Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

пы выделяется бросок прогибом с захватом руки и туловища.

В группе приемов «бросок подворотом» аналогичным образом можно объединить: «бросок подворотом с захватом руки» и «бросок подворотом с захватом руки и шеи», а

 

также приемы: «бросок подворотом с захватом руки и туловища» и «бросок подворотом с захватом туловища спереди». В этой группе приемов выделяется «бросок подворотом захватом руки и шеи»,

 

 

ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

   
А. А. Новиков, кандидат педагогических наук; С. Н. Смоляр, мастер спорта СССР, ВНИИФК
 

 

Целью нашей работы является попытка оптимизировать учебно-тренировочный процесс в классической борьбе за счет включения в разделы учебных программ не отдельных приемов в стойке, а тактико-технических комплексов, разработанных для группы спортсменов с определенными излюбленными приемами. Тактико-технический комплекс представляет совокупность направленных действий атакующего борца, в результате которых открывается возможность провести основной прием или через попытку к проведению основного приема перейти к исполнению определенной группы вспомогательных технических действий. Таким образом, в нашем понимании тактико-технический комплекс — это совокупность сложных тактико-технических действий, характерных для группы борцов с определенным излюбленным приемом. Усовершенствованная форма Нотационной записи, позволяющая в динамике зафиксировать события, происходящие в поединке борцов, в совокупности с анализом видео- и кинозаписи дает возможность выделить отдельные тактико-технические действия, использование которых присуще спортсменам с конкретным излюбленным приемом. Например, технический арсенал борцов, основным коронным приемом которых, является бросок прогибом, включает в себя в большинстве случаев также такие технические действия, как перевод вращением, перевод рывком за руку, бросок подворотом и бросок скручиванием.

Взаимосвязь именно данных технических действий и составляет основу для разработки тактико-технического комплекса для борцов с излюбленным приемом «бросок прогибом» (смотрите рисунок на второй странице обложки).

Анализ существующей программы по классической борьбе для детско-юношеских спор-

 

тивных школ позволяет говорить о том, что в течение первых двух лет начального обучения юные борцы изучают технические действия, относящиеся почти ко всем группам приемов техники борьбы в стойке, т. е. занимающиеся на данном этапе почти полностью осваивают школу борьбы в стойке.

По нашему мнению, после овладения приемами различных групп следует переходить к изучению комбинаций в рамках разработанных нами комплексов.

Переходу к освоению комплексов на данном этапе способствует также и то обстоятельство, что к указанному периоду времени анализ тренировочных и соревновательных поединков позволяет выявить у юных борцов излюбленные приемы. Появление уже к данному периоду характерных для каждого борца излюбленных технических действий объясняется многими факторами, среди которых и индивидуальные анатомо-физиологические особенности, и специфика в обучении технике борьбы различными тренерскими школами, и многое другое.

Развивая дальше индивидуальные наклонности занимающихся, предлагается на этом этапе разделить борцов по группам в зависимости от их излюбленных технических действий. Затем в учебно-тренировочных группах уже первого года обучения тренировочный процесс будет строиться на основе его индивидуализации, акцентированной на основных «коронных» технических действиях.

Таким образом, на этапе первого года обучения в учебно-тренировочной группе объем освоения средств борьбы в стойке пойдет по пути формирования двигательных связей, ограничивающихся следующими путями — звеньями аА; бА; вА; гА. Данный путь освоения включает в себя изучение и совершенствование пяти технических действий и четырех

Library   70   Up


Contents

 

Home
 

комбинаций, идентичных своим завершением, т. е. выполнением излюбленного приема.

При рассмотрении тактико-технического комплекса, -представленного на рисунке, видно, что защитные действия соперника или неточность входа в прием могут обеспечить ситуацию, способствующую проведению броска прогибом. В таком случае начальное обучение борцов группы с основным техническим действием «бросок прогибом» должно строиться с акцентом на правильном выполнении данного приема, а также таких технических действий, как перевод вращением, бросок подворотом, перевод рывком за руку и бросок скручиванием. В дальнейшем их выполнение следует связывать с созданием ситуации, благоприятной для проведения броска прогибом.

Возможность достижения благоприятной стартовой ситуации довольно разнообразными входами уже на данном этапе обучения, на наш взгляд, должна довольно благоприятно сказаться на технической подготовленности юных борцов.

Эта часть комплекса является той основой, которая предопределяет направленность дальнейшего обучения технике борьбы в стойке. И от того, насколько качественно будут освоены комбинации аА; бА; вА; гА, зависит дальнейший ход построения учебно-тренировочного процесса.

Второй этап учебно-тренировочного процесса проходит по пути дальнейшей индивидуализации, но теперь уже внутри каждой группы. Дело в том, что излюбленное техническое действие не существует изолированно. Помимо него можно заметить, что борцами довольно часто и успешно выполняется еще одно или несколько технических действий. Ведь при современном уровне развития спортивной борьбы владение в совершенстве только одним приемом не позволяет, как правило, добиваться высоких результатов. Об этом свидетельствуют и проведенные исследования.

Этот факт послужил поводом к выявлению для каждого конкретного борца следующего по значимости технического действия. Такой подход в данном вопросе является выбором пути для дальнейшего совершенствования и усложнения комбинаций.

Предположим, наблюдения показали, что вторым по значимости и доступности для молодого спортсмена является прием «перевод вращением». Тогда обучение, если руководствоваться рисунком, пойдет по пути замыкания связей аАа' ; бАа' ; вАа' ; и гАа'.

Если же у занимающихся наряду с выполнением излюбленного приема (бросок прогибом) проявляется способность к качественному выполнению такого технического действия, как бросок подворотом, то дальнейший процесс обучения должен быть направлен на изучение комбинаций, завершающихся броском подворотом. То есть после изучения комби-

 

нации, завершающихся коронным приемом (аА; бА; вА; гА), следует переходить к комбинациям, заканчивающимся таким техническим действием, как бросок подворотом (аАб' ; бАб' ; вАб' ; гАб').

На наш взгляд, именно такой подход в овладении сложными тактико-техническими действиями наиболее продуктивен и целесообразен в процессе обучения технике классической борьбы в стойке.

Таким образом, раздел техники борьбы в стойке в учебно-тренировочных группах первого года обучения должен включать в себя изучение пяти приемов и восьми комбинаций, четыре из которых завершаются излюбленным приемом (аА; бА; вА; гА), в других четырех завершающим должно быть то техническое действие, которое для каждого конкретного занимающегося по значимости уступает ЛИШЬ излюбленному приему. Это будут либо комбинации типа аАа'; бАа'; вАа'; гАа', либо комбинации аАб'; бАб'; вАб': гАб', либо комбинации аАв'; бАв'; вАв'; гАв', или же комбинации аАг'; бАг'; вАг'; гАг' (см. рисунок). Это зависит от индивидуальной приверженности каждого из занимающихся тому или иному техническому действию. Общим для всех юных борцов учебно-тренировочных групп первого года обучения является лишь то, что начинать изучение сложных тактико-технических действий следует с тех, которые завершаются излюбленным приемом.

На это и должен быть направлен, по нашему мнению, тренировочный процесс на первом году обучения в учебно-тренировочных группах спортивных школ.

Учебный процесс в учебно-тренировочных группах, согласно существующей программе для ДЮСШ, рассчитан на четыре года. В связи с этим на втором году обучения наряду с совершенствованием ранее изученного следует переходить к изучению еще четырех комбинаций, завершающихся таким приемом, который бы по значимости для занимающегося шел вслед за первыми двумя. Это возможно за счет увеличения количества учебных часов со 147 до 204, предусмотренных программой на прохождение раздела изучения и совершенствования техники и тактики борьбы.

На третьем году к ранее изученным следует добавить еще четыре комбинации, завершающиеся четвертым по значимости техническим действием. Здесь количество учебных часов данного раздела увеличивается уже до 352 час. в год.

И, наконец, доведение количества учебных часов данного раздела до 506 час. в год позволяет, постоянно совершенствуя ранее изученное, включить в свой технический багаж оставшиеся четыре комбинации.

Таким образом, к моменту перехода занимающихся в группы спортивного совершенствования их технический арсенал будет насчи-

 
Library   71   Up


Contents

 

Home
 

тывать около двадцати сложных тактико-технических действии, стержневой основой которых является излюбленный прием.

Такой подход к учебно-тренировочному процессу, на наш взгляд, отвечает всевозрастающим требованиям в развитии спортивной борьбы. Внесенные в учебную программу по

 

тактико-технической подготовке изменения, связанные с включением выделенных тактико-технических комплексов, должны существенно сказаться на качественной оптимизации учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В СПОРТЕ

   
В. А. Семенов, Т. Н. Зайцева, В. А. Семенова, ВНИИФК
 

Достижение все более высоких спортивных результатов возможно лишь при увеличении объема и интенсивности тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных возможностей организма, при правильном использовании различных восстанавливающих средств, при концентрации всех морально-волевых качеств спортсмена в соревновательный период.

История мирового спорта знает много случаев, когда тренеры, врачи, ученые с целью получения материальных и моральных выгод не стеснялись в выборе средств для достижения высоких результатов своих воспитанников. Использование, например, лекарственных средств повышает работоспособность спортсмена, однако их применение необходимо рассматривать со спортивно-медицинской, морально-этической и правовой точек зрения.

Возможности спортсмена контролируются и строго ограничиваются центральной нервной системой. Применение отдельными спортсменами стимуляторов ЦНС для увеличения функциональных способностей организма ставит других участников соревнований в неравные условия, в результате чего выявляются победители, моральная ценность спортивных достижений которых несопоставима с честной спортивной борьбой. Вторая, очень важная часть этой проблемы заключается в том, что применение стимулирующих и других запрещенных лекарственных препаратов наносит непоправимый вред здоровью и в ряде случаев приводит к трагическим результатам.

Антисоциальная проблема допинга порождена в среде спортсменов-профессионалов. Борьба за существование, жестокая конкуренция среди профессионалов и другие пороки предпринимательского спорта привели к тому, что некоторые спортсмены-профессионалы в своем стремлении к победе, к получению средств существования вынуждены идти на крайние меры, в частности на применение допингов.

К сожалению, и среди спортсменов-любителей встречаются случаи применения допинговых средств. В последние годы это вредное явление среди спортсменов зарубежных стран стало настоящим бедствием. Часто из-за не-

 

осведомленности тренеры и спортивные врачи используют такие фармакологические средства, состав которых им не известен. У спортсменов обнаруживают запрещенные агенты, большинство из которых не обладает положительным влиянием на спортивную работоспособность.

В настоящее время одной из острых проблем допинга является использование в спорте анаболических стероидов (АС), которых насчитывается около 120 наименований. В химическом отношении АС — это производные мужского полового гормона тестостерона, получаемые синтетическим путем. Широким распространением АС обязаны клинической медицине, благодаря их возможности компенсировать катаболический эффект кортикостероидов (процессы распада и освобождения свободной энергии).

Многие биологические свойства анаболических гормонов известны, однако механизм действия этих препаратов изучен недостаточно. Есть основания считать, что одним из самых существенных проявлений их метаболического эффекта является воздействие на белковый обмен, сопровождающийся задержкой азота и стимуляцией белкового синтеза. При этом увеличение содержания белка в организме достигается как в результате снижения белковых потерь, так и благодаря увеличению отложения белка в тканях: скелетной мускулатуре, сердечной мышце, печени, почках, нервных клетках. Анаболические гормоны оказывают влияние и на другие виды обмена, особенно минеральный, в сторону задержки калия, фосфора и серы в соотношениях, необходимых для синтеза белка. Влияние на углеводный обмен проявляется лишь при его нарушении. Немаловажным фактором является также способность анаболиков к компенсации метаболических изменений, вызываемых «стрессом».

В механизме действия анаболических стероидов пока еще нельзя точно объяснить сущность процесса, при помощи которого они стимулируют протеиногенез и предохраняют клетку от патологического белкового катаболизма. Все же ряд экспериментальных данных по-

Library   72   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало