Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

в отсутствии болевых ощущений, в информации о соперниках, в преодолении боязни соревнований и др.

До сих пор мы привыкли смотреть на специальную подготовленность спортсмена как на основной компонент его мастерства, как на его главное оружие в борьбе с противниками. И это верно. Однако, как показали исследования, специальная подготовленность конкретного спортсмена в значительной мере определяет уровень его мотивации. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяются возможностями спортсмена удовлетворить свои потребности в конкретном виде деятельности. А именно уровень специальных знаний, умений, качеств и навыков определяет возможности спортсмена.

У борцов потребности в специальных знаниях и навыках особенно значимы в возрасте 11 — 18 лет. Поэтому тренеру, работающему с юными спортсменами, необходимо помнить, что, совершенствуя технико-тактическое мастерство спортсмена, повышая его специальные физические качества, он в первую очередь усиливает его мотивацию.

Из-за ограниченного объема статьи мы не имеем возможности показать, каким образом влияют на мотивацию спортсмена такие факторы, как его здоровье, коллектив, где он тренируется, семья. Лишь упомянем о том, насколько серьезное мотивирующее значение имеет достоверная информация о предстоящих противниках. Вместе с тем считаем своим долгом устранить одно недоразумение, которое возникло из-за упрощенного представления отдельных исследователей о мотивации. Появилось мнение, что чем сильнее мотивирован спортсмен, тем более сильным отрицательным эмоциональным влияниям он подвергается на соревнованиях. Одним словом, более мотивированный спортсмен быстрее перегорает перед соревнованиями и не может показать результата, к которому он был готов. Во-первых, если бы это было так, то мы не досчитались бы многих и многих золотых медалей на крупнейших международных соревнованиях, поскольку большинство советских

 

спортсменов имеют ярко выраженную мотивацию достижения высшего результата в спорте. Во-вторых, отрицательному влиянию условий предстоящих соревнований бывают подвержены не те спортсмены,, которые имеют сильную мотивацию, а те, в подготовке которых имеются существенные недостатки. Особенности их мотивации отражают отсутствие согласованности между потребностями и возможностями. Мы уже подчеркивали, что сильный мотив достижения высшего результата в спорте формируется при условии, когда потребности спортсмена в самоутверждении подкрепляются его возможностями, т. е., по существу, его готовностью. Нет психологической подготовки' как отдельного компонента, оторванного от тренировочного и соревновательного процессов. Психические срывы спортсменов обусловлены недостатками в их подготовке, недостатками, которые не были вовремя вскрыты и проявились лишь в ходе самих соревнований.

Наша точка зрения согласуется с информационной теорией эмоций П.В. Симонова (1981), в которой эмоции рассматриваются как «отражение актуальных в данный момент потребностей (их силы и качества) и оценки мозгом вероятности (возможности) удовлетворения этих потребностей...» (стр. 39). Такое понимание эмоций дает объяснение, почему иногда перед стартом у спортсменов возникают отрицательные психические состояния. Способность человека рассчитывать вероятность (возможность) удовлетворения своих потребностей при неблагоприятном прогнозе приводит к возникновению отрицательных эмоций (страха, неуверенности и т. п.). Следовательно, психические срывы возникают не у тех спортсменов, которые имеют высокую мотивацию, а, наоборот, у тех, кому в ходе предварительной подготовки не удалось сформировать устойчивый мотив достижения высокого результата.

Заканчивая статью, мы выражаем надежду, что тренеры по-иному взглянут на проблему индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации.

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

   
А. В. Борзунов, ВНИИФК
 

В спортивной литературе последних лет. многократно отмечалось, что спортивную тренировку можно рассматривать как процесс управления физическим состоянием спортсмена (В. М. Зациорский, Ю. В. Верхошанский, Н. Г. Озолин, А. А. Новиков и др.).

Процесс управления может быть обеспечен, лишь в том случае, если имеются связи от управляемого объекта (спортсмена) к управ-

 

ляющему объекту (тренер, методист). В спортивно-педагогической практике аналогом обратной связи является педагогический контроль.

Совершенствование системы спортивной подготовки идет по пути все большей дифференциации. Планирование современной спортивной подготовки и учет фактического выполнения должны основываться на данных

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

объема и интенсивности конкретных физических упражнений в каждом тренировочном занятии, дне, неделе. Только в этом случае видны истинная система тренировки и динамика результативности используемых средств (Н. Г. Озолин, Л. С. Хоменков, 1980).

Большое значение в определении тренировочной нагрузки имеет распределение тренировочных упражнений на группы в зависимости от степени их сходства с соревновательными. Все тренировочные средства разделяют на специфические и неспецифические. К специфическим относят упражнения, составляющие «элементы соревновательных действий, а также действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей» (Л. П. Матвеев, 1977).

Если на новичков и малоквалифицированных спортсменов практически любое тренировочное упражнение оказывает тренирующее воздействие, то в подготовке мастеров спорта использование неспецифических упражнений пользы не принесет.

Использование специфических упражнений, выполняемых с различной интенсивностью, может быть направлено как на совершенствование технико-тактического мастерства, так и на повышение функциональной подготовленности. Следовательно, необходимы контроль за средствами подготовки и последующая их классификация в зависимости от специализированности, координационной сложности и величины нагрузки как меры воздействия на организм спортсмена (М. А. Годик, 1980).

В спортивной борьбе достаточно трудно определить тренировочную нагрузку как в ходе соревновательной схватки, так и в ходе тренировки.

Величина тренировочной нагрузки складывается из двух составляющих: объема и интенсивности. В ходе проведенных исследований на сборах объем тренировочной работы определялся в минутах «чистого» времени тренировочной работы, т. е. без пауз отдыха. Интенсивность определялась с помощью метода сейсмокардиографии, где регистрировалась

 
 

ЧСС на 5 — 10-й сек. после выполнения тренировочной работы. Наряду с этим величина ЧСС являлась показателем того, как организм спортсмена переносит тренировочную нагрузку.

В практике спортивной борьбы тренировочная работа делится в соответствии с используемыми средствами подготовки на общефизическую подготовку — ОФП (неспецифическая) и на специальную подготовку — СП (специфическая).

Так как в наших исследованиях участвовали высококвалифицированные борцы, то для нас наибольший интерес представляло исследование специальной подготовки. В ходе педагогических наблюдений за тренировочным процессом, а также бесед с ведущими тренерами мы пришли к идее дополнительной физиолого-педагогической оценки специальных упражнений борца. В основу исследований специальных упражнений была положена классификация приемов вольной борьбы, разработанная Н. М. Галковским и А. З. Катулиным в 1968 г. и несколько видоизмененная А. П. Купцовым в 1978 г. Использование данной системы классификации позволяет рассматривать технические приемы как упражнения специфического характера, которые выделены по специфичности двигательного акта и координационной сложности. При этом каждое специальное упражнение предлагалось рассмотреть с точки зрения характера и тем-па движений.

Основная идея сводилась к тому, что совершенствованию отдельных технических приемов с определенным сопротивлением и темпом соответствует определенная величина ЧСС.

Характер выполняемого технического приема предполагается определить по сопротивляемости партнера:

—  без сопротивления: партнер при выполнении технического приема не оказывает сопротивления на протяжении всего действия;

—  с полусопротивлением: партнер позволяет осуществить необходимый захват для проведения приема с последующим сопротивлением;

— с сопротивлением: партнер в силу своих возможностей на протяжении всего времени выполняемого приема оказывает сопротивление.

При этом нами был рассчитан темп выполняемых приемов с различным сопротивлением, т. е. количество приемов, выполняемых в 1 мин. при поочередном проведении.

Рассмотрим более детально приведенную классификацию на примере сваливания сбиванием с полученными данными ЧСС (табл. 1).

Используемые тренировочные упражнения можно разделить по Степени воздействия на организм спортсмена, по характеру и темпу их выполнения. При этом данное разделение обладает высокой степенью статистической

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

достоверности (р < 0,001), что подтверждает используемое нами разделение специальных тренировочных упражнений.

Одну и ту же тренировочную нагрузку на организм спортсмена можно получить, выполняя прием с различным сопротивлением и темпом. Так, выведение организма спортсмена на уровень ЧСС 166 уд/мин при совершенствовании технико-тактических действий сваливания сбиванием можно достичь при работе: без сопротивления — темп большой, с полусопротивлением — темп средний, с сопротивлением — темп низкий. Такая дифференциация упражнений позволит тренеру знать, какую нагрузку получит спортсмен при выполнении определенного задания, при совершенствовании или разучивании приемов.

В ходе тренировок спортсменам иногда приходится тренироваться с партнером, который имеет вес на 3 — 6 кг больше. В результате организм спортсмена испытывает двойную нагрузку. Как показали предварительные исследования, у спортсмена, тренирующегося с партнером более тяжелого веса, ЧСС увеличивается в среднем на 15 — 25 уд/мин.

Величина тренировочной нагрузки во многом зависит от состояния организма спортсмена. Так, иногда на сборах некоторые спортсмены переносят простудные заболевания, в результате чего они не тренируются 3 — 4 дня. После этого они тут же приступают к тренировкам вместе со всеми спортсменами. Несмотря на хорошее самочувствие, спортсмен не в состоянии сразу же переключиться на выполнение задаваемых тренировочных нагру-

 

зок (пульс увеличивается на 20—25 уд/мин).

При подготовке к тбилисскому международному турниру борец А перенес простудное заболевание в течение 4 дней и сразу же приступил к тренировкам. При выполнении тренировочных упражнений у него отмечалось повышение ЧСС на каждое упражнение в среднем на 20 уд/мин, при этом он отмечал, что чувствует себя хорошо. Однако через 3 дня тренировок он почувствовал, что не в состоянии продолжать тренировочные занятия. В результате спортсмен не выполнил программу подготовки и не смог успешно выступить в соревнованиях.

Используя все эти факторы, воздействующие на организм спортсмена в совокупности, молено задавать определенную величину тренировочной нагрузки, с тем чтобы подвести спортсмена к пику спортивной формы.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.  При определении воздействия тренировочного упражнения на организм спортсмена необходимо учитывать: характер и темп выполняемого упражнения, вес партнера, состояние здоровья (подготовленности) спортсмена.

2.  Специальные тренировочные упражнения, разделенные по характеру и темпу выполнения, оказывают различное воздействие на организм спортсмена.

3.     Следует подбирать тренировочные упражнения на основании воздействия их на организм спортсмена в соответствии с решением определенных задач тренировки.

 

 

РЕЖИМЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ, СНИЖАЮЩИХ ВЕС

   
Ю. П. Замятин В. Е. Петухов,
В. Б. Стрелков, Ленинград;
X. М. Хутбеев, Москва
 

Построение тренировки — многокомпонентный, сложный и вместе с тем целостный процесс. Чередование ударных и разгрузочных микроциклов, волнообразное изменение нагрузок, чередование их с разной направленностью — -непременные условия рационального построения тренировки.

В практике спортивной борьбы тренировочный процесс принято планировать по дням на основе недельного цикла.

В зависимости от уровня подготовленности борцов, периодов и этапов тренировки определяются конкретное содержание недельных циклов и режим нагрузок.

В условиях учебно-тренировочных сборов по подготовке к участию в соревнованиях тре-

 

нировки строятся также на основе недельных циклов.

В последнее время все чаще применяется вариант сдвоенных предсоревновательных микроциклов, где сочетаются ударный и разгрузочный циклы и каждый день определенного цикла имеет свою основную направленность, которой подчиняется вся учебно-тренировочная работа в течение дня (В. С. Дахновский, А. С. Лещенко, 1977, 1979; В. А. Никуличев, 1979).

Отсутствие данных и неразработанность вопроса о построении предсоревновательной подготовки борцов, применяющих снижение веса, обусловили постановку задачи, в которой предстояло выявить оптимальный режим

Library   19   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало