|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Среднестатистические показатели участников победителей зонального первенства России и чемпионов финала РСФСР среди юношей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ло лишь 15% от общего количества классификационных групп, из которых он использовал броски. Это очень низкий показатель. Для более объективной оценки уровня подготовки спортсмена количественно-качественные показатели следует рассматривать в сравнении со среднестатистическими показателями победителей определенных соревнований. Соревнования, в которых участвовал рассматриваемый борец, не были записаны полностью, поэтому для сопоставления в табл. 2 приведены показатели чемпионов РСФСР (Курск, 1975) и победителей зонального первенства центра России среди юношей (Рыбинск, 1975). Мы видим, что показатель его активности сильно отклоняется от нормы. Так, он составляет 68% от показателя победителей зоны России и всего 48% от средних данных чемпионов РСФСР. При практически равной эффективности проведения приемов его активность недостаточна. Это можно объяснить либо его нерешительностью, либо он недостаточно вынослив (дополнительный анализ показал, что последнее соответствует истине). Малоэффектна была его защита. Более трети приемов, которые пытался провести противник, достигали цели (здесь, видимо, имел место фактор недостаточной выносливости). Особенно часто достигали цели подхваты, броски с захватом ног, проводимые противником. Таким образом, рассматривая и анализируя показатели спортсмена, можно сделать выводы о его подготовке и определить задачи |
для дальнейшего совершенствования. Поскольку среднестатистические показатели борца С. близки к показателям победителей зонального первенства, то на соревнованиях такого масштаба он может выступать успешно и быть в первой половине турнирной таблицы. Но нельзя рассчитывать, что при настоящем уровне подготовки борец во всех соревнованиях будет выступать успешно. Например, маловероятно, что в финальных соревнованиях Российской Федерации он мог бы добиться успеха. При постановке целей дальнейшего тактико-технического совершенства борца С. следует обратить особое внимание на повышение общей и специальной выносливости, выработку более эффективной защиты (особое внимание следует уделять обучению отражения атак на ноги) и, естественно, на дальнейшее расширение тактико-технического арсенала коронных приемов. И еще пример. В 1975 г. пять ярославских борцов, став призерами центральной зоны России среди юношей в Рыбинске, получили право участвовать в финале первенства РСФСР. Все они выступили неудачно. Понять причину нетрудно. Сопоставляя данные технико-тактической подготовки ярославских борцов с показателями подготовки победителей зональных соревнований и чемпионов финала РСФСР (Курск, 1975), мы видим, что средний показатель активности (табл. 3) составлял лишь 60% от показателя победителя финала России, разнообразие — 80%, эффективное разнообразие — 70%, общие отклоне- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Применяемость и результативность классификационных групп приемов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ния по зональным соревнованиям — на 20%, по финальным — 23%. Если учесть при этом, что среднестатистические показатели финальных соревнований (в борьбе с более сильными противниками) имеют ценность значительно выше показателей зонального первенства, можно констатировать, что об успешном выступлении борцов при таком уровне подготовки не могло быть и речи. Объем технических действий Среднестатистические показатели чемпионов определенных соревнований позволяют представить умозрительную модель борца — их победителя. Перед тренером уже не стоит вопрос, каким техническим арсеналом должен владеть борец для успешного выступления в соревнованиях всесоюзного и международного масштаба. Ранее существовало, по крайней мере, два мнения при решении этого вопроса. Одни специалисты утверждают: чем больше различных приемов использует борец для достижения победы, тем выше его мастерство. Другие предполагают, что классный борец должен владеть лишь небольшим количеством приемов. Анализ данных наблюдения в соревнованиях показал, что лучшие борцы применяют до И приемов из различных классификационных групп, в среднем — 9, причем 8,6 из них дают результат. Это данные чемпионата Союза |
среди молодежи (Майкоп, 1974). Призеры зонального первенства РСФСР среди юношей (Рыбинск, 1975) применяли до 9 различных приемов, в среднем — 7,1, из них 5,6 — эффективные. Было установлено, что чем выше класс подготовки спортсмена, тем разнообразнее ого арсенал. Это говорит о том, что в учебно-тренировочном процессе нужно обучить занимающихся всем известным приемам техники. Причем необходимо учесть, что борцы, выполняющие приемы в обе стороны, как правило, добиваются лучших результатов, с меньшей затратой сил. Но при планировании обучения технике борьбы следует иметь в виду, что применяемость и эффективность различных приемов, как мы видим на приведенных ниже графиках, далеко не равнозначны. Ряд приемов применяется борцами в соревнованиях редко, результативность их чрезвычайно мала, поэтому нет смысла ставить их в обучении наряду с наиболее эффективными бросками. Время на обучение этим приемам можно сократить, уделив большее внимание наиболее результативным техническим действиям. Но можно использовать фактор неожиданности, тем более что против редко используемых приемов защита отработана значительно слабее, чем против бросков, часто применяемых и эффективных, и запланировать больше времени на совершенствование этих приемов. По классификации все броски в самбо разделены на три подгруппы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 |
|
||||
Таблица 5 Таблица соотношения бросков
|
||||
58 |
|
||||
Приемы, выполняемые в основном движении ногами; руками, с захватом ног руками; туловищем. Соотношение этих групп приемов по частоте применения их в соревнованиях и их результативности (табл. 4) показывает, что по применяемости в среднем на броски ногами приходится 56%, туловищем — 25%, приемы захватом ног — 19%; по результативности соответственно 54, 30, 16%, исключая абсолютный чемпионат. Борцы тяжелых весовых категорий чаще и с большим эффектом выполняют приемы ногами, броски с захватом ног они используют очень редко (абсолютный чемпионат). Вывод: общий анализ применения технических действий борцами в соревнованиях способствует выделению наиболее применяемых и эффективных приемов, что помогает тренеру в определении оптимального объема технических действий при обучении технике. Взаимосвязь технических действий
В борьбе самбо приемы взаимосвязаны. Один и тот же бросок в зависимости от условий может быть подготовительным, атакующим, контратакующим и защитным техническим действием. При анализе стенографическо- |
го материала было обращено внимание на следующие вопросы: — какие приемы применялись при создании благоприятной динамической ситуации для выполнения подсечки? — какие броски предшествовали подсечкам как подготовительные действия (в комбинации)? — какие приемы являются контрприемами для этой группы бросков? — для каких технических действий подсечки будут сами являться контрприемами? Проведенное нами взаимообусловленное сочетание бросков (табл. 5) полезно при планировании процесса тактико-технической подготовки борцов. Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что применение стенографического метода дает возможность осуществлять контроль за ходом спортивного совершенствования борца-самбиста и управлять учебно-тренировочным процессом. Объективность математического анализа позволяет безошибочно определить рациональные пути дальнейшего роста спортивного мастерства борца, в основе которого лежит выявление сильных и слабых сторон его подготовки. Все это является источником повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы. |
|||
|
||||
К. С. Олзоев, заслуженный мастер спорта СССР, Улан-Удэ; В. А. Геселевич, кандидат медицинских наук, Москва |
||||
В процессе подготовки борцов практически отсутствует дифференциация нагрузок как по ОФП, так и по СП, обусловленная особенностями индивидуального стиля. В то же время сочетание индивидуальных особенностей личности и индивидуального стиля спортивной деятельности является непременным условием успешного выступления в ответственных соревнованиях. Стиль деятельности, по мнению многих авторов, — это система наиболее эффективных приемов и способов организации своей самостоятельной работы, устойчивая система особенностей деятельности и поведения. Понятие «стиль» до настоящего времени используется в литературе весьма в широком смысле. Так, бытуют названия «борьба классического стиля», «борьба вольного стиля». По мнению Е. А. Климова (1968), для теории и практики наиболее перспективны раз- |
работка и проектирование индивидуальных программ формирования оптимального индивидуального стиля деятельности. С. А. Преображенский (1978) считает, что по характерной направленности технико-тактического мастерства, по качествам, благодаря которым чаще всего добиваются побед, борцов можно разделить на несколько групп: стремящихся побеждать за счет преимущества в техническом мастерстве; отличающихся большой физической силой; характеризующихся большой выносливостью; борцов, в меру наделенных названными качествами. Индивидуальный стиль деятельности определяет успешность и стабильность спортивного мастерства. Этот вопрос в теории и практике спортивной подготовки изучен недостаточно, особенно применительно к борьбе. Большинство работ выполнено с использованием преимущественно психологических мето- |
|||
59 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |