Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

гиревиков в свете подготовки проекта разрядных нормативов по гиревому спорту в Единой всесоюзной спортивной классификации 1985 — 1988 гг. Эти статьи носят не только познавательный, но и дискуссионный характер (поэтому, возможно, не все положения и рекомендации авторов найдут общую поддержку читателей).

Гиревой спорт — это и древний и вместе с тем молодой вид спорта. Древний потому, что

 

упражнения с гирями известны были еще с незапамятных времен. Молодой потому, что до настоящего времени не было еще единых правил соревнований и разрядных норм по гиревому спорту в общесоюзных масштабах. Поэтому не исключено, что в дальнейшем, с развитием гиревого спорта, правила и разрядные требования и нормы будут подвергаться пересмотру.

 

 

ГИРЕВОЙ СПОРТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

   
В. И. Воропаев, Воронежский сельскохозяйственный институт имени
К. Д. Глинки
 

В последние годы значительно повысился интерес к одному из национальных видов спорта — гиревому спорту. Увеличивается число занимающихся им, организуются группы и секции в коллективах физкультуры колхозов и совхозов, учебных заведений, промышленных предприятий, на судах морского и речного флота, в подразделениях Советской Армии. Проводится большое количество соревнований самого различного масштаба. Расширяется их география.

Однако наряду с большим числом поклонников данного вида спорта находятся еще люди, считающие его несовременным, малоэффективным средством физического воспитания.

На протяжении нескольких лет мы проводили исследования с целью обоснования гиревого спорта как эффективного средства физического воспитания.

Известно, что физические упражнения, если они не будут обладать двумя основными качествами — доступностью и эффективностью, теряют свою ценность как средства физического воспитания. В этом аспекте мы попытаемся рассмотреть гиревой спорт.

Под доступностью подразумевается следующее:

1. Достаточная техническая простота выполняемых упражнений. Согласно действующим в настоящее время правилам соревнований, в гиревой спорт входят упражнения: жим одной гири, толчок двух гирь и рывок одной гири. Все это упражнения циклического характера, с отягощением сравнительно небольшого веса. Они осваиваются довольно быстро, поскольку не связаны с каким-либо безопорным перемещением в пространстве системы спортсмен — снаряд (как, например, в тяжелой атлетике) или сложным перемещением спортсмена (как в гимнастике, акробатике).

И хотя перемещение общего центра тяже-

 

сти имеется, оно происходит в каждом цикле упражнения идентично. Как показывает практика, спортсмен со средним уровнем физического развития овладевает техникой упражнений гиревого троеборья в течение 4 — 6 месяцев. Это позволяет уделять больше внимания развитию и совершенствованию физических качеств.

2. Возможность заниматься как в группах, так и индивидуально. Лучшей формой организации занятий спортом является занятие в учебной группе, секции. Однако работа на корабле, на полевом стане, работа по сменам и многие другие виды трудовой деятельности человека не дают возможности тренироваться в секции, в группе, а вынуждают переходить на индивидуальные занятия с периодическим контролем тренировочных планов опытным тренером. Для индивидуальных занятий гиревым спортом не требуются спортивные залы, большие спортивные площадки. Практически в. любом месте, где есть свободная площадь 4 — 5 м2, можно поднимать гири.

3. Простота материального обеспечения. По сравнению со многими видами спорта гиревой спорт наименее трудоемок в материальном обеспечении. Цена гири 4 — 6 руб. Костюм для тренировок и выступлений — трусы, майка, любые спортивные туфли. Следует отметить долговечность гирь как спортивного снаряда. Практически у гирь не ограничен срок. эксплуатации. Это создает значительное преимущество гиревого спорта перед многими другими, где требуются большие затраты на материальное обеспечение занятий.

Все, что касается материального обеспечения, конечно, следует рассматривать несколько шире. Гиревику нужно заниматься штангой, бегом, метанием, выполнять упражнения на гибкость, заниматься лыжным спортом и другими видами, которые потребуют дополнительных материальных затрат. Это же отно-

Library   71   Up


Contents

 

Home
 

сится и к другим видам спорта. Так, занимаясь легкой атлетикой, спортсмены выполняют упражнения со штангой, набивными мячами, занимаясь борьбой — спортивными играми, гиревым спортом, легкой атлетикой. Поэтому, говоря о простоте материального обеспечения^ имеем в виду только один, «чистый», вид спорта с присущим только ему материальным оснащением.

4. Максимальное исключение случаев травматизма. Изучение упражнений гиревого троеборья, участие в соревнованиях не требуют посторонней страховки спортсмена. Выполнение упражнений не связано с элементами риска. Как правило, травмы появляются в виде срывов участков кожи на ладонях, возникающих по причине неудовлетворительной подготовки снаряда для выполнения упражнений (ручка гири должна быть гладкой, тщательно отполированной, не имеющей ржавчины); случаются такие травмы и при хорошо подготовленной гире, но это бывает, как правило, после значительного перерыва в тренировках, когда кисть «ослабла». Следовательно, природа травм в гиревом спорте лежит не в самой сути гиревого спорта, а в побочных факторах, которые можно исключить.

5. Широкий возрастной диапазон занимающихся. Ценность средства физического воспитания намного возрастает, если оно может быть использовано занимающимися различных возрастных групп. Гиревой спорт как средство физического воспитания имеет такую ценность. Хотя вопрос о возрастных границах занятий гиревым спортом в настоящее время еще не изучен в полной мере, однако практика показала, что возраст занимающихся колеблется в довольно широких рамках. Так, на межобластном турнире в Липецке в 1980 г. средний возраст участников был 26 лет. Старшему участнику было 49 лет, самому младшему — 16 лет. На республиканском турнире в Казани в 1981 г. средний возраст участников составил 25,5 года. Старший участник был в возрасте 48 лет, младший — в возрасте 15 лет.

Раздвинуть, расширить возрастные границы занимающихся — одна из сегодняшних проблем спорта. Действительно, во многих видах спорта начинать заниматься в 16 — 17 лет считается бесперспективным, а соревнования по отдельным видам спорта превратились в «детские соревнования».

Основа гиревого спорта — два физических качества: сила и выносливость, сплав которых дает новое качество — силовую выносливость.

Не принижая роль гибкости, координации, скорости в процессе занятий гиревым спортом, следует, однако, признать, что у гиревиков они не выступают на первый план, как это мы наблюдаем в гимнастике, акробатике, фигурном катании и многих других видах.

 

Как известно, сила, выносливость развиваются и совершенствуются в довольно широких возрастных границах, поэтому и спортивный результат в гиревом спорте можно повышать более длительное время и в более широком возрастном диапазоне.

Теперь остановимся на эффективности, или тренировочном результате, занятий гиревым спортом. Средство физического воспитания может обладать всеми теми положительными качествами, о которых было сказано выше, но если его тренировочный эффект будет низок, если оно не будет оказывать сильного положительного влияния на организм занимающегося, то в целом цена такого средства будет низка.

Определить влияние различных средств физического воспитания можно путем тестирования занимающихся и сравнительного сопоставления результатов тестирования при занятии различными видами упражнений.

В течение нескольких лет мы исследовали (на базе Воронежского сельскохозяйственного института) влияние занятий гиревым спортом на развитие основных физических качеств. По результатам первичных контрольных испытаний, куда входили: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание, прыжки в длину с места, из числа студентов первого курса были сформированы три учебные группы — две экспериментальные (по 19 человек) и одна контрольная (21 человек) с однородными показателями. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 ч. Занятия в контрольной группе организовывались по общепринятой программе по физическому воспитанию для вузов, в экспериментальных — по разработанной нами программе по гиревому спорту.

В процессе 2-летних занятий осуществлялись измерения показателей развития основных физических качеств. Контроль проводился по обязательным контрольным нормативам вузовской программы по физвоспитанию, а именно: кросс 1000 м, подтягивание на перекладине, бег 100 м, прыжки в длину с места. Были получены следующие данные. Исходный средний результат в кроссе на 1000 м в экспериментальных группах был 3 мин 48 с, в контрольной — 3 мин 45 с. По окончании первого года обучения результаты выросли: в экспериментальных группах — до 3 мин 11 с, в контрольной — до 3 мин 13 с. После 2 лет занятий этот результат повысился в экспериментальных группах до 3 мин 2 с, в контрольной — до 3 мин 9 с.

В подтягивании на перекладине результат изменялся следующим образом. Через год занятий исходные средние результаты (в экспериментальных группах — 6,3 раза, в контрольной — 6,8 раза), поднялись соответственно до 8,8 в экспериментальных группах и до 8,38 в контрольной. По завершении наблюдений в конце второго года обучения результаты в

 
Library   72   Up


Contents

 

Home
 

экспериментальных группах возросли до 9,88 раза, в контрольной — до 9,25 раза.

Динамика результата в прыжках в длину с места выглядела так. Первоначальный средний результат в экспериментальных группах был 204 см, в контрольной — 203,7 см. После года занятий он повысился в экспериментальных группах до 211,2 см, в контрольной — до 207,2 см, а в конце второго года занятий дошел в экспериментальных группах до 213,3 см, в контрольной — до 210,3 см.

Показатели в беге на 100 м и их динамика были такими. Исходный средний результат в экспериментальных группах (14,4 с) после первого года обучения повысился до 13,62 с, после второго — до 13,44 с. В контрольной группе результат рос несколько медленнее. Первоначальный результат в группе был равен 14,37 с. После первого года занятий — 13,69 с, после второго — 13,48 с.

Во всех видах испытаний результат экспериментальных групп был выше, чем результат контрольной группы. Абсолютный прирост результатов в отдельных видах испытаний составил: в беге на 100 м — 0,96 с у гиревиков, тогда как в контрольной группе — 0,86 с; в кроссе — 0,46 с в экспериментальной группе и 0,36 с в контрольной; в прыжках в длину с места — 9,3 см и соответственно 6,6 см; в подтягивании 3,58 раза у гиревиков, в контрольной группе — 2,45 раза.

Как известно, важным показателем являет-

 

ся общая физическая работоспособность PWC170 у спортсменов. Наиболее высокие ее величины обычно отмечаются у представителей видов спорта циклического характера. Упражнения гиревого спорта носят циклический характер, поэтому мы сделали предположение, что работоспособность спортсмена-гиревика находится на высоком уровне.

К исследованию было привлечено 22 спортсмена, имеющих уровень подготовленности мастера спорта и перворазрядника. Величина PWC170 колебалась у исследуемых от 1180 до 1622 кГм/мин и в среднем была равна по группе 1486 кГм/мин. Относительная величина PWC170 на 1 кг веса спортсмена составила 19,5 кГм/мин/кг.

Итак, гиревой спорт как средство физического воспитания вполне доступен широкому кругу занимающихся. Доступность его заключается в возможности индивидуальных занятий, достаточной технической простоте выполняемых упражнений, несложности материального обеспечения, возможности тренироваться и выступать в соревнованиях людям различного возраста. Занятия гиревым спортом способствуют развитию основных физических качеств, положительно, сказываются на повышении физической работоспособности организма в целом. Все это дает основание считать гиревой спорт эффективным средством физического воспитания.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЕДИНЫХ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ И РАЗРЯДНЫХ НОРМ В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

   
М. В. Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, ВНИИФК
 

Растущая популярность и массовость гиревого спорта, преобразование его из регионального и узковедомственного вида в вид спорта, который будет включен в основной раздел Единой всесоюзной классификации, выдвигают необходимость разработки единых правил соревнований и разрядных норм гиревиков. Это предусматривает решение по меньшей мере следующих вопросов.

1. Определение программы соревнований.

2. Определение оптимального числа и диапазонов весовых категорий.

3. Разработку оценочных таблиц для объективизации командного зачета.

4. Установление равнотрудных разрядных норм для всех весовых категорий.

Программа соревнований. В настоящее время соревнования в гиревом спорте проводятся по двоеборью (рывок одной гири и толчок двух гирь). С этим можно согласиться. Вме-

 

сте с тем, думается, есть основания предложить для кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта более показательные и эффективные упражнения, а именно: 1) рывок двух гирь аналогично рывку штанги (в полуподсед или глубокий подсед) или с замахом гирями между ногами. Повторение рывка выполнять без потери темпа; 2) толчок двух гирь с многократным, соответствующим количеству выталкиваний, подъемом их к плечам. После выталкивания гири, опускаются в положение виса (замаха) и без потери темпа поднимаются к плечам для повторного толчка.

По сравнению с традиционными эти упражнения, во-первых, вовлекают в работу большее число мышечных групп; во-вторых, оказывают симметричное воздействие нагрузки на тело спортсмена; в-третьих, уменьшают число возможных повторений, тем самым снижая вероятность травм ладоней и сокращая про-

Library   73   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало