|
||||
нениях со штангой (Н. И. Лучкин, 1952; Л. Н. Соколов, 1967) показало, что ранее принятые в этом направлении решения уже не отвечают задачам сегодняшнего дня. Созданные в последнее десятилетие методологические предпосылки дали возможность подойти к рассмотрению этой проблемы с новых позиций. Новый методологический подход к анализу двигательной и спортивной деятельности был разработан одним из авторов этой статьи, К. Ю. Даниловым, и изложен в ряде его работ (1978, 1980, 1981, 1983). Краткая суть этого подхода заключается в первую очередь в разделении двух проблем. Одна из них связана с выявлением строения предмета изучения, другая — с разработкой методики обучения, причем первая является базовой по отношению ко второй. Решение первой проблемы, рассматриваемое в настоящей работе, стало возможным после того, как спортивную деятельность удалось представить в форме модели иерархически организованной системы (на четырех уровнях). Пояснить это положение можно таким примером. Если мы хотим проанализировать структуру того или иного языка, то мы должны выявить лежащий в его основе алфавит (1-й уровень), слова и правила их образования (2-й уровень), предложения и правила их построения (3-й уровень), наконец, способы объединения предложений в некое произведение, несущее в себе то или иное законченное смысловое содержание (4-й уровень). Очевидно, что невозможно проанализировать язык вообще, без обращения к его конкретным структурным уровням, т. е. путая буквы и предложения, слова и целые произведения. Но именно подобные попытки достаточно типичны для анализа двигательной и спортивной деятельности. Их «буквы», «слова», «предложения» и «целые произведения» не выделены, а представляют собой нечто бесструктурное. Рассматриваемый методологический подход как раз и нацелен на исправление этого недостатка. В соответствии с ним 1-й уровень образуют однозвенные движения человека. Для 2-го уровня характерны минимальные целостные двигательные проявления человеческого организма в окружающей среде, которые распадаются на позы и перемещения. Эти составляющие (с учетом исходных и конечных положений, направления перемещения и ряда других признаков) образуют все множество минимальных целостных двигательных проявлений человека, обозначаемых как единицы двигательной деятельности. 3-й уровень характеризует особенности конкретных двигательных действий, которые состоят из совокупности различных единиц 2-го уровня, объединенных на базе такого структурного признака, как цель. Кроме того, компонентами ряда видов двигательной деятель- |
ности являются и способы соединения единиц, обобщаемые понятием «связи» (конкретное их содержание в данной работе не рассматривается). 4-й уровень, к которому относятся все разновидности спортивной деятельности, включает в себя (в качестве составляющей) двигательное содержание, рассмотренное в трех предыдущих уровнях, и раскрывает характер его социальных взаимодействий, существующих в том или ином виде спорта. При таком подходе основным для каждого вида спорта является выявление единиц конкретной двигательной деятельности, т. е. решение вопросов, относящихся ко второму уровню иерархии. Специфика тяжелоатлетического спорта заключается в том, что здесь мы имеем дело не только с перемещением тела спортсмена (как это наблюдается, например, в беге, плавании и т. д.), но и с перемещением системы «спортсмен — штанга». При этом конечной целью перемещения является достижение штангой определенного пространственного положения, в то время как все движения человеческого тела имеют подчиненную направленность. Именно поэтому при анализе соревновательных упражнений штангиста (рывок, толчок) основным признаком для вычленения минимальных целостных проявлений (единиц данной деятельности) должны служить соответствующие эффекты перемещения штанги. На рис. 1 и 2 приведены блок-схемы вычленения «единиц» двигательных проявлений в соревновательных упражнениях тяжелоатлета. Остановимся только на втором. При подъеме штанги в условиях соревнований целью спортсмена является перемещение индивидуально предельных отягощений. Это возможно только при выполнении определенных способов подъема, образующих комбинацию трех основных, закономерно взаимосвязанных разновидностей движения и положения снаряда: 1) вверх; 2) вниз; 3) фиксация неподвижного положения штанги. В соответствии с этим можно выделить 13 «единиц» минимальных целостных двигательных проявлений, в совокупности представляющих собой толчок двумя руками. Действия штангиста в исходном положении, в предварительном старте предшествуют отделению штанги от помоста. Они имеют немаловажное значение для достижения последующего эффекта перемещения штанги. Специфическая структура этих действий диктует необходимость их отдельного рассмотрения, что станет возможным после завершения соответствующей разработки. Первая единица характеризует перемещение штанги с помоста до точки траектории, связанной с завершением подрыва и началом ухода спортсмена под штангу. В этот период штанга движется вверх. Эта единица обозна- |
|||
47 |
|
||||
|
||||
чается как «подъем штанги до начала ухода атлета в подсед». Вторая единица характеризует перемещение штанги по траектории вниз: от точки, которой она достигла при завершении подрыва, до точки, в которой штанга практически не перемещается после ухода под нее атлета. Эта единица обозначается как «уход атлета в подсед при подъеме штанги на грудь». Третья единица характеризует перемещение |
Рис. 1. Блок-схема вычленения единиц двигательных проявлений в рывке: 0 — динамический старт; 1 — подъем штанги до начала ухода атлета в подсед; 2 — уход атлета в подсед; 3 — подъем из подседа со штангой на выпрямленных вверху руках; 4 — перестановка впереди стоящей ноги; 5 — перестановка сзади стоящей ноги; 6 — фиксация штанги
штанги от точки, в которой завершается уход атлета в подсед, до точки, которой достигают |
|||
48 |
|
||
|
||
|
||||
штанга и атлет после вставания из подседа; при этом штанга перемещается вверх. Эта единица обозначается как «подъем из подседа со штангой на груди». На характеристике последующих единиц мы не останавливаемся, так как их содержание достаточно наглядно представлено на рис. 2. Последовательное соединение рассмотренных единиц характерно для соревновательного упражнения. Овладение им в практике обучения и тренировки достигается с использованием как раздельного, так и целостного методов. В литературе по тяжелой атлетике отмечается, что процесс обучения протекает успешнее, если основные составляющие сложного упражнения разучиваются отдельно, с акцентом на наиболее значимые двигательные проявления. Также было установлено, что наряду с составляющими, входящими в соревновательные упражнения, эффективно использование различных их вариантов, специально-вспомогательных упражнений, процесс разработки которых носил чисто эмпирический характер. С нашей точки зрения, анализируя структуру единиц и составляющих их компонентов, можно выявить все теоретически возможное многообразие разновидностей единиц, представить их в упорядоченной форме, что существенно облегчит задачи реализации процесса обучения и тренировки. Решить эту проблему можно, выявив структурные элементы единиц. К последним относятся исходные положения, направления перемещения, их количественная характеристика и конечные положения. При этом, с одной стороны, применительно к единицам тяжелоатлетических упражнений количественная характеристика выступает в качестве массы отягощения. Естественно, подъемы предельного отягощения или же отягощения, являющегося его частью, решают различные задачи. Однако пространственно-временные характеристики двигательных проявлений остаются близкими друг к другу (хотя силовые характеристики будут различаться весьма существенно), что и позволяет относить эти единицы к одному классу. С другой стороны, перемещение системы «атлет — штанга» существенно усложняет иерархию таких структурных элементов, как исходные и конечные положения. В качестве иллюстрации дается иерархическое «дерево» исходных положений системы «атлет — штанга» (рис. 3). На 2-м уровне дробления учитывается исходное положение как атлета, так и штанги. В свою очередь, на следующем уровне рассматриваются положение частей тела (рук, туловища, ног), а также штанги (на выпрямленных вверху руках, выше уровня плеч, на уровне плеч, ниже уровня плеч). Дальнейшее дроб- |
ление рассмотренных признаков наглядно представлено на рисунке. Следовательно, такие признаки, как исход ное и конечное положения, имеют сложное, иерархически организованное многоуровневое содержание. Это, как мы увидим далее, и является причиной множественности вариантов единиц. Напротив, направление перемещения выступает в форме признака, распространяющегося только на движение штанги, причем в каждой из единиц он однозначен: отягощение либо перемещается вверх или вниз, либо фиксируется в неподвижном состоянии. Причем в рамках каждой конкретной единицы имеется лишь одно из перечисленных значений этого элемента. Теоретически (да и практически) возможно выполнение комбинации единиц в толчке двумя руками в обратной последовательности — тогда в каждой из единиц этой новой комбинации направление движения штанги сменится на противоположное. И хотя направление перемещения в соревновательных упражнениях жестко регламентировано правилами соревнований, в тренировочных целях могут применяться упражнения с противоположным направлением перемещения снаряда. Становится очевидным, что из четырех основных структурных признаков (исходные положения, направления перемещения, их количественная характеристика и конечные положения) дифференцирующими основаниями выступают только исходные и конечные положения. Это позволяет построить соответствующие матрицы, раскрывающие все множество единиц в пределах каждого из классов. Для описания действий штангиста в исходном положении (разновидностей предварительных стартов), а также 6 единиц в рывке и 13 в толчке потребовалось разработать 9 матриц. Рассмотрим их строение на примере второй матрицы (см. таблицу). Структура исходных положений представлена в головке таблицы, а структура конечных положений отражена справа. В обоих случаях структурные, составляющие этих положений расположены в строго определенном порядке. Для исходного положения штанги характерны три разновидности: выше уровня плеч, на уровне плеч и ниже уровня плеч. Последняя, в свою очередь, распадается на три разновидности: выше уровня пояса, на уровне пояса, ниже уровня пояса. В итоге исходные положения штанги делятся на девять вертикальных колонок. Такие структурные элементы, как положение туловища и рук, имеющие вспомогательное значение, в пределах данной матрицы не указаны, но это можно сделать в случае необходимости. Не подвергается дальнейшей детализации и положение ног: во всех десяти колонках, обозначающих исходные положения, оно едино (ноги разогнуты). |
|||
50 |
|
||||
Рис. 3. Иерархическое дерево исходных положений системы «атлет — штанга» |
||||
51 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким же образом дифференциация конечных положений приводит к возникновению восьми горизонтальных строк, пересечение которых с вертикальными колонками характеризует строго определенное сочетание этих двух признаков. В ситуациях, когда подобные сочетания практически возможны, возникает определенная разновидность единиц данного класса. В матрице эти случаи отмечены крестиком; если вариант единицы распространен в практике, он обозначается квадратом. В полученных матрицах все возможные сочетания признаков, состоящих из рассмотренных исходных и конечных положений, пред-ставлены в упорядоченной форме с исчерпывающей полнотой, что очень сложно было бы осуществить на практике с помощью текстового описания. Это помогает тренеру и спортсмену понять принципы возникновения единиц, а также выбрать из их множества те, которые нужны для использования в различных ситуациях в практике обучения и тренировки. |
Остановимся теперь на записи единиц двигательной деятельности. Предложенная нами классификация создает предпосылки для перехода от словесной терминологии к буквенно-цифровому кодированию единиц и комбинаций подъемов штанги. Принципы буквенно-цифрового кодирования основаны на двух положениях (К. Ю. Данилов, 1983): структурные признаки всегда обозначаются постоянными цифрами и буквами; из цифр и букв составляется номер, в котором являются значимыми не только качественные характеристики цифр и букв, но и место их в номере. Каждая единица имеет только ей присущую структуру, а соответственно и специфический номер, который состоит из одной или двух частей (в последнем случае они разделяются знаком тире). Первая часть включает основные характеристики, вторая, расположенная после знака тире, — дополнительные. Рассмотрим только основные характеристи- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица
Примечания: 1. Во всех исходных и конечных положениях ноги атлета разогнуты. 2. Условные обозначения: + возможный вариант исполнения; ■ вариант, наиболее часто встречающийся в практике; — вариант исполнения невозможен. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 |
|
||||
ки. Их три, и по порядку следования в номере они обозначают: первая цифра — номер матрицы; так как их 9, то первый знак номера может иметь значения от 1 до 9; вторая цифра — исходные положения системы «атлет — штанга»; в одной матрице их может быть не более 9 — следовательно, и второй знак может иметь значения от 1 до 9 (конкретная цифра каждого исходного положения указана в нижней строчке головки исходных положений в каждой из матриц); третья цифра — конечные положения системы «атлет — штанга»; в одной матрице их также не может быть более 9 (соответствующая цифра указана в крайней левой колонке головки конечных положений в каждой из матриц). Таким образом, основная часть номера может иметь цифровые выражения от 111 до 999. Рассмотрим примеры. Единица, записанная номером 244, при расшифровке означает: |
«2» — относится ко второй матрице подъемов штанги до начала ухода атлета в подсед; «4» — исходное положение штанги — на уровне нижней трети бедер; «4» — конечное положение штанги — на уровне пояса. Таким образом, единица, записанная номером 244, соответствует подъему штанги от нижней трети бедер до уровня пояса (тяга штанги с плинтов от уровня нижней трети бедер до уровня пояса). А, к примеру, подъем штанги от уровня помоста до уровня пояса (тяга штанги с помоста) будет записан номером 224. При записи комбинаций номера, обозначающие элемент в целом, отделяются друг от друга запятыми; после завершающего элемента комбинации ставится точка. Разумеется, эта форма записи, как и всякая другая специальная система, требует определенных практических навыков. |
|||
ОБОРУДОВАНИЕ И ТРЕНАЖЕРЫ |
||||
Галиченко В. К., Дружинин В. А., Наумов И. И., Севастопольский приборостроительный институт |
||||
С повышением уровня достижений в тяжелой атлетике возрастает значение техники выполнения классических упражнений, а в связи с этим и технической подготовки спортсмена. Как правило, существенные трудности вызывает корректировка правильного направления подъема штанги со старта. Квалифицированные тяжелоатлеты (для сокращения плеча момента сопротивления) при подъеме до уровня коленей перемещают штангу по горизонтали назад до 40 мм (Дружинин В. А., 1965; Роман Р. А., 1976). Начинающие спортсмены поднимают штангу с перемещением вперед. Вероятно, здесь немаловажное значение имеют боязнь задеть грифом штанги голени и колени и обусловленное этим стремление «обвести» колени. Визуальное наблюдение тренера за направлением движения поднимаемой штанги малоэффективно, а инструментальные методы получения соответствующей информации (Дружинин В. А., 1965; Комар А., 1982; Черкесов Ю. Т., 1974) не получили пока широкого распространения в практике тяжелоатлетического спорта. Предлагаемое нами устройство (рис. 1) предназначено для обучения технике подъема |
штанги со старта и предупреждения возможных ошибок на первых этапах занятий тяжелоатлетическим спортом. Шаблон траектории (1) выполнен с небольшим отклонением предполагаемого движения штанги назад (15 — 20 мм), что характерно для начинающих атлетов. Расстояние между стойками шаблона — 70 мм. Шаблон крепится на основании (2) шарнирно — для возможного отклонения параметров движения штанги от модельных. Положение шаблона нежесткое, фиксируется с помощью эластичных связей, что позволяет выполнять подъем штанги с любым возможным отклонением по горизонтали как назад (спортсменам более высокой квалификации), так и вперед (начинающим спортсменам). Модельную амплитуду можно существенно изменить, переместив ось вращения на горизонтальных планках основания вперед или назад в соответствующее отверстие. Концы шаблона отогнуты — для большей вероятности касания их втулкой при опускании штанги после выполнения упражнения. Табло (3) устанавливается перед спортсменом на расстоянии 2 — 3 м; на нем располага- |
|||
53 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |