Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В МОСКВЕ

   
В. А. Поляков, Москва
 

Дальнейшее развитие современного спорта, быстрое распространение передовых методов тренировок позволяют спортсменам многих стран показывать высокие спортивные результаты. Возрастает конкуренция в ответственных соревнованиях, нарастает напряжение самого процесса выступления. В этих условиях требуется умелое руководство со стороны специалистов, чтобы добиться максимального использования возможностей атлета, надежности его соревновательной деятельности.

Статистика выступлений показывает, что почти во всех соревнованиях по тяжелой атлетике спортсмены получают нулевые оценки. Многие штангисты не выдерживают конкуренции соперников, напряженных условий ответственных состязаний. Как известно, большое значение для успешного выполнения ответственного спортивного действия в экстремальной обстановке имеют индивидуальные особенности нервной системы человека. Поэтому тренерам, готовящим атлета и выводящим его в ходе выступления, очень важно хорошо знать индивидуально-психологические особенности предсоревновательной и главным образом соревновательной деятельности каждого спортсмена для того, чтобы обеспечить максимальную реализацию его возможностей в напряженных условиях ответственных состязаний.

Наблюдения за поведением тяжелоатлетов в ходе разминки и в процессе выполнения ими соревновательных подходов, а также хронометраж времени между подходами показали, что штангисты по-разному настраиваются на успешное выполнение очередного подхода. Одни выполняют разминочные подходы уверенно, через промежутки времени, равномерно возрастающие от подхода к подходу, другие подходят к штанге через резко меняющиеся интервалы, но все — по чувству внутренней психофизиологической готовности, которое возникает в организме атлета через некоторое время после предыдущего подхода.

Результаты измерения (с помощью секундомера) этого временного фактора тяжелоатлетической деятельности и одновременное наблюдение за качеством выполнения спортсменом упражнения на помосте позволили установить, что ритм психофизиологической готовности (время между подходами) оказывает существенное влияние на ход и успешность соревновательного процесса (рис. 1 — 8). Поэтому знание закономерностей изменения этого

 

психофизиологического фактора соревновательной деятельности тяжелоатлетов необходимо специалистам для руководства выступлением спортсмена. Согласно полученным ранее данным средний интервал между подходами в рывке равен 2 мин, в толчке — 3 мин и от подхода к подходу он возрастал. Резкие колебания этого показателя, как правило, говорят о психофизиологической неуверенности спортсмена перед выходом на помост (см. рис. 1-3).

В качестве примера остановимся на неудачном выступлении на Московской олимпиаде наших известных мастеров Д. Ригерта и В. Алексеева (см. рис. 1,4). Рассмотрим затронутую проблему с психологических позиций.

 

Рис. 1. Характеристика разминки и выступления в рывке В. Алексеева

 

Рис. 2. Характеристика разминки и выступления в толчке В. Мазина

Library   49   Up


Contents

 

Home
 

Рис. 3. Характеристика разминки и выступления в толчке В. Христова

Рис. 4. Характеристика разминки и выступления в рывке Д. Ригерта

Рис. 5. Характеристика разминки и выступления в рывке Д. Нуньеса

 

Наблюдая за поведением Д. Ригерта во время соревнований, нельзя было не заметить, что он постоянно ищет глазами своего вероятного соперника в борьбе за олимпийское золото — молодого болгарского атлета Р. Александрова, который разминался на соседнем помосте. Взгляд нашего спортсмена выражал внутреннее напряжение. Таким Д. Ригерта никогда прежде не приходилось видеть. И хотя ритм психофизиологи ческой готовности его между подходами не вызывал беспокойства

 

Рис. 6. Характеристика разминки и выступления в рывке Я. Русева

Рис. 7. Характеристика разминки и выступления в толчке А. Златева

Рис. 8. Характеристика разминки и выступления в толчке Л. Тараненко

(см. рис. 4), — последний разминочный вес 160 кг перед выходом на соревновательный помост к. штанге весом 170 кг он не поднял. Такие факты крайне редко встречаются в тяжелоатлетических соревнованиях подобного масштаба. Это был опасный сигнал о психологической неуверенности атлета. Однако необходимых коррективов сделано не было.

 
Library   50   Up


Contents

 

Home
 

В итоге Д. Ригерт не вырвал в трех подходах начальные 170 кг. Его поведение между соревновательными подходами можно охарактеризовать так: растерянность и неуверенность в своих силах. Тренеры в этот сложный для спортсмена момент уже ничем не могли ему помочь.

Можно с уверенностью сказать, что спортивная подготовленность атлета, с учетом перехода в другую весовую категорию, была определена неточно и начальный вес для первого подхода в рывке был заявлен без учета индивидуальных особенностей его соревновательной деятельности.

Совсем иной была картина поведения В. Алексеева во время соревнований. Спорт-смен рано появился в зале разминки, был небрежен и рассеян, что нехарактерно для его поведения в подобной обстановке. Чувствовалось отсутствие собранности и сосредоточенности. В ходе разминки (см. рис. 1). ритм психофизиологической готовности между под-

 

ходами имел резкие колебания. И несмотря на то что В. Алексеев не вырвал в последнем подходе разминки 160 кг, он начал соревнование с веса 180 кг (был заявлен вес 175 кг). Результат выступления известен. Можно сделать вывод о том, что к соревнованиям на таком высоком уровне атлет не был готов.

Наиболее удачными с точки зрения сохранения ритма психофизиологической готовности между подходами и показанными в соревнованиях результатами следует считать выступление Д. Нуньеса и Я. Русева в рывке (см. рис. 5, 6), а также А. Златева и Л. Тараненко в толчке (см. рис. 7, 8).

Таким образом, при подготовке к ответственным соревнованиям специалистам необходимо обращать особое внимание на фактор учета индивидуально-психологических особенностей поведения спортсмена в экстремальной обстановке предстоящих состязаний, которые требуют от него предельного физического и психического напряжения.

 

 

ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


МОДЕЛЬ И ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИИ *

   
А. Акрабов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер НРБ
 

В тренировочной работе с начинающими штангистами прежде всего следует уделять внимание овладению основами техники соревновательных упражнений.

В связи с этим возникает вопрос, как начинать обучение, по какой системе, чтобы достигнуть по возможности наиболее рационального усвоения техники. На практике это означает необходимость оптимизации обучения и на этой основе быстрое и правильное освоение техники рывка и толчка.

Современная наука и практика показывают, что наилучшую оптимизацию обучения и повышение его эффективности при овладении основами техники соревновательных упражнений обеспечивает программирование. Для этого необходимо создать обучающую программу, модель, в которой должны быть точно описаны определенный логический ряд всех действий и последовательность обучения. На практике, выражаясь языком кибернетики, это означает создание алгоритма обучения основам техники поднимания тяжестей.

 


* Из книги Ангела Акрабова «Вдигане на тежести за юноши», София, Медицина и физкултура, 1977. Перевод П. Полетаева. Дается с некоторыми сокращениями, исключены разделы специальной силовой подготовки в заключительной части урока.

 

Программированное обучение имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, оно позволяет избежать ошибок, допускаемых при индивидуальном тренерском эмпиризме, а также ненужных повторений. Это достигается посредством строгого программирования, научно и логически обоснованной модели — программы обучения. Во-вторых, создается единая основа обучения, что, естественно, улучшает практику тренировочной работы с начинающими штангистами. В-третьих, на основе программированного обучения сокращается время правильного овладения основами техники и совершенствования в ней в процессе тренировки. В результате этого повышается эффективность обучения.

Определение логического ряда действий, по которым происходит обучение в соответствии с программой, представляет так называемые шаги (ступени). Овладение одной ступенью дает возможность перейти к овладению следующей (Р. Пжеведа, 1971).

Каждая ступень является важной, осознанной составляющей обучения, при овладении которыми возникает наглядное представление о движении еще до осуществления целостного обучения, без чего немыслимы даже мечты о прогрессе спортсмена. Метод программированного обучения усиливает моральную удов-

Library   51   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало