Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

дельных компонентов психологического климата в команде были высокими. Удовлетворенность, продуктивность и успешность имели оценки ниже 2 баллов. Такие оценки свидетельствуют не только о том, что команда успешно выступала в предшествовавших соревнованиях, но и о том, что коллектив настроен на победу и в предстоящих соревнованиях. Следовательно, в команде царит деловая атмосфера.

Также высоко были оценены и другие компоненты психологического климата: дружелюбие (2,3 балла), сотрудничество (2,1 балла) и увлеченность (2,1 балла). Эти показатели говорят о том, что атмосфера в команде благоприятная.

Для тренеров важно, что и новички считают обстановку в команде благоприятной. Все это дает возможность тренерскому составу улучшить организацию и повысить продуктивность учебно-тренировочного процесса.

Созданию благоприятного психологического климата в коллективе способствовала нравственная воспитанность членов команды. Ее оценивали с помощью метода независимых характеристик. При этом учитывались 10 стержневых нравственных качеств (коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие и др.). Каждый спортсмен оценивал степень развития этих качеств у себя (самооценка) и у товарищей. Оценивал эти качества и тренер. Самооценки, оценки коллектива и тренеров в большинстве случаев были адекватными. С учетом результатов исследования в команде выявляли, например, самого коммуникабельного, самого дисциплинированного, самого чуткого спортсмена. Тренерскому составу это дало возможность индивидуализировать воспитательный процесс, выявить положение

 

каждого спортсмена команды и учитывать результаты исследований при планировании мероприятий, проводившихся в свободное от тренировок время.

Направленность и эффективность воспитательной работы во многом определяются уровнем профессионально-педагогического мастерства тренерского состава. Компонентами профессионально-педагогического мастерства тренеров являются эрудированность в области тяжелой атлетики, степень развития умения и навыков работы, морально-волевые качества, объем информации, полученной тренером из смежных наук, степень, владения методами воспитания, а также стремление тренеров непрерывно пополнять знания, заниматься самообразованием.

Анкетирование тренеров по тяжелой атлетике показало, что из компонентов, характеризующих профессионально-педагогическое мастерство тренера, наиболее значимыми являются знание специальности, морально-волевые качества и умение тренера применять знания из смежных наук (анатомии, физиологии, педагогики, психологии, медицины и др.). Результаты исследования уровня профессионального мастерства тренеров позволят старшему тренеру избежать ошибки «парной» педагогики и соотносить «обратную информацию» о результативности воспитательной работы с уровнем профессионально-педагогического мастерства тренеров, приглашенных на сбор для подготовки спортсменов к соревнованиям.

Таким образом, знание тренерами количественных показателей, характеризующих различные стороны воспитательной работы в команде, позволяет повысить качество и эффективность этой работы.

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ

   
А. А. Сеймук, К. Я. Моисеенко, кандидат биологических наук, доцент
 

В деятельности любого тренера, связанной с управлением спортсменом или командой, условно выделяют гностическую, регулирующую и контролирующую функции, которые тесно взаимосвязаны. Чтобы успешно выполнять эти функции, особенно в экстремальных условиях соревнований, тренер должен иметь достаточно высокую психическую

 

надежность, которая в значительной степени определяется состоянием его нервной системы. Если для спортсмена длительность экстремальных условий определяется преимущественно моментом выступления, то для тренера весь период соревнований, в которых участвуют его воспитанники, близок к экстремальному. И именно в этот период тре-

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

пер должен проявлять самообладание, полностью управлять своими эмоциями, мыслями, действиями.

Как известно, стрессовые ситуации во время тренировок и особенно соревнований вызывают заметные изменения в эмоциональном состоянии тренера и деятельности его сердечно-сосудистой системы. Даже во время тренировок пульс тренера учащается до 114 уд/мин, а в критические моменты соревнований составляет 140 — 150 уд/мин, приближаясь к уровню, отмеченному у соревнующихся спортсменов. По данным исследований авторов статьи, пульс тренеров по тяжелой атлетике в период соревнований учащается до 120 — 130 уд/мин. Эмоциональное перенапряжение угрожает потерей способности тренера объективно оценивать конкретные ситуации, предвидеть ход борьбы.

При этом необходимо отметить, что если психическое напряжение спортсменов, вызванное стрессовой ситуацией, в дальнейшем ослабевает благодаря активным физическим действиям и физическому утомлению, то у тренера последствия нервных перенапряжений могут сохраняться долго. Успешно выполнять свои функции в период соревнований, длящихся часто не один день, тренер может только при оптимальном психическом состоянии.

Помимо указанных негативных последствий чрезмерного эмоционального напряжения тренера возможны перегрузки его сердечно-сосудистой системы. В период соревнований и после них многие тренеры жалуются на боли в области сердца, бессонницу. В качестве профилактической меры тренерам во время тренировок и после них, а также после напряженных соревнований рекомендуют делать физические упражнения, которые способствуют нормализации эмоционального состояния.

Конечно, значение физической подготовки тренера умалять нельзя, но одна она не может полностью нормализовать психическое состояние. По нашему мнению и по мнению ряда авторов, в основе направленного регулирования поведения, поддержания высокой работоспособности и психического состояния тренера должны лежать методы психической саморегуляции. С целью подтверждения этих предположений были проведены настоящие исследования.

Исследования, связанные с выявлением влияния модифицированных вариантов аутогенной тренировки как средства психической саморегуляции, были проведены с тренерами по тяжелой атлети-

 

ке. Было обследовано 20 заслуженных тренеров СССР и республик в возрасте 38 — 50 лет в период ответственных для них соревнований. Всех обследуемых распределили на две равные по численности группы. С тренерами первой экспериментальной группы после окончания соревнований проводили сеанс аутогенной тренировки. Кроме того, они выполняли и физические упражнения. Тренеры второй, контрольной, группы определенное время пассивно отдыхали. С целью определения функционального состояния организма тренеров обеих групп за 0,5 ч до начала соревнований, через 1 — 5 и 20 — 25 мин по окончании их (в течение этого времени они пассивно отдыхали или проводили аутогенную тренировку) регистрировались следующие показатели:

частота сердечных сокращений с помощью пульсотахометра и пальпаторно;

артериальное давление по Короткову;

время сложной зрительно-моторной реакции (ВЗМР) с помощью электромиорефлексометра.

Кроме того, проверялись активность мыслительного процесса (по Н. Е. Малкову), самочувствие, активность, настроение (с помощью теста САН).

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о существенных изменениях объективных и субъективных показателей функционального состояния тренеров сразу после соревнований.

Довольно значительно повышение артериального давления тренеров при эмоциональном возбуждении можно объяснить тем, что пропускная способность капилляров увеличилась недостаточно, так как мышцы не выполняли физической работы. Частое возникновение таких состояний (учащение ЧСС и длительное повышение артериального давления) может привести к неблагоприятным функциональным сдвигам в сердечно-сосудистой системе тренера и в дальнейшем к патологии.

Увеличение времени рефлекторной реакции, замедление мыслительного процесса не позволяют быстро принять обоснованные решения во время соревнований и при обдумывании дальнейшей тактики по окончании их.

В восстановительный период (после соревнований) практически все показатели функционального состояния тренеров экспериментальной группы были значительно ближе к исходным, чем аналогичные показатели в контрольной группе.

 
Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Таким образом, аутогенная тренировка способствует ускорению восстановления психофизиологического состояния тренера. Поэтому более подробно остановимся на методике проведения психической саморегуляции.

Применять модифицированные варианты аутогенной тренировки для регуляции состояния тренеры учились в период учебно-тренировочных сборов. Все занимающиеся были распределены в группы численностью 7 — 9 человек. Расслаблялись тренеры в специально подготовленном помещении вместе со спортсменами. Важным условием при обучении аутогенной тренировке является умение тренера своевременно контролировать и оценивать свое состояние в любых условиях деятельности.

Самоконтроль осуществляется с помощью субъективных и объективных данных. К ним следует отнести ощущение степени напряжения, усталости, активности, некоторые психофизиологические показатели (ЧСС, электрокожное сопротивление и др.), показатели состояния высших психических функций, выявленные при тестировании. Изучение этих данных во время высокого нервно-эмоционального напряжения, утомления или конфликтных ситуаций, а также до или после возникновения их ускоряет обучение тренеров самоконтролю и оценке своего состояния.

После изучения аутогенного ощущения расслабленности, тепла в мышцах и «выхода» из фазового состояния тренеры применяют модифицированные варианты аутогенной тренировки и выполняют упражнения (потягивание, упражнения для мышц туловища и рук, общего воздействия, для мышц туловища и рук с большей амплитудой, на координацию движений и внимание) с целью регуляции психического состояния в течение 7 — 14 мин.

Однако некоторые тренеры во время ответственных соревнований жалуются на повышенную раздражительность, излишнюю торопливость в действиях и резкость в движениях. Это неблагоприятно сказывается на межличностных взаимоотношениях и на эффективности труда тренеров. После проведения бесед с ними, их коллегами и спортсменами и педагогических наблюдений за поведением и деятельностью этих тренеров во время соревнований и тренировок разрабатывались специальные формулы (желательно составлять их с помощью специалиста). Мы рекомендуем некоторые из них:

в спорах и разногласиях контроли-

 

рую свое состояние... слежу за спокойной речью... сдержанностью... самокритичностью;

в экстремальных ситуациях мои действия обоснованы и неторопливы... уверенно и спокойно даю наставления;

хорошие взаимоотношения с окружающими благотворно сказываются на здоровье и результатах работы;

неблагоприятно сказываются на результатах работы необоснованные постановка цели и обещания;

своими действиями и поведением создаю хороший настрой на выполнение тренировочных и соревновательных планов... уверен в себе и своих спортсменах;

в конфликтных и стрессовых ситуациях стараюсь быть внутренне спокойным и сдержанным... не тороплюсь с категоричными утверждениями... обоснованно и быстро оцениваю сложившиеся обстоятельства, чтобы успешно выполнить поставленные задачи;

постоянно стремлюсь совершенствовать учебно-тренировочный и соревновательный процессы... вырабатывать научно обоснованный подход к работе;

во время соревнований внимательно наблюдаю за выполнением спортсменом предложенных установок... состоянием организма после выполнения упражнений... внешними признаками утомления и эмоциональными изменениями;

при выборе решений учитываю опыт... уровень подготовленности и состояние спортсмена... сложившиеся условия... мнение спортсмена и товарищей по работе... использую научные рекомендации.

Изложенные формулы примерные и при необходимости могут дополняться или изменяться. Нельзя перечислить все формулы, так как каждый человек имеет присущие только ему те или иные качества. При составлении формул нужен строго индивидуальный подход к каждому тренеру. Эффективность занятия повышается, если тренер регулирует во время расслабления неблагоприятно воздействующие на него ситуации. Внушение формул, не соответствующих индивидуальным особенностям тренера, может не дать желаемого результата. Своевременная оценка состояния, мысленное проговаривание подготовленных формул и воспроизведение требуемых представлений дают возможность эффективно регулировать психическое и физическое состояние тренера в любых условиях деятельности.

Приводим план, в соответствии с которым тренеры выполняли во время со-

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

ревнований описанные в статье мероприятия.

Подготовительная часть: 1. Самоконтроль, удобное положение, успокаивающее дыхание.

2. Аутогенное ощущение расслабленности, тепла в мышцах верхних и нижних конечностей, туловища, шеи, лица.

3. Аутогенное ощущение тепла в области сердца, регуляция деятельности сердца и дыхания.

4. Аутогенное ощущение расслабленности, тепла во всех мышцах, успокоение, отдых.

5. Совершенствование направлений в работе, коррекция поведения.

6. «Выход» из фазового состояния,

 

7. Комплекс физических упражнений.

8. Контроль эффективности занятия и своего состояния.

9. Подготовка к работе.

Применение тренерами этих мероприятий в период соревнований позволило снять раздражительность, нервно-эмоциональную напряженность, уменьшить усталость, ускорить восстановление работоспособности, нормализовать психическое и физическое состояние тренеров; улучшить деятельность их центральной нервной системы, межличностные взаимоотношения с окружающими и самочувствие; помогло бороться с бессонницей. Это благоприятно сказалось на поведении и результатах работы тренеров.

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ


ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ
СПЕЦИАЛЬНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

   
В. И. Харитонов, В. Г. Бичулев,
Челябинский государственный институт физической культуры
 

Известно, что значительную часть тренировочной работы при выполнении специально-вспомогательных упражнений тяжелоатлета занимают отработка и совершенствование ведущих компонентов техники, например подрыва в рывке и подъеме штанги на грудь. При этом часто используются специальные приспособления — плинты, или подставки для штанги.

Применяемые в настоящее время плинты, как правило, громоздки и ненадежны. Использование же примитивных (деревянных и сварных) плинтов зачастую приводит к травмам и не отвечает требованиям быстрой и эффективной перестройки режима тренировочной работы.

Рационализации тренировочного процесса тяжелоатлетов содействует применение плинтов предложенной авторами конструкции (рисунок). Применение их позволяет быстро и эффективно изменять режим тренировочной работы при выполнении специально-вспомогательных упражнений тяжелоатлетом. Конструкция приспособления сварная. Она менее металлоемка, чем конструкции аналогов, надежна в работе. Плинт состоит из основания 1, верхней стойки 2, резиновой

 

подушки 3, стопорного пальца 4, пружины 5 и ребер жесткости 6.

Работает предложенная конструкция следующим образом. На основании посредством ребер жесткости крепится наружная труба, в которую вставляется трубка меньшего диаметра. К трубке приварена верхняя стойка, на которой

37497-13.jpg

Конструкция плинта

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало