Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА САМБИСТОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

   
А. С. Пахомов, Ярославль
 

В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы.

Уже прошли те времена, когда массовость обеспечивала достижение высоких спортивных результатов. Повышение качества и эффективности тренировочной работы, снижение затрат времени и труда при достижении наивысших результатов стали насущной задачей каждого спортсмена и его наставника. Опыт ведущих тренеров говорит о том, что умелое управление тренировочным процессом является решающим в повышении его качества. Многие специалисты при организации учебно-тренировочной работы пользовались методом визуального контроля за эффективностью применяемых средств и методики с последующим внесением уточнений.

Но наблюдение за действиями спортсменов с мысленной фиксацией всех интересующих тренера фактов страдает целым рядом недостатков, основным из которых является малый объем памяти человека, когда тот не в состоянии удержать некоторые незначительные моменты, которые, накапливаясь, приводят к неудачам. В этом случае не всегда с достаточной определенностью можно выявить недостатки ■ в подготовке и, следовательно, своевременно исправить их в тренировке. Поэтому многие тренеры стали применять стенографическую запись технико-тактической подготовки борца с ее последующим анализом. Этот метод позволяет фиксировать все действия борца в схватке с помощью специальных символов.

В 1951 г. Е. М. Чумаков использовал метод записи технико-тактических действий для анализа и совершенствования подготовки таких выдающихся спортсменов, как О. Степанов, Е. Глориозов, Г. Шульц, И. Ципурский и др. Этот метод в настоящее время становится общепризнанным, тренеры и научные работники во всех видах спортивной борьбы стали разрабатывать свои символы стенографической записи.

Овладеть стенографией и методикой последующей обработки полученных данных нетрудно. Символы, с помощью которых фиксируются технические действия борцов, легки для запоминания, так как знаки обычно напоминают один из элементов означаемого приема.

Обработка с помощью формул математической статистики чрезвычайно проста. Правда, на запись и анализ требуется время, но труд затем окупается обилием ценнейшей для

 

тренера информации. Он может получить объективную количественную и качественную оценку уровня. подготовленности борца. Исходя из результатов анализа полученных показателей определенного спортсмена и его противников, можно определять рациональные пути совершенствования спортсмена, лучше планировать учебно-тренировочный процесс. Нами были поставлены вопросы: каков оптимальный объем технических действий для обучения? какие именно приемы защиты и контр-приемы следует изучать на определенном этапе подготовки? на какие физические и морально-волевые качества следует обратить особое внимание? Для ответа на эти вопросы использовались методика записи тактико-технических действий борцов в схватках и способы получения и анализа нужных показателей*.

При этом регистрация и дальнейшая обработка данных производились в следующем порядке:

а)   фиксация действий борцов в схватке. Все действия регистрируются системой символов в специальном протоколе;

б)   составление сводных протоколов исходя из данных наблюдений;

в)   математическая обработка наблюдений для выявления показателей подготовленности;

г)   анализ результатов и выявление положительных и отрицательных сторон подготовленности борца.

Показатели подготовленности

1. Активность (А) — показатель количества действий борца в нападении и защите. Она выражается в среднем количестве действий за схватку или в единицу времени и определяется отдельно для защиты и нападения.

 

Пп
Ан = ——— ,      
t

 

где Ан — показатель активности в нападении, Пп — сумма попыток в нападении, t — общее время схваток в минутах.

 

Пз
Аз = ——— ,      
t


* Е. М. Чумаков. Тактика борца-самбиста. М., ФиС, 1976; В. П. Волков, С. Ф. Ионов, Е. М. Чумаков. Индивидуальное планирование тренировки борца-самбиста. М., ФиС, 1976; С. Ф. Ионов. Символы для регистрации захватов в борьбе самбо. Ежегодник. «Спортивная борьба». М., ФиС, 1973.

Library   53   Up


Contents

 

Home
 

где Аз — показатель активности в защите, Пз — сумма попыток нападения противника, t — общее время схваток в минутах.

Показатель активности свидетельствует о решительности борца, о его способности действовать, используя все возможности атаки, кроме того, он характеризует выносливость спортсмена.

2.  Разнообразие применяемых приемов (В — вариативность) определяется по количеству классификационных групп, из которых борец использовал приемы.

В = КГ,

где КГ — классификационные группы, из которых борец пытался выполнить приемы.

Этот показатель свидетельствует о разнообразии применяемой техники, отражает диапазон освоенных спортсменом приемов и характеризует борцовскую координацию и ловкость.

3.  Разнообразие удачно применяемых приемов (Вэ — эффективная вариативность) определяется количеством классификационных групп, приемами из которых борец добивался успеха.

Вэ = КГэ,

где КГэ — классификационные группы, приемами из которых борец добивался успеха.

Эффективная вариативность свидетельствует о количестве освоенных действий, доведенных до совершенства, позволяющих добиваться определенных результатов.

4.  Частота применения приемов (ЧП) определяется по количеству попыток выполнения приемов из каждой классификационной группы.

ЧП = ПКГ,

где ПКГ — попытки проведения приемов из одной классификационной группы.

Этот показатель частоты применения приемов позволяет судить о том, какие из них являются коронными и для каких технико-тактических действий борец стремится чаще создавать благоприятную ситуацию.

5.  Способность борца выполнять приемы в разные стороны (Р) определяется по формуле:

КГр
P = ——— ,      
КГ

где КГр — сумма классификационных групп, в которых борец применяет приемы в обе стороны; КГ — общее количество классификационных приемов, применяемых борцом.

Разносторонность борца также характеризует его координационные способности.

6. Эффективность техники нападения (Эв) — процент удачно выполненных приемов

 

от общего количества зафиксированных технических действий.

Пу           
Эн = ——— · 100%,      
П            

 

где Пу — сумма удачно проведенных приемов, П — общая сумма попыток проведения приемов.

Эффективность защиты (Эз) — процент удачно отраженных приемов противника от общего количества его попыток.

Показатели эффективности нападения и защиты позволяют судить о степени подготовленности борцов, встречающихся в соревновательных схватках. Чем выше эффективность, тем лучше подготовленность спортсмена относительно данных противников. В схватках равных борцов эффективность нападения приближена к нулю, а эффективность защиты — к 100%.

7. Результативность нападения (Рн) — среднее количество очков, полученных борцом за схватку или в единицу времени.

 

 

Результативность защиты (Р3) определяется по такой же формуле. Подсчитывают, сколько в среднем очков проиграл борец в схватке (или за единицу времени).

Обратимся к конкретному примеру анализа технической подготовки борца С. по участию его в первенстве ЦС ДСО «Труд» (юноши) в Брянске в 1976 г., где он занял 3-е место (табл. 1).

Табл. 1 представляет собой заполненный сводный протокол. По частоте применения приемов в определенных классификационных группах мы можем определить его наиболее отработанные приемы. Ими являются зацепы и броски с захватом ног, неплохо он выполняет приемы в борьбе лежа. Пытается провести броски через плечо и подсечку, но добивается незначительного успеха.

Приемы в двух классификационных группах он выполнял в обе стороны, что состави-  

 
Library   54   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица 1

Сводный протокол (Брянск, 1976 г, первенство ЦС ДСО "Труд" среди юношей)

Таблица  2

Соотношение тактико-технических показателей

А

В

Рэ

З

R

Призер ЦС ДСО "Труд"

Нападение

4,17

7

7

48

9,5

6

(юноши) Брянск, 1976 г

Защита

62

3,5

Средние показатели чемпионов зоны РСФСР

Нападение

6,1

7,1

5,6

49

9,92

8 32

Защита

88

1,57

Средние показатели чемпионов финала РСФСР

Нападение

9,36

7,8

6,2

39

9,45

6,45

Защита

80

2,4

Показатель борца С.
в процентах от показателей победителей

Зона |

Нападение

68

99

125

98

96

71%

Защита

70

220

РСФСР

Нападение

45

90

113

123

101

93%

Защита

78

146

 
Library   55   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 3

Среднестатистические показатели участников победителей зонального первенства России и чемпионов финала РСФСР среди юношей

Показатели

А

P

Рэ

Эн%

Эз%

Ро

Весовая категория, место (зона 45 кг, 2-е место РСФСР)

6,4

8

6

59

78

10,4

2,2

7,4

56 кг, 1-е место

7,33

5

5

48

85

8,8

1,4

5

65 кг, 2-е место

4,2

5

4

76

57

10

5

1,2

70 кг, 2-е место

5

6

5

50

81

5,7

4,5

3

Св. 87 кг, 2-е место

4,5

7

3

38

66

5

2

5

Средний показатель призеров

5,4

6,2

4,6

54

73

7,9

3

4,9

Средние показатели чемпионов

финал РСФСР

9,36

7,8

6,2

39

80

9,45

2,4

6,45

зона РСФСР

6,1

7,1

5,6

49

88

9,92

1,57

8,32

Показатель борцов в процентах от показателя чемпиона

финал РСФСР

60

80

70

140

90

80

130

80

зона РСФСР

90

90

80

по

80

80

190

50

 

 

ло лишь 15% от общего количества классификационных групп, из которых он использовал броски. Это очень низкий показатель.

Для более объективной оценки уровня подготовки спортсмена количественно-качественные показатели следует рассматривать в сравнении со среднестатистическими показателями победителей определенных соревнований.

Соревнования, в которых участвовал рассматриваемый борец, не были записаны полностью, поэтому для сопоставления в табл. 2 приведены показатели чемпионов РСФСР (Курск, 1975) и победителей зонального первенства центра России среди юношей (Рыбинск, 1975).

Мы видим, что показатель его активности сильно отклоняется от нормы. Так, он составляет 68% от показателя победителей зоны России и всего 48% от средних данных чемпионов РСФСР. При практически равной эффективности проведения приемов его активность недостаточна. Это можно объяснить либо его нерешительностью, либо он недостаточно вынослив (дополнительный анализ показал, что последнее соответствует истине).

Малоэффектна была его защита. Более трети приемов, которые пытался провести противник, достигали цели (здесь, видимо, имел место фактор недостаточной выносливости). Особенно часто достигали цели подхваты, броски с захватом ног, проводимые противником.

Таким образом, рассматривая и анализируя показатели спортсмена, можно сделать выводы о его подготовке и определить задачи

 

для дальнейшего совершенствования. Поскольку среднестатистические показатели борца С. близки к показателям победителей зонального первенства, то на соревнованиях такого масштаба он может выступать успешно и быть в первой половине турнирной таблицы. Но нельзя рассчитывать, что при настоящем уровне подготовки борец во всех соревнованиях будет выступать успешно. Например, маловероятно, что в финальных соревнованиях Российской Федерации он мог бы добиться успеха.

При постановке целей дальнейшего тактико-технического совершенства борца С. следует обратить особое внимание на повышение общей и специальной выносливости, выработку более эффективной защиты (особое внимание следует уделять обучению отражения атак на ноги) и, естественно, на дальнейшее расширение тактико-технического арсенала коронных приемов.

И еще пример. В 1975 г. пять ярославских борцов, став призерами центральной зоны России среди юношей в Рыбинске, получили право участвовать в финале первенства РСФСР. Все они выступили неудачно. Понять причину нетрудно. Сопоставляя данные технико-тактической подготовки ярославских борцов с показателями подготовки победителей зональных соревнований и чемпионов финала РСФСР (Курск, 1975), мы видим, что средний показатель активности (табл. 3) составлял лишь 60% от показателя победителя финала России, разнообразие — 80%, эффективное разнообразие — 70%, общие отклоне-

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 4

Применяемость и результативность классификационных групп приемов

Наименование соревнований

Применяемость (П)

Всего попыток

Результа-тивность (Р)

Числовой показатель

Процентный показатель

Числовой показатель

Процентный показатель

Числовой показатель

Процентный показатель

Первенство СССР (молодежь) (Майкоп, 1974)

П

3772

56

1571

24

1313

20

6656

Р

1495

52

937

33

427

15

2859

Первенство РСФСР (юноши) (Курск, 1975)

П

2223

55

1134

28

673

17

4030

Р

1643

57

753

26

500

17

2896

Первенство центральной зоны РСФСР (Рыбинск, 1975)

П

784

56

322

23

286

21

1392

Р

706

51

426

31

245

18

1377

Абсолютный чемпионат СССР (Рыбинск, 1974)

П

253

75

31

9

53

16

337

Р

153

79

33

17

8

4

194

 

 

ния по зональным соревнованиям — на 20%, по финальным — 23%. Если учесть при этом, что среднестатистические показатели финальных соревнований (в борьбе с более сильными противниками) имеют ценность значительно выше показателей зонального первенства, можно констатировать, что об успешном выступлении борцов при таком уровне подготовки не могло быть и речи.

Объем технических действий

Среднестатистические показатели чемпионов определенных соревнований позволяют представить умозрительную модель борца — их победителя. Перед тренером уже не стоит вопрос, каким техническим арсеналом должен владеть борец для успешного выступления в соревнованиях всесоюзного и международного масштаба. Ранее существовало, по крайней мере, два мнения при решении этого вопроса.

Одни специалисты утверждают: чем больше различных приемов использует борец для достижения победы, тем выше его мастерство.

Другие предполагают, что классный борец должен владеть лишь небольшим количеством приемов.

Анализ данных наблюдения в соревнованиях показал, что лучшие борцы применяют до И приемов из различных классификационных групп, в среднем — 9, причем 8,6 из них дают результат. Это данные чемпионата Союза

 

среди молодежи (Майкоп, 1974). Призеры зонального первенства РСФСР среди юношей (Рыбинск, 1975) применяли до 9 различных приемов, в среднем — 7,1, из них 5,6 — эффективные. Было установлено, что чем выше класс подготовки спортсмена, тем разнообразнее ого арсенал. Это говорит о том, что в учебно-тренировочном процессе нужно обучить занимающихся всем известным приемам техники. Причем необходимо учесть, что борцы, выполняющие приемы в обе стороны, как правило, добиваются лучших результатов, с меньшей затратой сил. Но при планировании обучения технике борьбы следует иметь в виду, что применяемость и эффективность различных приемов, как мы видим на приведенных ниже графиках, далеко не равнозначны.

Ряд приемов применяется борцами в соревнованиях редко, результативность их чрезвычайно мала, поэтому нет смысла ставить их в обучении наряду с наиболее эффективными бросками. Время на обучение этим приемам можно сократить, уделив большее внимание наиболее результативным техническим действиям. Но можно использовать фактор неожиданности, тем более что против редко используемых приемов защита отработана значительно слабее, чем против бросков, часто применяемых и эффективных, и запланировать больше времени на совершенствование этих приемов.

По классификации все броски в самбо разделены на три подгруппы.

Library   57   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 5

Таблица соотношения бросков

 
Library   58   Up


Contents

 

Home
 

Приемы, выполняемые в основном движении ногами; руками, с захватом ног руками; туловищем.

Соотношение этих групп приемов по частоте применения их в соревнованиях и их результативности (табл. 4) показывает, что по применяемости в среднем на броски ногами приходится 56%, туловищем — 25%, приемы захватом ног — 19%; по результативности соответственно 54, 30, 16%, исключая абсолютный чемпионат.

Борцы тяжелых весовых категорий чаще и с большим эффектом выполняют приемы ногами, броски с захватом ног они используют очень редко (абсолютный чемпионат).

Вывод: общий анализ применения технических действий борцами в соревнованиях способствует выделению наиболее применяемых и эффективных приемов, что помогает тренеру в определении оптимального объема технических действий при обучении технике.

Взаимосвязь технических действий
в борьбе самбо

В борьбе самбо приемы взаимосвязаны. Один и тот же бросок в зависимости от условий может быть подготовительным, атакующим, контратакующим и защитным техническим действием. При анализе стенографическо-

 

го материала было обращено внимание на следующие вопросы:

—  какие приемы применялись при создании благоприятной динамической ситуации для выполнения подсечки?

—  какие броски предшествовали подсечкам как подготовительные действия (в комбинации)?

—  какие приемы являются контрприемами для этой группы бросков?

—  для каких технических действий подсечки будут сами являться контрприемами?

Проведенное нами взаимообусловленное сочетание бросков (табл. 5) полезно при планировании процесса тактико-технической подготовки борцов.

Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что применение стенографического метода дает возможность осуществлять контроль за ходом спортивного совершенствования борца-самбиста и управлять учебно-тренировочным процессом.

Объективность математического анализа позволяет безошибочно определить рациональные пути дальнейшего роста спортивного мастерства борца, в основе которого лежит выявление сильных и слабых сторон его подготовки.

Все это является источником повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ СТИЛЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦА

   
К. С. Олзоев, заслуженный мастер спорта СССР, Улан-Удэ;
В. А. Геселевич, кандидат медицинских наук, Москва
 

В процессе подготовки борцов практически отсутствует дифференциация нагрузок как по ОФП, так и по СП, обусловленная особенностями индивидуального стиля. В то же время сочетание индивидуальных особенностей личности и индивидуального стиля спортивной деятельности является непременным условием успешного выступления в ответственных соревнованиях.

Стиль деятельности, по мнению многих авторов, — это система наиболее эффективных приемов и способов организации своей самостоятельной работы, устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

Понятие «стиль» до настоящего времени используется в литературе весьма в широком смысле. Так, бытуют названия «борьба классического стиля», «борьба вольного стиля».

По мнению Е. А. Климова (1968), для теории и практики наиболее перспективны раз-

 

работка и проектирование индивидуальных программ формирования оптимального индивидуального стиля деятельности.

С. А. Преображенский (1978) считает, что по характерной направленности технико-тактического мастерства, по качествам, благодаря которым чаще всего добиваются побед, борцов можно разделить на несколько групп: стремящихся побеждать за счет преимущества в техническом мастерстве; отличающихся большой физической силой; характеризующихся большой выносливостью; борцов, в меру наделенных названными качествами.

Индивидуальный стиль деятельности определяет успешность и стабильность спортивного мастерства. Этот вопрос в теории и практике спортивной подготовки изучен недостаточно, особенно применительно к борьбе. Большинство работ выполнено с использованием преимущественно психологических мето-

Library   59   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало