 2-м и 3-м периодах). Для группы иностранных борцов этот показатель равен 37% (соответственно 14 и 23%). Как видно, динамика побед ввиду снятия . противника по периодам поединка несколько различна у борцов с разной манерой ведения поединка. Величины показателей проигранных поединков, в том числе и обоюдных снятий, у борцов с разной манерой незначительны (5,4% — у иностранцев, 7,2% — У силовиков и несколько больше — 10,7% У спортсменов технической манеры ведения поединка). Спортсмены технической манеры больше проводят приемов и попыток. Количество приемов и попыток, приходящихся на 1 мин., у борцов технической группы соответственно 0,66 и 0,39, тогда как в силовой группе эти показатели равны 0,62 и 0,34, а в группе иностранцев — 0,48 и 0,26. Величины проигранных технических действий у них также выше (0,19), чем у борцов силовой манеры (0,15) и группы иностранцев (0,15). |
Борцы технической манеры проводили больше переводов вращением, бросков подворотом, прогибом, выходов наверх и переворотов накатом в партере, пропускали переводы вращением, а также накрывания. Спортсмены силовой манеры чаще проводили переводы за туловище, рывком за руку, броски скручиванием (поворотом). Зарубежные борцы довольно часто применяли переводы за туловище и броски скручиванием, кроме того, они выполняли много бросков подворотом, пропуская, как и борцы силового типа, переводы за туловище, броски подворотом и переводы накатом. Что касается предупреждений, т. е. активности, оцениваемой судьями, то здесь положение таково: у борцов технической манеры и группы иностранцев меньше плотность «выигранных» предупреждений (0,3), чем у борцов силовой манеры (0,4), а плотность «проигранных» больше (0,15 в сравнении с 0,12). В качественном отношении спортсмены технической манеры проводили больше двухбалльных приемов (45%) и высокобалльных (15%), а силовой манеры — однобалльных (54%). В то же время спортсмены технической и силовой манеры пропускают значительный процент однобалльных приемов (59 и 57%) и очень мало высокобалльных (4 и5%). Зарубежные борцы больше пропускали двухбалльных и высоко балльных приемов (44 и 9%). Способность подавлять противников в 1 — 2-м периодах поединка, снимая их ввиду пассивности, проявилась в том, что у борцов силовой манеры самое короткое среднее время поединка (6,1 мин.) по сравнению с зарубежными спортсменами (6,6) и борцами технической манеры (6,9). Спортсмены технической труппы чаще атакуют (интервал атаки 0,96), чем борцы силовой манеры (1,03) и иностранные борцы (1,35). В то же время коэффициент надежности атаки выше у борцов силового типа. Таким образом, вышеизложенный материал, а также результаты анализа соревновательных поединков высококвалифицированных борцов на протяжении ряда лет позволяют дать следующую характеристику выделенных групп спортсменов: а) спортсмены технической манеры характеризуются большим запасом двигательных навыков, быстрые, с подвижной нервной системой. Они стремятся побеждать за счет использования преимущества в технико-тактическом мастерстве, широкого круга разнообразных технических действий в неопределенных ситуациях выбора, смены дистанции, темпа атак и контратакующих действий. Можно предположить, что высокая чувствительность и более тонкая организация процессов регуляции являются причиной недостаточной стабильности выступлений борцов этой группы; |
|||
80 |
|
||||
б) борцы силовой манеры стремятся овладеть инициативой в поединке, двигаясь вперед, подавляя противника, сковывая и навязывая ему свой темп. Для них характерна некоторая технико-тактическая ограниченность. Выявленные особенности мастерства спортсменов с различной манерой ведения поединка позволят тренерам и специалистам по борьбе более целенаправленно и качественно осуществлять процесс индивидуально-группового совершенствования мастерства уже на этапах общефизической и предварительной подготовки в условиях централизованных сборов. Например, в зависимости от принадлежности спортсмена к той или иной группе основной раздел (технико-тактическая подготовка) будет иметь специфические особенности. Так, если для борцов технической манеры характерен значительный арсенал технических действий с -достаточно высокой оценкой, то спортсменам функционально-силового плана присущ более ограниченный арсенал технических действий с |
менее эффективной оценкой. Поэтому и процесс повышения уровня технико-тактического мастерства для борцов разных групп будет несколько различен. Там, где борцам технической манеры можно посоветовать освоить новый прием, спортсменам силовой манеры можно ограничиться совершенствованием новых вариантов входов в ранее освоенные технические действия. Спортсменам технического плана часто не хватает силовой и скоростно-силовой подготовки, а также специальной выносливости. Это проявляется в неумении вести жесткую, подавляющую борьбу, навязывать свои захваты противнику, в отступлении, особенно в конце схватки. Совершенствование сильных сторон и устранение недостатков должно осуществляться подбором конкретных средств и методов на определенных этапах подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. |
|||
ХРОНИКА О НОВЫХ ПРОГРАММАХ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ |
||||
В. Я. Шумилин, доцент кафедры борьбы ГЦОЛИФКа |
||||
Для дальнейшего совершенствования учебного процесса в ГЦОЛИФКе в 1979 г. был утвержден новый учебный план. В связи с этим возникла необходимость создания новых программ. Для облегчения составления программ авторским коллективом под руководством доцента кафедры стрельбы А. Я. Корха была разработана унифицированная программа. В отличие от старой в ней предусматривается большее количество часов на лекции, методические и семинарские занятия, учебную практику и на научно-исследовательскую работу студентов. На учебную практику по новой программе отводится 154 часа, в старой же программе конкретно на учебную практику время вообще не выделялось. Значительно увеличен объем часов на исследовательскую работу студентов : вместо 4 час. в старой программе их стало 56. Кроме того, в программу введены новые темы лекций: «Применение технических средств обучения», «Прогнозирование спортивных результатов», «Моделирование спортивной деятельности», «Система отбора спортсменов» и др. Однако наряду с этими положительными нововведениями в программе есть ряд существенных недостатков. |
Во-первых, разделение курса борьбы на четыре дисциплины, как показывает опыт работы на первых двух курсах, затрудняет усвоение теоретического и практического материала студентами. Дело в том, что расписанием нарушается логическая связь между различными темами, преподаватели же испытывают трудность в увязке материала при составлении рабочих планов. Во-вторых, в программе нет четкого изложения целей обучения. Отсутствует и должная последовательность решения задач. Дисциплина «Теория и методика тренировки», например, не ставит целью совершенствование спортивно-педагогического мастерства, что, на наш взгляд, неправильно, к тому же их разделение сделано совершенно искусственно. Большим недостатком следует считать и примерно одинаковое распределение часов на отдельные темы в разных видах спорта. Это неприемлемо. Ведь техника борьбы, например, по своему объему не идет ни в какое сравнение с техникой стрельбы или тяжелой атлетики. Поэтому для усвоения техники борьбы необходимо отвести гораздо больше времени. Это полностью относится и к тактике борьбы. Программа по спортивной борьбе имеет повторения с такими предметами, как педа- |
|||
81 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |