|
В предыдущих работах* мы показали, что мотивация побуждает спортсмена к достижению возможно более высокого для него спортивного результата. Мотивация как раз и является тем центром, который объединяет воздействия, испытываемые спортсменом со стороны окружающей его среды.
Многолетние исследования показали, что основой для формирования активного отношения к действительности (поступки, действия, деятельность) выступает способность человека постоянно соотносить свои потребности со своими возможностями и условиями конкретной деятельности. В результате человек осознает, что утвердить себя он может только в данной деятельности. Из множества видов деятельности выбирает, допустим, спорт.
Если учесть, что потребности человека весьма разнообразны, как и не одинаковы его возможности, то можно представить, сколь различны мотивы, направляющие людей к достижению одной и той же цели.
В ходе исследований (совместно с В.А. Деминым) были выделены семь групп потребностей, которые составляют структуру мотивации спортсменов. Причем одни потребности говорят о притязаниях спортсмена, другие характеризуют его возможности, третьи определяют соответствие потребностей и возможностей спортсмена требованиям, предъявляемым спортивной деятельностью. Главное, что побуждает его к достижению возможно более высокого результата в спорте, — это потребности в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев. Потребность в самоутверждении, самовыражении доминирует в мотивации спортсменов. Известный советский спортсмен, тренер и ученый В.М. Дьячков по этому поводу писал (1980): «Мы иногда ханжески отворачиваемся от естественного, присущего молодой душе стремления к самоутверждению, а его надо бережно поддерживать, поощрять. Качества, которыми одаряет спорт в ответ на преданность, вооружают человека физически и духовно, готовят его для всех других родов деятельности, для жизни. Ведь жизнь, как и спорт, представляет собой не что иное, как вереницу достигнутых и еще не достигнутых вершин» (стр. 165 — 166).
Наши исследования показали, что потребности в самоутверждении и исполнении общественного долга, названные нами «принципиальными», являются ведущими почти на всех этапах спортивной деятельности. Однако «личностный смысл» занятий спортом резко трансформируется в связи с возрастом. Так, оказалось, что до 18 лет самоутверждение протекает как бы на более низком уровне.
В этот период спортсмену достаточна оцен-
* См. сборники «Спортивная борьба», 1977 — 1982 гг.
|
|
ка со стороны родных, близких, однокашников, товарищей по микрорайону
и т. п. Существеннейшая переоценка ценностей происходит в 19 лет. Главное, что начинает понимать спортсмен, — это общественная значимость (в более широком смысле) его деятельности. Спорт начинает восприниматься им как форма активности, позволяющая получить оценку не только семьи и коллектива, где учится или работает спортсмен. Интуитивно он приходит к мысли о том, что благодаря занятиям спортом можно быть полезным всем людям. Это обстоятельство приводит к резкому возрастанию в 19 лет «принципиальной» ориентации спортсменов. В дальнейшем и результате достижения побед на крупнейших международных соревнованиях потребности в самоутверждении, самовыражении в данном виде деятельности постепенно снижаются.
Выделенные возрастные диапазоны имени' очень большое значение для индивидуализации учебно-тренировочного процесса. Если мы хотим повысить эффективность тренировочного и соревновательного процессов, то добиться этого можно, обращаясь к «принципиальной» ориентации спортсмена. Однако при работе со спортсменами, не достигшими 19 лет, необходимо делать акцент на одном, с более взрослыми — на другом. Любой юный спортсмен, у которого в структуре мотивации доминируют потребности «принципиального» плана, выполнит самое трудное (но посильное) задание, если тренер скажет ему о том, что, осуществив его, он повысит свой авторитет среди друзей и товарищей по школе, по двору, в семье или что, реализовав данное задание, значительно приблизится к выполнению очередной классификационной нормы. Еще больший эффект может дать указание тренера на то, что успешная реализация данного задания приближает юного спортсмена к цели быть в сборной области, города, республики, страны. Важно при этом обращаться к ближайшим доступным, но еще не достигнутым целям.
Существенным является обращение по вообще к потребностям, отнесенным нами к «принципиальным», а к той из них, которая в настоящий момент наиболее важна для спортсмена. Для выяснения этого необходимо путем наблюдений и бесед со спортсменом и его близкими раскрыть то главное, на чем основываются его устремления. То ли это потребность в повышении авторитета среди друзей и товарищей по улице, или в школе, или в семье. То ли честолюбивые устремления юного спортсмена выходят за рамки перечисленного круга людей и требуют иного к нему подхода. Важно выявить главное в его «принципиальной» ориентации, тогда можно безошибочно через преодоление трудностей на тренировках и соревнованиях формировать целеустремленную личность, способную добиться высшего спортивного результата.
|
|