Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ДЮСШ

   
Г. В. Кудииов, В. С. Дахновский, В. В. Николаев, Ростовская ДЮСШ, ВНИИФК
 

В юношеской борьбе до сих пор наблюдаются факты форсированной подготовки подростков, опережающих своих сверстников по темпам развития. Акцентирование внимания на совершенствовании ведущих качеств и технических действий в ограниченном объеме приносит быстрый успех одаренным спортсменам и их тренерам, но отрицательно сказывается на качестве подготовки резерва сборной.

Направленность занятий с юными борцами должны определять анатомо-физиологические особенности спортсменов детского, подросткового и юношеского возраста на каждом этапе.

В статье описывается опыт работы одного из подразделений. СДЮШОР классической борьбы Ростовского областного совета ДСО «Труд» — специализированных          спортивных классов.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ТРЕНИРОВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

1. 10 — 12 лег. Предпубертатный период (предшествующий периоду полового созревания).

Повышенная эмоциональность ребенка, легкость образования условнорефлекторных связей и их переделки, развитие моторики — все это обусловливает доступность изучения сложных технических действий. Общая работоспособность достаточна высока, но достигается большим, чем у взрослых, напряжением вегетативных функций организма, и прежде всего кардиореспираторной системы. Медленное врабатывание и медленное восстановление после больших нагрузок обусловливают увеличенные по времени разминку и интервалы отдыха между интенсивными тренировками.

Основная направленность занятий — скоростно-силовая подготовка, создание фундамента общей выносливости и формирование «школы» современной спортивной борьбы.

Нагрузки для развития общей выносливости даются значительными по объему (гораздо больше, чем дается в группах начальной подготовки ДЮСШ на сегодняшний день), но малой интенсивности, с хорошей эмоциональной окраской.

Техническая подготовка направлена на знакомство со всеми основными приемами классической борьбы и по возможности объединяет их в комбинации и связки. Следует учиты-

 

вать, что первое впечатление, закрепленное многократным повторением, остается даже через много лет доминирующим. Это относится и к единичному движению, и ко всему набору приемов, комбинаций, подготовительных действий — перемещений, захватов, шпунтов.

Вот почему важно создать правильное представление о движении (действии, приеме) с помощью тщательно отработанного показа, наглядных пособий, фото-, кино- и видеоматериалов. Последнее положение требует пересмотра сложившихся взглядов на начальное обучение технике борьбы. Принцип «от простого к сложному» должен предусматривать не растянутое на 3 — 4 года изучение отдельных приемов с нарастанием их сложности, а поиск методов и средств, облегчающих изучение и совершенствование комплекса сложных тактико-технических действий. До окончания этой работы нецелесообразно изучать чисто защитные действия. Естественной реакцией на атакующее действие или прием должен быть контрприем.

2. 12 — 16 лет. Период полового созревания (пубертатный период).

В основе его лежит разное изменение работы желез внутренней секреции. Течение этого периода имеет ряд этапов, особенности которых следует учитывать при планировании тренировочного процесса.

1213 лет. Начальный этап полового созревания.

Ускорение роста, повышение обменных процессов, значительная перестройка сердечно-сосудистой системы и отставание ее роста от роста массы тела, резко выраженная эмоциональность обусловливают особую «ранимость» этого этапа развития.

В практике учитывается лишь уровень предшествующей начальной подготовки, что служит основанием для увеличения объема и интенсивности нагрузок (часто без должного медицинского контроля) и частого участия в соревнованиях. Как следствие — большое количество случаев перенапряжения миокарда, эмоциональных срывов, высокий процент отсева учащихся.

При появлении первых признаков начала полового созревания объем и особенно интенсивность нагрузок должны резко снижаться. В то же время особенность психики подростка — повышенная подвижность нервных процессов, пластичность, резкая возбудимость, повышенная чувствительность, обусловленные

Library   31   Up


Contents

 

Home
 

своеобразием нервногормонального фона организма на этом этапе, должна быть использована для закрепления стереотипа всех сложнокоординационных технических действий и их комплексов. Учитывая склонность к перегрузкам, дневное тренировочное задание желательно дробить на 2 — 3 занятия и чередовать их с общеобразовательными уроками в школе и выполнением домашних занятий в режиме работы спортивных классов.

14 — 15 лет. Этап разгара полового созревания.

Более высокий уровень эффективности и экономичности функций организма на этом этапе является предпосылкой для реализации двигательных возможностей, а нормализация в ЦНС возбудительных и тормозных процессов коры и подкорки позволяет работать над автоматизацией навыка и повышением его надежности в условиях поединка.

В тренировке увеличивается удельный вес физической подготовки и продолжается тщательная работа над совершенствованием техники борьбы с формированием индивидуального почерка.

Основные принципы технической подготовки на всех возрастных этапах: объединение технических действий (в стойке и партере) в группы, сходные по биомеханической структуре, не вызывающие при обучении явлений «отрицательного переноса». Основой группы служит прием, определяющий биомеханические особенности группы, например бросок прогибом.

Учебный материал в годовом цикле располагается по спирали, т. е. в виде следующих один за другим мезоциклов, куда входят 1 — 2 группы приемов, упражнения ОФП и СФП с использованием явления «положительного переноса», контрольные тесты и соревнования, восстановительные мероприятия. Планируется возвращение к этим комплексам на более высоком уровне сложности 3 — 4 раза в год. Усложнение идет как по пути увеличения количества вариантов выполнения данного приема, комбинаций, так и по введению все большего количества сбивающих факторов: весо-ростовых особенностей противников, утомления, выключения или частичного ограничения зрительного, слухового анализаторов и т. п. В таблице показано построение технической подготовки в годовом цикле 1980/81 учебного года спортивного класса 3-го года обучения.

1617 лет. Этап завершения полового созревания.

К этому времени заканчивается работа но формированию технического арсенала, и дальнейшее совершенствование техники должно идти на фоне повышения функциональных возможностей, в первую очередь специальной выносливости. Увеличивается удельный вес СФП, нарастает интенсивность тренировочного процесса. Спиральное построение годовых тре-

 

нировочных программ сменяется на традиционную периодизацию, а в связи с завершением полового созревания деление на группы по биологической зрелости (обязательное с момента его начала) заменяется комплектованием групп спортивного совершенствования по весовым категориям.

Существующее до сих пор комплектование учебно-тренировочных групп по паспортному возрасту приводит к тому, что подростки с ранним и поздним развитием тренируются одинаково. Отсюда большой отсев, повышенный травматизм и заболеваемость, низкая эффективность работы ДЮСШ.

Вопрос дифференцированного подхода к подросткам одного паспортного, но разного биологического возраста в спортивной борьбе еще не решен, хотя методика определения биологического возраста проста и подробно описана в литературе (В. В. Бунак, 1941; Д. И. Арон, А. Б. Ставицкая, 1959). Выражение степени развития этих признаков в баллах облегчает определение того или иного этапа созревания и момент перевода подростка из одной группы в другую.

Для контроля за состоянием здоровья учащихся специализированных спортивных классов и эффективностью тренировочных программ нами совместно с лабораторией физиологии спорта Ростовского областного врачебно-физкультурного диспансера 2 — 3 раза в год проводятся диспансеризация и углубленное медико-биологическое обследование, тестирование физической подготовленности по отдельным качествам и анализ тактико-технического мастерства на основе анализа соревновательной деятельности.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

В группе 26 чел. — юноши 1966 — 1967 гг. рождения, спортивный стаж — 3,5 года, I юношеский разряд. Уровень общей выносливости по тесту PWC170 — 20,4 кгм/мин/кг. Уровень специальной выносливости по коэффициенту специальной выносливости 6-минутного теста — 1,55.

Использование изложенных выше принципов подготовки юных борцов позволило команде спортивных классов занять 1-е место среди 5 коллективов, завоевав в личном зачете 10 первых мест из 15 разыгрывавшихся.

Выводы:

1.  Использование закономерностей периода полового созревания для коррекции планирования направленности тренировочного процесса и комплектования учебно-тренировочных групп по степени биологической зрелости подростков — один из путей повышения эффективности работы ДЮСШ.

2.  Анализ данных комплексных обследований, а также успешное выступление учащихся в первенстве ЦС ДСО «Труд», в ряде респуб-

 
Library   32   Up


Contents

 

Home
 

ликанских и всесоюзных юношеских турниров показывают перспективность изложенной в статье схемы построения технической подго-

 

товки для воспитания борцов атакующего стиля, надежно владеющих разнообразными эффективными приемами.

 


Планирование средств технической подготовки в годовом цикле 1980/81 г.
 (3-й год обучения — младшие юноши 1966 — 1967 гг. рождения)

Средства подготовки

Номера недельного цикла

Стойка

Партер

Переводы рывком, нырком, швунгом

«Вертушки» (переводы и броски)

Броски прогибом

Сбивания, сваливания

«Мельницы», броски наклоном

Броски через спину

Комбинации приемов

Перевороты на руках, выходы наверх
 

»                     »
 

Броски накатом, перевороты прогибом, броски «задний пояс», «обратный пояс»

Перевороты на руках, контрприемы

Комбинации приемов

Контрприемы, защиты

Связки с приемами из стойки, комбинации приемов

5, 6, 24, 25, 43


7, 8, 26, 27, 44
 

9, 10, 11, 28,
29, 30, 45

12, 13, 31, 32

14, 15, 33, 34

15, 16, 35, 36

17, 18, 19, 37,
38, 39, 40, 41,
46, 47

Летний лагерь. Зимний лагерь. Направленность тренировки — ОФП 1, 2, 3, 4
22 — 23
Контрольные соревнования, тесты 20, 42
Основные соревнования. Первенство ЦС «Юный трудовец» 48
Медицинское обследование 20, 21, 49
Переходный период. Активный отдых 50, 51, 52

Всего — 52 недели. Объем — 940 час.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

   
О. П. Юшков, кандидат педагогических наук; В. П. Сердюк, мастер спорта СССР
 

Максимизация нагрузок предъявляет высокие требования как к функциональному состоянию организма борца, так и к технике исполнения приемов. В таких условиях решающее значение приобретает правильное обучение технике борьбы на начальном этапе.

На современном уровне развития спортивной науки недостаточно традиционных научных методов, определяющих связи между физиологическими характеристиками и конечным

 

результатом. Требуется развернутый анализ изменения во времени всех факторов, характеризующих спортивные достижения. Необходимо внедрять комплексные методики, позволяющие фиксировать как физиологические, так и динамические факторы непосредственно в самом процессе состязаний и тренировок (Б. В. Миненков, 1972).

При изучении особенностей скоростно-силовой подготовки спортсменов исследователи и

Library   33   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало