Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

нимальным. При выталкивании штанга еще больше удаляется от атлета. В то же время при подседе А. Варбанов недостаточно выставил вперед ногу и штанга оказалась впереди центра тяжести тела. Вот почему спортсмен не зафиксировал штангу весом 212,5 кг.

 

Пространственные и временны'е характеристики толчка А. Варбанова

 

Характеристика

Вес, кг

210

212,5

Время предварительного разгона штанги, с

0,52

0,53

Максимальное ускорение во время предварительного разгона штанги, м/с2.

4,2

4,0

Скорость подъема штанги после предварительного разгона V1, м/с

1,08

1,05

Расстояние перемещения штанги до достижения V1, см

57

56

Время подведения коленей под гриф, с

0,12

0,12

Скорость подъема штанги при подведении коленей под гриф, м/с (V2)

0,95

0,9

Расстояние перемещения штанги до достижения V2 , см

65

64

Приближение штанги к атлету при подведении коленей, см

4

4,5

Время выполнения финальной части подрыва (от конца подведения коленей), с

0,17

0,16

 

Продолжение

Характеристика

Вес, кг

210

212,5

Время финального усилия (от V2 до V3), с

0,1

0,09

Максимальное ускорение в подрыве, м/с2

3,4

2,6

Максимальная скорость в подрыве, V3, м/с

1,2

1,16

Расстояние перемещения штанги до достижения V3 , см

75

74

Смещение штанги на атлета в подрыве относительно ее исходного положения на старте

2

2,5

Возможная высота вылета штанги, см

82,5

80,8

Фактическая высота подъема штанги, см

92

90

Продолжительность безопорной фазы подседа, с

0,13

0,12

Продолжительность амортизационной части подседа, с

0,41

0,33

Величина амортизационной части подседа, см

24

25

Высота фиксации штанги в подседе, см

68

65

Смещение штанги на атлета в подседе относительно ее исходного положения на старте, см

10

10

Смещение ног вперед при расставлении их в подседе, см

3

4

 

 

МЕТОДИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ


ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНИМ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ

   
А. С. Медведев, зав. кафедрой тяжелой атлетики ГЦОЛИФКа
 

История спортивной науки и практики связана с познанием законов совершенствования спортивно-технического мастерства, а цель их — создание системы многолетнего тренировочного процесса как целостного, постоянно разви-

 

вающегося объекта и разработка эффективных способов управления им.

Систему многолетнего тренировочного процесса в тяжелоатлетическом спорте можно представить в виде процесса становления спортивного мастерства —

Library   10   Up


Contents

 

Home
  37497-7.jpg

Рис. 1. Ход выполнения квалификационных нормативов тяжелоатлетами

 

ПССМ (рис. 1), продолжительность которого относительно стабильна. Этот процесс имеет четко выделенные ступени спортивного совершенствования.

Если рассматривать активную спортивную деятельность во времени, то оказывается, что спортивно-технические показатели прогрессируют в среднем около 12 лет (от 10 до 14). Норму мастера спорта тяжелоатлеты выполняют в среднем за 5 лет. Кроме того, им необходимо еще 2 — 3 года, чтобы стать мастерами спорта СССР международного класса. Анализ показал, что на преодоление каждой ступени всесоюзной спортивной классификации (III, II, I разряды, кмс и мс) спортсмен затрачивает в среднем около года. Атлеты легких весовых категорий одолевают квалификационные ступени несколько быстрее,

 

чем атлеты более тяжелых весовых категорий.

ПССМ включает несколько этапов: отбор и начальную подготовку, становление спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства и подготовку в сборной команде. На каждом этапе подготовки решаются специфические задачи. В результате достигается главная цель многолетнего тренировочного процесса — высокий спортивный результат. Только в этом случае можно говорить о многолетнем тренировочном процессе как о системе. И только при этих условиях системное развитие многолетнего тренировочного процесса будет создавать условия для полного использования потенциальных возможностей каждого тяжелоатлета.

Рассмотрим задачи всех этапов в от-

Library   11   Up


Contents

 

Home
 

дельности, во взаимосвязи и взаимной преемственности.

Этап отбора и начальной подготовки. Длительность этапа в среднем до 2 лет. Главные задачи спортсмена на этом этапе — овладеть основами спортивной техники, втянуться в тренировочный процесс и пройти первые ступени спортивной классификации до III разряда. В этот период зарождается увлеченность тяжелоатлетическим спортом, выявляются индивидуальные особенности спортсмена. Методические ошибки, допущенные на этом этапе (недооценка важности разносторонней подготовки, пренебрежительное отношение к совершенствованию технического мастерства, форсирование тренировочного процесса и т. п.), впоследствии исправить трудно. В частности, недооценка систематической и фундаментальной подготовки, «натаскивание» на результат влекут за собой, как правило, нарушения определенных психологических закономерностей и закономерностей функционального и физического развития. Все новички, какие бы одаренные они ни были, должны пройти разностороннюю первоначальную подготовку.

До 40% всего времени на первом этапе ПССМ должно отводиться ОФП.

Этап становления спортивного мастерства. Длительность этапа — до 3 лет, цель — выполнение норматива кмс. Основная задача, касающаяся повышения технического мастерства, научиться правильно поднимать штангу в рывке и толчке, овладеть техникой выполнения этих движений на уровне прочного навыка. Объем нагрузки при выполнении классических упражнений на этом этапе больше, чем на предыдущем, особенно в период подготовки до уровня II и I разрядов. Затем, когда результаты спортсмена приближаются к нормативу кмс, объем этой нагрузки снижается. На ОФП на втором этапе отводится до 20% времени тренировок.

Главная задача на этапе высшего спортивного мастерства, продолжительность которого до 4 лет, — выполнить нормативы мс и мсмк. Главное содержание тренировочного процесса в этот период составляют специально-вспомогательные упражнения. Большое внимание уделяется развитию специфических скоростно-силовых качеств. Техническое мастерство в этот период совершенствуется или поддерживается на высоком уровне. На ОФП на этом этапе затрачивается 16 — 17% времени тренировок.

Следующая, высшая, ступень — это выступление в составе сборных команд.

 

На этом этапе спортсмену приходится выдерживать значительные физические и психические нагрузки. Он должен быть способным в экстремальных (соревновательных) условиях показывать результаты международного уровня. Содержание тренировочного процесса на этапе подготовки в сборной команде примерно такое же, как и на этапе становления высшего спортивного мастерства.

ПССМ осуществляется благодаря планомерному и последовательному повышению уровня специфической работоспособности спортсмена. Развитие функциональной специализации организма осуществляется в процессе тренировки. Чтобы совершенствовалось спортивно-техническое мастерство атлета, необходимо увеличивать тренирующее воздействие нагрузки. Следовательно, чтобы управлять подготовкой, надо знать организационную структуру многолетнего учебно-тренировочного процесса (рис. 2).

Как видно из рисунка, система многолетнего тренировочного процесса — сложное образование. Нам уже известно, что этот процесс включает четко выраженные этапы. Для решения задач каждого этапа необходима конкретная программа подготовки, определяющая средства (основные, дополнительные и средства ОФП), биомеханические основы подъема штанги в рывке, на грудь и от груди, а также методы скоростно-силовой подготовки.

При составлении программы подготовки, как известно, определяется объем нагрузки на организм спортсмена, которая имеет свои критерии, параметры и соответствующую структуру. Нагрузка должна быть рационально распределена по периодам (этапам) подготовки.

При рациональной структуре многолетнего учебно-тренировочного процесса тяжелоатлет может регулировать уровень подготовленности (поддерживать спортивную форму на необходимом уровне) и совершенствовать спортивно-техническое мастерство.

К настоящему времени накоплен обширный научно-методический материал, отражающий различные стороны тренировочного процесса тяжелоатлетов (главным образом объем и интенсивность) . Поэтому тренеры должны постоянно пополнять знания, чтобы уметь рационально планировать подготовку спортсменов, в связи с чем обостряется дефицит высококвалифицированных тренерских кадров.

 
Library   12   Up


Contents

 

Home
 

37497-8.jpg

Рис. 2. Структура многолетнего тренировочного процесса

 

Возникло определенное противоречие: вырабатывают рекомендации высококвалифицированные специалисты, а в практику их внедряют менее подготовленные тренеры. Причем и ведущим специалистам становится работать сложнее, поскольку им постоянно не хватает времени. В связи с этим возникла необходимость создать единые унифицированные программы для каждого этапа подготовки. При составлении таких программ необходимо учитывать все закономерности ПССМ и определять задания, упражнения, которые должны выполнять все спортсмены (после коррекции с учетом индивидуальных особенностей) .

Так, в 1975 г. А. С. Прилепин успешно испытал экспериментальную модель (поурочную программу) 10-недельного цикла подготовки тяжелоатлетов II разряда. В ежегодниках «Тяжелая атлетика» в 1978, 1980, 1981 и 1983 гг. нами были опубликованы трехнедельные поурочные программы втягивающего, базового и предсоревновательного циклов для сильнейших тяжелоатлетов. Они

 

были успешно апробированы в многолетнем эксперименте со сборными командами «Динамо».

С переходом от планирования к программированию многолетнего тренировочного процесса улучшается управление ПССМ, поскольку принципиально изменяется система оперативного, текущего и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса и контроля за ним. Управление системой многолетнего тренировочного процесса — ПССМ можно представить в виде схемы (см. рис. 2).

В соответствии с этой схемой определяется целевая установка (задача) тренировочного процесса — рост спортивного результата (основной показатель эффективности тренировки), прогнозируется реальный рост результата с учетом уровня спортивно-технических показателей, достигнутых спортсменом, т. е. его квалификации.

Затем составляется программа подготовки, определяющая аппарат воздействия на организм спортсмена, исходя из целевой установки. При этом подбира-

Library   13   Up


Contents

 

Home
 

ются соответствующие средства, методы подготовки и оптимальные объем и интенсивность нагрузки (комплекс тренировочных воздействий). Эта программа предусматривает достижение такого уровня специальной работоспособности спортсмена, при котором будет возможна реализация целевой установки. Весь комплекс тренировочных воздействий рационально распределяется по этапам и периодам подготовки.

В ходе выполнения программы подготовки совершенствуется ее внутренняя структура, повышается функциональный уровень организма спортсмена, что обеспечивает реализацию целевой установки — рост спортивного результата. Перевод организма спортсмена из исходного состояния в «конечное» осуществляется в цикле подготовки. Чтобы успешно реализовать установку, необходимо наладить систему обратной связи. Это позволит регулярно получать информацию о состоянии спортсмена и своевременно вносить коррективы в программу подготовки.

Спортивный результат — показатель эффективности тренировочного процесса и в то же время уровня квалификации спортсмена. Он учитывается при определении очередной целевой установки программы подготовки.

В рассмотренной схеме управления системой многолетнего тренировочного процесса центральной фигурой является, естественно, спортсмен. Именно для конкретного спортсмена с учетом его исходного состояния — уровня квалификации — определяется целевая установка (прогнозируется возможный рост спортивно-технических показателей спортсмена) и разрабатывается программа подготовки.

Весь многолетний тренировочный процесс необходимо рассматривать как единое целое, а этапы (годовые циклы) — как взаимосвязанные подсистемы, характеризующиеся определенной организацией и преемственностью.

При составлении годового перспективного (но не более чем на 4 года) плана тренировочного процесса прогнозируется главным образом спортивный результат, намечается суммарный объем тренировочной нагрузки (по месяцам и по годам), определяются примерный уровень интенсивности и некоторые другие параметры. Затем в ходе выполнения перспективного плана объем месячной нагрузки распределяется по неделям. Следующая операция — подбор тренировочных средств, которые будут использоваться в течение недели и на

 

каждой тренировке. И наконец, намечается (также примерно) время работы со значительными отягощениями (не менее 90% предельного веса). Далее осуществляется оперативное планирование, т. е. составляется план очередных тренировок.

Рациональная структура тренировочной нагрузки выявляется в ходе тренировок. По истечении месяца становится ясно, рациональна ли она (на основе результатов тренировки за неделю судить об эффективности и конечном результате тренировочного процесса сложно). При такой системе планирования об ошибках узнают, как правило, в конце этапа подготовки, когда уже ничего исправить нельзя. С переходом от планирования к программированию тренировок, при котором заранее намечаются число подходов к штанге, подъемов и величина отягощения в каждом упражнении и на каждой тренировке (не менее чем на 3 недели), как показала многолетняя практика, эффективность тренировочного процесса значительно повышается.

Программа подготовки несет в себе несколько функций. Во-первых, она является матрицей с оптимальным набором и рациональным распределением (с учетом функциональных связей) средств, методов и нагрузок. При оптимальной нагрузке результаты специфической функциональной деятельности организма спортсмена улучшаются, что и обеспечивает выполнение целевой установки (достижение запланированного спортивного результата) на каждом этапе подготовки. Во-вторых, программа подготовки является и средством контроля. Она позволяет поддерживать тренировочный процесс в определенных рамках и предотвращать неоправданные нарушения принципов планирования нагрузок. В-третьих, по системе обратной связи осуществляется индивидуальная коррекция нагрузки и совершенствуется сама программа, изменяются различные формы планирования, в частности оперативное планирование. Функцией этих форм планирования становится коррекция тренировок и тренировочного процесса. Иными словами, единые программы подготовки стимулируют творческое отношение к тренировочному процессу и дают возможность выявить индивидуальные особенности спортсменов. Сочетание единых программ подготовки с коррекцией их позволяет полнее раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого спортсмена.

 
Library   14   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало