Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Таблица 5

Оценка работы ленинградских судей по вольной борьбе по итогам городских соревнований за 1980 г.

№ п/п

Фамилии судей и катего-
рии

Соревнования

Сумма баллов за судейство

Дополнительные баллы

Итого баллов

первен-
ство Ленин-
града среди юношей

первен-
ство Ленинграда среди юнио-
ров

чемпи-
онат Ленин-
града

всесоюз-
ный турнир «День Победы»

кубок имени И. М. Под-дубного

чемпи-
онат вузов Ленин-
града

кубок Ленин-
града

кубок имени В. Ф. Краев-ского

участие в работе город-
ского семинара

работа в город-
ской коллегии

1

Б., вк

16

18

16

18

18

18

104

12

12

128

2

Г., вк

16

16

23

17

21

93

12

12

117

3

Г., рк

16

12

14

12

16

16

16

102

12

12

126

4

Г., вк

21

16

16

14

18

18

18

121

12

12

145

5

З., мк

21

16

21

23

21.

102

22

12

136

6

К., вк

21

18

21

21

18

23

122

12

12

146

7

К., рк

25

18

21

25

89

12

12

113

8

Т., рк

25

25

27

23

21

25

25

25

196

25

25

243

9

Т., вк

16

16

25

18

21

96

12

12

120

10

Ч., рк

21

21

23

23

18

106

12

12

130

 

 

Кроме того, предусматривается следующая система надбавок:

—  за участие в работе семинаров по повышению квалификации судей (табл. 2);

—  за работу в выборных судейских органах (табл. 3);

—  за отличное судейство соревнований (табл. 4).

В течение года все баллы суммируются, и полученная таким образом оценка является комплексным показателем активности и качества судейства любого судьи.

Предлагаемая методика позволяет быстро а объективно, основываясь на точных числовых данных, оценить работу спортивного судьи. Это подтвердилось в ходе ее апробации в ленинградской коллегии судей по воль-

 

ной борьбе. В качестве примера в табл. 5 представлены данные, характеризующие работу и полученные оценки, десяти лучших, судей Ленинграда по итогам городских соревнований 1980 г.

Учет и контроль всех перечисленных показателей должна вести Всесоюзная (республиканская) коллегия судей.

Мы полагаем, что подобный подход к оценке работы судей по борьбе позволит в дальнейшем на основании точных числовых показателей решить все вышеперечисленные задачи. Это, в свою очередь, создаст благоприятные условия для скорейшего роста молодых и перспективных судей и непрерывного совершенствования квалификации ведущих судей страны.

 

ОСОБЕННОСТИ МАСТЕРСТВА БОРЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

   
В. Г. Ивлев, А. А. Петрунев, А. О. Акопян, ВНИИФК
 

Возросшая конкуренция в спортивной борьбе предъявляет повышенные требования к качеству подготовки борцов высокой квалификации. Один из важнейших факторов прогресса спортсменов — максимальное использование индивидуальных особенностей каждого из них при соблюдении основополагающих

 

организационных и методических принципов подготовки. Однако если в условиях так называемой домашней подготовки это требование выполняется, то на централизованных сборах дело обстоит несколько иначе: спортсмены занимаются по единому плану, предусмотренному для «среднего» спортсмена.

Library   78   Up


Contents

 

Home
 

Актуальность задачи индивидуализации процесса подготовки на всех его этапах связана со значительным удельным весом централизованных сборов в олимпийском цикле. Решение этой задачи позволит более качественно и целенаправленно готовить спортсменов к соревнованиям.

Одним из приемлемых в условиях сборов методов, позволяющих в значительной степени индивидуализировать подготовку спортсменов, является работа с отдельными группами борцов, сформированными по какому-либо определяющему признаку. Попытки классифицировать спортсменов по группам предпринимались неоднократно в разных видах спорта. В качестве основы деления лежали признаки, определяющие динамику борьбы: манера ведения поединка, физические качества и т. п.

В единоборствах различают следующие манеры (т. е. присущие спортсмену особенности деятельности) ведения поединка: наступательная (атакующая), контратакующая (активно-оборонительная), оборонительная (выжидательная) и др. (Н. А. Худадов, 1952; Г. О. Джероян, 1955; А. Н. Ленц, 1960, 1964, 1967; Н. Н. Сорокин, 1960, и др.).

Однако данное деление спортсменов по манере ведения поединков не вполне приемлемо для борцов высокой квалификации.

Современный борец экстракласса — это в значительной мере сформировавшийся спортсмен. Для него характерны агрессивная наступательная тактика, способность быстро принимать решения в сложных ситуациях поединка, стремление к техническому, физическому и психологическому превосходству над соперником. Спортсмен же, придерживающийся контратакующей и оборонительной тактики, как правило, не показывает стабильно высоких результатов. Каждый выдающийся спортсмен — это индивидуальная неповторимость. Индивидуальный «почерк» особенно ярко проявляется в экстремальных условиях соревновательной деятельности, что выражается в манере ведения поединка (К. С. Олзоев, 1981)*.

Манера боя определяется комплексом морфологических, физических и психологических качеств спортсмена. Они находятся в тесной взаимосвязи, которая в настоящее время еще недостаточно изучена (А. В. Дмитриев, Н. А. Худадов, 1977).

В практике большого спорта выдающихся результатов достигали спортсмены, как умеющие одерживать яркие, впечатляющие победы (Ш. Сериков, Н. Давидян, В. Благидзе), так и скромные, по баллам (В. Резанцев, Г. Корбан, И. Каньггин), но способные их вырывать в ответственные моменты поединка с основными противниками. В большинстве слу-


* К. С. Олзоев. Подготовка к главным соревнованиям. Ежегодник «Спортивная борьба», 1981, стр. 17 — 18.

 

чаев это люди с сильной устойчивой нервной системой, способные регулировать свое состояние в разнообразных условиях сбивающих факторов, что, по-видимому, и является фундаментом спортивных достижении*.

В основу нашего деления борцов классического стиля положены следующие факторы, определяющие динамику (манеру) борьбы: сила, выносливость, техника. Для спортсменов этих групп подбор средств и методов, а также объем и интенсивность нагрузки должны быть специфичны.

В данном сообщении предпринята попытка показать правомочность деления высококвалифицированных спортсменов в зависимости от их двигательных характеристик на три группы. С этой целью был проведен анкетный опрос тренеров и специалистов высшей квалификации по классической борьбе (30 чел.).

В результате анкетирования было выяснено:

1.  Все тренеры признали правомочность деления спортсменов на три типа: технический, силовой, функциональный. Деление спортсменов на три типа условно и не претендует на окончательность. Существуют борцы, обладающие признаками разных групп или не обладающие четко выраженными признаками ни одной группы.

2.  В большинстве случаев мнения специалистов по отнесению спортсменов к тому или иному типу совпадали.

Так, в олимпийской команде борцов-классиков образца 1980 г. можно выделить спортсменов технического плана — В. Благидзе, Ш. Сериков, Ж. Ушкемпиров, Б. Крамаренко, силового — А. Быков, С. Налбандян, Г. Корбан и функционального — И. Каныгии, Н. Балбошин.

Наличие определяющих двигательных способностей (сила, выносливость, координация) обусловливает формирование у спортсменов соответствующих манер ведения поединка и играет важную роль в достижении успеха. Правомочность существования отобранных тренерами педагогических групп спортсменов была подтверждена данными контрольных нормативов по скоростио-силовой подготовке и специальной выносливости. Кроме того, был проведен анализ показателей технико-тактического мастерства соревновательной деятельности у спортсменов с разной манерой ведения поединков.

В целях выявления большей ,достоверности характерных особенностей спортсменов разных манер ведения схватки для сравнения были взяты только чемпионы. Если манера ведения поединков приводит к максимальным результатам, следовательно, она избрана пра-


* По данным отчета углубленного психологического обследования спортсменов. Л. М. Аболин, Н. К. Волков. Отчет УМО за 1977 г.

 
Library   79   Up


Contents

 

Home
 

вильно и наиболее соответствует индивидуальным особенностям спортсмена. А чемпионы являются наиболее яркими представителями своих групп и носителями их особенностей.

В данной работе, мы ограничились рассмотрением показателей соревновательной деятельности спортсменов силовой и технической (координационной) групп. Показатели группы иностранных, борцов (европейская школа) использованы для сравнения.

Сравнение между группами осуществлялось по следующим показателям соревновательной деятельности: по разновидностям одержания побед; по средствам достижения побед (количественная и качественная сторона). В группах было представлено одинаковое количество спортсменов (12) разных категорий. Спортсмены каждой группы провели 110 схваток в 18 соревнованиях. Для этого использовали результаты выступлений спортсменов в ответственных соревнованиях 1979 — 1980 гг. (чемпионаты мира, Европы, СССР, XXII Олимпиада и международные турниры памяти И. М. Поддубного).

По способам достижения побед можно отметить следующее: в умении дожимать соперника на лопатки («туше») из опасного положения нет достоверных различий в группах. Способность выигрывать по баллам «чисто» и с явным преимуществом больше всего выра­ жена в технической группе (8%). Победы по баллам в технической группе составили 24,0%, а в силовой — 16,4% (группа иностранцев — 27,1%). Больший процент побед ввиду снятия противника за пассивность отмечался у борцов силовой манеры ведения поединка — 56,0% (46,0% — в 1-ми 2-м периодах схватки и 10% — в 3-м) в сравнении с борцами технической манеры — 37,5% (19,6 и 18% соответственно в 1 — 2-м и 3-м периодах). Для группы иностранных борцов этот показатель равен 37% (соответственно 14 и 23%). Как видно, динамика побед ввиду снятия . противника по периодам поединка несколько различна у борцов с разной манерой ведения поединка. Величины показателей проигранных поединков, в том числе и обоюдных снятий, у борцов с разной манерой незначительны (5,4% — у иностранцев, 7,2% — У силовиков и несколько больше — 10,7% У спортсменов технической манеры ведения поединка).

Спортсмены технической манеры больше проводят приемов и попыток.

Количество приемов и попыток, приходящихся на 1 мин., у борцов технической группы соответственно 0,66 и 0,39, тогда как в силовой группе эти показатели равны 0,62 и 0,34, а в группе иностранцев — 0,48 и 0,26. Величины проигранных технических действий у них также выше (0,19), чем у борцов силовой манеры (0,15) и группы иностранцев (0,15).

 

Борцы технической манеры проводили больше переводов вращением, бросков подворотом, прогибом, выходов наверх и переворотов накатом в партере, пропускали переводы вращением, а также накрывания. Спортсмены силовой манеры чаще проводили переводы за туловище, рывком за руку, броски скручиванием (поворотом). Зарубежные борцы довольно часто применяли переводы за туловище и броски скручиванием, кроме того, они выполняли много бросков подворотом, пропуская, как и борцы силового типа, переводы за туловище, броски подворотом и переводы накатом.

Что касается предупреждений, т. е. активности, оцениваемой судьями, то здесь положение таково: у борцов технической манеры и группы иностранцев меньше плотность «выигранных» предупреждений (0,3), чем у борцов силовой манеры (0,4), а плотность «проигранных» больше (0,15 в сравнении с 0,12).

В качественном отношении спортсмены технической манеры проводили больше двухбалльных приемов (45%) и высокобалльных (15%), а силовой манеры — однобалльных (54%). В то же время спортсмены технической и силовой манеры пропускают значительный процент однобалльных приемов (59 и 57%) и очень мало высокобалльных (4 и5%). Зарубежные борцы больше пропускали двухбалльных и высоко балльных приемов (44 и 9%).

Способность подавлять противников в 1 — 2-м периодах поединка, снимая их ввиду пассивности, проявилась в том, что у борцов силовой манеры самое короткое среднее время поединка (6,1 мин.) по сравнению с зарубежными спортсменами (6,6) и борцами технической манеры (6,9).

Спортсмены технической труппы чаще атакуют (интервал атаки 0,96), чем борцы силовой манеры (1,03) и иностранные борцы (1,35). В то же время коэффициент надежности атаки выше у борцов силового типа.

Таким образом, вышеизложенный материал, а также результаты анализа соревновательных поединков высококвалифицированных борцов на протяжении ряда лет позволяют дать следующую характеристику выделенных групп спортсменов:

а) спортсмены технической манеры характеризуются большим запасом двигательных навыков, быстрые, с подвижной нервной системой. Они стремятся побеждать за счет использования преимущества в технико-тактическом мастерстве, широкого круга разнообразных технических действий в неопределенных ситуациях выбора, смены дистанции, темпа атак и контратакующих действий. Можно предположить, что высокая чувствительность и более тонкая организация процессов регуляции являются причиной недостаточной стабильности выступлений борцов этой группы;

 
Library   80   Up


Contents

 

Home
 

б) борцы силовой манеры стремятся овладеть инициативой в поединке, двигаясь вперед, подавляя противника, сковывая и навязывая ему свой темп. Для них характерна некоторая технико-тактическая ограниченность.

Выявленные особенности мастерства спортсменов с различной манерой ведения поединка позволят тренерам и специалистам по борьбе более целенаправленно и качественно осуществлять процесс индивидуально-группового совершенствования мастерства уже на этапах общефизической и предварительной подготовки в условиях централизованных сборов. Например, в зависимости от принадлежности спортсмена к той или иной группе основной раздел (технико-тактическая подготовка) будет иметь специфические особенности. Так, если для борцов технической манеры характерен значительный арсенал технических действий с -достаточно высокой оценкой, то спортсменам функционально-силового плана присущ более ограниченный арсенал технических действий с

 

менее эффективной оценкой. Поэтому и процесс повышения уровня технико-тактического мастерства для борцов разных групп будет несколько различен.

Там, где борцам технической манеры можно посоветовать освоить новый прием, спортсменам силовой манеры можно ограничиться совершенствованием новых вариантов входов в ранее освоенные технические действия. Спортсменам технического плана часто не хватает силовой и скоростно-силовой подготовки, а также специальной выносливости. Это проявляется в неумении вести жесткую, подавляющую борьбу, навязывать свои захваты противнику, в отступлении, особенно в конце схватки. Совершенствование сильных сторон и устранение недостатков должно осуществляться подбором конкретных средств и методов на определенных этапах подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

 

 

ХРОНИКА


О НОВЫХ ПРОГРАММАХ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ

   
В. Я. Шумилин, доцент кафедры борьбы ГЦОЛИФКа
 

Для дальнейшего совершенствования учебного процесса в ГЦОЛИФКе в 1979 г. был утвержден новый учебный план. В связи с этим возникла необходимость создания новых программ. Для облегчения составления программ авторским коллективом под руководством доцента кафедры стрельбы А. Я. Корха была разработана унифицированная программа. В отличие от старой в ней предусматривается большее количество часов на лекции, методические и семинарские занятия, учебную практику и на научно-исследовательскую работу студентов. На учебную практику по новой программе отводится 154 часа, в старой же программе конкретно на учебную практику время вообще не выделялось. Значительно увеличен объем часов на исследовательскую работу студентов : вместо 4 час. в старой программе их стало 56.

Кроме того, в программу введены новые темы лекций: «Применение технических средств обучения», «Прогнозирование спортивных результатов», «Моделирование спортивной деятельности», «Система отбора спортсменов» и др.

Однако наряду с этими положительными нововведениями в программе есть ряд существенных недостатков.

 

Во-первых, разделение курса борьбы на четыре дисциплины, как показывает опыт работы на первых двух курсах, затрудняет усвоение теоретического и практического материала студентами. Дело в том, что расписанием нарушается логическая связь между различными темами, преподаватели же испытывают трудность в увязке материала при составлении рабочих планов.

Во-вторых, в программе нет четкого изложения целей обучения. Отсутствует и должная последовательность решения задач. Дисциплина «Теория и методика тренировки», например, не ставит целью совершенствование спортивно-педагогического мастерства, что, на наш взгляд, неправильно, к тому же их разделение сделано совершенно искусственно.

Большим недостатком следует считать и примерно одинаковое распределение часов на отдельные темы в разных видах спорта. Это неприемлемо. Ведь техника борьбы, например, по своему объему не идет ни в какое сравнение с техникой стрельбы или тяжелой атлетики. Поэтому для усвоения техники борьбы необходимо отвести гораздо больше времени. Это полностью относится и к тактике борьбы.

Программа по спортивной борьбе имеет повторения с такими предметами, как педа-

Library   81   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало