|
||||
классическая и др.). При этом дневная тренировочная нагрузка разбивается на несколько более коротких, с небольшими перерывами для проведения восстановительных мероприятий — электросон, электростимуляция, психомышечная тренировка и др. В спортивной борьбе эта система аналогична поурочной системе школьного обучения (45 мин. — тренировка на ковре по технике и 15 мин. — ' отдых: 45 мин. — тренировка по скоростно-силовой подготовке и 15 мин. — отдых; 45 мин. — беговая тренировка и 15 мин. — отдых; 45 мин.- — тренировка по совершенствованию специальной выносливости и т. д.). Благодаря этому увеличивается количество тренировочных занятий (до 6 в день). Другое направление совершенствования системы подготовки спортсменов высших разрядов — количественное увеличение структурных единиц тренировочного процесса. Например, в спортивной борьбе идет тенденция увеличения количества микроциклов (3- и 4-дневных), а также этапов в годичном цикле (до 12). При этом основное внимание уделяется совершенствованию структуры соревновательной подготовки и системы специальных тренировок с так называемыми большими нагрузками. Реализация «многоцикловой» - структуры годичного цикла в спортивной борьбе на основе комплексной рационализации основных единиц тренировочного процесса и организации нагрузок в «дробном исполнении» позволила борцам высших разрядов успешно участвовать в целом ряде ответственных соревнований на фоне значительного увеличения объема тренировочной работы (на 30 — 50%) без снижения адаптационных возможностей и работоспособности. Методической новинкой в трехцикловой системе стало введение так называемых сорев- |
новательных серий. Например, ведущие пловцы за короткий промежуток времени стартуют 5 — 7 раз в турнирах высокого уровня. Так, сразу же проводился матч СССР — Великобритания, через две недели — чемпионат СССР, еще через три недели — матч СССР — США и далее через две недели — чемпионат Европы. Своеобразно осуществляется подготовка к главным соревнованиям сезона в стендовой стрельбе. Она строится по принципу «блока» (40 — 42 дня): а) 12 — 14-дневные сборы по линии ДСО или республики и участие в чемпионате СССР; б) 14-дневный сбор непосредственной подготовки и участие в главных соревнованиях. В классической борьбе этот принцип воплощается в аналогичной организационной форме в первом соревновательном периоде (весеннем): проводятся 3 — 4 ответственных турнира с 2 — 3-недельным интервалом. Анализ опыта подготовки сильнейших спортсменов позволяет отметить, что, по:видимому, использование предварительной соревновательной практики позволяет создать определенный «запас прочности» при дальнейшей подготовке к главным соревнованиям. Таким образом, основным направлением в практике работы спортсменов высокого класса является дальнейшая интенсификация процесса подготовки. Несомненный интерес представляет концепция «многоцикловой» структуры годичного цикла. Все большее распространение в видах спорта получает организация нагрузок в «дробном исполнении». Это дает возможность увеличивать суммарное количество «тренировочных единиц» (занятий, микроциклов, этапов и макроциклов) . без снижения адаптационных возможностей и работоспособности спортсменов. |
|||
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ МОТИВАЦИИ |
||||
Р. А. Пилоян, ВНИИФК |
||||
Подготовка спортсмена высшей квалификации — это комплексный процесс. Помимо прямого воздействия тренера косвенное, но отнюдь не менее важное влияние на формирование спортсмена оказывает его окружение. Организационные работники, создавая материальную базу подготовки, становятся прямыми соавторами высшего спортивного результата (рекорда). Не менее очевидна роль коллектива, где тренируется, учится, работает спортсмен. Что же касается семьи, то ее значение в формировании личности борца вообще трудно переоценить. Из сказанного выте- |
кает важный вывод. Если мы хотим познать закономерности подготовки спортсмена высшей квалификации, то необходимо в каждом конкретном случае учитывать весь комплекс оказываемых на него влияний. Вместе с тем при первой же попытке систематизировать воздействия окружающей среды мы сталкиваемся с необходимостью ответить на вопрос: где и в чем это многообразное влияние среды фокусируется? Поиск ответа на поставленный вопрос приводит нас к понятию «мотивация спортивной деятельности». |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |