Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

особенно групп мышц, участвующих в отрыве и развороте соперника.

Имеющиеся недостатки в технике выполнения приема на этапе совершенствования его (после 20 — 25 занятий) возможно зафиксировать только с помощью точных инструментальных методов. Поэтому метод педагогической оценки приема должен, ограничиться начальной стадией изучения и совершенствования приема.

Согласно современным представлениям, точность движения основана на непрерывной их коррекции в ответ на сигналы обратной связи, главным образом проприоцептивные и зрительные. Эта коррекция осуществляется в микроинтервалах времени по ходу двигательного действия.

Постоянное предварительное корректирование способствует технически правильному закреплению двигательного действия, кроме то-

 

го, позволяет выполнять разученное действие сразу на высоком техническом уровне.

Развитие физических качеств проводилось в соответствии с возрастными особенностями и во взаимосвязи с изучаемой техникой.

Постоянный учет, проверка и оценка изучаемой техники борьбы позволяют объективно судить об эффективности обучения, его положительных и отрицательных сторонах, установить причины недостатков и увидеть пути совершенствования учебного процесса.

Кроме того, систематический контроль за изучаемой и совершенствуемой техникой позволяет стимулировать юных борцов на сознательную работу, придавать уверенность их действиям.

Разработанная методика педагогической оценки технических действий экспериментально проверена и подтверждена инструментальными методами.

 

 

КСТОВСКАЯ ШКОЛА САМБО

   
Д. Г. Литинский, А. С. Тяпков,
Горьковская область
 

ДЮСШ по борьбе самбо в городе Кстове Горьковской области была открыта в 1972 г. на базе ранее существовавшей спортивной секции Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода имени XXIV съезда КПСС.

В то время в школе было 220 учащихся, 15 учебных групп. В школе тогда работало 4 тренера. Сейчас в СДЮШОР по борьбе самбо (это звание присвоено школе в ноябре 1979   г.) занимается около 1000 человек. Занятия с ними проводят 20 тренеров. В школе 70 учебных групп, в том числе 4 группы спортивного совершенствования и 4 группы высшего спортивного мастерства.

Спортивные достижения школы известны достаточно широко. В 1979 г. здесь подготовлено 2 чемпиона СССР и 1 бронзовый призер чемпионата страны, 1 победитель Спартакиады народов СССР, 1 призер Кубка СССР. Учащиеся СДЮШОР Е. Есин и Н.Баранов стали чемпионами мира 1979 г., а в 1980  г. в розыгрыше Кубка мира успешно выступили Н. Баранов и Н. Медведев.

Как и все СДЮСШ страны, кстовская школа работает по утвержденным учебным планам и программам. Однако есть в организации работы школы некоторые особенности, характерные именно для этой СДЮСШ. На них нам и хотелось остановиться в данной статье.

ЛОМКА БАРЬЕРОВ

Речь идет здесь как о ведомственных, так и территориальных барьерах. Формально школа самбо принадлежит ДСО «Труд» и Ново-

 

горьковскому нефтеперерабатывающему заводу. Фактически школа объединяет под своим методическим руководством 11 тренеров — ДСО «Труд», ДСО «Урожай», ДСО «Спартак» и Министерства просвещения РСФСР. Решен вопрос об открытии групп в ДСО «Трудовые резервы» на базе существующего в городе училища профтехобразования. По согласованию с перечисленными выше организациями тренеры ДСО и ведомств включены в тренерские бригады, которыми руководят старшие тренеры СДЮШОР. Вопросы отбора детей, комплектования учебных групп, участия в соревнованиях решаются только по согласованию с руководством СДЮШОР.

Естественно, что это дополнительная нагрузка для дирекции школы самбо, для технического и особенно медицинского персонала. Ведь половина контингента СДЮШОР — учащиеся «посторонних» тренеров. Но в интересах дела все охотно берут на себя эту дополнительную ношу.

Формально школа самбо — городская школа. Фактически пятая часть ее учеников живет и занимается в совхозах «Ждановский», «Толмачевский» и Работкинском совхозе-техникуме, где созданы филиалы СДЮШОР.

Поиск спортивных талантов на селе дело, конечно, не новое. Однако, говоря честно, в большинстве случаев этот поиск сводится к призыву: «Алло, таланты, мы вас ждем, приезжайте к нам! Приезжайте, юноши и девушки такого-то роста, .веса, возраста, в такое-то место и в такие-то сроки».

Такой метод отбора напоминает стрельбу с завязанными глазами, при которой точность

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

попадания гарантировать никак нельзя. На призыв приехать откликается лишь малая часть интересных ребят. Поэтому в кстовской школе пошли другим путем. Тренеры поехали в совхозы. Причем поехали не на день-два, а на постоянное жительство. Авторитет школы самбо в районе достаточно велик, и руководители совхозов пошли на выделение жилья для тренеров, создание в совхозах базы для занятий самбо, справедливо видя в этом одну из форм закрепления молодежи в сельском хозяйстве.

Таким образом, кстовская СДЮШОР становится как бы межведомственным и даже в какой-то степени экстерриториальным методическим центром по развитию самбо в городе и районе. Причем эти обязанности коллектив школы взял на себя добровольно и по собственной инициативе.

ОТБОР И КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Отбор и комплектование — это два кита, на которых держится будущее любой спортивной секции, а тем более ДЮСШ. В Кстове при решении этих вопросов школа столкнулась с трудностями не совсем обычного рода.

Набрать в школу ребят не трудно, так как авторитет школы в городе необычайно высок и заниматься в ней престижно почти для каждого мальчишки. С другой стороны, по убеждению педагогов школы, каждый физически здоровый подросток при условии выполнения им программы занятий ДЮСШ может стать спортсменом как минимум I взрослого разряда. Однако стать мастером спорта СССР, мастером спорта международного класса, войти в сборную команду республики и страны способен далеко не каждый. А школа ставит перед собой именно такие задачи. Поэтому комплектование школы ведется в двух направлениях:

—   набор групп начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения;

—   выделение наиболее одаренных детей и ведение за ними специальных наблюдений.

При проведении юношеского первенства школы 1980 г. тренеры с удовлетворением отметили, что из 522 его участников 320 человек были юношами младшей возрастной группы (12 — 13 лет). На наиболее перспективных спортсменов заведены специальные карты динамики результатов спортсмена, рассчитанные на 6 лет и фиксирующие как функциональные изменения в организме спортсмена, так и все его спортивные выступления по месяцам и в целом за каждый год. Здесь учитываются масштаб соревнований, весовая категория, количество проведенных схваток, число побед и занятое место. Выделяется также лучший результат года. По предложению чемпиона мира Н. Баранова на карту наклеивается ежегодно фотокарточка юного спортсмена, что

 

позволяет судить об изменении его внешнего облика.

Трудности при комплектовании школы связаны именно с дефицитом особо одаренных спортсменов. В городе Кстове свыше 4000 мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет. В школе самбо занимается каждый четвертый. Поэтому возникла насущная потребность в организации специализированных спортивных классов по борьбе самбо.

При поддержке областного и городского отделов народного образования 1980/81 учебного года таких классов в городе будет три (по одному 4, 5 и 6-му классу), что позволит объединить около 100 наиболее способных юных самбистов.

В перспективе рассматривается вопрос об открытии в Кстове интерната спортивного профиля со специализацией «борьба самбо», который может быть укомплектован учащимися спецклассов, спортсменами из сельских филиалов СДЮШОР, а также юными самбистами из других краев, областей и автономных республик. Кстати, письма с подобными просьбами в кстовскую школу самбо уже приходят.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Весь большой объем работы требует от тренерского состава оперативности, четкого взаимодействия, самоотверженности в работе. Каждый тренер школы несет учебную нагрузку значительно большую, чем это предусмотрено положением о СДЮШОР. Например, старший тренер школы М. Г. Бурдиков занимается с тремя группами высшего спортивного мастерства, хотя мог бы работать и с одной. В группах у тренеров Г. И. Богданова, Ф. А. Кукушкина, Н. Баранова занимается около 100 спортсменов, и они возглавляют тренерские бригады. У них кроме учебно-тренировочных групп есть группы спортивного совершенствования. Однако все тренеры понимают, что «своя ноша не тянет», и сами готовят резервы себе и товарищам по работе. Именно так, ибо в школе существует бригадный метод работы. Бригад в школе пока три, с будущего учебного года создается четвертая. Первое и основное требование к тренерской бригаде: она должна быть укомплектована как самостоятельная ДЮСШ от групп начальной подготовки первого года обучения до учебно-тренировочных групп четвертого года обучения. Минимальное количество учебных групп в бригаде — 20.

Тренеры бригад принимают совместное обязательство на каждый год работы. На областные и городские юношеские соревнования каждая бригада выставляет самостоятельную команду. Первенство школы тоже проводится между бригадами. Внутренняя жизнь бригады

 
Library   36   Up


Contents

 

Home
 

определяется самими тренерами и решается не одинаково.

В одних случаях происходит передача спортсменов более опытным тренерам, в других — тренер ведет группу до выпуска. Главным остается основной принцип — комплектование бригады по возрастным группам и степени подготовленности спортсменов.

Между бригадами существует здоровое соперничество в рамках объявленного на 1979 — 1985 гг. конкурса. Требования конкурса очень высокие. Например, подготовка разрядников учитывается начиная с I взрослого разряда, а выступления на соревнованиях — с чемпионата и первенств РСФСР.

Бригада-победительница награждается комплектом спортинвентаря, путевками в спортлагерь и правом самостоятельного выступления в одном из всесоюзных турниров самбистов.

Такое же поощрение предусмотрено для бригады, занявшей 1-е место по разделу «Юношеский и молодежный спорт». Бригадный метод помогает решить сложные вопросы взаимозаменяемости тренеров во время отъездов на соревнования, учебно-тренировочные сборы, учебу и т. п., вырабатывает не только у тренеров, но и у спортсменов чувство коллективизма, повышенную ответственность за работу и спортивные выступления.

В то же время он не мешает, а скорее помогает определить личный вклад каждого отдельного тренера. Рассмотрим это на примере итогов юношеского первенства СДЮШОР нынешнего года. В нем определились места не только каждой бригады, но и каждого тренера. Победителем стал Г. И. Богданов, набравший 147 очков. Из чего сложился этот результат?

В соревнованиях приняли участие 77 учеников Богданова, за каждого он получил по одному очку. Шестеро стали чемпионами в своих весовых категориях и возрастных группах, еще по 10 очков за каждого. И, наконец, еще 10 премиальных очков за спортсмена, который во время школьных соревнований выступал на юношеском первенстве республики.

Таким же образом определяется место каждого тренера. Учитывая, что в трех юношеских возрастных группах разыгрываются 43 чемпионских титула, подготовить чемпиона может каждый. Во всяком случае, в пер-

 

венстве СДЮШОР, о котором идет речь, это сумели сделать 13 тренеров из 16 принявших участие в соревнованиях. Бригадный метод работы прочно вошел в жизнь школы.

ОБЩЕЕ ДЕЛО

Думается, что старшему тренеру школы, кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному тренеру СССР М. Г. Бурдикову, директору школы мастеру спорта Н. Н. Кузнецову, их коллегам не удалось бы создать такую организацию, если бы не всеобщая поддержка и понимание.

Школа — детище не только завода, но и целого города, района. В Кстове нет людей, не заинтересованных в ее делах. Поэтому в порядке содержится огромное школьное здание, поэтому как яркие праздники проходят всесоюзные турниры на приз Героя Советского Союза Н. Талалушкина. Поэтому школа обеспечена всем необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, а требуется его немало. В рамках настоящей статьи невозможно рассказать о формах воспитательной работы, которая ведется в школе самбо. Это тема самостоятельного большого разговора. Заметим только, что заместителем директора кстовской школы самбо по воспитательной работе (на общественных началах) утверждена инструктор ГК КПСС Т. В. Кузнецова.

Большую помощь школе оказывают областные и республиканские организации, Управление спортивных единоборств Спорткомитета СССР, и в частности главный тренер сборной команды по борьбе самбо, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР С. Ф. Ионов. По его инициативе и с его помощью были созданы школьная спортивная библиотека, школьный музей спортивной славы, где разместились призы и экспонаты сборной команды страны. База школы самбо используется сборной командой страны и РСФСР в подготовке к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям. Присутствие на тренировках сильнейших борцов способствует повышению мастерства спортсменов школы.

Кстовская школа самбо находится в пути. Думается, что от нее можно ждать еще многого.

 
Library   37   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало