|
||||
Оценивались: время выполнения комплекса и качество бросков. В результате исследования было установлено, что каждая типологическая группа имеет специфическую структуру физической подготовленности. В таблице приводятся показатели физической подготовленности борцов рассматриваемых групп. Как видно из таблицы, борцы-«игровики» отличаются более высокими показателями скоростно-силовой подготовленности: время достижения 50-процентного усилия (градиент силы) и скоростно-силовой индекс. Статистическая достоверность различий с аналогичными показателями борцов — «силовиков» и «темповиков» очень высокая (от р<0,05 до р<0,001). Спортсмены данной группы не столько обладают максимальными силовыми возможностями, сколько умеют проявлять их в мгновенно меняющихся ситуациях поединка, а также в кратчайшее время. Борцы-«силовики», как видно из таблицы, имеют более высокие среднегрупповые показатели силовой подготовленности, чем «игровики» и «темповики». Величина максимального усилия при сгибании предплечья, разгибании туловища и разгибании бедра у них достоверно выше (от р<0,05 до р<0,01), чем у представителей двух других типов. В то же время достоверных различий между этими же показателями «игровиков» и «темповиков» нет (р>0,05). Борцы-«темповики» имеют средние показатели как силовой, так и скоростно-силовой подготовленности. В то же время анализ результатов оценки общей и специальной выносливости показывает, что именно эти спортсмены имеют здесь более высокие показатели, чем представители других типологических групп. Полученные результаты подтверждают предположение о разном соотношении уровней силовой, скоростно-силовой подготовленности, специальной и общей выносливости у борцов различных тактических манер. Учет выявленных специфических особенностей, характеризующих физическую подготовленность борцов различных манер ведения схватки, позволяет на основе объективных данных индивидуализировать процесс подготовки. Динамика силовой и скоростно-силовой подготовленности борцов прослеживалась во время подготовки к первенству мира 1981 г. на подготовительном и соревновательном этапах, в ходе которых учитывались объем и интенсивность тренировочной нагрузки. В результате была выявлена определенная динамика силовой и скоростно-силовой подготовленности. При сравнении показателей максимального усилия при сгибании предплечья, полученных на подготовительном и соревновательном этапах, достоверных измене- |
ний не было (р>0,05). В то же время при сравнении таких показателей, как время достижения 50-процентного усилия, скоростно-силовой индекс при сгибании предплечья, разгибании туловища и разгибании бедра и величина максимального усилия при разгибании туловища и разгибании бедра, зарегистрированные на подготовительном и соревновательном этапах, были выявлены некоторые достоверные различия. Так, на соревновательном этапе относительно подготовительного в среднем отмечается снижение величин максимального усилия групп мышц-разгибателей туловища и разгибателей бедра соответственно на 4,4 и 3,9% (р<0,05), улучшение показателей, характеризующих уровень скоростно-силовой подготовленности: время достижения 50-процентного усилия сократилось при сгибании предплечья, разгибании туловища и разгибании бедра соответственно на 15,8, 17,7 и 14,5%, а скоростно-силовой индекс для тех же групп мышц улучшился соответственно на 26,8, 15,0 и 15,3%. Подобная тенденция в динамике показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности наблюдается при анализе индивидуальных показателей. Так, у И. Каныгина на соревновательном этапе по сравнению с подготовительным величина максимального усилия при сгибании предплечья почти не изменилась (на подготовительном — 66,1 кг, на соревновательном — 68,4 кг), при разгибании туловища и разгибании бедра уменьшилась (на подготовительном — до 191,8 кг и на соревновательном — до 203,6 кг), время достижения 50-процентного усилия при сгибании предплечья, разгибании туловища и разгибании бедра сократилось соответственно с 40 мсек. до 30,5; с 52,4 мсек. до 47,6 и 54,8 мсек. до 39,9; скоростно-силовой индекс увеличился соответственно с 0,83 кг/мсек до 1,12; с 1,97 кг/мсек до 2,01 и с 1,99 кг/мсек до 2,55 кг/мсек. Таким образом, в процессе подготовки борцов к соревнованиям была выявлена определенная динамика показателей, характеризующих уровень силовой и скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Выявленные различия в уровне подготовленности борцов на подготовительном и соревновательном этапах обусловлены задачами этапов подготовки, величиной общей тренировочной нагрузки, объемом средств силовой подготовки, методикой тренировки. Более высокий уровень силовой подготовленности на подготовительном этапе обеспечивался широким применением средств силовой подготовки и упражнений из других видов спорта. Между тем в борьбе для достижения высоких спортивных результатов важен не столько высокий уровень абсолютной мышечной силы, сколько способность проявлять значительные мышечные усилия в наикрат- |
|||
23 |
|
||||
чайшее время. В связи с этим на этапе непосредственной подготовки к первенству мира за счет незначительного снижения силовых возможностей и повышения скоростных скоростно-силовые показатели доводились до оптимального уровня, т. е. достигалось наилучшее соотношение быстроты и силы. Успешное выступление спортсменов высокой квалификации позволяет утверждать, что выявленная динамика уровня силовой и скоростно-силовой подготовленности является положительной и ее можно использовать и в дальнейшем в качестве ориентира при подготовке к ответственным соревнованиям. Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд общих выводов. 1. Физическая подготовленность высококвалифицированных борцов имеет специфические черты, обусловленные различным соотношением уровней развития физических качеств, которые проявляются в соревновательном стиле ведения схватки: в технико-тактическом обыгрывании («игровики»), силовом единоборстве («силовики»), в преобладании темпа («темповики»). В связи с этим целесообразно изучать соревновательную деятельность и организовывать физическую подготовку борцов |
с учетом деления их на эти условные типы. Это не исключает достижения борцами «универсального» уровня физической подготовленности, т. е. возможности совершенствовать качества, присущие каждому из выделенных типов. 2. Уровень силовой и скоростно-силовой подготовленности на подготовительном и соревновательном этапах различен, что обусловлено задачами разных этапов подготовки, неличиной общей тренировочной нагрузки, объемов средств физической подготовки, методикой тренировки. 3. Высокий уровень силовой подготовленности на подготовительном этапе, обусловленный широким применением средств силовой подготовки и упражнений из других видов спорта, позволяет на соревновательном этапе за счет незначительного снижения силовых возможностей повысить скоростные, что является необходимым условием успешности выступления на соревнованиях, так как в .борьбе для достижения высоких спортивных результатов важен не столько высокий уровень абсолютной мышечной силы, сколько способность проявлять значительные мышечные усилия в наикратчайшее время. |
|||
ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА |
||||
Ю. Г. Коджаспиров, кандидат педагогических наук, мастер спорта СССР |
||||
Аналитическое изучение передового опыта отечественных и зарубежных тренеров, а также результаты многолетних собственных экспериментальных исследований дают возможность краткого изложения некоторых методических рекомендаций по злободневной, но малоосвещенной в печати проблеме, вынесенной в название данной статьи. Основными задачами на этапе начальной подготовки борцов 9 — 11-летнего возраста являются: а) укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и повышение функциональных возможностей организма детей; б) обучение основам техники и тактики избранного вида борьбы и повышение интереса к нему; в) ознакомление с некоторыми вопросами теории спортивной борьбы. Учебно-тренировочные занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 мин. Годовой цикл подразделяется: на подготовительный период (6 месяцев — с сентября по |
февраль), основной период (4 месяца — с марта по июнь) и двухмесячный период активного отдыха с выполнением индивидуальных домашних заданий по развитию физических качеств. Особо следует указать на то, что при начальной подготовке детей наиболее целесообразно применение щадящего режима физических нагрузок в игровой форме. Надо помнить, что борьба в детском возрасте — это прежде всего игра, протекающая на остром эмоциональном фоне. Общая физическая нагрузка на учебно-тренировочном занятии не должна быть максимальной для занимающихся. При определении величины нагрузок следует стремиться к тому, чтобы, уходя после занятия из спортивного зала, юные борцы испытывали желание потренироваться еще немного. Этим методическим приемом достигаются сразу две цели: во-первых, предотвращается очень опасное для растущего организма физическое перенапряжение, а во-вторых, предупреждается чувство пресыщения занятиями. |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |