|
||||
тера (УТР-21, УТР-18 и УТР-27). Как видно, это именно те средства, которые являются наименее отработанными и вызывают более высокую субъективную трудность. Разработанная шкала нагрузочной стоимости использовалась для планирования процесса подготовки сборных команд юниоров к всесоюзным и международным соревнованиям. Планирование осуществлялось следующим образом: после определения смысловой программы тренировочных дней и отдельных занятий намечались общие цифры объема и интенсивности нагрузки и на этой основе составлялся план-график подготовки. Затем, используя приведенную шкалу, в соответствии с заданными параметрами разрабатывался рабочий план, в котором детализировались все средства подготовки, и уже после этого определялось время занятий. Например, тренировочное занятие по совершенствованию тактики борьбы интенсивностью 4,5 балла и объемом 275 усл. ед. планируется следующим образом: 1. Разминка 10 мин. с интенсивностью 2,5 балла дает объем 25 усл. ед. (10x2,5). 2. Десятиминутная имитация техники с интенсивностью 4 балла |
дает нагрузку в 40 усл. ед. 3. На решение непосредственных задач остается, таким образом, 210 усл. ед. При средней интенсивности 5 баллов для выполнения объема необходимо: 200 : 5 = 40 мин. Значит, для выполнения плана необходимы четыре 10-минутные серии УТР (УТР-24, УТР-25, 26, 27). Эти серии дадут нагрузку со средней интенсивностью 5 баллов и объемом 200 усл. ед. В целом 60 мин. чистого времени работы будут иметь интенсивность 4,4 балла и объем 265 усл. ед., что почти соответствует заданным параметрам. Использование в практике тренировки дзюдоистов конкретного выражения интенсивности отдельных средств позволит тренеру, с одной стороны, упростить процедуру планирования и повысить точность дозировки параметров объема и интенсивности. С другой стороны, у спортсмена, который получает конкретное представление не только о содержании, но и об объеме и интенсивности всей тренировки и отдельных ее средств, повышаются сознательность, активность и мотивация к решению задач тренировки. |
|||
ТЕКУЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОРЦОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ |
||||
В. Е. Петухов, А. Г. Ширяев, Ленинград |
||||
Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом. Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема контроля за состоянием спортсмена. Наличие в тренировочном процессе борцов такого фактора, как сгонка веса, создает дополнительные трудности в управлении этим процессом. Учет фактора снижения веса требует, как показали наши исследования, индивидуализации режима тренировки. Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за: — тренировочными нагрузками; — текущим состоянием; — технико-тактической подготовленностью; — снижением веса. Центральное место в педагогическом контроле занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок. Поскольку, как показал наш анализ, вопросы |
текущего педагогического контроля в спортивной борьбе разработаны слабо, нами была поставлена задача выбрать, разработать и обосновать тесты текущего педагогического контроля для борцов, применяющих снижение, веса. Критерии отбора тестов были следующие: — информативность и надежность для целей текущего педагогического контроля; — простота и доступность для широкого использования; — непродолжительность и небольшая энергоемкость выполнения; — оперативность получения информации в удобном для анализа виде. Отбор тестов проводился в соответствии с рекомендациями видных специалистов в области спортивной тренировки, и в частности спортивной борьбы. Так, Д. А. Аросьев (1969), И. Г. Озолин (1971) и в спортивной борьбе М. С. Фидаров (1975), О. П. Сиротин (1979) высказывают мнение о необходимости использования в педагогическом контроле спортсменов самооценок их состояния. Это позволяет не только получать полезную информацию для управления тренировкой, но и способствует тому, что спортсмен в процессе ежедневных самонаблюдений начинает более полно и точ- |
|||
62 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |