|
определяется самими тренерами и решается не одинаково.
В одних случаях происходит передача спортсменов более опытным тренерам, в других — тренер ведет группу до выпуска. Главным остается основной принцип — комплектование бригады по возрастным группам и степени подготовленности спортсменов.
Между бригадами существует здоровое соперничество в рамках объявленного на 1979 — 1985 гг. конкурса. Требования конкурса очень высокие. Например, подготовка разрядников учитывается начиная с I взрослого разряда, а выступления на соревнованиях — с чемпионата и первенств РСФСР.
Бригада-победительница награждается комплектом спортинвентаря, путевками в спортлагерь и правом самостоятельного выступления в одном из всесоюзных турниров самбистов.
Такое же поощрение предусмотрено для бригады, занявшей 1-е место по разделу «Юношеский и молодежный спорт». Бригадный метод помогает решить сложные вопросы взаимозаменяемости тренеров во время отъездов на соревнования, учебно-тренировочные сборы, учебу и т. п., вырабатывает не только у тренеров, но и у спортсменов чувство коллективизма, повышенную ответственность за работу и спортивные выступления.
В то же время он не мешает, а скорее помогает определить личный вклад каждого отдельного тренера. Рассмотрим это на примере итогов юношеского первенства СДЮШОР нынешнего года. В нем определились места не только каждой бригады, но и каждого тренера. Победителем стал Г. И. Богданов, набравший 147 очков. Из чего сложился этот результат?
В соревнованиях приняли участие 77 учеников Богданова, за каждого он получил по одному очку. Шестеро стали чемпионами в своих весовых категориях и возрастных группах, еще по 10 очков за каждого. И, наконец, еще 10 премиальных очков за спортсмена, который во время школьных соревнований выступал на юношеском первенстве республики.
Таким же образом определяется место каждого тренера. Учитывая, что в трех юношеских возрастных группах разыгрываются 43 чемпионских титула, подготовить чемпиона может каждый. Во всяком случае, в пер-
|
|
венстве СДЮШОР, о котором идет речь, это сумели сделать 13 тренеров из 16 принявших участие в соревнованиях. Бригадный метод работы прочно вошел в жизнь школы.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Думается, что старшему тренеру школы, кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному тренеру СССР М. Г. Бурдикову, директору школы мастеру спорта Н. Н. Кузнецову, их коллегам не удалось бы создать такую организацию, если бы не всеобщая поддержка и понимание.
Школа — детище не только завода, но и целого города, района. В Кстове нет людей, не заинтересованных в ее делах. Поэтому в порядке содержится огромное школьное здание, поэтому как яркие праздники проходят всесоюзные турниры на приз Героя Советского Союза Н. Талалушкина. Поэтому школа обеспечена всем необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, а требуется его немало. В рамках настоящей статьи невозможно рассказать о формах воспитательной работы, которая ведется в школе самбо. Это тема самостоятельного большого разговора. Заметим только, что заместителем директора кстовской школы самбо по воспитательной работе (на общественных началах) утверждена инструктор ГК КПСС Т. В. Кузнецова.
Большую помощь школе оказывают областные и республиканские организации, Управление спортивных единоборств Спорткомитета СССР, и в частности главный тренер сборной команды по борьбе самбо, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР С. Ф. Ионов. По его инициативе и с его помощью были созданы школьная спортивная библиотека, школьный музей спортивной славы, где разместились призы и экспонаты сборной команды страны. База школы самбо используется сборной командой страны и РСФСР в подготовке к крупнейшим международным и всесоюзным соревнованиям. Присутствие на тренировках сильнейших борцов способствует повышению мастерства спортсменов школы.
Кстовская школа самбо находится в пути. Думается, что от нее можно ждать еще многого.
|
|