| 
		
		 | 
		
 
  | 
		
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 Продолжение 
 
  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		
		 | 
		27 | 
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		
		 | 
		
 
  | 
		
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 Продолжение 
 
  | 
		||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 лактики после таких упражнений необходимо выполнить одно-два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами). Учитывая, что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия, выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами о пол, а руками — о гимнастическую скамейку; как только его силовая подготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20 раз, упражнение целесообразно усложнить — он должен выполнять его уже с опорой руками о пол, а впоследствии то нее самое, но с опорой ногами о скамейку, что еще более усложнит упражнение. В связи с тем что попытки развивать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «до предела» является наилучшим залогом повышения функционального уровня мышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступные им силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положении прямого угла в висе,  | 
		
 приседания на одной ноге и т. п.) до предела в данном подходе. В наших исследованиях наибольшего успеха добивались те борцы, которым несколько раз в течение урока в шутливой форме предлагалось выполнить какое-нибудь силовое упражнение в одном подходе столько раз, сколько они смогут, плюс еще один раз сверх личного предела. Особо следует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т. п.), с использованием отягощений более 5 — 6 кг следует несколько лет подождать. Это связано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает большую нагрузку на позвоночник, в результате чего происходит сдавливание межпозвоночных дисков. А так как в 9 — 11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночник еще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могут вызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба. В целях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в начале заключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколько движений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговые вращения), различ-  | 
	|||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		
		 | 
		28 | 
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		
		 | 
		
 
  | 
		
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 ные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или на гимнастической лестнице. Для более ясного представления о силовой подготовке борцов 9 — 11-летнего возраста непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий приводим экспериментально разработанные и успешно апробированные нами примерные уроки, направленные преимущественно на развитие силы.  | 
		
 Примерный конспект урока для первого года занятий. Основные задачи: 1. Развитие силы. 2. Изучение техники борьбы: а) изучение переворота забеганием захватом шеи из-под плеча; б) совершенствование перевода в партер рывком за руку.  | 
		|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		 
  | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		 Р. П. Кривоусас, Литовский ГИФК  | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 21 — 24 июля 1981 г. в Литовской ССР проводился турнир по борьбе дзю-до в программе XVI Всесоюзной спартакиады школьников. В турнире боролись 119 юных спортсменов, представлявших команды всех союзных республик, Москвы и Ленинграда. По тактическим соображениям не все команды выставили участников во всех весовых категориях. Командные места и количество завоеванных медалей приводим в табл. 1. Об упорной борьбе в командном зачете говорят набранные командами очки, разница между которыми невелика, а также распределение медалей. Особенно плотные результаты  | 
		
 у команд, занявших 1 — 6-е места, и у команд, занявших с 7-го по 15-е места. Команды Таджикской ССР и Эстонской ССР значительно отстали. По мнению многих специалистов, надежность и эффективность технических действии определяют уровень мастерства юных борцов. Показатель надежности технических действий (НТД) есть соотношение количества оцененных технических действий и всех реальных попыток провести техническое действие. Показатель эффективности технических действий (ЭТД) есть отношение количества отдельных групп оценок ко всем оценкам за проведен-  | 
	|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
 Таблица 1 Командное место, очки и выигранные медали на XVI Всесоюзной 
 
 
  | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
		
		 | 
		29 | 
		
		 | 
	||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 
  |