Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ


КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОМАНДЕ

   
А. И. Михеев, доцент кафедры педагогики ГЦОЛИФКа
 

Успешность и надежность выступления тяжелоатлетов в ответственных соревнованиях предопределяются прежде всего уровнем подготовленности. Чтобы уровень подготовленности повышался, необходимо систематически тренироваться, выполнять планы нагрузки, совершенствовать технику выполнения рывка и толчка, разнообразить тактику, улучшать физическую подготовленность.

Показатели для оценки различных сторон подготовленности тяжелоатлетов разработаны (в виде модельных характеристик, в сравнении с рекордными результатами на чемпионатах мира, Европы и олимпийских играх). Однако в спортивной печати неоднократно подчеркивалось, что немалую роль в достижении нашими спортсменами высоких результатов играют стремление приумножить славу советского спорта на международной арене, осознание ими важности миссии представлять страну за рубежом, идейная убежденность и т. д.

В командах по тяжелой атлетике уделяется достаточно внимания воспитательной работе. Но отсутствие объективных показателей, с помощью которых тренеры могли бы оценивать эффективность воспитательных мероприятий, затрудняет планирование воспитательной работы, не дает возможности учитывать индивидуальные особенности тяжелоатлетов.

В связи с этим комплексная оценка эффективности воспитательной работы могла бы помочь тренерам выявлять состояние ее в команде и положение каждого спортсмена в коллективе, его авторитет и статус.

В ранее опубликованных работах нами рассматривались различные аспекты и показатели воспитательной работы. Обобщение и анализ результатов исследований, изучение опыта работы ведущих тренеров по тяжелой атлетике позволяют выделить следующие факторы, количественная оценка которых дает возможность судить о качестве и эффек-

 

тивности воспитательной работы в ко манде:

взаимоотношения тяжелоатлетов;

взаимоотношения тренеров и спортсменов;

психологическая атмосфера;

нравственная воспитанность тяжелоатлетов;

профессионально-педагогическое мастерство тренеров.

Количественно оценить каждый фактор и все факторы можно путем обследования с помощью социально-психологических и педагогических методов и средств: социометрии, шкал ТС-1 и ТС-2 (отношения тренер — спортсмен), шкалы «атмосфера в группе», «независимых характеристик», наблюдений, опроса и др.

На примере одной команды высококвалифицированных тяжелоатлетов покажем, как оценивается состояние воспитательной работы в коллективе.

Команда состояла из сильнейших штангистов в возрасте 20 — 25 лет, приглашенных на сбор для подготовки к ответственным соревнованиям. Шесть спортсменов имели звание заслуженного мастера спорта и мастера спорта международного класса, а остальные (10 человек) — звание мастера спорта СССР. Продолжительность занятий этих спортсменов тяжелой атлетикой составляла 7 — 12 лет. Высшее образование имели 12 человек, среднее — четверо. Спортсмены представляли 11 городов Советского Союза. Большинство штангистов находились в составе команды 5 — 7 лет. Все спортсмены взяли обязательства повысить спортивные результаты в год олимпиады.

Для подготовки команды к ответственным соревнованиям на сбор были приглашены специалисты высокой квалификации со скажем работы 15 — 27 лет. Все они имели высшее образование. Некоторые тренеры приехали на сборы со своими воспитанниками.

Социально-демографические характеристики участников сбора давали осно-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

вание полагать, что команда имела все условия для подготовки к соревнованиям и успешному выступлению в них.

Состояние взаимоотношений тяжелоатлетов в команде изучалось с помощью методов социометрии и педагогических наблюдений на тренировках и во вне-тренировочное время. Социометрическое обследование проводилось по шести критериям: «капитан», «староста», «команда», «труд», «отдых» и «учеба». Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Общие показатели оценки статуса тяжелоатлетов в команде

 

Номер члена
Номер члена
команды
команды

Критерий

Сумма
Сумма
оценок
оценок
капитан
капитан
староста
староста
команда
команда
труд
труд
отдых
отдых
учеба
учеба

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

15-й

16-й

2

2

4

1

5

1

1

7

1

2

1

1

2

4

1

3

2

2

1

5

6

7

1

3

3

2

2

2

1

1

1

3

1

1

1

2

3

1

1

2

3

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

7

1

8

2

6

10

3

15

2

18

6

1

5

17

4

7

 

Первые три критерия дают возможность судить о деловых, функциональных, а последние три — об эмоциональных, межличностных отношениях между спортсменами. Как видно из данных табл. 1, по критериям, характеризующим деловые отношения, выделяются три спортсмена (№ 14, 10 и 8). Это ветераны команды, опытнейшие спортсмены, неоднократно защищавшие честь спортивного общества на различных соревнованиях и первенствах СССР, чемпионы олимпийских игр, мира, Европы и СССР. Однако в этой тройке выделяется не известный в мире тяжелоатлет, а спортсмен № 14 — сильнейший тяжелоатлет общества. Товарищи характеризуют его как отзывчивого, дружелюбного, порядочного, трудолюбивого, тре-

 

37497-12.jpg

Главный тренер сборной команды СССР Д. Ригерт и заслуженные мастера спорта Ю. Захаревич и Ю. Варданян

 

бовательного и серьезного человека. Они отмечают организаторские качества, тактичность, общительность этого спортсмена. Его и следовало избрать капитаном команды, однако им был спортсмен № 8, хотя авторитет этого спортсмена был меньше. Видимо, при избрании капитана команды учитывались только спортивные результаты. Мы видим, что около половины спортсменов по некоторым критериям не оценены. Это объясняется высокой требовательностью членов команды друг к другу, и на роль лидеров в ней могли претендовать лишь наиболее достойные спортсмены.

Тренеру важно знать, каковы в команде взаимоотношения тех спортсменнов, которые несколько лет входят в состав сборной команды, и новичков, впервые приглашенных на сбор или находящихся в команде небольшой срок.

Бывает так, что ветеран видит в новичке соперника, а не товарища по команде. Ветераны, не согласные с требованиями тренера, высказывают недовольство (открыто или тайно), привлекая на свою сторону и новичков. Они могут втягивать новичков в различные конфликты, ссоры, склонять к нарушению спортивного режима. Зная состояние взаимоотношений спортсменов команды, тренер может занять строго определенную позицию и принимать правильные решения как во время тренировок, так и в свободное от них время.

Из данных табл. 1 видно, что тренерам необходимо обратить внимание на членов команды № 12, 2, 4, 9, 7, 15 и 13. Эти спортсмены недавно включены в

 
Library   30   Up


Contents

 

Home
 

состав команды и впервые приглашены на сбор. По 4 — 5 критериям товарищи не оценили их, и эти члены команды составляют группу «изолированных». Причем у них не ладятся прежде всего межличностные отношения с товарищами. Возникают вопросы: знают ли они о своей «изолированности», как они себя чувствуют в этой роли, что необходимо делать тренерам?

Изучение социограмм показало, что тренерам особое внимание следует обратить на межличностные отношения с товарищами членов команды № 2, 12, 4, 9, взять под контроль поведение спортсменов под № 7, 13 и 11, вести индивидуальную работу с членами коллектива № 1, 3 и 6. При планировании различных мероприятий и распределении общественных поручений между спортсменами команды следует учитывать результаты исследования межличностных отношений. Это позволит повысить эффективность воспитательной работы.

Еще одним показателем результативности воспитательной работы является состояние взаимоотношений тренеров и спортсменов. Оно изучалось с помощью шкалы ТС-1 (Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов). Спортсмены оценивали тренеров

Таблица 2

Показатели взаимоотношений тренеров и спортсменов

Номер члена команды

Компоненты

Сумма оценок

гностический
гностический
эмоциональный
эмоциональный
поведенческий
поведенческий

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

11-й

12-й

13-й

14-й

15-й

16-й

3
8

7

8

1

2

6

8

1

8

6

8

0

7

8

4

4

8

7

7

0

5

4

8

3

8

6

8

0

6

8

4

4

6

6

6

2

3

6

7

1

7

6

7

4

7

7

6

11

22

20

21

3

10

16

23

5

23

18

23

4

20

23

14

Средняя оценка

5,3

5,4

5,3

16,0

 

по трем компонентам: гностическому, эмоциональному и поведенческому. В ходе обследования тяжелоатлеты заполняли опросные листы, в которых давали оценки тренерам. Результаты опроса приведены в табл. 2.

Большинство спортсменов дали тренерам оценку по всем компонентам выше средней. Это свидетельствует о том, что отношения между тренерами и спортсменами в целом благополучные и что спортивные педагоги пользуются авторитетом членов команды. Общая же средняя оценка и средний показатель по каждому компоненту ниже принятых среднестатистических. Причем низкие оценки получили тренеры, которые на сборах тренировали не своих учеников. Невысоко оценили своих наставников спортсмены № 1, 5, 6, 9, 13 и 16. Старшему тренеру следует обратить внимание на взаимоотношения этих спортсменов и тренеров, к которым они были прикреплены на период сборов. Особенно настораживает низкая оценка спортсменами профессиональной компетентности тренеров. Мы видим пять оценок до трех баллов. Следует отметить, что лидеры команды высоко оценили своих тренеров. Полученные результаты свидетельствуют, что старшему тренеру, начальнику сборов необходимо, во-первых, индивидуализировать работу с тренерами, во-вторых, выяснить и устранить причину отрицательного отношения некоторых спортсменов к тренерам, в-третьих, предупредить возможные конфликтные ситуации и устранить напряженность в отношениях, в-четвертых, правильно оценить работу и вклад в подготовку команды к соревнованиям каждого тренера.

Следующим фактором, дающим возможность оценить уровень воспитательной работы тренеров, является психологическая атмосфера в команде. Она рассматривается как показатель единства учебно-тренировочной и воспитательной работы. Атмосферу в команде изучали с помощью шкалы «атмосфера в группе». Некоторые характеристики психологического климата в коллективе (дружелюбие, взаимная поддержка и др.) позволяют тренерам судить о состоянии нравственной атмосферы в команде, а другие (например, успешность, продуктивность) показывают эффективность тренировок и результаты выступления команды в соревнованиях. Различные характеристики психологического климата в команде оценивались по 8-балльной шкале (высшая оценка — 1 балл, низшая — 8 баллов). Средние оценки от-

 
Library   31   Up


Contents

 

Home
 

дельных компонентов психологического климата в команде были высокими. Удовлетворенность, продуктивность и успешность имели оценки ниже 2 баллов. Такие оценки свидетельствуют не только о том, что команда успешно выступала в предшествовавших соревнованиях, но и о том, что коллектив настроен на победу и в предстоящих соревнованиях. Следовательно, в команде царит деловая атмосфера.

Также высоко были оценены и другие компоненты психологического климата: дружелюбие (2,3 балла), сотрудничество (2,1 балла) и увлеченность (2,1 балла). Эти показатели говорят о том, что атмосфера в команде благоприятная.

Для тренеров важно, что и новички считают обстановку в команде благоприятной. Все это дает возможность тренерскому составу улучшить организацию и повысить продуктивность учебно-тренировочного процесса.

Созданию благоприятного психологического климата в коллективе способствовала нравственная воспитанность членов команды. Ее оценивали с помощью метода независимых характеристик. При этом учитывались 10 стержневых нравственных качеств (коллективизм, дисциплинированность, трудолюбие и др.). Каждый спортсмен оценивал степень развития этих качеств у себя (самооценка) и у товарищей. Оценивал эти качества и тренер. Самооценки, оценки коллектива и тренеров в большинстве случаев были адекватными. С учетом результатов исследования в команде выявляли, например, самого коммуникабельного, самого дисциплинированного, самого чуткого спортсмена. Тренерскому составу это дало возможность индивидуализировать воспитательный процесс, выявить положение

 

каждого спортсмена команды и учитывать результаты исследований при планировании мероприятий, проводившихся в свободное от тренировок время.

Направленность и эффективность воспитательной работы во многом определяются уровнем профессионально-педагогического мастерства тренерского состава. Компонентами профессионально-педагогического мастерства тренеров являются эрудированность в области тяжелой атлетики, степень развития умения и навыков работы, морально-волевые качества, объем информации, полученной тренером из смежных наук, степень, владения методами воспитания, а также стремление тренеров непрерывно пополнять знания, заниматься самообразованием.

Анкетирование тренеров по тяжелой атлетике показало, что из компонентов, характеризующих профессионально-педагогическое мастерство тренера, наиболее значимыми являются знание специальности, морально-волевые качества и умение тренера применять знания из смежных наук (анатомии, физиологии, педагогики, психологии, медицины и др.). Результаты исследования уровня профессионального мастерства тренеров позволят старшему тренеру избежать ошибки «парной» педагогики и соотносить «обратную информацию» о результативности воспитательной работы с уровнем профессионально-педагогического мастерства тренеров, приглашенных на сбор для подготовки спортсменов к соревнованиям.

Таким образом, знание тренерами количественных показателей, характеризующих различные стороны воспитательной работы в команде, позволяет повысить качество и эффективность этой работы.

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ

   
А. А. Сеймук, К. Я. Моисеенко, кандидат биологических наук, доцент
 

В деятельности любого тренера, связанной с управлением спортсменом или командой, условно выделяют гностическую, регулирующую и контролирующую функции, которые тесно взаимосвязаны. Чтобы успешно выполнять эти функции, особенно в экстремальных условиях соревнований, тренер должен иметь достаточно высокую психическую

 

надежность, которая в значительной степени определяется состоянием его нервной системы. Если для спортсмена длительность экстремальных условий определяется преимущественно моментом выступления, то для тренера весь период соревнований, в которых участвуют его воспитанники, близок к экстремальному. И именно в этот период тре-

Library   32   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало