|
||||||||||||||||||||||
состав команды и впервые приглашены на сбор. По 4 — 5 критериям товарищи не оценили их, и эти члены команды составляют группу «изолированных». Причем у них не ладятся прежде всего межличностные отношения с товарищами. Возникают вопросы: знают ли они о своей «изолированности», как они себя чувствуют в этой роли, что необходимо делать тренерам? Изучение социограмм показало, что тренерам особое внимание следует обратить на межличностные отношения с товарищами членов команды № 2, 12, 4, 9, взять под контроль поведение спортсменов под № 7, 13 и 11, вести индивидуальную работу с членами коллектива № 1, 3 и 6. При планировании различных мероприятий и распределении общественных поручений между спортсменами команды следует учитывать результаты исследования межличностных отношений. Это позволит повысить эффективность воспитательной работы. Еще одним показателем результативности воспитательной работы является состояние взаимоотношений тренеров и спортсменов. Оно изучалось с помощью шкалы ТС-1 (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов). Спортсмены оценивали тренеров Таблица 2 Показатели взаимоотношений тренеров и спортсменов
|
по трем компонентам: гностическому, эмоциональному и поведенческому. В ходе обследования тяжелоатлеты заполняли опросные листы, в которых давали оценки тренерам. Результаты опроса приведены в табл. 2. Большинство спортсменов дали тренерам оценку по всем компонентам выше средней. Это свидетельствует о том, что отношения между тренерами и спортсменами в целом благополучные и что спортивные педагоги пользуются авторитетом членов команды. Общая же средняя оценка и средний показатель по каждому компоненту ниже принятых среднестатистических. Причем низкие оценки получили тренеры, которые на сборах тренировали не своих учеников. Невысоко оценили своих наставников спортсмены № 1, 5, 6, 9, 13 и 16. Старшему тренеру следует обратить внимание на взаимоотношения этих спортсменов и тренеров, к которым они были прикреплены на период сборов. Особенно настораживает низкая оценка спортсменами профессиональной компетентности тренеров. Мы видим пять оценок до трех баллов. Следует отметить, что лидеры команды высоко оценили своих тренеров. Полученные результаты свидетельствуют, что старшему тренеру, начальнику сборов необходимо, во-первых, индивидуализировать работу с тренерами, во-вторых, выяснить и устранить причину отрицательного отношения некоторых спортсменов к тренерам, в-третьих, предупредить возможные конфликтные ситуации и устранить напряженность в отношениях, в-четвертых, правильно оценить работу и вклад в подготовку команды к соревнованиям каждого тренера. Следующим фактором, дающим возможность оценить уровень воспитательной работы тренеров, является психологическая атмосфера в команде. Она рассматривается как показатель единства учебно-тренировочной и воспитательной работы. Атмосферу в команде изучали с помощью шкалы «атмосфера в группе». Некоторые характеристики психологического климата в коллективе (дружелюбие, взаимная поддержка и др.) позволяют тренерам судить о состоянии нравственной атмосферы в команде, а другие (например, успешность, продуктивность) показывают эффективность тренировок и результаты выступления команды в соревнованиях. Различные характеристики психологического климата в команде оценивались по 8-балльной шкале (высшая оценка — 1 балл, низшая — 8 баллов). Средние оценки от- |
|||||||||||||||||||||
31 |
|
||||
дельных компонентов психологического климата в команде были высокими. Удовлетворенность, продуктивность и успешность имели оценки ниже 2 баллов. Такие оценки свидетельствуют не только о том, что команда успешно выступала в предшествовавших соревнованиях, но и о том, что коллектив настроен на победу и в предстоящих соревнованиях. Следовательно, в команде царит деловая атмосфера. Также высоко были оценены и другие компоненты психологического климата: дружелюбие (2,3 балла), сотрудничество (2,1 балла) и увлеченность (2,1 балла). Эти показатели говорят о том, что атмосфера в команде благоприятная. Для тренеров важно, что и новички считают обстановку в команде благоприятной. Все это дает возможность тренерскому составу улучшить организацию и повысить продуктивность учебно-тренировочного процесса. Созданию благоприятного психологического климата в коллективе способствовала нравственная воспитанность членов команды. Ее оценивали с помощью метода независимых характеристик. При этом учитывались 10 стержневых нравственных качеств (коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие и др.). Каждый спортсмен оценивал степень развития этих качеств у себя (самооценка) и у товарищей. Оценивал эти качества и тренер. Самооценки, оценки коллектива и тренеров в большинстве случаев были адекватными. С учетом результатов исследования в команде выявляли, например, самого коммуникабельного, самого дисциплинированного, самого чуткого спортсмена. Тренерскому составу это дало возможность индивидуализировать воспитательный процесс, выявить положение |
каждого спортсмена команды и учитывать результаты исследований при планировании мероприятий, проводившихся в свободное от тренировок время. Направленность и эффективность воспитательной работы во многом определяются уровнем профессионально-педагогического мастерства тренерского состава. Компонентами профессионально-педагогического мастерства тренеров являются эрудированность в области тяжелой атлетики, степень развития умения и навыков работы, морально-волевые качества, объем информации, полученной тренером из смежных наук, степень, владения методами воспитания, а также стремление тренеров непрерывно пополнять знания, заниматься самообразованием. Анкетирование тренеров по тяжелой атлетике показало, что из компонентов, характеризующих профессионально-педагогическое мастерство тренера, наиболее значимыми являются знание специальности, морально-волевые качества и умение тренера применять знания из смежных наук (анатомии, физиологии, педагогики, психологии, медицины и др.). Результаты исследования уровня профессионального мастерства тренеров позволят старшему тренеру избежать ошибки «парной» педагогики и соотносить «обратную информацию» о результативности воспитательной работы с уровнем профессионально-педагогического мастерства тренеров, приглашенных на сбор для подготовки спортсменов к соревнованиям. Таким образом, знание тренерами количественных показателей, характеризующих различные стороны воспитательной работы в команде, позволяет повысить качество и эффективность этой работы. |
|||
РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ |
||||
А. А. Сеймук, К. Я. Моисеенко, кандидат биологических наук, доцент |
||||
В деятельности любого тренера, связанной с управлением спортсменом или командой, условно выделяют гностическую, регулирующую и контролирующую функции, которые тесно взаимосвязаны. Чтобы успешно выполнять эти функции, особенно в экстремальных условиях соревнований, тренер должен иметь достаточно высокую психическую |
надежность, которая в значительной степени определяется состоянием его нервной системы. Если для спортсмена длительность экстремальных условий определяется преимущественно моментом выступления, то для тренера весь период соревнований, в которых участвуют его воспитанники, близок к экстремальному. И именно в этот период тре- |
|||
32 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |