Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПУЛЬСОВАЯ СТОИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ

   
О. А. Сиротин, В. И. Пугачев, Челябинский ГИФК; В. Н. Каплин, Москва
 

В настоящее время в связи с интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок особое требование предъявляется к специальной выносливости борца, совершенствование которой полностью зависит от соотношения объема и интенсивности общей и специальной работы на тренировочных занятиях. До недавнего времени многие тренеры определяли интенсивность на глазок, на основании своего педагогического опыта, что не всегда подтверждалось объективными данными (В. М. Андреев, Э. А. Матвеева, В. И. Сытник, Г. Г. Ратишвили, 1974). И самое главное — такое положение не позволяло точно и объективно планировать нагрузки в учебно-тренировочном процессе.

В последние годы в спортивной борьбе изыскиваются более объективные методы определения интенсивности нагрузки. В частности, предлагалось определять эту характеристику по пульсовой стоимости упражнений (Н. Г. Кулик, 1965, А. А. Шипилов, 1970).

Большое значение в этом направлении имели исследования В. И. Сытника с соавторами (1974), которые предложили оценивать интенсивность по шкале, где определенной частоте сердечных сокращений соответствует балл интенсивности. Вариант этой шкалы описан в работе В. А. Сорванова (1978). Тренеры получили возможность объективной оценки объема (балл интенсивности умножается на время работы) и интенсивности тренировочной и соревновательной деятельности, что подтвердил в своих исследованиях Г. С. Туманян (1975).

Однако для решения основной задачи планирования нагрузочных компонентов тренировки необходимо иметь характеристики нагрузочной стоимости 1 мин. работы при использовании различных тренировочных средств.

С. В. Суряхин предложил в 1978 г. разделить средства общей и специальной подготовки дзюдоиста на несколько больших блоков, каждый из которых содержал специфические упражнения, используемые в процессе подготовки дзюдоистов высокого класса. Такими блоками были: 1) общая физическая подготовка (ОФП-1, ОФП-2, ОФП-3); 2) зарядка и разминка; 3) работа учебного характера (УТ); 4) работа учебно-тренировочного характера (УТР); 5) контрольно-тренировочные схватки (ТР); 6) соревновательная деятельность. В этой же работе приводятся рекомендации по планированию с учетом исследован-

 

ной автором нагрузочной стоимости отдельных блоков УТ, УТР, ТР для дзюдоистов высокого класса.

Дальнейшее совершенствование процедуры планирования вызывает необходимость изучения нагрузочной стоимости конкретных средств тренировки борцов различных возрастных и квалификационных групп.

Целью нашей работы было совершенствование процесса планирования подготовки дзюдоистов-юниоров высокой квалификации. В связи с этим были поставлены задачи: 1) исследовать степень интенсивности нагрузок у дзюдоистов-юнноров в тренировочных и соревновательных условиях; 2) разработать шкалу нагрузочной стоимости, различных средств подготовки дзюдоистов.

В исследовании приняли участие дзюдоисты-юниоры, призеры первенств РСФСР и СССР, мастера спорта и кандидаты в мастера спорта в количестве 42 чел. Исследования проводились на учебно-тренировочных сборах по подготовке к крупным ответственным соревнованиям. Использовались основные формы и средства тренировки, применявшиеся в деятельности тренеров при подготовке к XXI Олимпийским играм, разработанные В. М. Андреевым и С. В. Суряхиным. Нагрузка определялась по методу В. И. Сытника (1974).

Всего было зафиксировано 3521 измерение ЧСС. Из них 763 измерения пришлись на разминку и специальные подготовительные упражнения дзюдоиста («учи-коми»); 114 измерений — на средства общефизической подготовки (ОФП-1 и ОФП-2); 1180 измерении — на работу учебного характера (УТ); 848 — на работу учебно-тренировочного характера (УТР); 616 измерений было зафиксировано после контрольно-тренировочных схваток (ТР).

В результате статистической обработки экспериментальных данных была рассчитана нагрузочная стоимость 1 мин. работы при использовании различных средств общей и специальной подготовки для дзюдоистов-юнноров высокой квалификации.

Наибольшую нагрузочную стоимость 1 мин. и наибольшую интенсивность дают соревновательные и контрольно-тренировочные схватки. Это объясняется ответственностью за результат, эмоциональностью обстановки. Высокую интенсивность предъявляют также некоторые средства учебно-тренировочного харак-

Library   61   Up


Contents

 

Home
 

тера (УТР-21, УТР-18 и УТР-27). Как видно, это именно те средства, которые являются наименее отработанными и вызывают более высокую субъективную трудность.

Разработанная шкала нагрузочной стоимости использовалась для планирования процесса подготовки сборных команд юниоров к всесоюзным и международным соревнованиям. Планирование осуществлялось следующим образом: после определения смысловой программы тренировочных дней и отдельных занятий намечались общие цифры объема и интенсивности нагрузки и на этой основе составлялся план-график подготовки. Затем, используя приведенную шкалу, в соответствии с заданными параметрами разрабатывался рабочий план, в котором детализировались все средства подготовки, и уже после этого определялось время занятий. Например, тренировочное занятие по совершенствованию тактики борьбы интенсивностью 4,5 балла и объемом 275 усл. ед. планируется следующим образом: 1. Разминка 10 мин. с интенсивностью 2,5 балла дает объем 25 усл. ед. (10x2,5). 2. Десятиминутная имитация техники с интенсивностью 4 балла

 

дает нагрузку в 40 усл. ед. 3. На решение непосредственных задач остается, таким образом, 210 усл. ед. При средней интенсивности 5 баллов для выполнения объема необходимо: 200 : 5 = 40 мин. Значит, для выполнения плана необходимы четыре 10-минутные серии УТР (УТР-24, УТР-25, 26, 27). Эти серии дадут нагрузку со средней интенсивностью 5 баллов и объемом 200 усл. ед. В целом 60 мин. чистого времени работы будут иметь интенсивность 4,4 балла и объем 265 усл. ед., что почти соответствует заданным параметрам.

Использование в практике тренировки дзюдоистов конкретного выражения интенсивности отдельных средств позволит тренеру, с одной стороны, упростить процедуру планирования и повысить точность дозировки параметров объема и интенсивности. С другой стороны, у спортсмена, который получает конкретное представление не только о содержании, но и об объеме и интенсивности всей тренировки и отдельных ее средств, повышаются сознательность, активность и мотивация к решению задач тренировки.

 

 

ТЕКУЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ БОРЦОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

   
В. Е. Петухов, А. Г. Ширяев, Ленинград
 

Одним из наиболее существенных резервов дальнейшего повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшение качества управления тренировочным процессом.

Из всего многообразия проблем управления существенно важной является проблема контроля за состоянием спортсмена.

Наличие в тренировочном процессе борцов такого фактора, как сгонка веса, создает дополнительные трудности в управлении этим процессом. Учет фактора снижения веса требует, как показали наши исследования, индивидуализации режима тренировки.

Индивидуализация режима тренировки должна осуществляться на основе комплексного педагогического контроля, в содержание которого входит контроль за:

—  тренировочными нагрузками;

—  текущим состоянием;

—  технико-тактической подготовленностью;

—  снижением веса.

Центральное место в педагогическом контроле занимает контроль за состоянием спортсмена, в данном случае за текущим состоянием, на основе которого происходит управление режимом тренировочных нагрузок. Поскольку, как показал наш анализ, вопросы

 

текущего педагогического контроля в спортивной борьбе разработаны слабо, нами была поставлена задача выбрать, разработать и обосновать тесты текущего педагогического контроля для борцов, применяющих снижение, веса.

Критерии отбора тестов были следующие:

—  информативность и надежность для целей текущего педагогического контроля;

—  простота и доступность для широкого использования;

—  непродолжительность и небольшая энергоемкость выполнения;

—  оперативность получения информации в удобном для анализа виде.

Отбор тестов проводился в соответствии с рекомендациями видных специалистов в области спортивной тренировки, и в частности спортивной борьбы. Так, Д. А. Аросьев (1969), И. Г. Озолин (1971) и в спортивной борьбе М. С. Фидаров (1975), О. П. Сиротин (1979) высказывают мнение о необходимости использования в педагогическом контроле спортсменов самооценок их состояния. Это позволяет не только получать полезную информацию для управления тренировкой, но и способствует тому, что спортсмен в процессе ежедневных самонаблюдений начинает более полно и точ-

Library   62   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало