|
||||
Рис. 1. Ход выполнения квалификационных нормативов тяжелоатлетами |
||||
ПССМ (рис. 1), продолжительность которого относительно стабильна. Этот процесс имеет четко выделенные ступени спортивного совершенствования. Если рассматривать активную спортивную деятельность во времени, то оказывается, что спортивно-технические показатели прогрессируют в среднем около 12 лет (от 10 до 14). Норму мастера спорта тяжелоатлеты выполняют в среднем за 5 лет. Кроме того, им необходимо еще 2 — 3 года, чтобы стать мастерами спорта СССР международного класса. Анализ показал, что на преодоление каждой ступени всесоюзной спортивной классификации (III, II, I разряды, кмс и мс) спортсмен затрачивает в среднем около года. Атлеты легких весовых категорий одолевают квалификационные ступени несколько быстрее, |
чем атлеты более тяжелых весовых категорий. ПССМ включает несколько этапов: отбор и начальную подготовку, становление спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства и подготовку в сборной команде. На каждом этапе подготовки решаются специфические задачи. В результате достигается главная цель многолетнего тренировочного процесса — высокий спортивный результат. Только в этом случае можно говорить о многолетнем тренировочном процессе как о системе. И только при этих условиях системное развитие многолетнего тренировочного процесса будет создавать условия для полного использования потенциальных возможностей каждого тяжелоатлета. Рассмотрим задачи всех этапов в от- |
|||
11 |
|
||||
дельности, во взаимосвязи и взаимной преемственности. Этап отбора и начальной подготовки. Длительность этапа в среднем до 2 лет. Главные задачи спортсмена на этом этапе — овладеть основами спортивной техники, втянуться в тренировочный процесс и пройти первые ступени спортивной классификации до III разряда. В этот период зарождается увлеченность тяжелоатлетическим спортом, выявляются индивидуальные особенности спортсмена. Методические ошибки, допущенные на этом этапе (недооценка важности разносторонней подготовки, пренебрежительное отношение к совершенствованию технического мастерства, форсирование тренировочного процесса и т. п.), впоследствии исправить трудно. В частности, недооценка систематической и фундаментальной подготовки, «натаскивание» на результат влекут за собой, как правило, нарушения определенных психологических закономерностей и закономерностей функционального и физического развития. Все новички, какие бы одаренные они ни были, должны пройти разностороннюю первоначальную подготовку. До 40% всего времени на первом этапе ПССМ должно отводиться ОФП. Этап становления спортивного мастерства. Длительность этапа — до 3 лет, цель — выполнение норматива кмс. Основная задача, касающаяся повышения технического мастерства, научиться правильно поднимать штангу в рывке и толчке, овладеть техникой выполнения этих движений на уровне прочного навыка. Объем нагрузки при выполнении классических упражнений на этом этапе больше, чем на предыдущем, особенно в период подготовки до уровня II и I разрядов. Затем, когда результаты спортсмена приближаются к нормативу кмс, объем этой нагрузки снижается. На ОФП на втором этапе отводится до 20% времени тренировок. Главная задача на этапе высшего спортивного мастерства, продолжительность которого до 4 лет, — выполнить нормативы мс и мсмк. Главное содержание тренировочного процесса в этот период составляют специально-вспомогательные упражнения. Большое внимание уделяется развитию специфических скоростно-силовых качеств. Техническое мастерство в этот период совершенствуется или поддерживается на высоком уровне. На ОФП на этом этапе затрачивается 16 — 17% времени тренировок. Следующая, высшая, ступень — это выступление в составе сборных команд. |
На этом этапе спортсмену приходится выдерживать значительные физические и психические нагрузки. Он должен быть способным в экстремальных (соревновательных) условиях показывать результаты международного уровня. Содержание тренировочного процесса на этапе подготовки в сборной команде примерно такое же, как и на этапе становления высшего спортивного мастерства. ПССМ осуществляется благодаря планомерному и последовательному повышению уровня специфической работоспособности спортсмена. Развитие функциональной специализации организма осуществляется в процессе тренировки. Чтобы совершенствовалось спортивно-техническое мастерство атлета, необходимо увеличивать тренирующее воздействие нагрузки. Следовательно, чтобы управлять подготовкой, надо знать организационную структуру многолетнего учебно-тренировочного процесса (рис. 2). Как видно из рисунка, система многолетнего тренировочного процесса — сложное образование. Нам уже известно, что этот процесс включает четко выраженные этапы. Для решения задач каждого этапа необходима конкретная программа подготовки, определяющая средства (основные, дополнительные и средства ОФП), биомеханические основы подъема штанги в рывке, на грудь и от груди, а также методы скоростно-силовой подготовки. При составлении программы подготовки, как известно, определяется объем нагрузки на организм спортсмена, которая имеет свои критерии, параметры и соответствующую структуру. Нагрузка должна быть рационально распределена по периодам (этапам) подготовки. При рациональной структуре многолетнего учебно-тренировочного процесса тяжелоатлет может регулировать уровень подготовленности (поддерживать спортивную форму на необходимом уровне) и совершенствовать спортивно-техническое мастерство. К настоящему времени накоплен обширный научно-методический материал, отражающий различные стороны тренировочного процесса тяжелоатлетов (главным образом объем и интенсивность) . Поэтому тренеры должны постоянно пополнять знания, чтобы уметь рационально планировать подготовку спортсменов, в связи с чем обостряется дефицит высококвалифицированных тренерских кадров. |
|||
12 |
|
||||
Рис. 2. Структура многолетнего тренировочного процесса |
||||
Возникло определенное противоречие: вырабатывают рекомендации высококвалифицированные специалисты, а в практику их внедряют менее подготовленные тренеры. Причем и ведущим специалистам становится работать сложнее, поскольку им постоянно не хватает времени. В связи с этим возникла необходимость создать единые унифицированные программы для каждого этапа подготовки. При составлении таких программ необходимо учитывать все закономерности ПССМ и определять задания, упражнения, которые должны выполнять все спортсмены (после коррекции с учетом индивидуальных особенностей) . Так, в 1975 г. А. С. Прилепин успешно испытал экспериментальную модель (поурочную программу) 10-недельного цикла подготовки тяжелоатлетов II разряда. В ежегодниках «Тяжелая атлетика» в 1978, 1980, 1981 и 1983 гг. нами были опубликованы трехнедельные поурочные программы втягивающего, базового и предсоревновательного циклов для сильнейших тяжелоатлетов. Они |
были успешно апробированы в многолетнем эксперименте со сборными командами «Динамо». С переходом от планирования к программированию многолетнего тренировочного процесса улучшается управление ПССМ, поскольку принципиально изменяется система оперативного, текущего и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса и контроля за ним. Управление системой многолетнего тренировочного процесса — ПССМ можно представить в виде схемы (см. рис. 2). В соответствии с этой схемой определяется целевая установка (задача) тренировочного процесса — рост спортивного результата (основной показатель эффективности тренировки), прогнозируется реальный рост результата с учетом уровня спортивно-технических показателей, достигнутых спортсменом, т. е. его квалификации. Затем составляется программа подготовки, определяющая аппарат воздействия на организм спортсмена, исходя из целевой установки. При этом подбира- |
|||
13 |
|
||||
ются соответствующие средства, методы подготовки и оптимальные объем и интенсивность нагрузки (комплекс тренировочных воздействий). Эта программа предусматривает достижение такого уровня специальной работоспособности спортсмена, при котором будет возможна реализация целевой установки. Весь комплекс тренировочных воздействий рационально распределяется по этапам и периодам подготовки. В ходе выполнения программы подготовки совершенствуется ее внутренняя структура, повышается функциональный уровень организма спортсмена, что обеспечивает реализацию целевой установки — рост спортивного результата. Перевод организма спортсмена из исходного состояния в «конечное» осуществляется в цикле подготовки. Чтобы успешно реализовать установку, необходимо наладить систему обратной связи. Это позволит регулярно получать информацию о состоянии спортсмена и своевременно вносить коррективы в программу подготовки. Спортивный результат — показатель эффективности тренировочного процесса и в то же время уровня квалификации спортсмена. Он учитывается при определении очередной целевой установки программы подготовки. В рассмотренной схеме управления системой многолетнего тренировочного процесса центральной фигурой является, естественно, спортсмен. Именно для конкретного спортсмена с учетом его исходного состояния — уровня квалификации — определяется целевая установка (прогнозируется возможный рост спортивно-технических показателей спортсмена) и разрабатывается программа подготовки. Весь многолетний тренировочный процесс необходимо рассматривать как единое целое, а этапы (годовые циклы) — как взаимосвязанные подсистемы, характеризующиеся определенной организацией и преемственностью. При составлении годового перспективного (но не более чем на 4 года) плана тренировочного процесса прогнозируется главным образом спортивный результат, намечается суммарный объем тренировочной нагрузки (по месяцам и по годам), определяются примерный уровень интенсивности и некоторые другие параметры. Затем в ходе выполнения перспективного плана объем месячной нагрузки распределяется по неделям. Следующая операция — подбор тренировочных средств, которые будут использоваться в течение недели и на |
каждой тренировке. И наконец, намечается (также примерно) время работы со значительными отягощениями (не менее 90% предельного веса). Далее осуществляется оперативное планирование, т. е. составляется план очередных тренировок. Рациональная структура тренировочной нагрузки выявляется в ходе тренировок. По истечении месяца становится ясно, рациональна ли она (на основе результатов тренировки за неделю судить об эффективности и конечном результате тренировочного процесса сложно). При такой системе планирования об ошибках узнают, как правило, в конце этапа подготовки, когда уже ничего исправить нельзя. С переходом от планирования к программированию тренировок, при котором заранее намечаются число подходов к штанге, подъемов и величина отягощения в каждом упражнении и на каждой тренировке (не менее чем на 3 недели), как показала многолетняя практика, эффективность тренировочного процесса значительно повышается. Программа подготовки несет в себе несколько функций. Во-первых, она является матрицей с оптимальным набором и рациональным распределением (с учетом функциональных связей) средств, методов и нагрузок. При оптимальной нагрузке результаты специфической функциональной деятельности организма спортсмена улучшаются, что и обеспечивает выполнение целевой установки (достижение запланированного спортивного результата) на каждом этапе подготовки. Во-вторых, программа подготовки является и средством контроля. Она позволяет поддерживать тренировочный процесс в определенных рамках и предотвращать неоправданные нарушения принципов планирования нагрузок. В-третьих, по системе обратной связи осуществляется индивидуальная коррекция нагрузки и совершенствуется сама программа, изменяются различные формы планирования, в частности оперативное планирование. Функцией этих форм планирования становится коррекция тренировок и тренировочного процесса. Иными словами, единые программы подготовки стимулируют творческое отношение к тренировочному процессу и дают возможность выявить индивидуальные особенности спортсменов. Сочетание единых программ подготовки с коррекцией их позволяет полнее раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого спортсмена. |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |