|
своеобразием нервногормонального фона организма на этом этапе, должна быть использована для закрепления стереотипа всех сложнокоординационных технических действий и их комплексов. Учитывая склонность к перегрузкам, дневное тренировочное задание желательно дробить на 2 — 3 занятия и чередовать их с общеобразовательными уроками в школе и выполнением домашних занятий в режиме работы спортивных классов.
14 — 15 лет. Этап разгара полового созревания.
Более высокий уровень эффективности и экономичности функций организма на этом этапе является предпосылкой для реализации двигательных возможностей, а нормализация в ЦНС возбудительных и тормозных процессов коры и подкорки позволяет работать над автоматизацией навыка и повышением его надежности в условиях поединка.
В тренировке увеличивается удельный вес физической подготовки и продолжается тщательная работа над совершенствованием техники борьбы с формированием индивидуального почерка.
Основные принципы технической подготовки на всех возрастных этапах: объединение технических действий (в стойке и партере) в группы, сходные по биомеханической структуре, не вызывающие при обучении явлений «отрицательного переноса». Основой группы служит прием, определяющий биомеханические особенности группы, например бросок прогибом.
Учебный материал в годовом цикле располагается по спирали, т. е. в виде следующих один за другим мезоциклов, куда входят 1 — 2 группы приемов, упражнения ОФП и СФП с использованием явления «положительного переноса», контрольные тесты и соревнования, восстановительные мероприятия. Планируется возвращение к этим комплексам на более высоком уровне сложности 3 — 4 раза в год. Усложнение идет как по пути увеличения количества вариантов выполнения данного приема, комбинаций, так и по введению все большего количества сбивающих факторов: весо-ростовых особенностей противников, утомления, выключения или частичного ограничения зрительного, слухового анализаторов и т. п. В таблице показано построение технической подготовки в годовом цикле 1980/81 учебного года спортивного класса 3-го года обучения.
16 — 17 лет. Этап завершения полового созревания.
К этому времени заканчивается работа но формированию технического арсенала, и дальнейшее совершенствование техники должно идти на фоне повышения функциональных возможностей, в первую очередь специальной выносливости. Увеличивается удельный вес СФП, нарастает интенсивность тренировочного процесса. Спиральное построение годовых тре-
|
|
нировочных программ сменяется на традиционную периодизацию, а в связи с завершением полового созревания деление на группы по биологической зрелости (обязательное с момента его начала) заменяется комплектованием групп спортивного совершенствования по весовым категориям.
Существующее до сих пор комплектование учебно-тренировочных групп по паспортному возрасту приводит к тому, что подростки с ранним и поздним развитием тренируются одинаково. Отсюда большой отсев, повышенный травматизм и заболеваемость, низкая эффективность работы ДЮСШ.
Вопрос дифференцированного подхода к подросткам одного паспортного, но разного биологического возраста в спортивной борьбе еще не решен, хотя методика определения биологического возраста проста и подробно описана в литературе (В. В. Бунак, 1941; Д. И. Арон, А. Б. Ставицкая, 1959). Выражение степени развития этих признаков в баллах облегчает определение того или иного этапа созревания и момент перевода подростка из одной группы в другую.
Для контроля за состоянием здоровья учащихся специализированных спортивных классов и эффективностью тренировочных программ нами совместно с лабораторией физиологии спорта Ростовского областного врачебно-физкультурного диспансера 2 — 3 раза в год проводятся диспансеризация и углубленное медико-биологическое обследование, тестирование физической подготовленности по отдельным качествам и анализ тактико-технического мастерства на основе анализа соревновательной деятельности.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
В группе 26 чел. — юноши 1966 — 1967 гг. рождения, спортивный стаж — 3,5 года, I юношеский разряд. Уровень общей выносливости по тесту PWC170 — 20,4 кгм/мин/кг. Уровень специальной выносливости по коэффициенту специальной выносливости 6-минутного теста — 1,55.
Использование изложенных выше принципов подготовки юных борцов позволило команде спортивных классов занять 1-е место среди 5 коллективов, завоевав в личном зачете 10 первых мест из 15 разыгрывавшихся.
Выводы:
1. Использование закономерностей периода полового созревания для коррекции планирования направленности тренировочного процесса и комплектования учебно-тренировочных групп по степени биологической зрелости подростков — один из путей повышения эффективности работы ДЮСШ.
2. Анализ данных комплексных обследований, а также успешное выступление учащихся в первенстве ЦС ДСО «Труд», в ряде респуб- |
|