Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

го что на практике невозможно провести неограниченное число бросков на «кока», величина Rki при любом конечном i всегда будет меньше 2, поэтому условия правил дзю-до не нарушаются, если поставим знак (>). Ограничимся числом n = 10. Решая систему из 10 неравенств при n = 1, 2, 3...10, получим общий член числовой последовательности для бросков, оцененных как «юко», вида:

       182n 180
R1 —————— .
              n

Его предел равен 182. Согласно условию 2, можно принять Rv = l84.

Для выполнения 3-го условия можно принять Ru = 368. Таким образом, результатив-

 

ность борца в схватке может быть выражена функцией вида:

R (nu , nv , nj , пk ) = 368 nu + 184 nv +

   182nj – 180           2nk 1      
+ —————  + ——————
nj                    nk

где пи , nv , nj , пk — количество бросков, оцененных соответственно как «пппон», «ваза-ари», «юко», «кока».

Для удобства пользования коэффициентом результативности рассчитана таблица. Это позволяет значительно сократить время обработки результатов.

 

 

СИСТЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ БРОСКОВ ПОДВОРОТОМ И ПРОГИБОМ

   
О. М. Купрейшвили, Харьков
 

В последнее время в СССР и за рубежом интенсивно ведется поиск средств и методов повышения эффективности процесса обучения. Эта проблема обусловлена объективными тенденциями развития образования, непрерывно увеличивающимся числом обучающихся и быстрым ростом объема научно-технической информации. Все перечисленное вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности массового обучения при сокращении существующих сроков и удешевлении процесса обучения.

Развитие спортивной борьбы требует дальнейшего поиска средств и методов, направленных на совершенствование процесса обучения.

Одни авторы высказывают мнение, что высококвалифицированный борец классического стиля должен владеть всеми приемами, защитами и контрприемами; другие считают, что высококвалифицированный борец должен владеть основными техническими действиями и взаимосвязывать их в комбинациях.

До настоящего времени не определена последовательность обучения в группах приемов «бросок прогибом» и «бросок подворотом».

Эти две группы объединяют более четырехсот атакующих, защитных действий и контрприемов, что составляет более шестидесяти процентов приемов в классической борьбе в стойке.

Для усвоения такого количества приемов целесообразно определить наиболее эффективные из них, которые имели бы сходство по структурным признакам со всеми остальными атакующими приемами как в бросках прогибом, так и в бросках подворотом.

Для определения наиболее эффективных

 

приемов нами был проведен лабораторный эксперимент с применением совмещенной методики вектординамографии с миографией. Были поставлены следующие задачи:

1.  Выявить время и усилия, развивающиеся при выполнении приема.

2.  Определить сходство приемов в группах по структурным признакам.

3.  Выявить основной прием в каждой структурной группе.

При исследовании технических действий для определения времени и максимальных усилий, развиваемых при исполнении приема, мы зарегистрировали захваты, наиболее часто применяемые в соревнованиях и предлагаемые в методической литературе.

В приемах «бросок прогибом» исследовали приемы с захватом обеих рук сверху, с захватом руки и шеи, руки и туловища, с захватом туловища. Результаты исследования технических действий показали, что одинаковую структуру имеют:

а)   «бросок прогибом с захватом руки и шеи»;

б)   «бросок прогибом с захватом обеих рук сверху».

Таким образом, диапазон захватов, в которых варьируются вышеуказанные приемы, можно объединить в одну группу и при обучении спортсменов достаточно применить один из них.

Приемы: «бросок прогибом с захватом руки и туловища», «бросок прогибом с захватом туловища» — также характеризуются одинаковой структурой мышечной активности при их выполнении. Достоверности различия всех четырех захватов нами не обнаружено, из исследованных технических действии этой груп-

Library   69   Up


Contents

 

Home
 

пы выделяется бросок прогибом с захватом руки и туловища.

В группе приемов «бросок подворотом» аналогичным образом можно объединить: «бросок подворотом с захватом руки» и «бросок подворотом с захватом руки и шеи», а

 

также приемы: «бросок подворотом с захватом руки и туловища» и «бросок подворотом с захватом туловища спереди». В этой группе приемов выделяется «бросок подворотом захватом руки и шеи»,

 

 

ОБСУЖДАЕМ — СПОРИМ


ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

   
А. А. Новиков, кандидат педагогических наук; С. Н. Смоляр, мастер спорта СССР, ВНИИФК
 

 

Целью нашей работы является попытка оптимизировать учебно-тренировочный процесс в классической борьбе за счет включения в разделы учебных программ не отдельных приемов в стойке, а тактико-технических комплексов, разработанных для группы спортсменов с определенными излюбленными приемами. Тактико-технический комплекс представляет совокупность направленных действий атакующего борца, в результате которых открывается возможность провести основной прием или через попытку к проведению основного приема перейти к исполнению определенной группы вспомогательных технических действий. Таким образом, в нашем понимании тактико-технический комплекс — это совокупность сложных тактико-технических действий, характерных для группы борцов с определенным излюбленным приемом. Усовершенствованная форма Нотационной записи, позволяющая в динамике зафиксировать события, происходящие в поединке борцов, в совокупности с анализом видео- и кинозаписи дает возможность выделить отдельные тактико-технические действия, использование которых присуще спортсменам с конкретным излюбленным приемом. Например, технический арсенал борцов, основным коронным приемом которых, является бросок прогибом, включает в себя в большинстве случаев также такие технические действия, как перевод вращением, перевод рывком за руку, бросок подворотом и бросок скручиванием.

Взаимосвязь именно данных технических действий и составляет основу для разработки тактико-технического комплекса для борцов с излюбленным приемом «бросок прогибом» (смотрите рисунок на второй странице обложки).

Анализ существующей программы по классической борьбе для детско-юношеских спор-

 

тивных школ позволяет говорить о том, что в течение первых двух лет начального обучения юные борцы изучают технические действия, относящиеся почти ко всем группам приемов техники борьбы в стойке, т. е. занимающиеся на данном этапе почти полностью осваивают школу борьбы в стойке.

По нашему мнению, после овладения приемами различных групп следует переходить к изучению комбинаций в рамках разработанных нами комплексов.

Переходу к освоению комплексов на данном этапе способствует также и то обстоятельство, что к указанному периоду времени анализ тренировочных и соревновательных поединков позволяет выявить у юных борцов излюбленные приемы. Появление уже к данному периоду характерных для каждого борца излюбленных технических действий объясняется многими факторами, среди которых и индивидуальные анатомо-физиологические особенности, и специфика в обучении технике борьбы различными тренерскими школами, и многое другое.

Развивая дальше индивидуальные наклонности занимающихся, предлагается на этом этапе разделить борцов по группам в зависимости от их излюбленных технических действий. Затем в учебно-тренировочных группах уже первого года обучения тренировочный процесс будет строиться на основе его индивидуализации, акцентированной на основных «коронных» технических действиях.

Таким образом, на этапе первого года обучения в учебно-тренировочной группе объем освоения средств борьбы в стойке пойдет по пути формирования двигательных связей, ограничивающихся следующими путями — звеньями аА; бА; вА; гА. Данный путь освоения включает в себя изучение и совершенствование пяти технических действий и четырех

Library   70   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало