|
||||
В итоге Д. Ригерт не вырвал в трех подходах начальные 170 кг. Его поведение между соревновательными подходами можно охарактеризовать так: растерянность и неуверенность в своих силах. Тренеры в этот сложный для спортсмена момент уже ничем не могли ему помочь. Можно с уверенностью сказать, что спортивная подготовленность атлета, с учетом перехода в другую весовую категорию, была определена неточно и начальный вес для первого подхода в рывке был заявлен без учета индивидуальных особенностей его соревновательной деятельности. Совсем иной была картина поведения В. Алексеева во время соревнований. Спорт-смен рано появился в зале разминки, был небрежен и рассеян, что нехарактерно для его поведения в подобной обстановке. Чувствовалось отсутствие собранности и сосредоточенности. В ходе разминки (см. рис. 1). ритм психофизиологической готовности между под- |
ходами имел резкие колебания. И несмотря на то что В. Алексеев не вырвал в последнем подходе разминки 160 кг, он начал соревнование с веса 180 кг (был заявлен вес 175 кг). Результат выступления известен. Можно сделать вывод о том, что к соревнованиям на таком высоком уровне атлет не был готов. Наиболее удачными с точки зрения сохранения ритма психофизиологической готовности между подходами и показанными в соревнованиях результатами следует считать выступление Д. Нуньеса и Я. Русева в рывке (см. рис. 5, 6), а также А. Златева и Л. Тараненко в толчке (см. рис. 7, 8). Таким образом, при подготовке к ответственным соревнованиям специалистам необходимо обращать особое внимание на фактор учета индивидуально-психологических особенностей поведения спортсмена в экстремальной обстановке предстоящих состязаний, которые требуют от него предельного физического и психического напряжения. |
|||
ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ МОДЕЛЬ И ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИИ * |
||||
А. Акрабов, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер НРБ |
||||
В тренировочной работе с начинающими штангистами прежде всего следует уделять внимание овладению основами техники соревновательных упражнений. В связи с этим возникает вопрос, как начинать обучение, по какой системе, чтобы достигнуть по возможности наиболее рационального усвоения техники. На практике это означает необходимость оптимизации обучения и на этой основе быстрое и правильное освоение техники рывка и толчка. Современная наука и практика показывают, что наилучшую оптимизацию обучения и повышение его эффективности при овладении основами техники соревновательных упражнений обеспечивает программирование. Для этого необходимо создать обучающую программу, модель, в которой должны быть точно описаны определенный логический ряд всех действий и последовательность обучения. На практике, выражаясь языком кибернетики, это означает создание алгоритма обучения основам техники поднимания тяжестей.
* Из книги Ангела Акрабова «Вдигане на тежести за юноши», София, Медицина и физкултура, 1977. Перевод П. Полетаева. Дается с некоторыми сокращениями, исключены разделы специальной силовой подготовки в заключительной части урока. |
Программированное обучение имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, оно позволяет избежать ошибок, допускаемых при индивидуальном тренерском эмпиризме, а также ненужных повторений. Это достигается посредством строгого программирования, научно и логически обоснованной модели — программы обучения. Во-вторых, создается единая основа обучения, что, естественно, улучшает практику тренировочной работы с начинающими штангистами. В-третьих, на основе программированного обучения сокращается время правильного овладения основами техники и совершенствования в ней в процессе тренировки. В результате этого повышается эффективность обучения. Определение логического ряда действий, по которым происходит обучение в соответствии с программой, представляет так называемые шаги (ступени). Овладение одной ступенью дает возможность перейти к овладению следующей (Р. Пжеведа, 1971). Каждая ступень является важной, осознанной составляющей обучения, при овладении которыми возникает наглядное представление о движении еще до осуществления целостного обучения, без чего немыслимы даже мечты о прогрессе спортсмена. Метод программированного обучения усиливает моральную удов- |
|||
51 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |