Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

чайшее время. В связи с этим на этапе непосредственной подготовки к первенству мира за счет незначительного снижения силовых возможностей и повышения скоростных скоростно-силовые показатели доводились до оптимального уровня, т. е. достигалось наилучшее соотношение быстроты и силы.

Успешное выступление спортсменов высокой квалификации позволяет утверждать, что выявленная динамика уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности является положительной и ее можно использовать и в дальнейшем в качестве ориентира при подготовке к ответственным соревнованиям.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд общих выводов.

1. Физическая подготовленность высококвалифицированных борцов имеет специфические черты, обусловленные различным соотношением уровней развития физических качеств, которые проявляются в соревновательном стиле ведения схватки: в технико-тактическом обыгрывании («игровики»), силовом единоборстве («силовики»), в преобладании темпа («темповики»). В связи с этим целесообразно изучать соревновательную деятельность и организовывать физическую подготовку борцов

 

с учетом деления их на эти условные типы. Это не исключает достижения борцами «универсального» уровня физической подготовленности, т. е. возможности совершенствовать качества, присущие каждому из выделенных типов.

2.  Уровень силовой и скоростно-силовой подготовленности на подготовительном и соревновательном этапах различен, что обусловлено задачами разных этапов подготовки, неличиной общей тренировочной нагрузки, объемов средств физической подготовки, методикой тренировки.

3.   Высокий уровень силовой подготовленности на подготовительном этапе, обусловленный широким применением средств силовой подготовки и упражнений из других видов спорта, позволяет на соревновательном этапе за счет незначительного снижения силовых возможностей повысить скоростные, что является необходимым условием успешности выступления на соревнованиях, так как в .борьбе для достижения высоких спортивных результатов важен не столько высокий уровень абсолютной мышечной силы, сколько способность проявлять значительные мышечные усилия в наикратчайшее время.

 

 

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ ЮНЫХ БОРЦОВ 9 — 11 ЛЕТ

   
Ю. Г. Коджаспиров, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР
 

Аналитическое изучение передового опыта отечественных и зарубежных тренеров, а также результаты многолетних собственных экспериментальных исследований дают возможность краткого изложения некоторых методических рекомендаций по злободневной, но малоосвещенной в печати проблеме, вынесенной в название данной статьи.

Основными задачами на этапе начальной подготовки борцов 9 — 11-летнего возраста являются:

а)   укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение функциональных возможностей организма детей;

б)   обучение основам техники и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему;

в)   ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы.

Учебно-тренировочные занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 мин.

Годовой цикл подразделяется: на подготовительный период (6 месяцев — с сентября по

 

февраль), основной период (4 месяца — с марта по июнь) и двухмесячный период активного отдыха с выполнением индивидуальных домашних заданий по развитию физических качеств.

Особо следует указать на то, что при начальной подготовке детей наиболее целесообразно применение щадящего режима физических нагрузок в игровой форме. Надо помнить, что борьба в детском возрасте — это прежде всего игра, протекающая на остром эмоциональном фоне. Общая физическая нагрузка на учебно-тренировочном занятии не должна быть максимальной для занимающихся. При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя после занятия из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться еще немного. Этим методическим приемом достигаются сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых, предупреждается чувство пресыщения занятиями.

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

С целью профилактики физического и психического утомления на некоторых уроках в конце подготовительной и в основной частях урока применялись кратковременные паузы отдыха (3 — 5 мин.), во время которых ученики слушали коротенькие юмористические или остросатирические рассказы, басни и историй, вызывающие эмоциональное оживление и общий смех.

В процессе наших наблюдений за отношением занимающихся к таким литературным антрактам мы убедились, что дети этого возраста наделены тонким чувством юмора. С подкупающей непосредственностью, с поразительной точностью они подмечали иронию автора и мгновенно реагировали на шутку, не скрывая при этом своей радости.

Эти минутки юмора всегда доставляли юным борцам большое удовольствие и сопровождались звонким и искренним детским смехом. После подобной паузы отдыха ребята обычно продолжали тренировку с удвоенным желанием и энергией, а после урока с нетерпением ждали следующего такого занятия.

Таким образом, в сознании занимающихся занятия борьбой рефлекторно связывались с ощущениями веселья, радости и удовольствия, что заметно повышало их интерес к тренировкам.

В спортивной борьбе физические качества проявляются в определенных движениях, поэтому при воспитании этих качеств мы стремимся обеспечить развитие физических возможностей в рамках двигательных навыков, более или менее соответствующих специфическим действиям борца.

Физическая подготовка осуществляется средствами общеразвивающих и специальных упражнений, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, гимнастических упражнений на снарядах, акробатики и т. п.

Общая физическая подготовка наиболее успешно строится следующим образом: на одном занятии наряду с развитием остальных физических качеств в основном используются упражнения для развития быстроты, на втором занятии преимущественно развивается сила, а на третьем — гибкость и ловкость. Затем весь цикл повторяется сначала. Специальные исследования показали, что такое планирование заметно ускоряет процесс развития физических качеств, способствует разносторонней физической подготовке юных борцов, соответствует принципу чередования нагрузок и предупреждает нездоровое увлечение постоянным развитием какого-либо - одного излюбленного качества за счет остальных.

В течение первого года занятий на физическую подготовку, ознакомление с некоторыми вопросами теории борьбы, паузы отдыха и др. целесообразно отводить около 70 — 75%, а на изучение и совершенствование техники борьбы — около 25 — 30% времени урока. А во

 

второй год соответственно 65 — 70 и 30 — 35%.

В спортивной борьбе, которая протекает при взаимном силовом сопротивлении партнеров, уровень силовой подготовленности часто играет решающую роль. При этом сила мышц в значительной мере определяет быстроту движения, а также выносливость и ловкость. Поэтому доступная силовая подготовка борцов 9 — 11 лет осуществляется систематически начиная с первых же занятий. Развитие силы в этот период сводится к укреплению основных мышечных групп.

С этой целью хорошо использовать следующие упражнения динамического характера, выполняемые в разных вариантах и из различных исходных положений: подтягивания, отжимания, перетягивания, выталкивания грудью и спиной за установленные границы; лазанье по канату и гимнастической лестнице; прыжки в длину и высоту толчком одной или двумя ногами, с места и с разбега; толкание и бросание набивных мячей разного веса руками и ногами, в различных направлениях; приседания на двух ногах с выпрыгиванием вверх; приседания на одной ноге, держась за гимнастическую стенку; держа набивной мяч за головой, наклоны вперед и в стороны, круговые вращения туловища, прогибания, лежа на животе; упражнения на гимнастических снарядах и т. п.

Большое внимание следует уделять развитию мышц брюшного пресса, а хороший мышечный корсет, охватывающий брюшную полость, способствует нормальному функционированию внутренних органов и, следовательно, прямо сказывается на состоянии здоровья.

Для укрепления прямой мышцы живота применяются упражнения трех типов: поднимание ног при фиксированном туловище, поднимание туловища при фиксированных нижних конечностях, встречные движения туловищем и ногами.

Для тренировки косых мышц живота эффективно использовать упражнения, связанные с движением позвоночного столба в стороны и особенно с его скручиванием.

В числе других наиболее полезных упражнений для развития силы юных спортсменов следует назвать простейшие виды борьбы и игры с элементами сопротивления: борьба за набивной мяч, «петушиный бой», борьба за захват туловища, рук, ног, шеи, борьба ногами, лежа на спине, и т. п. Особая ценность этих упражнений, а также борьбы грудью или спиной, борьбы в кругу, борьбы за территорию и т. п. заключается в том, что при их выполнении сила проявляется в тех же положениях, что и в соревновательных схватках борцов. Это позволяет одновременно решать задачи технической и физической подготовки.

Силовые упражнения в какой-то степени излишне повышают тонус мышц, что может привести к их закрепощению. В целях профи-

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Части урока и их продолжительность

Содержание

Дозировка упражнения

Методические указания

Вводная часть (5 мин)

1. Построение, рапорт, объяснение задач урока

2 — 3 мин

Обратить внимание на внешний вид и осанку занимающихся

2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в колонну по два

2 — 3 мин

Подготовительная часть (30 мин)

1. Спортивная ходьба и спокойный бег с переменой направления

3 — 4 мин

По сигналу мгновенно менять направление бега поворотом на 180°

2. Прыжки на одной ноге

По 10 раз на каждой ноге

Прыгать как можно дальше

3. Прыжки вверх толчком двумя ногами, прогнувшись, с отведением рук вперед, назад

7 — 8 раз

Начало силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением

4. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами

3 — 4 раза

5. Кувырки вперед

4 — 5 раз

Обратить внимание на технику выполнения

6. Кувырки назад

4 — 5 раз

7. И. п. — основная стойка. 1 — руки за голову. 2 — руки вверх, поднять левую ногу назад и потянуться. 3 — руки за голову, приставить ногу. 4 — и. п.

6 — 8 раз

Правую и левую ногу отводить поочередно

8. И. п. — основная стойка, руки перед грудью. 1 — 3 — пружинистые разведения рук в стороны. 4 — и. п.

6 — 8 раз

При разведении не опускать руки ниже груди

9. И. п. — основная стойка, держа набивной мяч за головой. 1 — наклон туловища вперед. 2 — и. п.

5 — 6 раз

При наклоне не сгибать ноги

10. И. п. — то же. 1 — наклон туловища влево. 2 — и. п. 3 — наклон туловища вправо. 4 — и. п.

6 — 8 раз

11. И. п. — основная стойка. 1 — упор присев. 2 — выпрямляя ноги, упор согнувшись. 3 — выпрямиться, руки к плечам. 4 — и. п.

5 — 6 раз

12. И. п. — упор лёжа с опорой руками о гимнастическую скамейку. 1 — согнуть руки- 2 — отжаться до исходного положения

2 подхода

В каждом подходе выполнять максимально возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1 — 2 мин.

13. И. п. — лечь на спину, руки вдоль туловища. 1 — поднять ноги вверх до касания носками ковра за головой. 2 — и. п.

5 — 6 раз

Ноги в коленях не сгибать, носки вытянуть

 

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Части урока и их продолжительность

Содержание

Дозировка упражнений

Методические указания

14. И. п. — лежа на спине, поднять ноги на 45°. 1 — 10 — быстрые скрестные движения ног вниз-вверх. 1 — 10 — то же влево-вправо

2 — 4 серии

При выполнении движений ногн должны быть вытянуты

15. И. п. — то же. 1 — 4 — большой круг ногами влево. 1 — 4 — то же вправо

8 — 10 раз

16. Соревнование по толканию набивных мячей: левой, правой и двумя руками

По 1 разу

Вес мячей не более 3 — 4 кг

17. И. п. — в парах, стоя на коленях, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу — борьба за овладение мячом

3 раза (до результата)

Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью

18. Прослушивание юмористического рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»

4 — 5 мин.

Группа располагается сидя в удобном положении, в форме круга

19. Свободные махи ногами в висе на кольцах

10 — 20 сек.

Основная часть (45 мин)

1. Специальные упражнения для развития мышц шеи и спины:

а) наклоны головы вперед, назад и в стороны

20 сек.

Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего рукой за голову

б) повороты головы в стороны

15 — 20 сек.

в) круговые вращения головы влево и вправо

30 сек.

г) в упоре согнувшись головой и ногами в ковер — сгибания шеи вперед, назад, в стороны и круговые вращения

40 — 60 сек.

д) встав на мост — движения вперед и назад

10 — 15 раз

Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо

е) из упора головой и ногами в ковер — забегания вокруг головы в обе стороны

по 5 раз

2. Повторить ранее изученный переворот рычагом

3 — 5 мин.

Обратить внимание на правильность захвата

3. Соревнование на лучшее техническое выполнение переворота рычагом

По 3 попытки

С партнером равного веса

4.. Изучение переворота забеганием захватом шеи из-под плеча

10 — 12 мин.

5. Совершенствование перевода в партер рывком за руку

4 мин.

Выполнять прием в обе стороны

 

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

Продолжение

Части урока и их продолжительность

Содержание

Дозировка упражнений

Методические указания

6. Прослушивание басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

3 мин.

7. Учебные схватки в партере на закрепление изученного в уроке приема

1,5/1,5 мин.

8. Движения вперед и назад на мосту

10 раз

Заключительная часть (10 мин.)

1. «Петушиный бой»

20 — 30 сек.

2. В висе на кольцах повороты туловища в стороны

8 — 10 раз

3. Спокойная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Упражнения на расслабление мышц рук и ног

2 мин.

4. Разбор проведенных схваток

5 мин.

С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся

5. Задание на дом

1 — 2 мин.

 

 

лактики после таких упражнений необходимо выполнить одно-два упражнения на расслабление мышц (встряхивание руками, внезапное расслабленное сгибание ног или туловища, размахивание ногами).

Учитывая, что любое упражнение при его однообразном исполнении станет привычным и будет оказывать со временем все меньший и меньший эффект, необходимо постепенно усложнять условия, выполнения упражнений, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся. Например: юный борец отжимается в упоре лежа с опорой ногами о пол, а руками — о гимнастическую скамейку; как только его силовая подготовленность повысится настолько, что он сможет выполнить это движение 20 раз, упражнение целесообразно усложнить — он должен выполнять его уже с опорой руками о пол, а впоследствии то нее самое, но с опорой ногами о скамейку, что еще более усложнит упражнение.

В связи с тем что попытки развивать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными и только силовая работа «до предела» является наилучшим залогом повышения функционального уровня мышечной силы, периодически следует предлагать юным борцам выполнять доступные им силовые упражнения (подтягивания, отжимания, удержание ног в положении прямого угла в висе,

 

приседания на одной ноге и т. п.) до предела в данном подходе.

В наших исследованиях наибольшего успеха добивались те борцы, которым несколько раз в течение урока в шутливой форме предлагалось выполнить какое-нибудь силовое упражнение в одном подходе столько раз, сколько они смогут, плюс еще один раз сверх личного предела.

Особо следует указать, что, хотя очень эффективным средством для развития силы считаются упражнения с отягощениями (штанга, гири, гантели и т. п.), с использованием отягощений более 5 — 6 кг следует несколько лет подождать. Это связано с тем, что применение более тяжелых отягощений оказывает большую нагрузку на позвоночник, в результате чего происходит сдавливание межпозвоночных дисков. А так как в 9 — 11-летнем возрасте происходит усиленный рост тела в длину и позвоночник еще полностью не сформировался, то упражнения с большим отягощением могут вызвать замедление роста или различного рода искривления позвоночного столба.

В целях коррекции после силовых упражнений в конце подготовительной и в начале заключительной частей урока очень полезно предложить юным борцам несколько движений ногами (вперед, назад, в стороны, скрестные движения, круговые вращения), различ-

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

ные повороты туловища в висе на перекладине, кольцах или на гимнастической лестнице. Для более ясного представления о силовой подготовке борцов 9 — 11-летнего возраста непосредственно в ходе учебно-тренировочных занятий приводим экспериментально разработанные и успешно апробированные нами примерные уроки, направленные преимущественно на развитие силы.

 

Примерный конспект урока для первого года занятий.

Основные задачи:

1.  Развитие силы.

2.  Изучение техники борьбы:

а)   изучение переворота забеганием захватом шеи из-под плеча;

б)   совершенствование перевода в партер рывком за руку.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

   
Р. П. Кривоусас, Литовский ГИФК
 

21 — 24 июля 1981 г. в Литовской ССР проводился турнир по борьбе дзю-до в программе XVI Всесоюзной спартакиады школьников. В турнире боролись 119 юных спортсменов, представлявших команды всех союзных республик, Москвы и Ленинграда. По тактическим соображениям не все команды выставили участников во всех весовых категориях.

Командные места и количество завоеванных медалей приводим в табл. 1.

Об упорной борьбе в командном зачете говорят набранные командами очки, разница между которыми невелика, а также распределение медалей. Особенно плотные результаты

 

у команд, занявших 1 — 6-е места, и у команд, занявших с 7-го по 15-е места. Команды Таджикской ССР и Эстонской ССР значительно отстали.

По мнению многих специалистов, надежность и эффективность технических действии определяют уровень мастерства юных борцов.

Показатель надежности технических действий (НТД) есть соотношение количества оцененных технических действий и всех реальных попыток провести техническое действие. Показатель эффективности технических действий (ЭТД) есть отношение количества отдельных групп оценок ко всем оценкам за проведен-

Таблица 1

Командное место, очки и выигранные медали на XVI Всесоюзной
спартакиаде школьников

Командное

место

Команда

Очки

Медали

зол.

сер.

бронз.

Всего

1

Молдавская ССР

97

1

2

3

2

Грузинская ССР

95

2

2

4

3

РСФСР

92

1

1

2

4

Киргизская ССР

89

1

1

2

5

Украинская ССР

82

1

1

2

4

6

Литовская ССР

73

4

4

7

Казахская ССР

57

1

2

3

8

Азербайджанская ССР

53

1

1

9

Туркменская ССР

52

2

2

10

Ленинград

49

1

2

11

Москва

43

12

Белорусская ССР

33

13

Узбекская ССР

30

1

1

13

Латвийская ССР

27

15

Армянская ССР

20

16

Таджикская ССР

1

17

Эстонская ССР

0

 

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало