Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ликанских и всесоюзных юношеских турниров показывают перспективность изложенной в статье схемы построения технической подго-

 

товки для воспитания борцов атакующего стиля, надежно владеющих разнообразными эффективными приемами.

 


Планирование средств технической подготовки в годовом цикле 1980/81 г.
 (3-й год обучения — младшие юноши 1966 — 1967 гг. рождения)

Средства подготовки

Номера недельного цикла

Стойка

Партер

Переводы рывком, нырком, швунгом

«Вертушки» (переводы и броски)

Броски прогибом

Сбивания, сваливания

«Мельницы», броски наклоном

Броски через спину

Комбинации приемов

Перевороты на руках, выходы наверх
 

»                     »
 

Броски накатом, перевороты прогибом, броски «задний пояс», «обратный пояс»

Перевороты на руках, контрприемы

Комбинации приемов

Контрприемы, защиты

Связки с приемами из стойки, комбинации приемов

5, 6, 24, 25, 43


7, 8, 26, 27, 44
 

9, 10, 11, 28,
29, 30, 45

12, 13, 31, 32

14, 15, 33, 34

15, 16, 35, 36

17, 18, 19, 37,
38, 39, 40, 41,
46, 47

Летний лагерь. Зимний лагерь. Направленность тренировки — ОФП 1, 2, 3, 4
22 — 23
Контрольные соревнования, тесты 20, 42
Основные соревнования. Первенство ЦС «Юный трудовец» 48
Медицинское обследование 20, 21, 49
Переходный период. Активный отдых 50, 51, 52

Всего — 52 недели. Объем — 940 час.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

   
О. П. Юшков, кандидат педагогических наук; В. П. Сердюк, мастер спорта СССР
 

Максимизация нагрузок предъявляет высокие требования как к функциональному состоянию организма борца, так и к технике исполнения приемов. В таких условиях решающее значение приобретает правильное обучение технике борьбы на начальном этапе.

На современном уровне развития спортивной науки недостаточно традиционных научных методов, определяющих связи между физиологическими характеристиками и конечным

 

результатом. Требуется развернутый анализ изменения во времени всех факторов, характеризующих спортивные достижения. Необходимо внедрять комплексные методики, позволяющие фиксировать как физиологические, так и динамические факторы непосредственно в самом процессе состязаний и тренировок (Б. В. Миненков, 1972).

При изучении особенностей скоростно-силовой подготовки спортсменов исследователи и

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

тренеры, как правило, оперируют объективными числовыми показателями (объем силовой работы, результаты выполнения различных тестов). В то же время оценка технической подготовленности дается или по описанию кинограммы, или по результатам измерения отдельных характеристик движения, что не позволяет объективно осуществлять контроль за уровнем технической подготовки, так как основой мастерства борца является техническая подготовленность.

Традиционное обучение технике идет путем проб и ошибок. Опираясь только на субъективные ощущения и конечный результат (получилось — не получилось, успел — не успел и т. д.), ученик отбирает и закрепляет действия, наиболее близкие к идеалу. Остальное — издержки. И процент их велик. Поэтому необходимо создать условия, которые сразу бы исключили ошибку, дать ориентиры, которые позволили бы спортсмену оценивать свои действия объективно.

Изучение специальной литературы, исследовательских работ и анализ практической деятельности тренеров выявили, что существующая методика начального обучения технике вольной борьбы часто не учитывает возрастных особенностей юных борцов, во многом повторяет методику обучения взрослых спортсменов. Методике начального обучения в исследованиях по борьбе уделено очень мало внимания. Подавляющее большинство исследований проведено на спортсменах высокой квалификации — членах сборной команды страны.

Поэтому нами была предпринята попытка разработать эффективную методику обучения и совершенствования техники вольной борьбы (на примере броска «мельницей») с учетом возрастных особенностей юного организма.

В основу обучения и совершенствования технических действий юных борцов положен принцип многократного повторения их при постоянном контроле и коррекции качества выполнения этих действий.

Упражнения, применявшиеся для развития специальных качеств, соответствовали не только режиму основной деятельности, но и двигательным параметрам, характеризующим структуру технических действий, т. е. специальные упражнения соответствовали биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям развиваемых усилий в основной фазе технических действий. Таким образом, специальные упражнения представляли собой элементарную структурно-функциональную модель основного технического действия.

С целью изучения уровня и динамики развития основных физических качеств юных борцов во взаимосвязи с формированием двигательных навыков в процессе эксперимента в течение трех лет фиксировались показатели контрольных тестов.

 

Корреляционный анализ уровня развития физических качеств юных борцов и степени овладения техникой борьбы (на примере броска «мельницей») показывает их тесную взаимосвязь (коэффициент корреляции — 0,7).

Тренировочная нагрузка в уроке, направленная на совершенствование техники изучаемого приема, регулировалась с помощью специально разработанных режимов работы (О. П. Юшков, В. П. Сердюк, С. М. Репневский, 1977). Кроме того, учитывались такие специфические показатели, как изменение цвета кожи, потоотделение, точность выполнения движений, способность к сосредоточению, самочувствие, настроение и т. п.

В процессе изучения и совершенствования приема проводился комплексный контроль за степенью овладения им. Комплексный контроль включал:

1.  Экспертную оценку выполнения приема по десятибалльной шкале.

2.  Самооценку выполненного приема, оценку выполнения приема товарищами по группе.

3.  Регистрацию количества бросков «мельницей» в процессе совершенствования на уроке и во время тренировочных схваток.

4.  Участие в соревнованиях для определения эффективности методики обучения броску «мельницей» и качества усвоения этого приема, на которых регистрировалось количество проведенных бросков «мельницей», количество неудачных попыток провести прием. Критерием оценки уровня овладения техникой броска было отношение суммы бросков «мельницей», выполненных борцами экспериментальной группы, к общему количеству соревновательных поединков, проведенных ими.

Эффективность техники (в данном случае броска «мельницей») определялась по методике В. П. Волкова, В. С. Роднова, Е. М. Чумакова (1971).

5.  Киноанализ технического действия, выполняемого в различных сочетаниях и в соревновательной обстановке, сравнение образцового выполнения на экране с собственным. Используя средства киноанализа, юные борцы находили ошибки, о которых только предполагали, по-новому осмысливали те из них, значение которых ранее недооценивали, выявляли новые ошибки, исправляли свои неверные представления об ошибках, оценивая их в новом свете после просмотра на экране.

6.  Регистрацию кинематических параметров изучаемого приема. Этот метод дает возможность проследить последовательность и величину опережения одних частей тела по отношению к движениям других и на этой основе контролировать и корректировать качество выполняемого приема.

Полученные кинематические характеристики позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной физподготовки при изучении и совершенствовании броска «мельницей»,

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

особенно групп мышц, участвующих в отрыве и развороте соперника.

Имеющиеся недостатки в технике выполнения приема на этапе совершенствования его (после 20 — 25 занятий) возможно зафиксировать только с помощью точных инструментальных методов. Поэтому метод педагогической оценки приема должен, ограничиться начальной стадией изучения и совершенствования приема.

Согласно современным представлениям, точность движения основана на непрерывной их коррекции в ответ на сигналы обратной связи, главным образом проприоцептивные и зрительные. Эта коррекция осуществляется в микроинтервалах времени по ходу двигательного действия.

Постоянное предварительное корректирование способствует технически правильному закреплению двигательного действия, кроме то-

 

го, позволяет выполнять разученное действие сразу на высоком техническом уровне.

Развитие физических качеств проводилось в соответствии с возрастными особенностями и во взаимосвязи с изучаемой техникой.

Постоянный учет, проверка и оценка изучаемой техники борьбы позволяют объективно судить об эффективности обучения, его положительных и отрицательных сторонах, установить причины недостатков и увидеть пути совершенствования учебного процесса.

Кроме того, систематический контроль за изучаемой и совершенствуемой техникой позволяет стимулировать юных борцов на сознательную работу, придавать уверенность их действиям.

Разработанная методика педагогической оценки технических действий экспериментально проверена и подтверждена инструментальными методами.

 

 

КСТОВСКАЯ ШКОЛА САМБО

   
Д. Г. Литинский, А. С. Тяпков,
Горьковская область
 

ДЮСШ по борьбе самбо в городе Кстове Горьковской области была открыта в 1972 г. на базе ранее существовавшей спортивной секции Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода имени XXIV съезда КПСС.

В то время в школе было 220 учащихся, 15 учебных групп. В школе тогда работало 4 тренера. Сейчас в СДЮШОР по борьбе самбо (это звание присвоено школе в ноябре 1979   г.) занимается около 1000 человек. Занятия с ними проводят 20 тренеров. В школе 70 учебных групп, в том числе 4 группы спортивного совершенствования и 4 группы высшего спортивного мастерства.

Спортивные достижения школы известны достаточно широко. В 1979 г. здесь подготовлено 2 чемпиона СССР и 1 бронзовый призер чемпионата страны, 1 победитель Спартакиады народов СССР, 1 призер Кубка СССР. Учащиеся СДЮШОР Е. Есин и Н.Баранов стали чемпионами мира 1979 г., а в 1980  г. в розыгрыше Кубка мира успешно выступили Н. Баранов и Н. Медведев.

Как и все СДЮСШ страны, кстовская школа работает по утвержденным учебным планам и программам. Однако есть в организации работы школы некоторые особенности, характерные именно для этой СДЮСШ. На них нам и хотелось остановиться в данной статье.

ЛОМКА БАРЬЕРОВ

Речь идет здесь как о ведомственных, так и территориальных барьерах. Формально школа самбо принадлежит ДСО «Труд» и Ново-

 

горьковскому нефтеперерабатывающему заводу. Фактически школа объединяет под своим методическим руководством 11 тренеров — ДСО «Труд», ДСО «Урожай», ДСО «Спартак» и Министерства просвещения РСФСР. Решен вопрос об открытии групп в ДСО «Трудовые резервы» на базе существующего в городе училища профтехобразования. По согласованию с перечисленными выше организациями тренеры ДСО и ведомств включены в тренерские бригады, которыми руководят старшие тренеры СДЮШОР. Вопросы отбора детей, комплектования учебных групп, участия в соревнованиях решаются только по согласованию с руководством СДЮШОР.

Естественно, что это дополнительная нагрузка для дирекции школы самбо, для технического и особенно медицинского персонала. Ведь половина контингента СДЮШОР — учащиеся «посторонних» тренеров. Но в интересах дела все охотно берут на себя эту дополнительную ношу.

Формально школа самбо — городская школа. Фактически пятая часть ее учеников живет и занимается в совхозах «Ждановский», «Толмачевский» и Работкинском совхозе-техникуме, где созданы филиалы СДЮШОР.

Поиск спортивных талантов на селе дело, конечно, не новое. Однако, говоря честно, в большинстве случаев этот поиск сводится к призыву: «Алло, таланты, мы вас ждем, приезжайте к нам! Приезжайте, юноши и девушки такого-то роста, .веса, возраста, в такое-то место и в такие-то сроки».

Такой метод отбора напоминает стрельбу с завязанными глазами, при которой точность

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало