Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

классическая и др.). При этом дневная тренировочная нагрузка разбивается на несколько более коротких, с небольшими перерывами для проведения восстановительных мероприятий — электросон, электростимуляция, психомышечная тренировка и др. В спортивной борьбе эта система аналогична поурочной системе школьного обучения (45 мин. — тренировка на ковре по технике и 15 мин. — ' отдых: 45 мин. — тренировка по скоростно-силовой подготовке и 15 мин. — отдых; 45 мин. — беговая тренировка и 15 мин. — отдых; 45 мин.- — тренировка по совершенствованию специальной выносливости и т. д.). Благодаря этому увеличивается количество тренировочных занятий (до 6 в день).

Другое направление совершенствования системы подготовки спортсменов высших разрядов — количественное увеличение структурных единиц тренировочного процесса. Например, в спортивной борьбе идет тенденция увеличения количества микроциклов (3- и 4-дневных), а также этапов в годичном цикле (до 12). При этом основное внимание уделяется совершенствованию структуры соревновательной подготовки и системы специальных тренировок с так называемыми большими нагрузками.

Реализация «многоцикловой» - структуры годичного цикла в спортивной борьбе на основе комплексной рационализации основных единиц тренировочного процесса и организации нагрузок в «дробном исполнении» позволила борцам высших разрядов успешно участвовать в целом ряде ответственных соревнований на фоне значительного увеличения объема тренировочной работы (на 30 — 50%) без снижения адаптационных возможностей и работоспособности.

Методической новинкой в трехцикловой системе стало введение так называемых сорев-

 

новательных серий. Например, ведущие пловцы за короткий промежуток времени стартуют 5 — 7 раз в турнирах высокого уровня. Так, сразу же проводился матч СССР — Великобритания, через две недели — чемпионат СССР, еще через три недели — матч СССР — США и далее через две недели — чемпионат Европы.

Своеобразно осуществляется подготовка к главным соревнованиям сезона в стендовой стрельбе. Она строится по принципу «блока» (40 — 42 дня): а) 12 — 14-дневные сборы по линии ДСО или республики и участие в чемпионате СССР; б) 14-дневный сбор непосредственной подготовки и участие в главных соревнованиях.

В классической борьбе этот принцип воплощается в аналогичной организационной форме в первом соревновательном периоде (весеннем): проводятся 3 — 4 ответственных турнира с 2 — 3-недельным интервалом.

Анализ опыта подготовки сильнейших спортсменов позволяет отметить, что, по:видимому, использование предварительной соревновательной практики позволяет создать определенный «запас прочности» при дальнейшей подготовке к главным соревнованиям.

Таким образом, основным направлением в практике работы спортсменов высокого класса является дальнейшая интенсификация процесса подготовки.

Несомненный интерес представляет концепция «многоцикловой» структуры годичного цикла.

Все большее распространение в видах спорта получает организация нагрузок в «дробном исполнении». Это дает возможность увеличивать суммарное количество «тренировочных единиц» (занятий, микроциклов, этапов и макроциклов) . без снижения адаптационных возможностей и работоспособности спортсменов.

 

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ МОТИВАЦИИ

   
Р. А. Пилоян, ВНИИФК
 

Подготовка спортсмена высшей квалификации — это комплексный процесс. Помимо прямого воздействия тренера косвенное, но отнюдь не менее важное влияние на формирование спортсмена оказывает его окружение.

Организационные работники, создавая материальную базу подготовки, становятся прямыми соавторами высшего спортивного результата (рекорда). Не менее очевидна роль коллектива, где тренируется, учится, работает спортсмен. Что же касается семьи, то ее значение в формировании личности борца вообще трудно переоценить. Из сказанного выте-

 

кает важный вывод. Если мы хотим познать закономерности подготовки спортсмена высшей квалификации, то необходимо в каждом конкретном случае учитывать весь комплекс оказываемых на него влияний.

Вместе с тем при первой же попытке систематизировать воздействия окружающей среды мы сталкиваемся с необходимостью ответить на вопрос: где и в чем это многообразное влияние среды фокусируется? Поиск ответа на поставленный вопрос приводит нас к понятию «мотивация спортивной деятельности».

Library   14   Up


Contents

 

Home
 

В предыдущих работах* мы показали, что мотивация побуждает спортсмена к достижению возможно более высокого для него спортивного результата. Мотивация как раз и является тем центром, который объединяет воздействия, испытываемые спортсменом со стороны окружающей его среды.

Многолетние исследования показали, что основой для формирования активного отношения к действительности (поступки, действия, деятельность) выступает способность человека постоянно соотносить свои потребности со своими возможностями и условиями конкретной деятельности. В результате человек осознает, что утвердить себя он может только в данной деятельности. Из множества видов деятельности выбирает, допустим, спорт.

Если учесть, что потребности человека весьма разнообразны, как и не одинаковы его возможности, то можно представить, сколь различны мотивы, направляющие людей к достижению одной и той же цели.

В ходе исследований (совместно с В.А. Деминым) были выделены семь групп потребностей, которые составляют структуру мотивации спортсменов. Причем одни потребности говорят о притязаниях спортсмена, другие характеризуют его возможности, третьи определяют соответствие потребностей и возможностей спортсмена требованиям, предъявляемым спортивной деятельностью. Главное, что побуждает его к достижению возможно более высокого результата в спорте, — это потребности в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев. Потребность в самоутверждении, самовыражении доминирует в мотивации спортсменов. Известный советский спортсмен, тренер и ученый В.М. Дьячков по этому поводу писал (1980): «Мы иногда ханжески отворачиваемся от естественного, присущего молодой душе стремления к самоутверждению, а его надо бережно поддерживать, поощрять. Качества, которыми одаряет спорт в ответ на преданность, вооружают человека физически и духовно, готовят его для всех других родов деятельности, для жизни. Ведь жизнь, как и спорт, представляет собой не что иное, как вереницу достигнутых и еще не достигнутых вершин» (стр. 165 — 166).

Наши исследования показали, что потребности в самоутверждении и исполнении общественного долга, названные нами «принципиальными», являются ведущими почти на всех этапах спортивной деятельности. Однако «личностный смысл» занятий спортом резко трансформируется в связи с возрастом. Так, оказалось, что до 18 лет самоутверждение протекает как бы на более низком уровне.

В этот период спортсмену достаточна оцен-


* См. сборники «Спортивная борьба», 1977 — 1982 гг.

 

ка со стороны родных, близких, однокашников, товарищей по микрорайону и т. п. Существеннейшая переоценка ценностей происходит в 19 лет. Главное, что начинает понимать спортсмен, — это общественная значимость (в более широком смысле) его деятельности. Спорт начинает восприниматься им как форма активности, позволяющая получить оценку не только семьи и коллектива, где учится или работает спортсмен. Интуитивно он приходит к мысли о том, что благодаря занятиям спортом можно быть полезным всем людям. Это обстоятельство приводит к резкому возрастанию в 19 лет «принципиальной» ориентации спортсменов. В дальнейшем и результате достижения побед на крупнейших международных соревнованиях потребности в самоутверждении, самовыражении в данном виде деятельности постепенно снижаются.

Выделенные возрастные диапазоны имени' очень большое значение для индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Если мы хотим повысить эффективность тренировочного и соревновательного процессов, то добиться этого можно, обращаясь к «принципиальной» ориентации спортсмена. Однако при работе со спортсменами, не достигшими 19 лет, необходимо делать акцент на одном, с более взрослыми — на другом. Любой юный спортсмен, у которого в структуре мотивации доминируют потребности «принципиального» плана, выполнит самое трудное (но посильное) задание, если тренер скажет ему о том, что, осуществив его, он повысит свой авторитет среди друзей и товарищей по школе, по двору, в семье или что, реализовав данное задание, значительно приблизится к выполнению очередной классификационной нормы. Еще больший эффект может дать указание тренера на то, что успешная реализация данного задания приближает юного спортсмена к цели быть в сборной области, города, республики, страны. Важно при этом обращаться к ближайшим доступным, но еще не достигнутым целям.

Существенным является обращение по вообще к потребностям, отнесенным нами к «принципиальным», а к той из них, которая в настоящий момент наиболее важна для спортсмена. Для выяснения этого необходимо путем наблюдений и бесед со спортсменом и его близкими раскрыть то главное, на чем основываются его устремления. То ли это потребность в повышении авторитета среди друзей и товарищей по улице, или в школе, или в семье. То ли честолюбивые устремления юного спортсмена выходят за рамки перечисленного круга людей и требуют иного к нему подхода. Важно выявить главное в его «принципиальной» ориентации, тогда можно безошибочно через преодоление трудностей на тренировках и соревнованиях формировать целеустремленную личность, способную добиться высшего спортивного результата.

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Учет потребности спортсмена 19 — 24 лет в самоутверждении и исполнении общественного долга может дать еще больший эффект, чем в работе с юношами. Эффект этот возрастает за счет осознания спортсменом общественной роли спорта, его функции регулятора международных отношений. В этом возрасте при постановке перед спортсменом трудных задач необходимо обращаться к его патриотическим чувствам, к его национальной гордости, к естественному чувству любви к Родине.

Теперь обратимся к спортсменам того возраста, когда «принципиальная» ориентация снижается. Здесь важно подчеркнуть, что помимо общих закономерностей снижения «принципиальной» ориентации в отдельных видах спорта необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена. Так, в вольной борьбе «принципиальная» ориентация в среднем снижается после 24 лет, однако можно привести множество примеров, когда потребность в самоутверждении и исполнении общественного долга перед Родиной доминирует в мотивации уже добившихся выдающихся результатов. Поэтому в своей работе тренер должен при оценке мотивации своего ученика учитывать не только его возраст и результат. Важно глубже изучать его потребности и уже только после этого в одних случаях отказаться от мысли повысить эффективность действий спортсмена за счет обращения к его «принципиальной» ориентации (поскольку она очень низка), в других — с успехом использовать уже перечисленные методические приемы. Так, на чемпионате мира 1967 г. тренер А.М. Дякин, великолепно зная мотивацию своего ученика — чемпиона мира А. Алиева, в перерыве трудного финального поединка с целью изменить его ход в пользу советского борца обратился к патриотическим чувствам спортсмена, вызвав в его сознании образ генерала Д.М. Карбышева. А. Алиев, по его собственному признанию, почувствовал прилив сил и сразу же после перерыва обострил ситуацию борьбы и «припечатал» иранского борца лопатками к ковру. Этот пример не единичный. Но, к сожалению, мы знаем и другие примеры, когда тренер с большой эмоциональностью взывает к патриотическим чувствам спортсмена, а эффекта нет. Это происходит тогда, когда мощное средство повышения эффективности действий спортсмена используется без знаний особенностей его мотивации.

Как показали исследования, «материальная» ориентация может выступать иногда как доминирующая в мотивации спортсмена. Причем это происходит в различных видах борьбы в разные возрастные периоды. В вольной борьбе — в 23 — 24 года, в классической — в 24 — 26 лет, в дзю-до — в 21 — 23 года. Важным практическим выводом, вытекающим из результатов наших исследований, является то,

 

что хотя материальные стимулы и могут повышать эффективность тренировки и выступлений спортсмена, но на этой основе строить учебно-тренировочный . процесс нецелесообразно. Дело в том, что деятельность, мотивируемая лишь за счет материальных потребностей, не может быть устойчива. Как правило, спортсмен, имеющий повышенную «материальную» ориентацию, более высокую, чем «принципиальная», вскоре теряет интерес к спорту и находит себя в другой деятельности. В связи со сказанным тренеры и руководители должны пользоваться материальным стимулированием очень осмотрительно. Особенно это касается спортсменов в возрасте до 19 лет, когда, как правило, нет объективной необходимости в удовлетворении материальных потребностей. Главное заключается в том, что, акцентируя внимание юного спортсмена на материальных стимулах занятий спортом, можно сформировать в целом неверную жизненную ориентацию. Особенно нежелательны преждевременные авансы. Нередко переезд многообещающего молодого спортсмена в другой город, где ему создают все условия для жизни и тренировок, не дает ощутимого роста спортивного мастерства. Конечно, причины могут быть разные, однако одна из главных заключается в том, что в работе с молодыми спортсменами используются не те стимулы, которые могут привести к победе.

Крайняя позиция в этом вопросе связана со слепой верой в силу материальных стимулов. Однажды пришлось слышать, как тренер по борьбе, обмахивая в перерыве своего ученика полотенцем, в ответ на вопрос о том, что же надо сделать, чтобы выиграть поединок, сказал: «Мы тебе сохранили зарплату на время сборов и соревнований, а ты уж думай сам, как тебе выигрывать». Приведенный пример показывает, как слепая . вера тренера в силу материальных стимулов не только оборачивается поражением его ученика, но и подрывает авторитет наставника. С помощью материального стимулирования иногда можно резко повысить эффективность действий спортсмена, переломить ход поединка, добиться победы в ответственном соревновании. Однако все это реально лишь в том случае, если в мотивации конкретного спортсмена материальные потребности доминируют. Если это не так, то можно добиться противоположного эффекта.

Итак, главным побуждающим началом к любой деятельности, в том числе и занятий спортом, является потребность, человека в получении моральной и материальной оценки общества. В то же время наше представление о мотивации будет неполным, если мы не соотнесем потребности спортсмена с его возможностями и требованиями спортивной деятельности. Для этого следует учитывать потребность в специальных знаниях и навыках,

 
Library   16   Up


Contents

 

Home
 

в отсутствии болевых ощущений, в информации о соперниках, в преодолении боязни соревнований и др.

До сих пор мы привыкли смотреть на специальную подготовленность спортсмена как на основной компонент его мастерства, как на его главное оружие в борьбе с противниками. И это верно. Однако, как показали исследования, специальная подготовленность конкретного спортсмена в значительной мере определяет уровень его мотивации. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяются возможностями спортсмена удовлетворить свои потребности в конкретном виде деятельности. А именно уровень специальных знаний, умений, качеств и навыков определяет возможности спортсмена.

У борцов потребности в специальных знаниях и навыках особенно значимы в возрасте 11 — 18 лет. Поэтому тренеру, работающему с юными спортсменами, необходимо помнить, что, совершенствуя технико-тактическое мастерство спортсмена, повышая его специальные физические качества, он в первую очередь усиливает его мотивацию.

Из-за ограниченного объема статьи мы не имеем возможности показать, каким образом влияют на мотивацию спортсмена такие факторы, как его здоровье, коллектив, где он тренируется, семья. Лишь упомянем о том, насколько серьезное мотивирующее значение имеет достоверная информация о предстоящих противниках. Вместе с тем считаем своим долгом устранить одно недоразумение, которое возникло из-за упрощенного представления отдельных исследователей о мотивации. Появилось мнение, что чем сильнее мотивирован спортсмен, тем более сильным отрицательным эмоциональным влияниям он подвергается на соревнованиях. Одним словом, более мотивированный спортсмен быстрее перегорает перед соревнованиями и не может показать результата, к которому он был готов. Во-первых, если бы это было так, то мы не досчитались бы многих и многих золотых медалей на крупнейших международных соревнованиях, поскольку большинство советских

 

спортсменов имеют ярко выраженную мотивацию достижения высшего результата в спорте. Во-вторых, отрицательному влиянию условий предстоящих соревнований бывают подвержены не те спортсмены,, которые имеют сильную мотивацию, а те, в подготовке которых имеются существенные недостатки. Особенности их мотивации отражают отсутствие согласованности между потребностями и возможностями. Мы уже подчеркивали, что сильный мотив достижения высшего результата в спорте формируется при условии, когда потребности спортсмена в самоутверждении подкрепляются его возможностями, т. е., по существу, его готовностью. Нет психологической подготовки' как отдельного компонента, оторванного от тренировочного и соревновательного процессов. Психические срывы спортсменов обусловлены недостатками в их подготовке, недостатками, которые не были вовремя вскрыты и проявились лишь в ходе самих соревнований.

Наша точка зрения согласуется с информационной теорией эмоций П.В. Симонова (1981), в которой эмоции рассматриваются как «отражение актуальных в данный момент потребностей (их силы и качества) и оценки мозгом вероятности (возможности) удовлетворения этих потребностей...» (стр. 39). Такое понимание эмоций дает объяснение, почему иногда перед стартом у спортсменов возникают отрицательные психические состояния. Способность человека рассчитывать вероятность (возможность) удовлетворения своих потребностей при неблагоприятном прогнозе приводит к возникновению отрицательных эмоций (страха, неуверенности и т. п.). Следовательно, психические срывы возникают не у тех спортсменов, которые имеют высокую мотивацию, а, наоборот, у тех, кому в ходе предварительной подготовки не удалось сформировать устойчивый мотив достижения высокого результата.

Заканчивая статью, мы выражаем надежду, что тренеры по-иному взглянут на проблему индивидуализации подготовки спортсменов высокой квалификации.

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

   
А. В. Борзунов, ВНИИФК
 

В спортивной литературе последних лет. многократно отмечалось, что спортивную тренировку можно рассматривать как процесс управления физическим состоянием спортсмена (В. М. Зациорский, Ю. В. Верхошанский, Н. Г. Озолин, А. А. Новиков и др.).

Процесс управления может быть обеспечен, лишь в том случае, если имеются связи от управляемого объекта (спортсмена) к управ-

 

ляющему объекту (тренер, методист). В спортивно-педагогической практике аналогом обратной связи является педагогический контроль.

Совершенствование системы спортивной подготовки идет по пути все большей дифференциации. Планирование современной спортивной подготовки и учет фактического выполнения должны основываться на данных

Library   17   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало