|
тике подразделяются на учебные, учебно-тренировочные и тренировочные. Музыку удобнее использовать на уроках двух последних видов. Во время этих уроков меньше помех использованию музыки и больше потребность в стимуляции работы, поскольку на них быстрее нарастает утомление и снижается работоспособность спортсменов.
На основе результатов исследований была разработана методика эпизодической музыкальной стимуляции тяжелоатлетов в подготовительной, основной и заключительной частях урока.
В подготовительной части урока музыка включается через 5 — 6 мин после начала занятия. В это время заканчивается насыщенная рабочими разговорами вводная часть урока и начинается специальная разминка. Продолжается первый сеанс музыки до конца разминки, обычно 15 — 20 мин.
В начале занятия работоспособность и двигательная активность спортсменов понижены. Отсюда и цель первого сеанса музыки: поднять настроение, взбодрить спортсменов, помочь им быстрее войти в ритм учебно-тренировочного процесса. Этому хорошо способствуют бодрые, жизнерадостные произведения, отличающиеся четким ритмом и исполняемые в темпе модерато1, аллегро2, виваче3, престо4.
Ходьбу и всевозможные упражнения, выполняемые при ходьбе (строевые, общеразвивающие, специально-подготовительные без отягощений или с отягощениями), целесообразно сопровождать музыкальными произведениями, исполняемыми в ритме марша. Мелодии, исполняемые в более быстром темпе, рекомендуется использовать в качестве музыкального сопровождения прыжков, подскоков, бега, темповых акробатических и специальных упражнений, упражнений для развития быстроты и ловкости. Музыкальные произведения в темпе модерато хорошо помогают при выполнении упражнений для развития силы и гибкости.
В основной части урока музыка во избежание перенасыщения ею тренировки применяется на одном из 3 — 5 или даже 7 занятий (обычно на самых тяжелых и утомительных тренировках). Лучше всего ее использовать во второй половине основной части урока, когда яв-
1 Умеренный энергичный темп.
2 Быстрым темп.
3 Оживленным быстрый темп.
4 Очень быстрый темп.
|
|
но выражено утомление и атлетам трудно сохранять работоспособность.
Оптимальная продолжительность этого сеанса музыки — 10 — 12 мин.
Под музыку следует делать простые или хорошо изученные упражнения, при выполнении которых не требуется пристальное внимание спортсмена. В противном случае спортсмен может, отвлекшись, допустить какую-либо ошибку и получить травму.
Использование музыки в основной части занятия наиболее эффективно при отработке выносливости, когда атлет имеет дело со снарядами весом 80 — 85% предельного и может не напрягать внимание. В это время атлеты многократно выполняют следующие традиционные для второй половины основной части тяжелоатлетического урока упражнения: жим лежа, приседания и наклоны со штангой на плечах, подъем штанги на грудь с подседом, рывковую и толчковую тяги.
Хорошим подспорьем является функциональная музыка в заключительной части урока. Цель применения ее в это время — поскорее успокоить организм занимающихся, снять у них утомление и нервное напряжение.
Функциональная музыка для заключительной части урока (назовем ее успокаивающей) должна быть спокойной, мелодичной, иметь мягкий рисунок и гармонически сочетаться с двигательными и дыхательными упражнениями, выполняемыми с целью расслабления.
Сеанс успокаивающей музыки рекомендуется начинать за 5 — 7 мин до окончания, а завершать через 5 мин после окончания занятия.
Для этого сеанса целесообразно отбирать музыкальные произведения, исполняемые в темпе анданте1, адажио2, ленто3 и ларго4. Постепенное замедление темпа музыки вызывает непроизвольное замедление темпа движений, способствует более полному расслаблению мышц, успокоению сердца, дыхания и других функций.
Весьма действенна трансляция в заключительной части занятия магнитофонных записей, воспроизводящих успокаивающие звуки природы: шум прибоя,
1 Умеренно медленный темп, соответствующий спокойному шагу.
2 Медленный темп, несколько медленнее анданте.
3 Медленный темп, несколько медленнее адажио.
4 Самый медленный темп. В нем обычно пишется музыка величавая, торжественная или скорбная.
|
|