При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
пы выделяется бросок прогибом с захватом руки и туловища. В группе приемов «бросок подворотом» аналогичным образом можно объединить: «бросок подворотом с захватом руки» и «бросок подворотом с захватом руки и шеи», а |
также приемы: «бросок подворотом с захватом руки и туловища» и «бросок подворотом с захватом туловища спереди». В этой группе приемов выделяется «бросок подворотом захватом руки и шеи», |
|||
ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ |
||||
А. А. Новиков, кандидат педагогических наук; С. Н. Смоляр, мастер спорта СССР, ВНИИФК |
||||
Целью нашей работы является попытка оптимизировать учебно-тренировочный процесс в классической борьбе за счет включения в разделы учебных программ не отдельных приемов в стойке, а тактико-технических комплексов, разработанных для группы спортсменов с определенными излюбленными приемами. Тактико-технический комплекс представляет совокупность направленных действий атакующего борца, в результате которых открывается возможность провести основной прием или через попытку к проведению основного приема перейти к исполнению определенной группы вспомогательных технических действий. Таким образом, в нашем понимании тактико-технический комплекс — это совокупность сложных тактико-технических действий, характерных для группы борцов с определенным излюбленным приемом. Усовершенствованная форма Нотационной записи, позволяющая в динамике зафиксировать события, происходящие в поединке борцов, в совокупности с анализом видео- и кинозаписи дает возможность выделить отдельные тактико-технические действия, использование которых присуще спортсменам с конкретным излюбленным приемом. Например, технический арсенал борцов, основным коронным приемом которых, является бросок прогибом, включает в себя в большинстве случаев также такие технические действия, как перевод вращением, перевод рывком за руку, бросок подворотом и бросок скручиванием. Взаимосвязь именно данных технических действий и составляет основу для разработки тактико-технического комплекса для борцов с излюбленным приемом «бросок прогибом» (смотрите рисунок на второй странице обложки). Анализ существующей программы по классической борьбе для детско-юношеских спор- |
тивных школ позволяет говорить о том, что в течение первых двух лет начального обучения юные борцы изучают технические действия, относящиеся почти ко всем группам приемов техники борьбы в стойке, т. е. занимающиеся на данном этапе почти полностью осваивают школу борьбы в стойке. По нашему мнению, после овладения приемами различных групп следует переходить к изучению комбинаций в рамках разработанных нами комплексов. Переходу к освоению комплексов на данном этапе способствует также и то обстоятельство, что к указанному периоду времени анализ тренировочных и соревновательных поединков позволяет выявить у юных борцов излюбленные приемы. Появление уже к данному периоду характерных для каждого борца излюбленных технических действий объясняется многими факторами, среди которых и индивидуальные анатомо-физиологические особенности, и специфика в обучении технике борьбы различными тренерскими школами, и многое другое. Развивая дальше индивидуальные наклонности занимающихся, предлагается на этом этапе разделить борцов по группам в зависимости от их излюбленных технических действий. Затем в учебно-тренировочных группах уже первого года обучения тренировочный процесс будет строиться на основе его индивидуализации, акцентированной на основных «коронных» технических действиях. Таким образом, на этапе первого года обучения в учебно-тренировочной группе объем освоения средств борьбы в стойке пойдет по пути формирования двигательных связей, ограничивающихся следующими путями — звеньями аА; бА; вА; гА. Данный путь освоения включает в себя изучение и совершенствование пяти технических действий и четырех |
|||
70 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |