Contents

 

Home
 

тике подразделяются на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные. Музыку удобнее использовать на уроках двух последних видов. Во время этих уроков меньше помех использованию музыки и больше потребность в стимуляции работы, поскольку на них быстрее нарастает утомление и снижается работоспособность спортсменов.

На основе результатов исследований была разработана методика эпизодической музыкальной стимуляции тяжелоатлетов в подготовительной, основной и заключительной частях урока.

В подготовительной части урока музыка включается через 5 — 6 мин после начала занятия. В это время заканчивается насыщенная рабочими разговорами вводная часть урока и начинается специальная разминка. Продолжается первый сеанс музыки до конца разминки, обычно 15 — 20 мин.

В начале занятия работоспособность и двигательная активность спортсменов понижены. Отсюда и цель первого сеанса музыки: поднять настроение, взбодрить спортсменов, помочь им быстрее войти в ритм учебно-тренировочного процесса. Этому хорошо способствуют бодрые, жизнерадостные произведения, отличающиеся четким ритмом и исполняемые в темпе модерато1, аллегро2, виваче3, престо4.

Ходьбу и всевозможные упражнения, выполняемые при ходьбе (строевые, общеразвивающие, специально-подготовительные без отягощений или с отягощениями), целесообразно сопровождать музыкальными произведениями, исполняемыми в ритме марша. Мелодии, исполняемые в более быстром темпе, рекомендуется использовать в качестве музыкального сопровождения прыжков, подскоков, бега, темповых акробатических и специальных упражнений, упражнений для развития быстроты и ловкости. Музыкальные произведения в темпе модерато хорошо помогают при выполнении упражнений для развития силы и гибкости.

В основной части урока музыка во избежание перенасыщения ею тренировки применяется на одном из 3 — 5 или даже 7 занятий (обычно на самых тяжелых и утомительных тренировках). Лучше всего ее использовать во второй половине основной части урока, когда яв-


1 Умеренный энергичный темп.

2 Быстрым темп.

3 Оживленным быстрый темп.

4 Очень быстрый темп.

 

но выражено утомление и атлетам трудно сохранять работоспособность.

Оптимальная продолжительность этого сеанса музыки — 10 — 12 мин.

Под музыку следует делать простые или хорошо изученные упражнения, при выполнении которых не требуется пристальное внимание спортсмена. В противном случае спортсмен может, отвлекшись, допустить какую-либо ошибку и получить травму.

Использование музыки в основной части занятия наиболее эффективно при отработке выносливости, когда атлет имеет дело со снарядами весом 80 — 85% предельного и может не напрягать внимание. В это время атлеты многократно выполняют следующие традиционные для второй половины основной части тяжелоатлетического урока упражнения: жим лежа, приседания и наклоны со штангой на плечах, подъем штанги на грудь с подседом, рывковую и толчковую тяги.

Хорошим подспорьем является функциональная музыка в заключительной части урока. Цель применения ее в это время — поскорее успокоить организм занимающихся, снять у них утомление и нервное напряжение.

Функциональная музыка для заключительной части урока (назовем ее успокаивающей) должна быть спокойной, мелодичной, иметь мягкий рисунок и гармонически сочетаться с двигательными и дыхательными упражнениями, выполняемыми с целью расслабления.

Сеанс успокаивающей музыки рекомендуется начинать за 5 — 7 мин до окончания, а завершать через 5 мин после окончания занятия.

Для этого сеанса целесообразно отбирать музыкальные произведения, исполняемые в темпе анданте1, адажио2, ленто3 и ларго4. Постепенное замедление темпа музыки вызывает непроизвольное замедление темпа движений, способствует более полному расслаблению мышц, успокоению сердца, дыхания и других функций.

Весьма действенна трансляция в заключительной части занятия магнитофонных записей, воспроизводящих успокаивающие звуки природы: шум прибоя,

 


1 Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу.

2 Медленный темп, несколько медленнее анданте.

3 Медленный темп, несколько медленнее адажио.

4 Самый медленный темп. В нем обычно пишется музыка величавая, торжественная или скорбная.

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

шелест листвы, шуршание колосьев, пение птиц, журчание ручья и т. д. Эти записи используются после выполнения спортсменами двигательных и дыхательных упражнений на расслабление.

Звуки природы лучше всего воспринимаются в состоянии комфортабельного покоя мышц, при волевой заторможенности остальных органов чувств. Спортсменам надо предложить удобно сесть или даже лечь в подходящем месте тренировочного зала, закрыть, глаза, расслабиться, отвлечься и ни о чем не думать, всецело отдаться вызываемым этими звуками чувствам, мысленно представив себя отдыхающим в соответствующем уголке природы.

Звуки природы рефлекторно вызывают состояние кратковременного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы, что способствует повышению действенности отдыха и ускорению восстановления истраченных сил.

В ходе экспериментального использования изложенной методики музыкальной стимуляции на занятиях 65 тяжелоатлетов в течение 0,5 года — 3 лет установлено, что музыкальная стимуляция воздействует на различные стороны психического состояния и результаты деятельности занимающихся.

В качестве иллюстрации приводим некоторые результаты анкетного опроса испытуемых, в ходе которого они на основании собственного опыта тренировок под музыку описывали свои ощущения, впечатления и оценивали это нововведение.

Так, например, на вопрос, нравится ли вам тренироваться под музыку, испытуемые ответили утвердительно. Из всех опрошенных 96,9% написали, что применение функциональной музыки снижало психическое напряжение на тренировках, также 96,9% заявили, что музыка облегчала координацию движений, 92,3% указали, что она облегчала выполнение тренировочных заданий, 93,8% отметили, что при музыкальной стимуляции у них чаще возникало желание повторить упражнение, 92,3% написали, что применение музыки ускорило освоение учебной программы, 95,4% отметили, что тренировки с использованием

 

музыки они ожидали с большим нетерпением, чем тренировки, проводившиеся в обычных условиях.

Эту картину дополняют данные таблицы.

 

Оценка 65 тяжелоатлетами воздействия
функциональной музыки на психическое
состояние и результаты тренировки

 

Признаки

Распределение ответов, %

с музыкой лучше (выше)

с музыкой хуже (ниже)

Отношение к тренировке

93,8

0

Настроение

100

0

Качество выполнения работы

89,2

1,5

Самочувствие в начале тренировки

95,4

0

Самочувствие в конце тренировки

96,9

0

Объем тренировочной работы

96,9

0

Интенсивность тренировки

98,5

0

Удовлетворенность тренировкой

9855

0

 

Анализ данных таблицы показывает, что подавляющее большинство испытуемых отметило положительное воздействие функциональной музыки на их отношение к тренировке, на качество, объем и интенсивность выполняемой работы, на самочувствие как в начале, так и в конце тренировки, а также на удовлетворенность тренировкой. Лишь некоторые из занимающихся ответили, что применение музыки не влияет на показатели тренировочной деятельности.

Тренеры, работавшие с испытуемыми, подтверждая их оценки, добавляли, что использование функциональной музыки повышало результативность тренировок.

Все это, вместе взятое, доказывает целесообразность введения в практику изложенной методики применения музыки в тренировке тяжелоатлетов.

 
Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало